Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система источников права, регулирующих государственную службу в Российской Федерации

Поиск

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации и ее субъектов;
федеральных органов государственной власти, иных феде ральных государственных органов (федеральных государствен ных органов) и органовгосударственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);
лиц, замещающих так называемые политические государ ственные должности, т. е. лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих госу-дарственные должности субъектов РФ. Указанные государст венные должности устанавливаются, во-первых, Конституци ей РФ, федеральными законами для непосредственного испол нения полномочий федеральных государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов зако нодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.), а во-вторых, конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Таким образом, определение понятия государственной службы в ранее действовавшем Федеральном законе «Об осно вах государственной службы Российской Федерации» как про фессиональной деятельности по обеспечению исполнения пол номочий только государственных органов утратило силу. Со временный законодатель считает государственной службой профессиональную служебную деятельность граждан РФ, кото рая направлена на обеспечение исполнения полномочий Рос сийской Федерации и ее субъектов, государственных органов (федеральных органов государственной власти и иных феде ральныхгосударственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъек тов РФ), а также лиц, замещающихгосударственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулированиягосударственно-слу жебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно ус-
ганавдивает, что федеральная государственная служба относит ся к ведению Российской Федерации. Относительную слож ность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законо дательство, которые главным образом и регулируют государст венно-служебные отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конститу ции РФ по предметам совместного ведения Российской Феде рации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе — законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Кон-ституции РФ определяет, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного веде ния Российской Федерации и ее субъектов федеральные орга ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, вопросы государст венной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством огосударственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемы ми соответствующими субъектами РФ.
Государственная служба в Российской Федерации регулиру ется федеральными законами, конституциями и уставами субъ ектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяю щими государственную службу и правовое положение государ ственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область принимает собственный закон о государственной службе. Пра вовыми источниками государственной службы являются также правовые нормы различных отраслей права, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах.
Нормативными правовыми актами, регулирующими госу дарственно-служебные отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса осуществления служащими компетенции государственных ор ганов), являются следующие.
Конституция Российской Федерации.
Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы уста навливаются и некоторые другие важные положения государст венно-служебного характера.
Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государствен ной службе субъектов Федерации.

Специальные федеральные конституционные законы и феде ральные законы, а также иные законодательные акты, регламен тирующие государственно-служебные отношения в сфере госу дарственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы. Среди них можно выде лить, к примеру, следующие федеральные законы: «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», «О проку ратуре Российской Федерации».
Указы и распоряжения Президента РФ, например Положе-ние о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237; Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885; Положение о порядке присвоения и сохранения класс ных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служа щим, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113; Положение о конкурсе на замещение вакантной долж ности государственнойгражданской службы Российской Феде рации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112.
Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопро сам государственной службы, например Правила индексации пенсий федеральных государственныхслужащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 346; Анкета гражданина Российской Федерации, изъявившего жела ние участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р; Перечень категорий государственных и муни ципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декаб ря 2004 г. № 900.

Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерст вами, службами, агентствами), например Служебный распоря док центрального аппарата Министерства экономического раз вития и торговли Российской Федерации, утвержденный при казом Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2005 г. № 306; Служебный распорядок Федеральной службы государственной статистики, утвержденный приказом Федеральной службы го-
сударственной статистики от 21 сентября 2005 г. № 149; Слу жебный распорядок Федеральной службы по финансовым рын кам, утвержденный приказом Федеральной службы по финан совым рынкам от 26 апреля 2005 г. № 05-60/пз; Инструкция об организации работы по применению поощрений и дисципли нарных взысканий в органах по контролю за оборотом нарко тических средств и психотропных веществ, утвержденная при казом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом нар котических средств и психотропных веществ от 9 июня 2004 г. № 174; Инструкция о порядке организации и проведения атте стации военнослужащих, проходящих военную службу по кон тракту, а также офицеров, проходящих военную службу по при зыву, внутренних войск Министерства внутренних дел Россий ской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 2 сентября 2005 г. № 717.
8. Постановления Конституционного Суда РФ (например, по становление «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «Огосударственной службе Республики Коми»), По государственно-служебным вопросам стала появляться также судебная практика судов общей юрисдикции, например по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должно сти государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо числен ности.
Современная государственная служба РФ формируется в рамках проведения административной реформы. Сами феде-ральные законы «О системегосударственной службы Россий ской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стали в известном смысле результатом административной реформы. В 2006—2007 гг. реформа госу дарственной службы будет продолжена. Она будет идти по не которым важным направлениям, например: совершенствование законодательства о правоохранительной службе, конкретизация
многих институтов государственной службы, упрочение закон ности деятельности государственных служащих и установление административных процедур реализации ими своих полномочий.

