Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовые преимущества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовые преимущества.



Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. В реальной рыночной структуре соотношение черт, присущих монополии и совершенной конкуренции можно оценить, исследуя две характеристики: а) кривую спроса отдельной фирмы и б) возможность входа иных фирм в отрасль. Спрос на продукцию фирмы не абсолютно эластичен, как в совершенной, но более эластичен, чем у фирмы-монополиста.

Количество фирм в отрасли. Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного числа небольших (десятки) по объему фирм, выпускающих однотипные, но не тождественные товары. Отдельная фирма производит небольшую часть суммарного выпуска отрасли и обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара. Исключается возможность сговора фирм. Каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможную реакцию других конкурирующих фирм.

Дифференциация товара. При монополистической конкуренции фирмы отрасли имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий с производимым конкурентами. В условиях дифференциации товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным товаром, т.е. может повышать цену товара, даже если остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта. Дифференциацию товара могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит и т.п. «Падающий» характер кривой спроса предполагает возможность получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде.

Свобода входа в отрасль и выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для внедрения новой фирмы в отрасль. Это, как известно, должно приводить к тому, что в долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли

Достижение равновесия в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль фирмы равняется нулю, не может надолго удовлетворить предпринимателя. В стремлении увеличить прибыль он будет стараться найти пути увеличения выручки при неизменных (или снижающихся) издержках на единицу продукции. Сделать это возможно путем дальнейшей дифференциации продукции и выделения своего товара из всей массы родственных товаров, производимых остальными фирмами отрасли, что побуждает покупателей приобретать именно этот товар. Заставить покупателя поверить, что продукция данной фирмы удовлетворяет его потребности, можно двумя путями: улучшать качественные характеристики товара или рекламировать его.

Изменение и улучшение качественных характеристик товара приводит к увеличению спроса на продукцию фирмы, что позволяет ей иметь экономическую прибыль. Насчет рекламы единого мнения нет. Положительные черты рекламы: увеличивает информированность покупателей, стимулирует улучшение качественных характеристик продукции, благоприятствует расширению производства и уменьшению средних издержек из-за положительного эффекта масштаба, усиливает конкурентную борьбу между фирмами, может вызвать повышение уровня занятости в стране. Отрицательные качества рекламы: не столько информирует покупателей, сколько подталкивает их к тем или иным покупкам; расходы на рекламу ведут к отвлечению ресурсов; затраты на рекламу одного товара зачастую сводятся на нет рекламой конкурирующего товара и способствуют росту его цены при неизменных объемах продаж; реклама может вести к усилению монопольной власти какой-либо фирмы. Расхождения в оценке рекламы являются не единственными, когда экономисты рассматривают монополистическую конкуренцию. Многие ученые склонны считать, что эта рыночная структура мало соответствует современной экономике развитых стран. В основных отраслях экономики США превалируют несколько фирм (от трех до десяти), а не десятки, которые обладают достаточной способностью воздействовать на цену товара, но в то же время испытывают воздействие конкурентов. Вход в подобную отрасль новых фирм затруднен, что также отлично от ситуации, характерной для монополистической конкуренции. Экономисты выделяют еще одну рыночную структуру – олигополию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.006 с.)