Темы лекций и семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы лекций и семинарских занятий



Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Тема 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ НАУКИ

Тема 2. Основные этапы развития технических знаний

тема 3. Традиции и новации в развитии транспортной науки и техники

2. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Тема 4. Функции научного исследования

Тема 5. Методы и формы технического познания

3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Тема 6. Социальные аспекты техники

Тема 7. Социальные аспекты науки

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие в высших учебных заведениях России системы подготовки магистрантов повлекло за собой возникновение новых учебных дисциплин, к числу которых относится предмет «История и методология транспортной науки». Его преподавание началось во втором семестре 2009/2010 учебного года в условиях почти полного отсутствия специализированной учебной литературы, поэтому на данный момент настоящее методическое пособие является, пожалуй, единственным систематическим изложением курса и содержит авторское видение предмета. Общая концепция курса была разработана проф. Ю.М. Сердюковым на основании имеющихся у коллектива учебно-методических материалов, первый раздел подготовлен М.В. Нечипорук, второй – Д.С. Долгорук, третий – Е.А. Большаковой.

Авторы-составители полагают, что методическое пособие поможет магистрантам лучше усвоить изучаемый предмет и рассчитывают на конструктивные предложения по совершенствованию его содержания и формы.

Проф. Ю.М. Сердюков

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса

Основной целью изучения магистрантами специальности 19070165 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)» предмета « История и методология транспортной науки» является развитие у них способности к теоретико-методологическому осмыслению актуальных проблем транспортной науки.

Задачи курса

Для достижения поставленной цели магистранту необходимо следующее:

· изучить тенденции развития транспортной науки;

· получить представление об основных этапах развития технических знаний;

· знать традиции и новации в развитии транспортной науки и техники;

· знать функции научного исследования;

· твердо усвоить методы и формы технического познания;

· иметь устойчивое представление о социальных аспектах науки и техники.

 

Структура курса

Предмет «История и методология транспортной науки»изучается магистрантами, как правило, во втором семестре.

На лекциях рассматриваются ключевые проблемы изучаемого предмета, здесь магистрант получает основы теоретических знаний по истории и методологии транспортной науки.

На семинарских занятиях основное внимание уделяется развитию у магистрантов навыков теоретико-методологического исследования рассматриваемых проблем, формированию способности к логически непротиворечивому, последовательному и систематическому анализу проблемных ситуаций.

На всем протяжении изучения курса логики ведущий преподаватель контролирует степень и качество усвоения магистрантами знаний. Текущий контроль заключается в оценке знаний магистрантов, демонстрируемых ими на семинарских занятиях. Промежуточный контроль осуществляется в форме промежуточных аттестаций. Итоговый контроль происходит на экзамене.

 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы лекций

Тема Часы
  Формирование и развитие транспортной науки и техники  
  Функции научного исследования, методы и формы технического знания  
  Социальные аспекты науки и техники  
  Итого:  

Темы семинарских занятий

Тема Часы
  Тенденции развития транспортной науки  
  Донаучный этап развития технических знаний и зарождение технических наук  
  Классический и завершающий этап развития транспортной науки  
  Традиции и новации в развитии транспортной науки и техники  
  Функции научного исследования  
  Методы научного познания  
  Методы и формы технического познания  
  Социальные аспекты техники  
  Социальные аспекты науки  
  Итого:  

Многообразие традиций.

В философии науки пока не существует какой-либо приемлемой классификации традиций. Традиции отличаются друг от друга по способу своего существования, также они могут быть вербализованными и невербализованными, явными и неявными.

Вводя в рассмотрение неявные традиции, мы попадаем в сложный и малоисследованный мир, в мир, где живут наш язык и научная терминология, где передаются от поколения к поколению логические формы мышления и его базовые категориальные структуры, где удерживаются своими корнями так называемый здравый смысл и научная интуиция. Историки и культурологи часто используют термин «менталитет» для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний и, тем не менее, существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Но и любая наука имеет свой менталитет, отличающий ее от других областей научного знания, но тесно связанный с менталитетом эпохи.

Противопоставление явных и неявных традиций дает возможность провести и более глубоко осознать давно зафиксированное в речи различие научных школ, с одной стороны, и научных направлений – с другой. Развитие научного направления может быть связано с именем того или другого крупного ученого, но оно вовсе не обязательно предполагает постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления.

