Декорирование изделий в сыром виде.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декорирование изделий в сыром виде.



Декорирование изделий в производстве художественной керамики осуществляется в основном после высокотемпературного обжига, который окончательно формирует керамическое изделие. Существует множество способов декорирования изделий после сушки и первого обжига, которые по их воздействию на поверхность изделия подразделяются на текстурное - рельефное и фактурное - гладкое декорирование.

 

Текстурное декорирование. К этому виду декорирования относятся выпуклые и заглубленные украшения поверхности изделий.

Выпуклые украшения поверхности изделий в виде рельефа и приставных деталей характерны для майолики, терракоты, гончарных изделий, фаянса и в меньшей степени для фарфора.

Фактурное декорирование выполняют окрашиванием материала керамическими красками, ангобами, и другими материалами, а также покрытием цветными глазурями, росписью и т.д. Фактурное декорирование производят следующими способами: лощением, мраморизацией, фляндровкой, пастилажем, резерважем, эстампажем, подглазурным декорированием, росписью растворами солей.

71) Механизированные способы декорирования керамических изделий.

Декорирование художественной керамики выполняют следующими механическими способами: аэрографным покрытием; высокой печатью (с использованием штампа); плоской печатью (офсетной); глубокой печатью (с использованием стальных пластин); прямой трафаретной печатью; фотопечатью.

Техника аэрографного покрытия заключается в том, что краски или красящие вещества наносят на изделия распылением с помощью специальных устройств. Сжатый воздух под давлением поступает в находящийся в руках рабочего аэрограф (пульверизатор) (рис. 31), наполненный приготовленной керамической краской. Пульверизатор устроен так, что при нажатии курка 2 воздух, проходящий через конусную головку аппарата (сопло 4), увлекает с большой скоростью краску, поступающую из бачка 5, распыляет и наносит на незащищенные трафаретом места изделий.

Техникой аэрографного покрытия можно выполнять следующие виды рисунков: бортовые рисунки типа цветочного букета, сплошное однотонное крытье, теневое восходящее или нисходящее крытье, ленты.

 

Высокая печать - наиболее простой способ, используемый в подглазурном и надглазурном декорировании. Обычно его сочетают с отводкой лентой и ручной живописью. Связующие для краски готовят на основе воды, патоки и глицерина. Красящую пасту наносят на изделие резиновым штампиком. Краску набирают на штампик с тонкого слоя, распределенного на стеклянной пластинке.

Плоская печать (литографская и офсетная) основана на свойствах некоторых материалов, например известняка (литографский камень), после специальной обработки по-разному воспринимать краску. Плоская поверхность камня, обработанная согласно рисунку жировым составом, становится восприимчивой к жирной краске, в то время как необработанная воспринимает воду.

Многоцветную переводную картинку - деколь - выполняют керамическими красками. На одной стороне гуммированной бумаги содержится легко растворимая в воде пленка. Разновидность переводных картинок - шелкотраффретная или сдвижная деколь. В этом случае многоцветный рисунок наносят керамическими красками на гуммированную бумагу через сетчатые трафареты. При прямой трафаретной печати (шелкотрафаретной) рисунок наносят непосредственно на керамическое изделие. Трафаретом служит сетчатый рисунок на плотной сетчатой ткани. Трафарет накладывают прямо на изделие и валиком с краской или ракилем продавливают красочную пасту через отверстия, повторяющие рисунок. Связующие красочной пасты подбирают в зависимости от способа декорирования (надглазурное, подглазурное). Фотометод. Существует несколько способов получения фотокерамических изображений. Все они основаны на переносе красочного изображения с фотопленки на изделии путем отслаивания фотоэмульсионной коллоидной пленки со стекла и фиксации ее на изделии с последующим обжигом.

72) Параметры и технология керамического обжига изделий.

Изделия, декорированные цветными глазурями, эмалями, ангобами, подглазурными красками и растворами солей, обжигают в режиме политого обжига. Для каждого вида керамики соблюдается строгий индивидуальный режим обжига.

