| Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.
Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.
В 1670-1671 гг. (под предводительством Разина) и в 1707-1708 гг. (под руководством Булавина) Россию потрясли крестьянские войны.
Как отмечал В.И. Ленин "Классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких преобразований". (Ленин В.И. полное собрание сочинений, том 9, стр. 333-334).
Не был исключением и процесс становления абсолютизма в России.
Внешнеполитическим условием установления абсолютизма была необходимость борьбы за выход к морю, так как только сильная центральная власть могла вести дорогостоящие войны.
Особенностями абсолютизма в России были (в отличии от европейских государств) слабость нарождающейся буржуазии и отсутствия борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, и резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса - с другой.
Идеологическое обоснование абсолютизма были даны в трудах современника Петра I Феофана Прокоповича ("Правда воли монаршей") и И.Т. Посошкова ("О скудости и богатстве").
Ф. Прокопович писал: "Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владельством храним быть может, а, если каков - ни будь иное владение правило воспримет, содержаться ему в целости и благосостоянии отнюдь не возможно". Он же обосновал завещательный порядок престолонаследия как выражение воли самодержавца.
Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями:
* Во второй половине XVII века перестали созываться Земские соборы, которые в значительной мере ограничивали власть монарха. Вместе с тем продолжалась практика созыва совещаний различных сословий.
* Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю.
* Было создано постоянное войско, монарх стал менее зависим от дворянского войска (шесть тысяч человек), так как численность стрельцов, рейтаров, драгун и солдат в 1681 году составила 82 тысячи.
* Царь получил финансовую самостоятельность и имел возможность создавать и содержать огромный государственный аппарат.
* Упало значение Боярской Думы (к 1688 году в ней было 68 гл. из дворян и 28 - из бояр). Место Боярской Думы заняла "Ближняя" или "Тайная" Дума. В 1711 году функции Думы полностью перешли к "Ближней Канцелярии". Совет канцелярии состоял из 8-14 человек и назывался "Конзилией". В феврале 1711 года с учреждением Сената Ближняя Дума прекратила существование как последний орган, ограничивающий власть монарха.
* В этот период происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству. 20 октября 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Духовный Синод присвоили Петру I титул "Отца Отечества, Императора всероссийского", что также сыграло определенную роль в укреплении власти монарха.
* В начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: "...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благо мнению управлять".
В Регламенте (Уставе) духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована абсолютная власть: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".
Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.
Общественный строй
Особенностью общественного строя России периода становления абсолютизма является тенденция правовой регламентации положения каждого сословия. Все общество в это время делилось на 4 сословия:
1) дворянство,
2) духовенство,
3) мещане,
4) крестьянство.
Правовое положение "шляхетства" (позже дворянства) закреплено в законодательных актах. Соборным уложением 1649 года и Указом о единонаследии от 23 марта 1714 года практически было уравнено правовое положение вотчины и поместья под общим понятием "недвижимая вещь", с правом наследования. В соответствии с ними дворяне имели монопольное право на земельную собственность.
По указу о подушной переписи от 26 января 1718 года законодательно было закреплено положение дворянства как неподатного сословия в отличии от друг сословий.
Значительную роль в усиление дворянской диктатуры сыграл Табель о рангах от 24 января 1722 года. В Табеле давался перечень чинов: военных - морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; гражданских; придворных.
В каждом ведомстве чины подразделялись на 14 классов, а служба начиналась с низших чинов. Лица дослужившиеся до чинов 8-го класса становились наследственными дворянами, а с 14-го по 9-й класс получали только личное дворянство.
При Петре I по его указу дворяне начинали службу с солдатского звания и служили пожизненно, а с 1730 года - 25 лет, начиная с 20 лет.
По манифесту Петра III "О даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству" 1762 года дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.
По Указу 1760 года дворяне получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь, а с 1765 года - на каторжные работы.