Неявные традиции отличаются друг от друга не только по содержанию, но и по механизму своего воспроизведения. Мы уже видели, что в основе этих традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов.

Это существенно: одно дело, если вам продемонстрировали технологию производства предмета, например глиняной посуды, другое – показали готовый кувшин и предложили сделать такой же. Во втором случае вам предстоит нелегкая и далеко не всегда осуществимая работа по реконструкции необходимых производственных операций. В познании, однако, мы постоянно сталкиваемся с проблемами такого рода.

Разнообразие новаций.

Наука – это очень сложное и многослойное образование, и она не стоит на месте. Философию науки в первую очередь интересуют знание, его строение, способы его получения и организации – это и создание новых теорий, – и возникновение новых дисциплин.

Новации могут состоять в постановке новых проблем, – в построении новой классификации или периодизации, – в разработке новых экспериментальных методов исследования. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, но в этот класс с равным правом входят как сенсационные открытия типа открытия высокотемпературной сверхпроводимости, так и достаточно рядовые описания новых видов растений или насекомых.

В целях дальнейшего изложения удобно разделить все новации на два класса: новации преднамеренные и непреднамеренные.

Первые возникают как результат целенаправленных акций, вторые – только побочным образом. Первые, согласно Куну, происходят в рамках парадигмы, вторые ведут к ее изменению. Предложенное деление можно значительно уточнить, если противопоставить друг другу незнание и неведение.

Будем называть незнанием то, что может быть выражено в виде вопроса или эквивалентного утверждения типа: «Я не знаю того-то».

«Что-то» в данном случае – это какие-то вполне определенные объекты и их характеристики.

Перейдем к неведению. В отличие от незнания оно не может быть зафиксировано в форме конкретных утверждений типа: «Я не знаю того-то». Это «что-то» мы не можем в данном случае заменить какими-то конкретными характеристикам. Мы получаем поэтому тавтологию: «Я не знаю того, чего не знаю». Тавтология такого типа – это и есть признак неведения.

Означает ли сказанное, что мы не можем в данном случае поставить никакого вопроса? Казалось бы, нет. Почему бы, например, не спросить: «Какие явления нам еще неизвестны?» Но вдумаемся в суть этого вопроса, его можно расшифровать так: какими характеристиками обладают явления, никаких характеристик которых мы не знаем? Сама формулировка вопроса такова, что в ней отрицается возможность ответа: как можно узнать нечто неизвестное о чем?

Необходимо сделать следующую оговорку. На вопрос о том, какие явления нам неизвестны, можно получить и такой ответ: нам неизвестны люди с песьими головами. Но это просто другая трактовка вопроса, точнее, другое понимание слова «неизвестный». Люди с песьими головами нам известны,
т. е. знакомы на уровне фантазии или фольклорных образов, но они неизвестны в том смысле, что мы никогда не сталкивались с ними в реальности.

Означает ли сказанное, что мы не можем поставить задачу поиска новых, еще неизвестных явлений, новых минералов, новых видов животных и растений? Такая задача или, точнее, желание существует, но следует обратить внимание на следующее. Ставя вопрос, фиксирующий незнание, мы хорошо знаем, что именно нам надо искать, что исследовать, и это позволяет в принципе найти соответствующий метод, т.е. построить исследовательскую программу. В случае поиска неизвестного такого особого метода вообще быть не может, ибо нет никаких оснований для его спецификации.

Иными словами, невозможен целенаправленный поиск неизвестных или, точнее, неведомых явлений. Мы должны просто продолжать делать то, что делали до сих пор, ибо неведение открывается только побочным образом. Так, например, можно поставить задачу поиска таких видов животных или растений, которые не предусмотрены существующей систематикой. Вероятно, они существуют. Но что должен делать биолог для их поиска? То, что он делал до сих пор, т.е. пользоваться существующей систематикой при описании флоры и фауны тех или иных районов.

Поэтому задачи или вопросы, направленные на фиксацию неведения, мы будем называть праздными в отличие от деловых вопросов или задач, фиксирующих незнание.

Праздные задачи не образуют никакой научной программы, не задают никакой конкретной исследовательской деятельности.

Взаимодействие новаций и традиций.