Надглазурные краски обжигают в окислительной среде в основном в электрических печах в интервале температур 650...9000 С. Скорость подъема температуры при обжиге надглазурных красок 250...3500 С в час. В начале обжига (до 300...4000 С) в момент образования газообразных продуктов вследствие выгорания связующих масел (прокурка) необходимо обеспечить вентиляцию и выход продуктов из зоны обжига. Для этого не закрывают плотно дверцу печи или открывают шибер. Конечный подъем температуры от 650 до 9000 С следует вести быстро, чтобы не было выгорания красок, охлаждение - медленно, особенно при обжиге крупногабаритных изделий. Выгруженные изделия нужно оберегать от сквозняков до полного их остывания.

Длительность обжига зависит от типа печи и вида обжигаемых керамических красок.

73) Эмаль и ее свойства.

Эмаль – это одна из разновидностей стекла. Она представляет собой аморфное образование, возникшее в результате протекающих при высоких температурах процессов взаимодействия различных химических соединений.

Свойства

Вязкость. При нагреве твердая хрупкая эмаль размягчается, постепенно переходит в пластичное состояние, с повышением температуры становится вязкотекучим, а затем жидким, при этом четко определить границы состояния невозможно, у аморфных веществ нет фиксированных температурных точек. Эмали наплавляют на металлическую основу при температурах ниже температур плавления металлов, должна достигаться от 800 до 900оС.

74) Методика эмалирования.

Расплав эмали на металлической основе, имеет свойство адгезии, образуя тонкий слой жидкости (полная смачиваемость), либо остается более или менее сплющенной (неполная смачиваемость).

Если необходимо снизить содержание оксида свинца и борного ангидрида, то для уменьшения поверхностного натяжения следует добавить такие способствующие смачиванию вещества, как К2О, Na2О, Ii2О, СаF2, V2O5, МоО3, WO3. Они способствуют растеканию эмали по металлической подложке.

Термическое расширение.

Варьируя комбинации компонентов шихты, можно добиться того, что термическое расширение эмали становится выше, чем у бытовых стекол, т.е. приближается к коэффициенту термического расширения металлов. Термическое расширение эмали не должно быть выше термического расширения металла.

Прочность при сжатии. Прочность при растяжении. Прочность при изгибе. Прочность при кручении. Ударная прочность. Упругость. Твердость.

Обжиг и сцепление эмали.При температуре от 700 до 900оС эмалевый порошок, нанесенный на металл, взаимодействует с ним и образует гладкое блестящее прочно соединенное с металлом покрытие, причем, как было указано выше, эмаль размягчается в определенном интервале температур.

75) Технологический процесс эмалирования.

Обжиг и сцепление эмали.При температуре от 700 до 900оС эмалевый порошок, нанесенный на металл, взаимодействует с ним и образует гладкое блестящее прочно соединенное с металлом покрытие, причем, как было указано выше, эмаль размягчается в определенном интервале температур.

1-я фаза. При загрузке образца в разогретую печь кислород воздуха беспрепятственно проникает через эмалевый порошок к поверхности металла и окисляет его. На поверхности меди-металла, чаще всего используемого для художественного эмалирования,- образуется окисный слой.

2-я фаза. Частицы эмали спекаются, но покрытие остается, еще пористым, газопроницаемым. Окислы меди взаимодействуют на поверхности раздела со стеклообразующими компонентами эмали, особенно с В2О3, с образованием солей меди. В основном металле вследствие диффузии происходит внутреннее окисление: под слоем окисла меди (СuО) образуется зона закиси меди (Сu2О). Образование окислов меди приводит к некоторому сближению на поверхности раздела свойств таких различных материалов, как металл и эмаль.

3-я фаза. При дальнейшем нагревании пограничное поверхностное натяжение между все более размягчающейся эмалью и твердой медью снижается настолько, что эмаль растекается по поверхности металла, т.е. начинает "плавиться". Поры спекшейся эмали закрываются, образуется сплошное покрытие, поверхность которого пока еще остается неровной. Образовавшееся покрытие препятствует дальнейшему доступу кислорода воздуха к границе эмаль-металл.

4-я фаза. Изделия нагревается до температуры плавления эмали. Поверхностное натяжение уменьшается настолько, что поверхность эмалевого расплава становится гладкой, все неровности исчезают.

5-я фаза. Поверхность эмалевого покрытия должна быть раскаленной докрасна и иметь зеркальный блеск. На этом обжиг заканчивается, и изделие можно вынимать из печи.