Виды государственной службы

Деление государственной службы на виды обусловлено феде­ративным устройством Российской Федерации, принципом разде­ления властей, особенностями отраслей и сфер государственной дея­тельности.

В соответствии с принципом федерализма различаются:

а) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Феде­рации);

б) государственная служба субъектов Российской Федерации, на­ходящаяся в их ведении (см. п. 3, ст. 2 Закона об основах государст­венной службы).

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицируетгосударственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственнуюгражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.
В соответствии с действующим законодательством о госу дарственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устрой ства Российской Федерации), выделяются следующие виды го сударственной службы: 1) федеральная государственная служба и 2)государственная служба субъектов РФ. Федеральная государ ственная служба представляет собой профессиональную слу жебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий фе деральных государственных органов и лиц, замещающих госу дарственные должности Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются ви дами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе го сударственной службы Российской Федерации» могут быть ус тановлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется государственная гражданская служба субъекта РФ.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т. е. правовое регулирование и организа ция федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О сис теме государственной службы Российской Федерации»). Осу-ществление правового регулирования государственной граж данской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной гражданской служ бы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.
Государственная гражданская служба Российской Федера ции — это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, за нимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государст венных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федера ции и ее субъектов.
Государственная гражданская служба — это служебная дея тельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляютгосударственно-управленческие функ ции для разрешения экономических и социальных задач. Их работа связана с реализацией действий и принятием решений обеспечительного характера. В правовом статусе государствен ных гражданских служащих не устанавливаются ярко выражен ные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления. Можно считать, что осу ществление служебной деятельности гражданами России в рам ках государственной гражданской службы исключает, во-пер вых, их деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формиро ваниях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а во-вторых, служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в го-сударственных органах, службах и учреждениях, осуществляю щих функции по обеспечению безопасности, законности и пра вопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод че ловека и гражданина.

Военная и правоохранительная служба — это виды государст венной службы, связанной с охранительной деятельностью го сударства, обеспечением личной безопасности граждан, внут-
ренней и внешней безопасности общества и государства в це лом, а также с обеспечением правопорядка.
Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков. Наиболее важные из них:
ее содержание — обеспечение безопасности граждан, обще ства и государства, защита основных прав граждан и публич ных интересов, материальных ценностей, охрана общественно го порядка;
свой профессиональный долг эти служащие обязаны выпол-нять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в ру ках;
наличие специальных правовых актов, регулирующих орга низацию и прохождение службы, правовое положение служа щих;
наличие системы специальных званий и внешней атрибути ки (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);
проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;
более строгая дисциплина и единоначалие, которые предпо лагают установление строжайшей персональной ответственно сти за выполнение служебных обязанностей;
повышенные требования как при приеме, так и при прохож дении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.). Так, на милитаризованную службупринимают с 18, а в ряде случаев — с 20 лет;
особые правила привлечения к юридической ответственно-сти.
Военнослужащие и служащие правоохранительных органов могут проходить службу и не занимая должностей в государст венных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командо-вания; нахождения за штатом во время организационно-штат ных мероприятий; прикомандирования к органам государст венной власти.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных

Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формиро ваниях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.
Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ (т. е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Мини стерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, погранич ных войсках; в воинских формированиях системы МЧС Рос сии; в иных войсковых формированиях.
Для военной службы главная цель — защита страны от по сягательств других государств на конституционный строй, суве ренитет, территориальную целостность, военный и экономиче ский потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, го сударственную границу и другие важные для страны объекты. Значительная часть военнослужащих создает условия для вы-полнения главной задачи военнойслужбы путем обучения, ме дицинского и жилищно-коммунального обслуживания военно обязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями закон ности и выполнения иной вспомогательной деятельности.

Отличие военной службы от любой другой публичной служ бы состоит в том, что она комплектуется не только на добро вольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.
К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормати вов физической подготовки.
Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских государственных служащих служит не в органах государствен ной власти, а в воинских частях (формированиях). Значитель ное число военнослужащих занимает должности в учреждениях (образовательных, медицинских и др.).
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается также определение правоохрани тельной службы, под которой понимается вид федеральной го-сударственной службы, представляющий собой профессиональ ную служебную деятельность граждан на должностях правоох ранительной службы в государственных органах, службах и
учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безо-пасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым при сваиваются специальные звания и классные чины.
Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции обществен ной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; про тивопожарной и иных служб МЧС России; органов Федераль ной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Феде ральнойслужбы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской служ бы РФ.
Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и администра тивными правонарушениями.
Большинство сотрудников правоохранительных органов яв ляются должностными лицами, представляя такую разновид ность должностных лиц, как представители власти. Как пред ставители власти сотрудники правоохранительных органов на делены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправо мерные действия (требовать прекращения неправомерных дей ствий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т. д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.014 с.)