Как же возникает новое в рамках традиционной работы и может ли в этих условиях появиться что-либо принципиально новое? Ответ на первую часть вопроса достаточно очевиден. Вся наша деятельность, связанная с ликвидацией незнания, достаточно традиционна. Трудности возникают тогда, когда речь заходит о сфере неведения. Очевидно, что в эту сферу мы проникаем непреднамеренно, но можно ли что-либо добавить к этому по сути тавтологичному утверждению?

КОНЦЕПЦИЯ «ПРИШЕЛЬЦЕВ» И ЯВЛЕНИЕ МОНТАЖА

Наиболее простая концепция, претендующая на объяснение коренных новаций в развитии науки – это концепция «пришельцев». Нередко она напрашивается сама собой.

Вот что пишет известный австралийский геолог и историк науки У. Кэри об основателе учения о дрейфе континентов Альфреде Вегенере: «Вегенер изучал астрономию и получил докторскую степень, но затем он перенес главное внимание на метеорологию и женился на дочери известного метеоролога В.П. Кеппена. Я подозреваю, что, будь он по образованию геологом, ему никогда бы не осилить концепцию перемещения материков. Такие экзотические «прыжки» чаще всего совершаются перебежчиками из чуждых наук, не связанными «ортодоксальной догмой».

Концепция «пришельцев» в простейшем случае выглядит так: в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, чего никак не могли сделать другие.

Недостаток этой концепции бросается в глаза. «Пришелец» здесь – это просто свобода от каких-либо традиций, он определен чисто отрицательно тем, что не связан никакой догмой. Рассуждая так, мы не развиваем Куна, а делаем шаг назад, ибо начинаем воспринимать традицию только как тормоз: отпустим тормоза, и сам собой начинается спонтанно процесс творчества. Но Кун убедительно доказал, что успешно работать можно только в рамках некоторой программы.

Другое дело, если «пришелец» принес с собой в новую область исследований какие-то методы или подходы, которые в ней отсутствовали, но помогают по-новому поставить или решить проблемы. Здесь на первое место выступает не столько свобода от традиции, сколько, напротив, приверженность им к новой обстановке, а «пришелец» – это скорее прилежный законопослушник, чем анархист.

Именно эта возможность «монтажа» и приобретает в данном случае решающее значение. Личность ученого отступает здесь на задний план, ибо успех его деятельности оказывается во власти некоторой объективной необходимости[3].

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Тенденция интеграции науки с транспортной техникой и транспортным производством.

2. Тенденция индустриализации науки в транспортной отрасли.

3. Тенденция углубления разделения научного труда.

4. Тенденция сближения наук о природе (естествознание) и обществе.

5. Донаучный этап развития технических знаний (до XV в.).

6. Зарождение технических наук (со второй половины XV в. до 70-х гг. XIX в).

7. Синтез «естественного» и «искусственного» при создании технических (транспортных) объектов.

8. Научное техническое знание.

9. Классический этап развития транспортной науки (70-е гг. XIX в. до середины ХХ в).

10. Завершающий этап развития транспортной науки (с середины ХХ в. по настоящее время).

11. Предмет, средства и методы технических наук.

12. Современное состояние транспортной науки и техники

13. Традиции в развитии транспортной науки.

14. Разнообразие новаций в развитии науки.

15. Взаимодействие новаций и традиций.

16. Перспективы в развитии транспортной науки.

17. Производство научно-теоретического знания.

18. Мировоззренческая и культурная функция.

19. Технологическая функция и функция научного исследования как непосредственной производительной силы.

20. Функция социальной регуляции общественных процессов и социальной среды и проективно-конструктивная функция.

21. Понятие метода научного познания.

22. Методы, используемые в научном познании.

23. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

24. Формы научного познания (факт, теория, гипотеза, проблема, наблюдение, эксперимент, моделирование).

25. Технология инженерного творчества и этапы инженерной деятельности.

26. Факторы, определяющие специфику инженерного творчества.

27. Виды инженерного творчества (открытие, изобретение, проектирование, конструирование, рационализация).

28. Методы инженерного творчества.

29. Основные социальные аспекты техники.

30. Основания выделения социальных функций техники.

31. Воздействие техники на развитие общества (технократизм и антитехнократизм).

