ТОП 10:

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ



ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

Предмет истории государства и права России

  История государства и права России - наука и историческая и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития культуры и искусства. В то же время она является юридической наукой, ибо объектом изучения является государства и право. Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период. История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств, а история государства и права России изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности. В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. Размежевание между науками историей государства и права России и историей государства и права зарубежных стран идет по следующему основанию. Если история государства и права России изучает возникновение и развитие государства народов России с древнейших времен и до наших дней, то история государства и права зарубежных стран исследует становление и эволюцию государства и права за пределами российских границ. Перед данной наукой стоит и еще одна задача - разоблачение фальсификаторов истории государства и права нашей страны. Одной из основных задач науки истории государства и права России является критика реакционной, антинаучной историографии, начиная с разоблачения норманской лжетеории происхождения древнерусского государства и кончая показом несостоятельности "концепции" ряда советологов, часто клевещущих на наше современное государство и право. Так, на Западе имеет хождение концепция восточного деспотизма, который якобы присущ русскому народу в отличие от народов Западной Европы. На этой основе строятся антинаучные теории "русской исключительности", "преемственности", "тоталитаризма", утверждается, что для русской монархии характерен восточный деспотизм. В трудах наших ученых доказано, что в России никогда не было восточной деспотии, а феодальная монархия в России в своём развитии прошла те же этапы, что и феодальные монархии в странах Западной Европы, российское государство развивалось в общем русле мировой цивилизации. Истории государства и права России принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права. Изучение истории государства и права России дает возможность всесторонне оценить современное наше государство и право, прогнозировать их развитие.

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ ВЕКА)

  Введение Капиталистические отношения в России во второй половине Х1Х века стали преобладающими в промышленности, быстрому развитию капитализма мешал феодальный строй и прежде всего крепостное право, мешавшее и лишавшее промышленность необходимых ей свободных рук. Экономическая необходимость, рост освободительного движения явились причинами отмены крепостного права. В.И. Ленин писал: "Сила экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма, заставила помещиков взяться за реформу". Расширением прав крестьянства государство делало уступку буржуазному развитию. Право России сделало определенный шаг к осуществлению принципа равенства всех перед законом. Ликвидировав крепостное право, реформа сыграла прогрессивную роль, открыв путь для буржуазного развития России. Вслед за крестьянской реформой в России были осуществлены и другие реформы, имеющие целью реорганизацию