6-я фаза. Если оптимальная продолжительность обжига превышена, это приводит к дальнейшему взаимодействию между компонентами эмали и металла, причем изменяется цвет и прочность эмали, пограничный слой отходит от краев металла.

76) Строение и основные породы древесины.

Строение ствола (поперечный срез)

Кора, защищает дерево от повреждений, состоит из двух слоев: наружного, корки, и внутреннего – луба. Под лубом расположен слой камбия, состоящий из живых клеток. Камбий при росте откладывает в сторону коры клетки луба, а в строну центра дерева – клетки древесины. При этом древесных клеток образуется значительно больше, чем лубяных, поэтому древесина нарастает гораздо быстрее коры.

Слой древесины состоит из двух частей: заболони, расположенной ближе к коре, и ядра, лежащего между заболонью и сердцевиной. При этом ядро состоит из созревших и отмерших клеток, а заболонь из молодых растущих клеток. Заболонь и ядро у большинства древесных пород имеют разную окраску и потому хорошо различаются на поперечном срезе ствола.

У некоторых пород ядро не отличается по внешним признакам от заболони. Это бук, ель, пихта. Древесина называется спелой.

У других пород – березы, клена, ольхи, - ядра нет вообще.

По этому признаку все породы подразделяют на ядровые, имеющие и ядро, и заболонь, заболонные, не имеющие ядра, и спелодревесные, имеющие заболонь и спелую древесину (имеющие, не отличающуюся заболонь и древесину).

В центре ствола по всей его длине расположена сердцевина, которая состоит из клеток с очень тонкими стенками. Диаметр сердцевины у разных пород бывает от 1 до 10 мм. Эта часть ствола самая слабая и рыхлая, она легко крошится и быстро загнивает.

Хвойные породы

Лиственные породы

77) Физические и механические свойства древесины.

Истинная плотность древесины изменяется незначительно, так как древе­сина всех деревьев состоит в основном из одного и того же вещест­ва — целлюлозы. Поэтому среднюю плотность древесины можно принять равной 1,54 г/см3.

Средняя плотность древесины разных пород и даже древесины од­ной и той же породы колеблется в весьма широких пределах, по­скольку строение и пористость растущего дерева зависят от почвы, климата и других природных условий. Древесина может быть очень легкой—ρ= 450 кг/м3 (кедр, пихта), легкой— ρ = 460600 кг/м3 (сосна, ель, осина), со средней объемной массой— ρ =610— 750 кг/м3 (лиственница, дуб, береза), тяжелой—ρ=760—900 кг/м3 (граб, железное дерево) и очень тяжелой —ρ>910 кг/м3 (самшит, кизил). С увеличением влажности объемная масса древесины воз­растает. Свежесрубленная древесина значительно тяжелее древеси­ны воздушно-сухой, имеющей влажность 15% (табл. 1).

Пористость древесины хвойных пород колеблется от 46 до 81%, лиственных—от 32 до 80%.

Влажность W выражают обычно в % по отношению к массе су­хой древесины. В древесине различают гигроскопическую влагу, связанную в стенках клеток, и капиллярную влагу, которая свобод­но заполняет полости клеток и межклеточное пространство.

Усушка, разбухание и коробление. Колебания влажности воло­кон древесины влекут изменение размеров и формы досок, брусьев и других изделий из древесины. При увлажнении сухой древесины до достижения ею предела гигроскопичности стенки древесных клеток утолщаются, разбухают, что приводит к увеличению разме­ров и объема деревянных изделий.

Текстура—это рисунок древесины, зависящий от сочетания ее видимых элементов: годовых слоев, сердцевинных лучей, сосудов и др. Цвет и текстура древесины характерны для каждой породы дерева.

Блеск древесины зависит от плотности и степени обработки. Блеск придается древесине путем полирования и покрытия лаками.

Запах древесины зависит от содержания в ней смолистых, эфир­ных и дубильных веществ.

Теплопроводность сухой древесины незначительна; для сосны поперек волокон—0,17; вдоль волокон—0,34 Вт/(м·°С). Теплопро­водность древесины зависит от ее пористости, влажности и направ­ления потока тепла.