32. Различные взгляды ученых на социальные аспекты техники.

33. Социальная значимость научного познания и организация социального институту науки.

34. Социальная ответственность ученого.

35. Социальные функции науки.


[1] Менеджмент на транспорте: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. – М.: Академия, 2003. – С. 261–263.

[2] Иванов, Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. – Л., 1977. – С. 111–114.

[3] Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1996. С. 40-41, 61-76.

[4] Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – М.: Экзамен, 2005. – С. 159–167.

[5] Иванов, М.С. Техническое творчество: теория, методология практика: энциклопедический словарь-справочник / М.С. Иванов. – Москва: Токио, 1995. – С. 15–22,

 

50–58, 121–217.

[6] Горохов, В.Г. Введение в философию техники: учеб. для вузов / В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Знание, 1995. – 384 с.; Жигалов, Н.Н. Социально-философские

 

аспекты техники / Н.Н. Жигалов. – М.: Инфра-М, 1996. – 408 с.

[7] Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. – М.: Экзамен, 2005. – 528 с.

 

1. Основные этапы развития транспортной науки и техники.

2. История и законы развития техники и транспорта.

3. Необходимость изучения теоретических и методологических вопросов развития техники.

4. История развития транспортных средств.

5. Классификация транспорта и транспортных наук.

6. Понятие транспортной системы.

7. Классификация транспортных систем.

8. Транспортные системы и объекты как технические системы.

9. Понятие транспортного процесса, показатели эффективности перевозок.

10. Системные свойства, структура и функции транспортных объектов.

11. Возрастание сложности транспортных систем.

12. Задачи управления транспортными системами и объектами различной сложности.

13. Периоды развития транспортных систем.

14. Источники и предпосылки развития транспорта, транспортных систем и транспортной науки.

15. Традиции и новации в развитии транспортной науки и техники.

16. История развития транспортных средств.

17. Транспортная техника как элемент производительных сил феодального способа производства, зарождение машинно-фабричного производства.

18. История развития тепловых двигателей.

19. Электрические двигатели.

20. Фундаментальное значение термодинамики в развитии транспортной техники.

21. Основные законы функционирования и развития технических систем (технических объектов).

22. Понятие эффективности и надежности технической системы.

23. Методы оценки и обеспечения надежности технической системы.

24. Современный этап развития техники транспорта.

25. Современные транспортные средства и перспективы их развития.

26. Понятие транспортной технологии.

27. Основные функции управления транспортом как технологической системой.

28. Классификация современных транспортных технологий.

29. Понятие гибкой технологии.

30. Закономерности согласованного развития техники и технологии в транспортных системах.

31. Необходимость рассмотрения транспорта как организационной системы.

32. Современные способы организации перевозочного процесса в транспортных системах.

33. Задачи управления транспортом, как организационной системой.

34. Организационные законы функционирования и развития транспортных систем.

35. Возможность исследования закономерностей функционирования транспортных систем как сложных социально-экономических.

36. Функции управления транспортом как социально-экономической системой.

37. Взаимосвязь развития транспортной отрасли и экономики.

38. Закономерности процесса самоорганизации в социально-экономических системах.

39. Методы научного познания. Формы научного познания.

40. Аналитические методы и модели, методы оптимизации транспортного процесса.

41. Статистические методы.

42. Методы имитационного моделирования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рузавин Г.И. Методология научных исследований. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 87 с.

2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – М.: Феникс, 2004. - 400 с.

3. История железнодорожного транспорта в России. В двух томах. Том 1. 1836-1917. Том 2. 1917-1945. - С.-Петербург, 1997. -336с., - 416с.

4. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.

5. Рахмангулов А.Н., Грязнов М.В, Трофимов С.В. Организация перевозок и управление на транспорте. Основы. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 206 с.

6. Рахмангулов А.Н., Трофимов С.В., Корнилов С.Н. Управление транспортными системами. Теоретические основы. – Магнитогорск: МГТУ, 2001. – 191 с.

7. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 240 с.

8. 4.1. Краткий перечень основных разделов и тем (дидактических единиц) теоретической части дисциплины.

9. 1. Основные этапы развития транспортной науки и техники.

10.

