ТЕМА 15. Палестина и Восточное Средиземноморье в Древности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 15. Палестина и Восточное Средиземноморье в Древности



Источники. Природа и население. История изучения Сирии, Финикии, Палестины. Хронология и периодизация древней истории стран Восточного Средиземноморья.

Разложение первобытнообщинного строя в Восточном Средиземноморье по данным археологии.

Города-государства Финикии в III-II вв. до н.э. (Угарит, Библ, Сидон и др.). Вторжения кочевых племен, борьба Египта и Хеттского царства за обладание Восточным Средиземноморьем. Нашествие «народов моря». Тиро-Сидонское царство. Развитие торговли и ремесла в Финикии. Финикийское пиратство.

Попытки объединения Сирии в III (Эбла) и во II (Ямхад) тыс. до н.э. Дамасское царство. Развитие скотоводства, ремесла, торговли.

Вторжение в Палестину Израильского племенного союза. Эпоха судей. Борьба древних евреев с филистимлянами. Образование Израильско-Иудейского царства. Внутренняя и внешняя политика царей Давида и Соломона. Распад единого государства. Развитие экономики. Социальные отношения. Движение пророков и формирование библейской религии. Религиозно-политические реформы Иосии. Разгром Израильского царства ассирийцами и Иудейского царства вавилонянами.

Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Ирана.

 

Тема 16. Иран и Средняя Азия в древности

Источники. Природа и население. История изучения Ирана и Средней Азии. Хронология и периодизация древней истории стран и народов Ирана и Средней Азии.

Древний Элам. Развитие экономики, социальные отношения, политический строй, религия и культура.

Расселение ираноязычных племен в Передней Азии. Формирование первых политических племенных объединений на территории Западного Ирана. Вторжение в Переднюю Азию ассирийцев, киммерийцев и скифов. Возникновение и расцвет Мидийской державы. Экономика, социальный строй, религия и культура Мидии.

Кир II Великий и рождение державы Ахеменидов. Завоевание Египта Камбизом. Мятеж Бардии-Гауматы. Заговор семи знатных персов и приход к власти Дария I. Бехистунская надпись о начальном периоде царствования Дария I. Административные и экономические реформы Дария. Государственный строй Ирана. Социальная структура. Политика Дария I и его преемников в сфере национальных отношений, религии и культуры. Военное дело и армия Ахеменидской империи. Неудача Скифского похода и Греко-Персидских войн. Ослабление державы Ахеменидов. Погром Ирана ордами Македонского.

Расселение индо-иранских (арийских) племен в Средней Азии. Особенности их социального строя и экономического развития. Бактрийское царство. Средняя Азия в составе империи Ахеменидов.

Средняя Азия при Селевкидах. Греко-Бактрийское царство. Социально-политический строй, экономика, религия и культура Кушанской державы. Становление Парфянского государства. Завоевательная политика парфян, противоборство Парфии и Рима за гегемонию на Востоке. Парфянское общество, экономика, религия и культура.

 

Тема 17. Древняя Индия

Источники. Природа и население. История изучения Древней Индии. Хронология и периодизация древнеиндийской истории.

ПРОТОИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Разложение первобытнообщинного строя и переход к цивилизации в Индии по данным археологии. Мохенджо-Даро, Хараппа и другие городские центры долины Инда в III – начале II тыс. до н.э. Экономика, социальные отношения, религия и культура в протоиндийский период. Причины упадка Протоиндийской цивилизации.

ИНДИЯ В ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Проникновение и расселение индоариев. Социальные отношения, экономика, религия и культура арийских племен по данным ведических текстов. Формирование основ государственности и царской власти. «Второе рождение» цивилизации в Индии на арийской основе.

ИНДИЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. Подъем экономики, новая волна урбанизации, развитие товарно-денежных отношений и частной собственности. Углубление социального и имущественного неравенства, становление основ варно-кастовой системы. Семейные отношения. Своеобразие политического строя. Раздробленность и борьба за гегемонию между мелкими государствами на территории Индии. Возвышение Магадхи. Вторжение Македонского в Индию и борьба индийцев против полчищ греческих поработителей. Чандрагупта и объединение Индии под властью династии Маурьев. Расцвет державы Маурьев при царе Ашоки. Отсутствие экономического единства и рыхлость политического устройства государства Маурьев. Превращение буддизма в официальную религию Индии, миссионерская политика Ашоки. Распад первой общеиндийской державы.

«КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА» ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Вторжение в Индию греко-бактрийцев, восточноиранских племен, парфян. Западная Индия в составе Кушанской державы. Новый подъем Магадхи при династии Гуптов. Прогресс экономики, расширение внешнеторговых связей. Положение общины, семейные отношения. Упрочение варно-кастового строя. Рабовладение и неполноправные слои населения. Государственное устройство. Вытеснение буддизма из Индии и формирование индуизма.

 

Тема 18. Древний Китай

Источники. Природа и население. История изучения Древнего Китая. Хронология и периодизация древнекитайской истории.

КИТАЙ В ПЕРИОД ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ. Разложение первобытнообщинного строя в Китае по данным археологии. Распространение металлургии бронзы, возникновение городов и письменности в эпоху Шан-Инь. Углубление социального и имущественного неравенства. Политический строй. Возвышение племени Чжоу и падение Иньского государства. Государственной устройство и система социальных рангов в царстве Чжоу.

КИТАЙ В ЭПОХУ СРАЖАЮЩИХСЯ ЦАРСТВ (ЧЖАНЬГО). Борьба с кочевниками и нарастание сепаратистских тенденций в царстве Чжоу. Распад единого государства. Борьба за гегемонию между древнекитайскими царствами. Распространение железа, развитие сельского хозяйства и ирригация. Возрастание роли частной собственности. Распад традиционных социальных отношений. Обострение идеологической борьбы (конфуцианство, учение Мо-цзы, школа легистов). Реформы Шан Яна.

ИМПЕРИЯ ЦИНЬ. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Возвышение царства Цинь. Административно-политические реформы ЦиньШихуана. Состояние экономики и внутренняя политика ЦиньШихуана. Строительство Великой китайской стены и гробницы ЦиньШихуана. Завоевательные походы. Обострение социальных противоречий и народная война в конце III в. до н.э. Падение династии Цинь.

ИМПЕРИЯ ХАНЬ. Политика Гао-Цзу (ЛюБана) по восстановлению китайской экономики и снижению социальной напряженности. Реформы государственного устройства. Нарастание сепаратизма после смерти Гао-Цзу. Мятеж семи ванов. Укрепление централизованной власти и экономический подъем при императоре У-ди. Борьба с кочевниками и завоевательные походы. Социально-экономический кризис во второй половине I в. до н.э. Система социальных рангов. Эволюция рабовладения. Развитие отношений частной собственности и углубление расслоения общинников. Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в. н.э. («краснобровые»). Восточная династия Хань. Государственные меры по ограничению рабовладения. Подъем сельского хозяйства. Борьба с кочевниками и внешнеэкономические связи Китая. Развитие крупной частной собственности. Обострение борьбы за власть между группировками политической элиты. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.

 

Основные понятия (тезаурус)

Антропогенез - (греч. anthropos – человек, genesis – рождение, происхождение) длительный период эволюции физического облика человек от обезьяноподобного предка до человека современного физического типа.

Деспотия – форма неограниченной самодержавной власти, отличающаяся произволом властителя и полным бесправием народа, а также государство, управляемое деспотом. В странах Востока деспотия предполагала разную степень сакрализации власти.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации.

Инициация – обряд перехода в другую возрастную группу (например, в разряд взрослых мужчин), связанный с принесением жертв и прохождением испытаний.

Ирригационное земледелие – поливное земледелие для создания сельскохозяйственным растениям оптимального водного режима; вид мелиорации.

Классы – большие группы людей, различающиеся по месту в общественном производстве, по отношению к собственности на средства производства, доле общественного продукта и способу его присвоения.

Культурогенез – понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Менталитет – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) – социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукт, в основном, потребляется производителем или обменивается на внутреннем слаборазвитом рынке. Товарообмен выступает при этом как исключение.