Электропроводность древесины зависит от ее влажности. Древе­сина, используемая при электрической проводке (розетки, доски и т. п.), должна быть сухой.

Механические свойства древесины определяют путем испытания малых чистых (без видимых пороков) образцов древесины.

Прочность древесины характери­зуется пределами прочности при сжатии, растяжении, статическом изгибе, скалывании.

Прочность при сжатии определяют путем испытания образцов, имеющих форму параллелепипеда основанием 20х20 мм и длиной вдоль волокон 30 мм. Определяют пределы прочности древесины вдоль и поперек волокон. Прочность древесины при сжа­тии вдоль волокон в 4—6 раз больше, чем прочность поперек волокон.

Прочность при изгибе Предел прочности древесины при растяжении вдоль волокон в среднем в 2,5 раза превосходит соответствующий предел прочности при сжатии.

Удельная прочностьдревесины при растяжении вдоль волокон примерно такая же, как у высокопрочной стали и стеклопластика.

Прочность при статическом изгибе древесины очень высокая:

она примерно в 1,8 раза превышает прочность при сжатии вдоль волокон и составляет около 70% прочности при растяжении.

Прочность древесины при скалывании имеет большое значение при устройстве врубок, клеевых швов и т. п. в деревянных конст­рукциях.

Статическая твердость численно равна нагрузке, которая необходима для вдавливания в образец древесины поло­вины металлического шарика радиусом 5,64 мм (при этом площадь отпечатка равна 1 см2).

Модуль упругости при статическом изгибе Еw древесины с влаж­ностью W определяют, нагружая образец, покоящийся на двух опорах, двумя сосредоточенными силами.

78) Пороки ствола и строения древесины.

Пороками называют недостатки отдельных участков древесины, снижающие ее качество и ограничивающие возможности ее ис­пользования.

Дефектами называют пороки механического происхождения, возникающие в древесине в процессе заготовки, транспортировки, сортировки, штабелевки и обработки.

Сучки—части ветвей, заключенные в древесине.

Трещиныпредставляют собой разрывы древесины вдоль воло­кон.

Метиковые трещины—это радиально направленные трещины в ядре или спелой древесине,

Морозные трещины, образующиеся в растущем дереве, направ­лены радиально, проходят из заболони в ядро и имеют значитель­ную протяженность по длине ствола дерева.

Трещины усушки, возникающие в срубленном дереве по мере его высыхания, то же направлены по радиусу торцового среза.

Отлупные трещины проходят между годичными слоямивозникая в растущем дереве, увеличиваются в срубленной древесине при ее высушивании.

Пороки формы ствола

 

Сбежистость—это уменьшение диаметра круглых лесоматериа­лов от толстого к тонкому концу, превышающее нормальный сбег, равный 1 см на 1 м длины бревна. Этот же порок наблюдается у необрезных пиломатериалов в виде ненормального уменьшения ши­рины досок по длине, превышающего допустимый предел. Сбежистость увеличивает отходы при распиловке и лущении бревен, обусловливает появление радиального наклона волокон в пилома­териалах и шпоне, а следовательно, и снижение прочности этих материалов.

Закомелистость проявляется в виде резкого увеличения комлевой (нижней) части ствола дерева. Раз­личают округлую и ребристую закомелистость со звездчато-лопастной формой поперечного сечения бревна.

Нарост—резкое местное утолщение ствола, имеющее различную форму и размеры.

Кривизна — искривление про­дольной оси бревен, обусловленное кривизной ствола дерева, бывает простая и сложная кривизна, характеризующаяся несколь­кими изгибами.

Наклон волокон— непараллель­ность волокон древесины (рис.(10)134) продольной оси изделий (бревен, досок, брусьев и т. п.). Наклон уве­личивает прочность древесины при раскалывании, но затрудняет ее ме­ханическую обработку и снижает прочность пиломатериалов при рас­тяжении и изгибе вследствие перерезания волокон древесины.

Крень—ненормальное утолщение поздней древесины в годо­вых слоях; свойственна наклонно стоящим и покривленным де­ревьям.

Свилеватость—волнистое или беспорядочное расположение во­локон древесины, чаще встречающееся у лиственных пород, преиму­щественно в комлевой части ствола.

Завиток—местное резкое искривление годовых слоев под влия­нием сучков и проростей.

