Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Конституция 1918 г. - первый основной закон российской республики
| Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа".
Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства. Проект декларации был написан В.И. Лениным.
Текст декларации состоит из 4-х разделов:
В 1-м разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
2-й раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью - уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное и полное разоружение имущих классов.
3-й раздел декларировал принципы советской внешней политики - борьба за мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время 1-й мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.
4-й раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям - Советам, подчеркивалось, что Советская власть ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях.
Декларация заложила краеугольный камень основ конституционного строя РСФСР, магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая чаяния трудящихся, основные положения декларации тем не менее носили ярко выраженную классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.
Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - классовый характер перешел и в Конституцию РСФСР, принятую 10 июля V Всероссийским съездом Советов 1918 г.
Главной особенностью данной конституции было то, что она не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового оформления, покончить с временным статусом "рабоче-крестьянского правительства" страны.
Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию, как форму наиболее приемлемую для многонационального государства.
В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных социальных групп населения. Например, в ходе выборов в высшие органы власти 5 голосов крестьян приравнивались к 1 голосу рабочего, преимущества городских рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские Советы). По смыслу статей Конституции роль крестьянства определялась в качестве "меньшего брата" пролетариата, силы ведомой и направляемой последним. Участие иных социальных групп в выборах органов власти вообще исключалось, равное избирательное право отсутствовало.
Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему Советов, подробно рассмотренную в 1 вопросе. Согласно Конституции высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами - ВЦИК, который образовывал правительство Республики - СНК. Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, пришедшего из практики партийного строительства.
Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии.
Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК: "установление, дополнение и изменение основных начал Конституции" и " ратификацию мирных договоров". Тем не менее ст. 49 возлагала на ВЦИК право "утверждения, изменения и дополнения Конституции". Таким образом, из-за подобных формулировок возникал деликатный вопрос, какие же изменения Конституции считать основными? Таким образом, единственной четкой прерогативой Съезда Советов можно считать лишь ратификацию мирных договоров.
Подобная система высших органов власти позволяла с максимальным эффектом использовать на практике тактику партийного манипулирования, использовать государство по образному выражению К. Маркса как "работающую корпорацию в одно и то же время законодательствующей и исполняющей законы". Более того, В.И. Ленин считал взаимную сбалансированность различных ветвей власти вовсе необязательной в Советской республике, основанной лишь на "одной всеохватывающей силе - российском пролетариате и его партии".
Конституция не предусматривала реализацию принципов частного права, как и не предусматривала конституционно-правовых ограничений в деятельности государственных органов. Классово-ограниченный характер первой Российской Конституции не позволяет классифицировать государственное устройство ею закрепленное, как демократическое и правовое.
В условиях гражданской войны опыт очень раннего Советского законодательства вскрыл широкий разрыв между идеалистическими принципами, заложенными в Конституции, и суровой практической реальностью.
|
Развитие права
| После Октябрьской революции развитие права было подчинено цели закрепления и углубления отношений, основанных на государственной собственности основных средств производства, на праве государства обратить в свою собственность любое имущество свыше установленного им предела.
Основу советского права составили нормативные акты, регулировавшие имущественные и личные неимущественные отношения. Упорядоченной кодификации законодательства в период гражданской войны не было.
В декретах ВЦИК и СНК законодательно закреплялся новый вид собственнности - социалистическая. Декрет "О Земле" отменял частную собственность на землю, леса, недра, воды. Декретом ВЦИК в марте 1919 г. Ранее 27 мая 1918 г. "Основной закон о лесах" объявил верховную собственность государства на лесные угодья. 20 июня 1918 г. СНК принял декрет о национализации нефтяной промышленности, а 28 июня - Декрет о национализации всей крупной промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и парковых мельниц. К объектам социалистической собственности были отнесены также средние предприятия, а также муниципальные коммунальные предприятия и жилой фонд городов.
Источниками возникновения государственной социалистической собственности являлись национализация, конфискация, секвестр, реквизиция и бесхозяйственность имущества (на основании Декрета СНК от 13.11.20 г.). Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота и переходили в сферу действия административного права.
В сфере гражданского права - действовала правовая регламентация кооперативной собственности, которая контролировалась государством через национализированный Народный банк. Кооперация в это время фактически являлась придатком органов Наркомпрода.
Частная и личная собственность постановлением СНК от 26.10.18 г. "Об аннулировании государственных процентных бумаг" ограничивалась верхним пределом в 10 тыс. рублей. Более того, государство ограничивало право распоряжения личным недвижимым имуществом. Так, постановлением Наркомюста от 06.09.18г. объявлялась незаконность купли-продажи строений в сельских местностях.
Усиление позиций государственного запретительного правового регулирования вызвала резкое свертывание гражданского оборота, вызывала широкое распространение подпольных сделок (например: аренду земли у сельских обществ или частных лиц). Имущественные отношения регулировались административно-правовыми методами. Национализация изъяла из оборота основные фонды предприятий. Система и плановых заданий ликвидировала отношения купли-продажи при снабжении предприятий и ставила их в область административного регулирования. Продразверстка ликвидировала договорные отношения.
Сосредоточение экономической деятельности в промышленности и транспорте в руках единого хозяйственного субъекта - государства, принудительная поставка с/х продукции из деревни обусловили слабое регулирование государством обязательственных отношений. Вместо них, в условиях централизации много чаще действовали административно-правовые отношения.
В сфере наследственного права Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918г. были установлены ограничения в наследовании родственниками имущества трудовой собственности - размер которой не должен был превышать 10 тыс. руб., излишки отходили государству. Наследование собственности не признанной трудовой по закону и по завещанию не производилось. Это имущество становилось собственностью государства. Нетрудоспособные родственники по прямой линии получали из доли наследства средства в рамках социального обеспечения.
Существенно было урезано авторское и изобретательское право. Государство на основании декрета ВЦИК от 26.11.18 г. имело право национализировать произведения любого автора и изобретателя. Отменялась частная собственность на произведения и изобретения. Передача прав по наследству отменялась.
Право изобретателя защищалось авторским свидетельством, но не давало права собственности на изобретения (Декрет СНК от 30.07.1919 г. "Об изобретениях").
Таким образом, в период гражданской войны в сфере права наблюдалось сужение сферы гражданского регулирования за счет роста административных правоотношений.
|
Трудовое право
| Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей трудовой повинности на всех производствах, за исключением крестьянских хозяйств.
Декретом СНК от 29.10.17 г. был установлен 8-ми часовой рабочий день, а для лиц моложе 18 лет - 6-ти часовой.
С 01.11.17г. устанавливалось социальное страхование рабочих и служащих.
09.12.1918 г. был издан кодекс законов о труде, закрепивший вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, нормы условий труда и продолжительность рабочего времени. Однако в условиях войны нормы КЗОТа неизменно не выдерживались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен.
Методом осуществления трудовой повинности были трудовые мобилизации, практиковалась милитаризация производства, рабочие переводились на положение военнослужащих. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14.11.19 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. В 1920 г. был принят декрет "О борьбе с прогулами", предусматривающий обязательное возмещение прогульщиком рабочего времени.
Несмотря на то, что в РСФСР была впервые осуществлена кодификация трудового права, оно не распространялось на подавляющую часть населения страны - крестьянство. 16 сентября 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
|
|