Развитие права

  Сложившиеся в конце ХIХ века - начале ХХ века обстоятельства обусловила дальнейшее развитие права в России. К этим условиям можно отнести: * революционное движение народных масс; * русско-японская и I мировая война; * усиление сопротивления самодержавию нарождающейся буржуазии и ее стремление активно влиять на государственную и экономическую политику; * стремление царизма сохранить свои позиции. Административные и уголовные законодательства царского правительства было направленно на усиление репрессий против революционного движения. Царское правительство широко использовало чрезвычайное законодательство. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 года и Правило о военном положении 1892 года предоставили широкие права полицейским органам и военным властям в борьбе с революционным движением. Царизм активно использовал систему жандармско-полицейских органов, вместе с тем создавало новые органы - специальную фабрично-заводскую полицию, подразделения полиции в сельских местностях, увеличил штаты общей и политической полиции. В 1902-1903 годах во всех крупных городах России создаются специальные органы политического сыска - охранные отделения. Позднее были образованны районные охранные отделения, осуществляющие координацию работы охранных отделений нескольких губерний. Руководствовались они положениями о районных охранных отделениях 1906 г. "Положением об охранных отделениях 1907 г.". Организационно-охранные отделения подчинялись Особому Отделу департамента полиции, созданному еще в конце ХIХ века. Для борьбы с революционными центрами за рубежом была создана агентурная сеть под прикрытием Российского консульства во Франции. 19 августа 1906 года в порядке чрезвычайного законодательства царское правительство ввело Положение о военно-полевых судах в местностях, объявленных на военном и чрезвычайном положении (почти 3/4 Российской империи). Военно-полевые суды создавались по распоряжениям генерал-губернаторов, главкомами или командующими военными округами в случаях, "когда учиненное лицом гражданского ведомства преступные деяния являются очевидными, что нет надобности в их расследовании". Военно-полевые суды состояли из председателя и 4 офицеров. Дела рассматривались без предварительного следствия в течение 2-х суток, без участия защитника и прокурора. Приговоры сразу вступали в силу и приводились в исполнение, безотлагательно и, во всяком случае, не позднее суток. За 6 месяцев действие военно-полевых судов было предано смертной казни лиц больше чем за предыдущие 80 лет (с 1825-1905 гг.). Под воздействием широкой общественности положение не было утверждено Думой, и 20 апреля 1907 года военно-полевые суды были упразднены. Временными правилами о печати (указы 24 ноября 1905 года и 18 марта, 26 апреля 1906 года) провозглашалась отмена общей и духовной цензуры. Вместе с тем административные власти получили право на санкционирование изданий печатного органа. Они могли наложить запрет на издание и возбудить уголовное дело против издателей, редакторов и авторов. За 1906-1911 гг. было закрыто 978 газет и журналов, арестовано 1236 книг. 4 марта 1906 года был издан указ "О временных правилах о собраниях". Администрации и полиции было представлено право закрывать любое собрание под предлогом угрозы "общественному спокойствию и безопасности", а за нарушение установленных указом правил устанавливался штраф или арест. Временными правилами об обществах и союзах от 4 марта 1906 года были разрешены профсоюзы. Запрещались только общества, "противные общественному спокойствию и безопасности, а также управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если общества преследуют политические цели". Уставы обществ должны были утверждаться администрацией. Всего с 1906-1910 гг. было закрыто 500 профсоюзов. Таким образом, после издания Манифеста 17 октября 1905 года царизм существенно ограничил демократические права и свободы. В этот период продолжало действовать "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 года (в редакции 1885 года). С 1881 года были начаты работы по созданию нового Уголовного уложения. Проект был подготовлен к 1895 году, рассмотрен Государственным советом и утвержден царем в 1903 году, но в полном объеме в действие не был введен. В Уложении было: * значительно сокращено количество статей (087 против 2224 в Уложении 1845 г.); * более четко определены понятия: преступления, оснований наступления уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения преступления; * более четко определены признаки преступления; * отражена большая соразмерность наказаний тяжести совершенного преступления; * более четко определены санкции. Виды наказаний по Уложению были следующие: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в тюрьму, арест, денежная пеня. Главы "О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома", "О государственной измене", "О смуте" были введены в действие в годы развития революции (1904-1905 гг.). Уложение устанавливало тяжкие наказания: * за членство в организации касающем на формы правления России; * за размножение, хранение или провоз из-за границы сочинений революционного характера; В главе "О смуте" достаточно полно отражены все формы революционной борьбы. Она предусматривала ответственность: * за несанкционированные собрания ("скопища"); * а подстрекательство "к ослушанию предъявляемому требованию разойтись"; * за призыв "к учинению бунтовщического или изменческого деяния; * за распространение революционного учения среди "сельского населения, войска, рабочих...". Таким образом, введение в действие отдельных Глав Уложения 1903 года соответствовало карательной политике царизма, было направлено против революционного движения народных масс. Существенное влияние на развитие права оказала I мировая война. С объявлением войны 50 губерний России были переведены на военное положение, а остальные - на положение чрезвычайной охраны. Это означало, что власть на местах переходила в руки военного ведомства. Со дня объявления войны, т.