Сердцевина—узкая центральная часть ствола, состоящая из рыхлой древесной ткани; попадая в деревянные изделия, усиливает их растрескивание.

Двойная сердцевина в виде двух сердцевин с самостоятельны­ми системами годовых слоев увеличивает отходы при обработке древесины, усиливает ее растрескивание.

Пасынок—отмершая вторая вершина или толстый сук, прони­зывающие ствол под острым углом к его продольной оси. Ухудшает однородность и механические свойства древесины.

Водослой—это участки ядра или спелой древесины, имеющие ненормально темную окраску и возникающие в растущем дереве вследствие повышенной влажности этих участков. Этот порок часто является причиной растрескивания и гниения древесины, снижает ударную вязкость при изгибе.

Прорость в виде обросшего древесиной участка поверхности ствола с омертвевшими тканями и отходящая от него радиальная трещина возникает в растущем дереве при зарастании повреж­дений.

Рак—рана, возникающая на поверхности ствола растущего де­рева вследствие жизнедеятельности грибков и бактерий.

Сухобокость возникает в местах повреждений (заруб, ожог, ушиб и т. п.) и представляет собой омертвевший участок ствола.

Засмолок—участок древесины, обильно пропитанный смолой;

присущ только хвойным породам. Он снижает ударную вязкость и водопроницаемость, затрудняет отделку—лакировку, окраску.

Смоляной кармашек в виде полости, заполненной смолой, встре­чается у хвойных пород, чаще всего у ели. Препятствует лицевой отделке и склейке древесины.

Некоторые пороки (например, пятнистость, внутренняя заболонь и др.) не оказывают существенного влияния на механические свойства древесины.

79) Антисептики древесины.

Антисептики, обладая токсичностью по отношению к грибам, должны быть безвредными для людей и животных. Применяют ан­тисептики, не понижающие прочности древесины и не вызывающие коррозии металлических креплений. Кроме того, антисептики долж­ны сохраняться в условиях эксплуатации. Для воздушных условий обычно применяют антисептики, растворимые в воде. Антисептирование деревянных элементов, подвергающихся действию воды (шпалы, столбы, сваи и т. п.), осуществляют не растворяющимися маслянистыми веществами.

Водорастворимые антисептики неорганические и некоторые органические—применяют в виде водных растворов и антисепти­ческих паст. К этой группе антисептиков относятся соли и водорастворимые смолы.

Фтористый натрий (NаF) теский—белый порошок без запаха, не изменяющий цвет древесины; рабочая концентрация ра­створа 2—3%, растворимость в воде при 16—18°С составляет 4,5%. Обладает высокой токсичностью по отношению к дереворастущим грибам и насекомым, часто используют в комбинации с другими антисептиками. При соединении с известью, цементом фтористый натрий переходит в нерастворимый фтористый кальций и теряет свою токсичность.

Кремнефтористый натрий (Nа2SiF6)белого или се­рого цвета; его растворимость в горячей воде—около 2,4%. При­меняют совместно с фтористым натрием в виде водного раствора, а также в составе антисептических паст.

Хлористый цинк (ZnCl2) растворяют в водном растворе 5%-ной концентрации, так как вызывает коррозию металла.

Медный купорос (СuSO4 •5Н2O) используют 10%-ного водного раствора. Может употребляться в составе комбинирован­ных препаратов. Например, препарат ХМ-5 представляет собой смесь медного купороса и натриевого хромпика.

Динитрофенолят натрия6Нз(NO2)2ON] сть выше токсичности фтористого натрия. Употребляется для пропитки древесины (в концентрации 3—5%) и древесноволокнистых тепло­изоляционных изделий (в концентрации 1—2%). Динитрофенолят натрия нелетуч, не коррелирует металл и не гигроскопичен, в по­рошкообразном виде горюч и взрывоопасен. Не применяют для пропитки древесины, подвергающейся нагреву свыше 50°С. Прида­ет древесине оранжевую окраску.

Высокотоксичные антисептики, содержащие арсенаты металлов, в виде жидкостей и паст хорошо защищают древесину от загнива­ния, не ухудшая ее свойства и не оказывая коррелирующего влия­ния на металлические детали.

