Олигополия: сущность, специфические черты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия: сущность, специфические черты



Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Олигополию характеризуют следующие признаки:

· в отрасли находится несколько соперничающих фирм;

· кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер;

· в отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов.

Необходимо отметить, что при изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, труднорешаемыми в рамках современной экономической науки проблемами. Например, сколько фирм может входить в олигополию? Обычно олигополию образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться. «Мегафон», «Билайн» и «МТС», 10-15 заправочных станций делят рынок в городе.

Индекс Херфиндаля используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

, где — доли продаж фирм в % в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. Для олигополии – более 2000.

Фирмы-олигополисты могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт. Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности США, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты – дифференцированный. Олигополии могут быть «жесткими», когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок, а бывают и «мягкими», когда на их долю приходится порядка 70-80% выпуска отрасли.

Невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих фирм усложняет теоретическое определение величин Q и P, при которых фирма-олигополист максимизирует прибыль. В этой связи многие экономисты пытаются найти общие принципы деятельности фирм-олигополистов. Исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:

· цены при олигополии отличаются меньшей чувствительностью, они более «жесткие», не так быстро и значительно меняются, как при других рыночных структурах;

· если цены все же меняют, то чаще фирмы делают это одновременно.

В олигополистической отрасли всегда взаимодействуют две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, фирмы заинтересованы в проведении совместных действий и достижении договоренности о разделе рынка, поскольку это сулит монопольную прибыль. С другой стороны, эгоистическое стремление каждой фирмы к сверхприбыли за счет своих конкурентов отталкивает их друг от друга, затрудняет проведение совместной ценовой политики. Несмотря на достигнутые соглашения, каждая фирма, как правило, стремится тайно увеличить получаемую прибыль, прежде всего, за счет нарушений условий о доле в суммарном производстве. Кроме того, фирмы используют неценовые методы конкуренции (рекламу), что также влияет на объемы продаж фирм, изменяя обусловленные доли суммарного выпуска продукции и подрывая достигнутые договоренности. Это дало основание американскому экономисту В. Феллнеру эмпирически обосновать критерии возможности совместных действий фирм-олигополистов с целью получения максимальной прибыли. С его точки зрения, относительная величина стремления фирм к объединению или разъединению меняется в каждой отрасли приблизительно одинаково в зависимости от особенностей фирм, отраслей и выпускаемого продукта. Приведем критерии, выведенные Феллнером:

1. Тенденция к совместным действиям выше в отрасли, в которой фирмы выпускают однородный товар, чем в отраслях, производящих дифференцированный товар.

2. Тенденция к совместным действиям выше в отраслях с небольшим количеством фирм

3. В отрасли, переживающей период экономического подъема, тенденция к совместным действиям фирм выше, чем в отрасли, где наблюдается сокращение производства.

4. Если в отрасли имеется одна лидирующая фирма, то тенденция к совместным действиям в ней выше, чем в отрасли, где имеется несколько одинаковых фирм. В этом случае ведущая фирма играет роль «лидера»: она устанавливает цену товара, а остальные фирмы отрасли молчаливо следуют за ней, поскольку понимают, что «лидер» продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки «обойти» лидера за счет изменения цен могут привести к потерям от ответной реакции «лидера».

5. Чем меньше фирм отрасли применяют неценовые методы конкуренции, тем выше тенденция к совместным действиям фирм.

6. Тенденция к совместным действиям выше в отраслях, где выше барьеры на пути вхождения в отрасль.

Картель — форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта; Синдикат — форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;

Трест — форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность. Консорциум — временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта; Конгломерат — объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления; Холдинг — головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью; Концерн — объединение предприятий, связанное общностью интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.006 с.)