е. с 20 июля 1914 года была установлена военная цензура, которой подлежали произведения печати, почтовые отправления и телеграммы, тексты речей и докладов. Летом 1915 года был установлен перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась такая же уголовная ответственность, как за измену. К ним приравнивалась информация о демонстрациях и стачках. В связи с войной судопроизводство было переведено на рельсы военного времени. Был изменен IУ раздел военно-судебного устава. В главе "О судопроизводстве" устанавливалось, что военно-судебная власть в районе военных действий принадлежит военному суду или кассационному присутствию. Подсудности военно-полевых судов подлежали лица, принадлежащие к армии, жители оккупированных областей неприятеля, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении и военнопленные. Во время войны были приняты ряд законодательных актов, продиктованных условиями военного времени. В июле 1914 года устанавливается уголовная ответственность за нарушение военно-судовой повинности, а позднее - за умышленное членовредительство с целью уклонения от службы. Еще в ХIХ в. была установлена уголовная ответственность: * за преднамеренное повышение цен на продовольствие; * за повышение или понижение цен в ущерб третьим лицам. В этот период эти статьи применялись против крупного капитала и носили характер "антимонополистического законодательства". Весной 1915 года была установлена уголовная ответственность за уклонение от государственных заказов. С лета 1915 года устанавливается уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, позднее - за нарушение запретительных законов в торговле и промышленности иностранными подданными, за взятие и промедление в выполнении госзаказов. Несмотря на попытки царизма придать экономической политике репрессивный характер, преступления в торгово-промышленной сфере продолжали процветать. Уголовные дела по ним, как правило, до судебного разбирательства не доводились. Интенсивная законодательная деятельность правительства отразилась и на праве собственности, причем наиболее существенные изменения происходили в торгово-промышленном законодательстве. В период империализма собственность эксплуататорских классов была представлена в форме капиталистической и феодально-помещичьей. Активное распространение получило буржуазное землевладение, которое к 1916 году составило 1/3 всех сельскохозяйственных угодий. Собственность определялась как установленная гражданскими законами власть исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. Такое определение полностью соответствовало буржуазному характеру собственность, в то же время было гарантией охраны собственности землевладельцев. Права собственников земли распространялись как на поверхность, так и недра земли. Основные принципы права собственности в период мировой войны остались неизменными, но в условиях войны принцип частной собственности вступал в противоречие с общегосударственными интересами, что вынудило государство вмешиваться в прерогативы собственника. Кроме того, для государственно-монополистического капитала характерны ограничение прав собственника государством. Практиковалась принудительное сокращение собственности на движимое и недвижимое имущество. Имели место обмен или выкуп земель на строительство железных дорог. Практиковалась реквизиция сырья и материалов (законодательство предусматривало, что любые товары и механизмы могли быть изъяты у собственника, если этого требовали интересы государства, на практике эти меры осуществлялись по максимальной стоимости). В отношении малоперспективных частно-капиталистических предприятий применялся секвестр временное изъятие их у собственников и передача в распоряжение государственной администрации. Следует отметить, что все эти мероприятия осуществлялись в условиях сильного сопротивления буржуазии против покушения на их собственность. Обязательственное право получило дальнейшее развитие в торгово-промышленной сфере. Развивались такие виды договоров, как договоры страхования, перевозки по железным дорогам, усложнялись биржевые сделки. Закреплялись правовые понятия: акция, фирма, товарный знак и т.д. Буржуазный принцип свободы договоров допускал любые отклонения от действующих правил, кроме запрещенных законом. На войне потребовалось вмешательство государства в договорно-хозяйственные связи. Если все воюющие страны широко применяли мораторий договоров, регулируя свободу товарооборота и рынка, то Россия заморозила лишь вексельные отношения. Минимальные ограничения обязательственно-правовых отношений укрепило позиции монополистической буржуазии. Вместе с тем, с сентября 1914 года оборонные предприятия получали принудительные гос. заказы переходили под контроль государства. Свобода поставки сырья и материалов была ликвидирована, запрещены сделки с представителями других стран на все категории товаров и сырья. С образованием особых совещаний появилась возможность прямого воздействия на хозяйственную жизнь. Был поставлен вопрос о полном запрещении рыночных сделок на топливо и ряд дефицитных товаров. Но ни в какой период, даже когда положение было особо критическим, государству не удалось установить ограничения на обмен государственной монополии на товары и сырье. Буржуазия пользовалась свободой товарооборота и строило договорные отношения на основе собственных интересов. * * * Таким образом, на развития гражданского права существенное влияние оказали I мировая война и развивающиеся капиталистические отношения. В условиях войны царизм вмешивается в прерогативу собственника, что вызывает сильное противодействие со стороны буржуазии.