Община – первичная форма социальной организации жизни в человеческом обществе, возникшая на основе природных, кровно – родственных связей (родовая община). Носитель всей совокупности общественных функций: коллектив производственный, семейно-бытовой и культовый. В эпоху классообразования трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.

Племя – форма организации людей в первобытном обществе. Включает в себя ряд родовых или соседских общин, жители которых состоят между собой в той или иной степени родства и объединены общей территорией.

Политогенез - (греч. роliteia – государство, genesis – рождение) – процесс становления государственных институтов из органов общинного самоуправления и формирования политики, как особой сферы жизни общества, образование особых социальных групп (классов, сословий).

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе. Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

Присваивающий тип хозяйства – использование людьми для удовлетворения своих потребностей «даров» природы в процессе собирательства, охоты и рыболовства.

Социогенез - (лат. socialis – общественный,. греч. genesis – рождение) – процесс формирования социальных институтов человеческого общества (род, община, государство, сословия, классы).

Урбанизация - (лат. urban - городской) – процесс формирования и развития города и городского образа жизни, а также приобретения городом функций экономического, политического и религиозного центра.

Формация общественно-экономическая (лат. formatio - образование, вид) - в марксистской теории – исторически определенная ступень в развитии общества, характеризующаяся определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией. Ступень поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.

Цивилизация локальная – регион мира, в котором развитие общества и культуры происходит в особом, отличном от других регионов направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религий.

Экзогамия - (греч. aeksis - приходить, gameo – заключать брак) – запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп.

Эксплуатация – система политических и экономических отношений в обществе, направленная на присвоение результатов чужого труда.

Эндогамия - (греч. aendon – внутри, gameo – заключать брак) – предписание вступать в брак внутри своей группы. Может быть предписанной (нормативная эндогамия) или практикуемой в силу фактической частоты контактов женихов и невест (фактическая эндогамия).

 

Организация самостоятельной работы студентов, включая перечень учебно-методического обеспечения.

Самостоятельная работа бакалавра организуется в форме самоподготовки к лекционным и семинарским занятиям, в форме ведения словаря терминов, составления конспектов современных монографий и научных статей, работы с картами, подготовки учебно-исследовательских и учебно-методических проектов, Планы семинарских занятий представлены в Приложении.

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Дисциплина «Всеобщая история» занимает одно из приоритетных мест в подготовке бакалавра первого года обучения, так как она предполагает комплексный характер, соединяя фундаментальную теоретическую и прикладную подготовку. В соответствии с использованием балльно-рейтинговой системы все виды учебной и внеучебной работы бакалавров оцениваются в ходе текущего контроля.

Выносимые на экзамен вопросы проблемно-теоретического характера подробно разбираются на лекциях в течение семестра с использованием дополнительных материалов, выходящих за рамки вузовских учебников по изучаемой дисциплине. В связи с этим без посещения и конспектирования всех лекций по «Всеобщей истории» получить отличную оценку невозможно.

К каждому из семинарских занятий студент должен подготовить полноценные конспекты рекомендуемой литературы, ответы на теоретические вопросы и анализ источников. Обязательным требованием является усвоение студентом значения терминов, содержащихся в привлеченных им научной литературе и исторических источниках по теме семинара.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено несколько контрольных точек: опрос по научной терминологии, работа с картой, защита учебно-исследовательских и учебно-методических проектов, собеседование по монографиям. При успешном выполнении всех работ бакалавр может получить итоговую оценку по результатам текущей аттестации.

Бакалавр должен в ходе теоретического обучения и самостоятельного изучения все разделы тематического плана дисциплины.

Студент должен освоить следующий терминологический минимум: ориенталистика, исторический источник, цивилизация, формация, неолитическая революция, цивилизационная триада, первичная цивилизация, вторичная цивилизация, теократия, ном (номовое государство), восточная (азиатская) деспотия, военная держава, ордалии, талион, класс, сословие, патриархальное рабство, классическое рабство, номадизм, община

В ходе подготовки к семинарским занятиям бакалавр должен освоить основы методики анализа письменных исторических источников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.197 (0.019 с.)