Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об экономической и методической важности проблемы

Поиск

Само по себе появление в тексте стандарта ISO 9001:2008 отдельного блока, посвященного менеджменту ресурсов, отразило логический факт признания очевидного: никакая система не будет жизнеспособной

без выделения на эти цели соответствующих ресурсов.

Напомним, что в предыдущей версии стандарта ISO 9001:1994 [4] по этому вопросу содержалась всего одна фраза: «Поставщик должен определить требования к ресурсам и предоставить соответствующие ресурсы, включая назначение подготовленного персонала, для менеджмента, осуществления работы и верификации деятельности, включая внутренние аудиты качества» (п. 4.1.2.2 «Ресурсы»). При этом из совокупности различных видов ресурсов в этой версии стандарта ISO 9001 разработчики нашли необходимым напрямую отразить в самом тексте этого стандарта требования лишь о человеческих ресурсах — в разд. 4.18 «Подготовка персонала».

Вместе с тем, как хорошо сказано авторами [5, с. 235], «ни одна, даже самая совершенно разработанная система менеджмента не будет функционировать, если она не обеспечена соответствующими ресурсами». Именно эти обстоятельства, вне сомнения, привели к появлению в ISO 9001:2000, а затем и в ISO 9001:2008 самостоятельного блока требований к менеджменту ресурсов, начинающегося в разд. 6.1 «Общие положения».

Здесь для нас важно то обстоятельство, что разработчики стандарта ISO 9001:2008 ничего проблемного в толковании и реализации требований этого раздела не увидели. Иначе он был бы дополнен, как минимум, соответствующими примечаниями.

Анализируя другие стандарты на СМК, основанные на ISO 9001, нетрудно выяснить, что их разработчики тоже «не споткнулись» об эти требования. На это указывает тот факт, что в таких стандартах, как ISO/ТS 16949:2009 [6], ISO/ТS 29001:2010 [7], а также в СТО ГАЗПРОМ 9001–2006 [8], в отличие от многочисленных добавлений к другим разделам, к требованиям разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 не добавлено НИЧЕГО.

Не иначе как, попав под это «обаяние», вслед за ними никаких «подводных камней» в этих требованиях не увидели и специалисты-практики. Только этим автор может объяснить тот факт, что практически во всех проанализированных им монографиях по вопросам внедрения стандартов ISO серии 9000 и проблемам менеджмента качества НИКАК не комментируются требования разд. 6.1, а пояснения фактически сводятся к их простому цитированию.

Согласитесь, мало чего нового по сравнению с текстом самого стандарта ISO 9001 можно узнать, например, из следующих комментариев к этому разделу специализированного издания [9] (здесь приведен ПОЛНЫЙ текст соответствующего фрагмента): «В соответствии с данным пунктом стандарта вы должны обеспечить организацию необходимыми ресурсами как для поддержания и совершенствования системы менеджмента качества, так и для того, чтобы деятельность организации удовлетворяла потребителей. К числу указанных ресурсов относятся…» [9, с. 69]. Абсолютно аналогичные и совсем «небогатые» комментарии содержатся в книгах [10, с. 60], [11, с. 54], [12, с. 63], [13, с. 84], [14, с. 705].

Более того. Некоторые авторы в своих комментариях в значительной степени «уходят» от требований стандарта. Так, в книге [15] приведен типовой образец «Руководства по качеству», где в разд. 6.1 «Управление ресурсами» предлагается написать следующее (это — ПОЛНЫЙ текст рекомендации по рассматриваемому разделу): «Руководство Завода обеспечивает процессы материально-техническими ресурсами, финансовыми ресурсами, оборудованием (в том числе контрольно-измерительными приборами), человеческими ресурсами, создает необходимую инфраструктуру и обеспечивает производственными условиями, необходимыми для достижения соответствия продукции заданным требованиям и улучшения ее качества» [15, с. 293]. Как видно, здесь авторами ничего не сказано о ресурсах, необходимых собственно для СМК — для ее внедрения, поддержания в рабочем состоянии и повышения результативности.