Ряд эффективных антисептических препаратов получают путем сочетания соли (например, фтористого натрия) и водорастворимо­го органического антисептика (динитрофенола или др.).

Маслянистые антисептики не растворяются в воде, поэтому их используют для консервации древесины, находящейся на открытом воздухе, в воде или земле. Токсичность антисептиков этой группы обусловливается наличием в них фенола и его производных. Эти вещества содержатся в маслах, получаемых в результате перера­ботки каменноугольного дегтя, который сам является одним из продуктов процесса коксования каменного угля.

Антраценовое масло продукт перегонки каменноугольного дегтя (при 270—410°С), сильно токсичен, обладает специфичным резким запахом, темно-бурого цвета.

Каменноугольное креозотовое масло получают при дистилляции каменноугольного дегтя (при 250—280°С), применяют в подогретом о 50—60°С состоянии. Обладает сильным антисептирующим дей­ствием, не выщелачивается, не оказывает вредного действия на древесину и металл. Является одним из лучших антисептиков для шпал, деревянных столбов, опор, мостов.

Сланцевое масло применяют наравне с антраценовым маслом.

Древесина, пропитанная маслянистыми антисептиками, при­обретает темный цвет, имеет резкий фенольный запах, не поддает­ся окраске, увеличивает горючесть. Поэтому эти антисептики не применяют для консервации деревянных конструкций и деталей, находящихся внутри жилых помещений.

Некоторые антисептики (пентахлорфенол, нафтенат меди и др.) переводятся в рабочее жидкотекучее состояние путем растворения в органических растворителях (зеленом масле, керосине и т. п.).

Антисептические пасты состоят из трех частей: водорастворимо­го антисептика, связующего вещества, обеспечивающего прилипа­ние пасты к поверхности древесины и наполнителя—торфяного порошка.

Битумную пасту приготовляют путем добавления в расплавлен­ный битум зеленого масла (в качестве растворителя), фтористого натрия и торфяного порошка. Состав перемешивают до получения однородной смеси. Битумные пасты водостойки, торфяной порошок (вводимый в количестве 5—10%) облегчает диффузию фтористого натрия из битуминозного связующего в древесину,

Силикатную пасту готовят из кремнефтористого натрия (15— 20%), жидкого стекла (около 72%), воды и добавки каменноуголь­ного масла, придающей отвердевшей пасте эластичность. Эта пас­та, так же как и экстрактовая, не горюча, но и не водостойка.

Экстрактовая паста содержит фтористый натрий (25—40%), экстракт сульфитных щелоков (26—28%), воду (30—40%) и тор­фяной порошок. Эту пасту после нанесения на деревянный элемент надо покрывать гидроизоляционным слоем для защиты от вымывания.

Антисептические пасты применяют как обмазки для защиты от гниения деревянных конструкций при повышенной влажности воз­духа, а также для элементов, находящихся в грунтах с переменной влажностью. Пасту, нанесенную на поверхность столбов или дру­гих элементов, соприкасающихся с землей, защищают гидроизоля­цией (толем, рубероидом и т. п.).

Те места деревянной конструкции, которые повреждены дереворазрушающими грибами или насекомыми, обрабатывают сильно­действующими антисептиками. Древесину, пораженную гнилью, удаляют и сжигают во избежание заражения здоровой древе­сины.

Древесина может подвергаться стерилизации путем облучения лучами Со-60 (кобальта) по определенному режиму. Применение радиационных методов возможно только при строгом обеспечении правил охраны труда.

Усовершенствование установок для стерилизации древесины го­рячим воздухом (при 100°С), который вызывает гибель грибов насекомых, поможет сохранить деревянные конструкции, находящиеся в эксплуатации.

80) Сушка древесины.

Сушка не только повышает прочность древесины, но при прове­дении соответствующих конструктивных и защитных мероприятий против гниения обеспечивает ее длительную сохранность. Сушка может быть естественной (на складах) или искусственной, осуществляемой в сушилах, горячих жидкостях или в поле токов высокой частоты.

Для высушивания древесных материалов нужно обеспечить испарение влаги с поверхности материала и создать условия для быстрого передвижения влаги изнутри к поверхности изделия.