Важнейшим актом принятым при Екатерине II, закрепившим привилегии дворян, являлась "Жалованная грамота дворянству" 1785 года. По этой грамоте дворяне:
* освобождались от обязательной службы;
* приобрели в собственность недра своих земель;
* имели право торговать и владеть заводами;
* освобождались от податей, телесных наказаний;
* получили право создавать сословные собрания в каждой губернии.
Дворяне имели ряд личных преимуществ. Дворянское достоинство могло передаваться жене и детям (причем муж имел право передавать жене дворянство, а жена мужу - нет). Дворяне имели право поступать на службу в другие державы. Создавался дворянский суд, выборный судебный орган, избирались органы дворянской опеки (гл. опеки могли быть дворяне с годовым доходом более 100 руб.). Дворяне имели фамильный герб, составлялись родовые дворянские книги. Если дед и отец в течение 20 лет имели царскую службу, то внуки могли претендовать на дворянство (если 12 благородных дворян свидетельствовали о 20-летней службе деда и отца).
Дворяне разделялись на следующие категории:
* действительные дворяне имеющие происхождение от коронованных особ;
* военное дворянство;
* восьмиклассное дворянство;
* иностранное дворянство;
* титульное дворянство (князья, графы, бароны);
* древние дворяне (с родословной свыше 100 лет).
Вместе с тем дворянин мог быть лишен дворянского звания в случаях:
* нарушения клятвы;
* измены;
* совершения разбоя, кражи, преступлений, за которые лишали чести или полагалось телесное наказание, а также подстрекательство к совершению преступлений;
* совершение других лживых поступков.
Духовенство в России продолжительное время оставалось замкнутым сословием. Вместе с тем в конце XVII начале XVIII вв. усилилась правовая регламентация духовенства и шел процесс подчинения его государству.
Уложение 1649 года ограничивало права приобретения вотчин, иметь белые слободы и промыслово-торговые заведения на посадах. С XVII в военное время каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю. С беспоместных священников с 1705 г. взимался денежный сбор взамен службы в армии, с 1706 г. с каждого прихода вводился сбор 15 руб. н000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000а содержание конского состава.
С 1722 года устанавливались жесткие правила вступления в духовное сословие из дворян (только младший сын дворянина по достижении 40 лет).
По Указу 1764 г. (26 февраля) была произведена секуляризация церковных и монастырских земель, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола перешли в разряд государственных. Указ оставил на правах пользования для архиерейских домов 30 десятин, а для монастырей 6-9 десятин незаселенных земель.
По Указу 1797 года они были увеличены соответственно до 60 и 30 десятин.
С 1784 г. всем беспоместным детям духовенства с 15 лет разрешалось по желанию поступать в купечество, в цехи, в крестьянство и на военную службу. Правда желающих переходить в другие сословия было очень мало. Практически духовенство оставалось замкнутым, закрытым сословием.
Мещане (городовые обыватели) - составляли большинство городского населения и в соответствии с "Грамотой на права и выгоды городам России" с 1785 г. разделялись на 6 разрядов (частей).
1. Настоящие обыватели (имели земли и здания в городе, банкиры и т.д.);
2. Купцы в свою очередь разделялись на три гильдии (первой - имеющие капитал от 10 до 50 тыс. руб.; второй - от 5 до 10 тыс. руб.; третьей - от 1 до 5 тыс. руб.);
3. Ремесленники, записанные в цеха;
4. Иностранные гости и иностранные лица, записанные в мещане;
5. Именитые горожане - лица, избиравшиеся дважды заседателями совместного суда или на пост городского главы, ученые, художники, капиталисты с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., музыканты, оптовые торговцы;
6. посадское население, не вошедшее в первые 5 разделов (частей).
Крестьяне составляли основную массу зависимого населения и являлись главной производительной силой общества.