11. История науки как способ познания, основные этапы развития науки и техники. Предшественники автомобиля. Рождение автомобиля. От первых ав-томобилей до современных. Российская наука и техника XIX– начала XX века. Мировая и российская наука на современном этапе развития (XX– начало XXIв).

12. 2. Классификация транспорта и транспортных наук.

13.

14. Роль автомобиля в развитии науки и техники. Взаимное влияние дости-жений в области науки и техники на изменение и развитие методологии науки.

15. 3. Понятие транспортной системы.

16.

17. Классификация транспортных систем. Транспорт и ее составляющие. Транспортная система и перспективы ее развития в 21 веке. Перспективы раз-вития транспортных коридоров. Основные транспортные коридоры Сибири. Транспортная система города.

18. 4. Понятие транспортного процесса.

19.

20. Показатели эффективности перевозок. Основные показатели транспорт-ного процесса. Технико-эксплуатационные показатели транспортного процесса.

21. 5. Методы и формы научного познания.

22.

23. Понятие о методе и методологии. Методология истории науки. Формы и способы научного познания; структурирование научных знаний и теорий. Со-временные методы сбора научной информации и проведения научных исследо-ваний, эксперимент как основа научных исследований. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Планирование эксперимента.

24. 6. Аналитические и статические методы и модели, методы имитационного моделирования.

25.

26. Методы анализа результатов исследований и их влияние на достовер-ность полученных результатов. Проблемы и тенденции развития методологии научных знаний на современном этапе

Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Тема 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ НАУКИ

Тема 2. Основные этапы развития технических знаний

тема 3. Традиции и новации в развитии транспортной науки и техники

2. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Тема 4. Функции научного исследования

Тема 5. Методы и формы технического познания

3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Тема 6. Социальные аспекты техники

Тема 7. Социальные аспекты науки

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие в высших учебных заведениях России системы подготовки магистрантов повлекло за собой возникновение новых учебных дисциплин, к числу которых относится предмет «История и методология транспортной науки». Его преподавание началось во втором семестре 2009/2010 учебного года в условиях почти полного отсутствия специализированной учебной литературы, поэтому на данный момент настоящее методическое пособие является, пожалуй, единственным систематическим изложением курса и содержит авторское видение предмета. Общая концепция курса была разработана проф. Ю.М. Сердюковым на основании имеющихся у коллектива учебно-методических материалов, первый раздел подготовлен М.В. Нечипорук, второй – Д.С. Долгорук, третий – Е.А. Большаковой.

Авторы-составители полагают, что методическое пособие поможет магистрантам лучше усвоить изучаемый предмет и рассчитывают на конструктивные предложения по совершенствованию его содержания и формы.

Проф. Ю.М. Сердюков

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса

Основной целью изучения магистрантами специальности 19070165 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)» предмета « История и методология транспортной науки» является развитие у них способности к теоретико-методологическому осмыслению актуальных проблем транспортной науки.

Задачи курса

Для достижения поставленной цели магистранту необходимо следующее:

· изучить тенденции развития транспортной науки;

· получить представление об основных этапах развития технических знаний;

· знать традиции и новации в развитии транспортной науки и техники;

· знать функции научного исследования;

· твердо усвоить методы и формы технического познания;

· иметь устойчивое представление о социальных аспектах науки и техники.

 

Структура курса

Предмет «История и методология транспортной науки»изучается магистрантами, как правило, во втором семестре.

На лекциях рассматриваются ключевые проблемы изучаемого предмета, здесь магистрант получает основы теоретических знаний по истории и методологии транспортной науки.

На семинарских занятиях основное внимание уделяется развитию у магистрантов навыков теоретико-методологического исследования рассматриваемых проблем, формированию способности к логически непротиворечивому, последовательному и систематическому анализу проблемных ситуаций.

На всем протяжении изучения курса логики ведущий преподаватель контролирует степень и качество усвоения магистрантами знаний. Текущий контроль заключается в оценке знаний магистрантов, демонстрируемых ими на семинарских занятиях. Промежуточный контроль осуществляется в форме промежуточных аттестаций. Итоговый контроль происходит на экзамене.

 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы лекций

Тема Часы
  Формирование и развитие транспортной науки и техники  
  Функции научного исследования, методы и формы технического знания  
  Социальные аспекты науки и техники  
  Итого:  

Темы семинарских занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.59.171 (0.266 с.)