Естественная (или воздушная) сушка происходит на складах лесоматериалов. Склад устраивают на ровной площадке, расположенной на сухом возвышенном месте и оборудованной водостоками. Доски укладывают в штабеля на некотором расстоянии друг от друга для создания равномерной вентиляции и защищают от дождя, покрывая штабель навесом. Бревна укладывают в штабеля на прокладки из жердей также на некотором расстоянии друг от друга. Верхний ряд располагают с наклоном и покрывают гидро­изоляционным материалом. Для предотвращения быстрого высы­хания и растрескивания торцы досок и бревен промазывают жид­ким составом из извести, клея, поваренной соли. Штабеля лесоматериалов размещают на складе, учитывая направление господствующего ветра, на расстоянии 2—2,5 м друг от друга;

предусматривают проезды шириной 8—10 м.

Естественная сушка не требует специального оборудования, однако она осуществляется медленно, зависит от погоды и может быть только в определенное время года. В зависимости от породы дерева и толщины естественная сушка досок занимает от 2—3 месяцев до 1—1,5 лет, воздушно-сухую древесину получают с мини­мальной влажностью 15%.

 

Искусственная сушка

 

Искусственная сушка происходит во много раз быстрее и позво­ляет высушить древесину до 6—10%-ной влажности.

Сушила бывают непрерывного и периодического действия с ес­тественной и принудительной циркуляцией воздуха; теплоносите­лем в сушилах является водяной пар и нагретый воздух. В начале процесса сушки древесину прогревают на всю толщину паром или влажным воздухом с температурой 70—80°С. Это позволяет избе­жать больших градиентов температуры по толщине материала во время последующей интенсивной сушки, осуществляемой циркули­рующим сухим воздухом с температурой 50—60°С.

Наиболее производительны и экономичны автоматизированные сушила непрерывного действия с механизированной погрузкой и разгрузкой лесоматериалов. В столярном и мебельном производст­ве нередко применяют сушку древесины в камерных сушилах пе­риодического действия: в них можно создать мягкий режим сушки и избежать растрескивания древесины. Продолжительность камер­ной-сушки сосновых и еловых досок толщиной 25—50 мм составля­ет 3—6 сут.

Скоростная сушка древесины в петролатуме длится всего 8— 12 ч. Петролатум—побочный продукт депарафинизации нефтяных масел, состоящий из углеводородов и их производных, в воде не растворяется и с водой не смешивается. При нагреве переходит в состояние подвижной жидкости. Сушка осуществляется путем по­гружения пакета деревянных изделий в ванну с нагретым до 13б°С петролатумом. Из погруженной древесины быстро удаляется в ат­мосферу влага в виде пара. Одновременно древесина пропитывает­ся петролатумом на глубину около 2 мм, при этом расход петролатума на 1 м3 древесины составляет 8—20 кг. Ценно то, что при суш­ке в петролатуме древесина не коробится и не растрескивается.

Сушка древесины в поле токов высокой частоты разработана в России, она основана на превращении энергии переменного электри­ческого поля высокой частоты в тепловую энергию, вызывающую нагрев древесины. Деревянные элементы помещают между сетча­тыми электродами, к которым от генератора проведен ток высокой частоты. Древесина быстро и равномерно нагревается. Поскольку поверхность материала имеет более низкую температуру вследствие испарения влаги, то находящаяся в древесине влага интенсивно перемещается изнутри материала наружу. Это дает возможность высушивать древесину очень быстро, не опасаясь ее растрескивания и коробления. Электросушка древесины требует значительного рас­хода электроэнергии, поэтому ее применяют для высококачественных древесных материалов.

 

81) Древесина для художественной обработки.