Далее в этой же книге [15] содержатся рекомендации по проведению внутренних аудитов СМК, в том числе рекомендуется применять для этого контрольный перечень вопросов, или так называемый чек-лист. Так вот, в отношении разд. 6.1 в нем сформулирован всего один вопрос [15, с. 323]: «Имеются ли данные, которые подтверждают, что организация выделила и своевременно предоставила ресурсы, необходимые для:

  • внедрения и улучшения процессов СМК;
  • повышения удовлетворенности потребителей?»

А это, согласитесь, совсем не эквивалентно проверке соответствия истинным требованиям стандарта ISO 9001:2008.

Все зафиксированное выше не могло не отразиться на четкости и глубине понимания требований разд. 6.1 потребителями стандарта, консалтинговыми структурами, да и, конечно же, сертифицирующими органами. И вот свидетельства этого.

Автор сделал попытку найти более-менее подробные разъяснения того, как интерпретировали требования разд. 6.1 ISO 9001:2008 организации с сертифицированными СМК. Но после анализа Руководств по качеству первых двух десятков выбранных наугад компаний пришлось остановиться, поскольку выявилось, что в подавляющем большинстве случаев по интересующему нас вопросу можно прочитать лишь следующее: «ЗАО (ОО) «ХХХ» определяет и своевременно обеспечивает выделение необходимых ресурсов для создания и поддержания СМК и непрерывного повышения ее результативности, а также повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований. К числу выделяемых ресурсов относятся…»

Тиражированность содержания таких заявлений не удивительна. Источником их являются как уже указанные выше монографии, так и другие источники, к которым, естественно, обращаются организации за советом и помощью при внедрении своих СМК.

К последним, например, можно отнести ГОСТ Р 51814.7–2005 [16]. Там в Перечне вопросов по оценке выполнения требований пунктов (подпунктов) / разделов (подразделов) ГОСТ Р 51814.1 (а это аналог ISO/ТS 16949 — прим. авт.) положение, касающееся требований разд. 6.1, изложено методом простого их ПОВТОРЕНИЯ и звучит так: «Определила и обеспечивает ли организация ресурсы, требуемые для:

а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, а также постоянного повышения ее результативности;

б) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований».

Еще одним примером подобного рода «помощи» в интерпретации анализируемых требований можно назвать содержание СПЕЦИАЛЬНОГО семинара «Управление ресурсами в СМК», рекламируемого в сети Интернет [17]. В его описании сказано следующее: «Согласно Стандарту, ресурсы необходимо идентифицировать в СМК и установить управление ими. В рамках семинара рассматриваются следующие темы:

– Порядок определения требований к компетентности персонала компании в соответствии с требованиями стандарта.

– Управление персоналом в рамках СМК, включая подбор и обучение.

– Управление инфраструктурой компании, включая:

    • здания, сооружения, производственные и административные помещения;
    • технологическое оборудование;
    • системы технического обеспечения жизнедеятельности компании;
    • средства связи, внутренние и внешние компьютерные сети и связанные с ними средства коммуникации и программное обеспечение;
    • транспорт.

– Управление производственной средой, включая установления параметров и мониторинг управления ими».

Встречаясь в различных изданиях, подобные многочисленные примеры наталкивают читателей на мысль о том, что здесь все просто: занимайся УПРАВЛЕНИЕМ человеческими ресурсами, инфраструктурой и производственной средой — и требования разд. 6.1 будут выполнены фактически сами собой.

Поэтому на местах так и поступают. В частности, НП СРО «Центрстройэкспертиза-Статус» разместило в сети Интернет свой стандарт «Менеджмент ресурсов на предприятиях, занятых в сфере строительства (общие требования, руководящие указания)» от 02.03.2009 [18], где в разд. 5 «Управление ресурсами» просто ПОВТОРЕНО содержание требований разд. 6.1 без каких-либо добавлений или комментариев.

Все вышесказанное достаточно наглядно показывает актуальность заданного вопроса: так из чего все-таки состоят те КОНКРЕТНЫЕ действия и виды деятельности, для реализации которых в стандарте требуется определить и предоставить необходимые ресурсы?

А уж ЗАТЕМ, установив это, можно начинать управлять соответствующими ресурсами так, чтобы они использовались результативно и эффективно.

Попытка автора найти ответ на этот вопрос выявила немало интересного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.011 с.)