Развитие права

  После Октябрьской революции развитие права было подчинено цели закрепления и углубления отношений, основанных на государственной собственности основных средств производства, на праве государства обратить в свою собственность любое имущество свыше установленного им предела. Основу советского права составили нормативные акты, регулировавшие имущественные и личные неимущественные отношения. Упорядоченной кодификации законодательства в период гражданской войны не было. В декретах ВЦИК и СНК законодательно закреплялся новый вид собственнности - социалистическая. Декрет "О Земле" отменял частную собственность на землю, леса, недра, воды. Декретом ВЦИК в марте 1919 г. Ранее 27 мая 1918 г. "Основной закон о лесах" объявил верховную собственность государства на лесные угодья. 20 июня 1918 г. СНК принял декрет о национализации нефтяной промышленности, а 28 июня - Декрет о национализации всей крупной промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и парковых мельниц. К объектам социалистической собственности были отнесены также средние предприятия, а также муниципальные коммунальные предприятия и жилой фонд городов. Источниками возникновения государственной социалистической собственности являлись национализация, конфискация, секвестр, реквизиция и бесхозяйственность имущества (на основании Декрета СНК от 13.11.20 г.). Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота и переходили в сферу действия административного права. В сфере гражданского права - действовала правовая регламентация кооперативной собственности, которая контролировалась государством через национализированный Народный банк. Кооперация в это время фактически являлась придатком органов Наркомпрода. Частная и личная собственность постановлением СНК от 26.10.18 г. "Об аннулировании государственных процентных бумаг" ограничивалась верхним пределом в 10 тыс. рублей. Более того, государство ограничивало право распоряжения личным недвижимым имуществом. Так, постановлением Наркомюста от 06.09.18г. объявлялась незаконность купли-продажи строений в сельских местностях. Усиление позиций государственного запретительного правового регулирования вызвала резкое свертывание гражданского оборота, вызывала широкое распространение подпольных сделок (например: аренду земли у сельских обществ или частных лиц). Имущественные отношения регулировались административно-правовыми методами. Национализация изъяла из оборота основные фонды предприятий. Система и плановых заданий ликвидировала отношения купли-продажи при снабжении предприятий и ставила их в область административного регулирования. Продразверстка ликвидировала договорные отношения. Сосредоточение экономической деятельности в промышленности и транспорте в руках единого хозяйственного субъекта - государства, принудительная поставка с/х продукции из деревни обусловили слабое регулирование государством обязательственных отношений. Вместо них, в условиях централизации много чаще действовали административно-правовые отношения. В сфере наследственного права Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918г. были установлены ограничения в наследовании родственниками имущества трудовой собственности - размер которой не должен был превышать 10 тыс. руб., излишки отходили государству. Наследование собственности не признанной трудовой по закону и по завещанию не производилось. Это имущество становилось собственностью государства. Нетрудоспособные родственники по прямой линии получали из доли наследства средства в рамках социального обеспечения. Существенно было урезано авторское и изобретательское право. Государство на основании декрета ВЦИК от 26.11.18 г. имело право национализировать произведения любого автора и изобретателя. Отменялась частная собственность на произведения и изобретения. Передача прав по наследству отменялась. Право изобретателя защищалось авторским свидетельством, но не давало права собственности на изобретения (Декрет СНК от 30.07.1919 г. "Об изобретениях"). Таким образом, в период гражданской войны в сфере права наблюдалось сужение сферы гражданского регулирования за счет роста административных правоотношений.

Трудовое право

  Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей трудовой повинности на всех производствах, за исключением крестьянских хозяйств. Декретом СНК от 29.10.17 г. был установлен 8-ми часовой рабочий день, а для лиц моложе 18 лет - 6-ти часовой. С 01.11.17г. устанавливалось социальное страхование рабочих и служащих. 09.12.1918 г. был издан кодекс законов о труде, закрепивший вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, нормы условий труда и продолжительность рабочего времени. Однако в условиях войны нормы КЗОТа неизменно не выдерживались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен. Методом осуществления трудовой повинности были трудовые мобилизации, практиковалась милитаризация производства, рабочие переводились на положение военнослужащих. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14.11.19 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. В 1920 г. был принят декрет "О борьбе с прогулами", предусматривающий обязательное возмещение прогульщиком рабочего времени. Несмотря на то, что в РСФСР была впервые осуществлена кодификация трудового права, оно не распространялось на подавляющую часть населения страны - крестьянство. 16 сентября 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.

Развитие права







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.217.107 (0.009 с.)