Для резьбы выбирают чистую древесину, без пороков (сучки, особенно скрытые внутри древесины, свилеватость волокон, за исключением капа и карельской березы, косослой) или механических или иных повреждений. Для резьбы не годится древесина с трещинами, попорченная или проеденная червями или жучками, пораженная гниением или с проростью, т.е. с омертвелыми тканями и повреждениями ствола, частично или полностью заросшими. Для выявления природной текстуры древесину рекомендуется срезать в трех направлениях: вдоль волокон, поперек и под углом. При продольном радиальном срезе будут видны вертикальные линии волокон; при продольном или тангенциальном – линии, сходящиеся конусообразно (текстура); при поперечном (торцовом) – годичные кольца. Опытные резчики и токари знают природную текстуру различных пород деревьев и учитывают ее особенности уже в процессе первичной подготовки древесины под ту или иную вещь. При выборе предпочтение отдают древесине радиальной распиловки. Прямослойной. Она лучше обрабатывается инструментом и меньше коробится впоследствии. Распиленные радиально заготовки обрабатывают последовательно фуганкой и рейсмусом, а в производственных условиях – на фуговальном и рейсмусовом станках. Древесина, предназначенная для резьбы, не должна иметьвлажность более 10% . Более влажная древесина легче режется, но после высыхания может растрескаться. Не рекомендуется резать на поверхности, предварительно отшлифованной, потому что частицы шлифованного материала набиваются в поры заготовки или изделия и инструмент быстро тупится. Резьбу лучше производить до монтировки изделия.

Перед тем как приступить к резь­бе, следует продумать и предвари­тельно прорисовать на бумаге буду­щую композицию. Тщательно подго­товленный рисунок в размер заго­товки или детали украшаемого резь­бой изделия переносят на поверх­ность заготовки или изделия. Если узор геометрический, основанный на равномерном делении поверхности прямыми или кривыми линиями, то его можно размещать непосредствен­но на заготовке или изделии, пере­нося с помощью циркуля-разметчика и линейки размеры и расстояния с эскиза на дерево. Если это слож­ная, свободная композиция, то ее снимают на кальку и уже с кальки переносят на изделие через копиро­вальную бумагу.

82) Геометрическая резьба по древесине.

Для резьбы выбирают чистую древесину, без пороков (сучки, особенно скрытые внутри древесины, свилеватость волокон, за исключением капа и карельской березы, косослой) или механических или иных повреждений. Для резьбы не годится древесина с трещинами, попорченная или проеденная червями или жучками, пораженная гниением или с проростью, т.е. с омертвелыми тканями и повреждениями ствола, частично или полностью заросшими. Для выявления природной текстуры древесину рекомендуется срезать в трех направлениях: вдоль волокон, поперек и под углом. При продольном радиальном срезе будут видны вертикальные линии волокон; при продольном или тангенциальном – линии, сходящиеся конусообразно (текстура); при поперечном (торцовом) – годичные кольца. Опытные резчики и токари знают природную текстуру различных пород деревьев и учитывают ее особенности уже в процессе первичной подготовки древесины под ту или иную вещь. При выборе предпочтение отдают древесине радиальной распиловки. Прямослойной. Она лучше обрабатывается инструментом и меньше коробится впоследствии. Распиленные радиально заготовки обрабатывают последовательно фуганкой и рейсмусом, а в производственных условиях – на фуговальном и рейсмусовом станках. Древесина, предназначенная для резьбы, не должна иметьвлажность более 10% . Более влажная древесина легче режется, но после высыхания может растрескаться. Не рекомендуется резать на поверхности, предварительно отшлифованной, потому что частицы шлифованного материала набиваются в поры заготовки или изделия и инструмент быстро тупится. Резьбу лучше производить до монтировки изделия.

Перед тем как приступить к резь­бе, следует продумать и предвари­тельно прорисовать на бумаге буду­щую композицию. Тщательно подго­товленный рисунок в размер заго­товки или детали украшаемого резь­бой изделия переносят на поверх­ность заготовки или изделия. Если узор геометрический, основанный на равномерном делении поверхности прямыми или кривыми линиями, то его можно размещать непосредствен­но на заготовке или изделии, пере­нося с помощью циркуля-разметчика и линейки размеры и расстояния с эскиза на дерево. Если это слож­ная, свободная композиция, то ее снимают на кальку и уже с кальки переносят на изделие через копиро­вальную бумагу.

83) Контурная резьба по древесине.

Разновидность геометрической резьбы — контурная резьба. Само название говорит о том, что в этой технике выполняют контур, контур­ный рисунок. Действительно, контур­ная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, как трехгранновыемчатая и скоб­чатая резьба, а свободных узоров, которые как бы рисуют на доске ре­жущим инструментом. При этом могут применяться линии прямые, кривые — произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т. д.

Для контурной резьбы нужен хорошо направленный



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.191.104 (0.016 с.)