Крестьяне разделялись на следующие разделы:
- государственные крестьяне, численность которых значительно сократилась (особенно при Екатерине II), платили оброк государству и несли повинности;
- крепостные (частновладельческие) несли повинности: оброк и барщину (доходила до 5-6 дней в неделю в черноземных районах);
- монастырские и церковные (с 1762 года - "экономические", переданные в ведение коллегии-экономики);
- дворцовые (крестьяне царских вотчин);
- посессионные (приписанные к заводам);
- однодворцы (потомки служилых людей, поселенных на окраинах государства).
Крестьяне платили подушную подать (введенную Петром I в 1719 году), несли барщину и оброк, рекрутскую, постойную и мостовую повинности.
Работными людьми назывались разорившиеся крестьяне и горожане. В XVIII в. они представляли целую социальную группу.
Государственный аппарат
В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата. Сначала Петр I, затем Екатерина II произвели ряд реформ, в результате которых сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.
В 1711 году был создан Правительствующий Сенат, а Боярская Дума прекратила свое существование. Сенат являлся в соответствии с положением о сенате 1722 года высшим исполнительно-распорядительным, судебным органом. В отсутствии царя и по его распоряжению он осуществлял функции верховной государственной власти. Состав Сената назначался царем. При Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, осуществлявшим контроль за деятельностью Сената, он мог приостановить исполнение решений Сената и докладывать об этом царю.
После смерти Петра I роль Сената упала, и он превратился в высший судебный орган.
Петром I вместо системы приказов были созданы новые органы отраслевого управления - коллегии:
* военная,
* адмиралтейская,
* иностранных дел,
* берг-коллегия,
* комерц-коллегия,
* мануфактур-коллегия (сбор финансов),
* штатс-контор-коллегия (расходы финансов),
* ревизион-коллегия (контроль над финансами),
* юстиц-коллегия,
* духовная коллегия,
* вотчинская коллегия.
Петр I был сторонником коллегиального управления. Решения в Сенате и в коллегиях принимались по большинству голосов.
В 1702 году были ликвидированы губные и земские избы, их функции переданы воеводам.
В 1708 году произведена губернская реформа, в результате которой России была разделена на 8 губерний.
Крестьянская война 1773-1775 годов показала слабость карательной функции государства. Подавив восстание с привлечением армии Екатерина II учредила чиновничий аппарат. В 1775 году было проведено разукрупнение губерний. К концу XVIII в. губерний было около 50, провинции упразднялись, губернии делились на уезды. В основе деления лежала численность податного населения: в губернии от 300 до 400 тысяч, в уезде от 20 до 30 тысяч.
Большое влияние на местное управление оказывали сословные дворянские органы - уездные и губернские дворянские собрания во главе с предводителями, созданные по жалованной грамоте дворянству.
При Петре I в России была создана полиция общая и политическая.
В 1720-21 гг. была проведена городская реформа - созданы магистраты, а в 1785 году - новые органы городского управления по сословному принципу - общая дума, избираемая на 3 года.
В XVIII в. были созданы судебные органы.
Петр I принял попытку отделить суд от администрации с целью ограничить судебный произвол.
В 1719 году в 9 городах были созданы коллегиальные суды, а в других городах - единоличные.
После смерти Петра I судебные дела стали решаться губернаторами и воеводами.
В 1775 году была проведена судебная реформа на сословных началах: для дворян были созданы уездный суд и верхний земский суд; для мещан - городовой магистрат и губернский магистрат; для государственных крестьян - нижняя расправа и верхняя расправа.
Помещичьих крестьян судили сами помещики или их приказчики (кроме убийства, разбоя и политических преступлений).
В губерниях создавались палаты уголовного и гражданского суда как апелляционные и ревизионные инстанции для судов губернии.
Следствие в 1782 году было изъято из функций судебных органов и передано полиции - управам благочиния. (Судоустройство Российской империи в период абсолютизма объяснить по схеме или на доске).
Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих правовых документах. С становлением абсолютной монархии существенно ухудшилось правовое положение широких слоев населения, особенно крестьянства.
|