Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы, необходимые для СМК

Поиск

Ресурсы, необходимые для СМК

Качалов В. А.

 

Журнал «Методы менеджмента качества», 2011, №11-12

Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 [1] достаточно ясно указано, что «организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые:

а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также

b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований».

Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда.

В стандарте ISO 9004:2000 [2] этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 [3] к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов.

В итоге мы имеем документы, в которых достаточно подробно описываются ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы. Их в стандарте ISO 9001:2008 названо четыре:

1. Внедрение СМК.

2. Поддержание СМК в рабочем состоянии.

3. Постоянное повышение результативности СМК.

4. Повышение степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований.

Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, сформулированный в начале статьи.

Попытаемся ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК.

Цель первая: на что нужны ресурсы при внедрении СМК?

Внедрение СМК — первое из четырех направлений деятельности, для реализации которого организация должна определить и выделить соответствующие ресурсы. При этом — направление ОСОБЕННОЕ.

Внедрение СМК — завершающий этап ее создания

Так или иначе, но определение и предоставление ресурсов для внедрения СМК в разд. 6.1 обозначено, и, значит, надо определить, КАКИЕ именно действия в него входят.

Решение этой задачи упрощается тем, что два предшествующих действия, создающих основу для внедрения СМК, к моменту ее внедрения должны быть завершены: система должна быть уже и разработанной, и документированной. Поэтому непосредственно для внедрения СМК организации останется осуществить всего несколько дополнительных действий (табл. 1).

Таблица 1

Действия, необходимые для внедрения СМК

Примечание. Исходная ситуация: все необходимые для СМК процессы, а также процедуры, рабочие инструкции, положения, правила, регламенты, стандарты и т. п. документы разработаны и утверждены, дополнительная ответственность и полномочия установлены.

Цель вторая. Для чего нужны ресурсы при поддержании СМК в рабочем состоянии?

Элементы инфраструктуры СМК

СМК как любая система состоит из элементов, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии. Для поддержания СМК в рабочем состоянии — а это второе направление деятельности, нуждающееся в предоставлении ресурсов, — необходимо, чтобы в рабочем (т. е. функционирующем) состоянии были все ее элементы. Надо только четко представлять, ЧТО является элементами СМК.

Свое мнение по этому вопросу автор выразил ранее в статье [19]. Обобщенно оно выглядит следующим образом. СМК — своеобразная система. Она объединяет МЕНЕДЖМЕНТ различных видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги). С точки зрения автора, это означает, что элементами СМК является содержание ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ и ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ менеджмента, т. е. правила, процедуры, инструкции, порядки, регламенты и т. п. (далее — правила) выполнения тех видов деятельности, которые вошли в выбранную организацией модель СМК.

Для стандарта ISO 9001:2008 примеры соответствующих видов деятельности (объектов менеджмента) и механизмов их менеджмента (субъектов менеджмента, являющихся элементами СМК) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Заключение

Первое. Говоря непосредственно о самих требованиях п. 6.1, следует отметить, что они не вполне логичны и последовательны:

a) из триединых совокупностей действий по созданию СМК, а именно «разработка — документирование — внедрение», в требования стандарта о необходимости определения и предоставления ресурсов действия по разработке и документированию почему-то не попали;

б) включенное в стандарт требование об определении и предоставлении ресурсов на деятельность по внедрению СМК фактически является «холостым выстрелом», поскольку на деле не может быть использовано в качестве критерия сертификации: в ходе аудита любая организация будет предъявлять аудиторам ДЕЙСТВУЮЩУЮ СМК, тем самым доказывая выполнение этого требования АВТОМАТИЧЕСКИ;

в) требования о необходимости определения и предоставления ресурсов почему-то не охватили одну из неотъемлемых фаз жизненного цикла продукции — ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ потребителей.

Автор надеется, что этот недостаток будет учтен и устранен в следующей редакции ISO 9001.

Второе. Если, тем не менее, поставить цель реализовать требования, содержащиеся в п. 6.1, то оказывается, что действия, для выполнения которых необходимо определять и выделять ресурсы, в каждом из указанных в этом пункте направлений деятельности вполне конкретны. Их набор представлен в табл. 1, 3, 4 и 5. Здесь остается только добавить, что потребности в соответствующих ресурсах в конкретных организациях могут отличаться от того набора, который автор представил в этих таблицах как наиболее вероятный. Но это — не самое главное.

Главное — это то, что у читателей теперь появится возможность четко обосновать НАПРАВЛЕНИЯ деятельности, на реализацию которых они запрашивают соответствующие ресурсы. В этом, собственно, автор и видел свою задачу, работая над данной статьей.

Кроме того, у читателей появится больше ясности и в вопросе о том, НА ЧТО надо предусматривать и выделять те ресурсы, о которых говорится в п.п. 5.1(е) и 5.6.2(с) стандарта ISO 9001:2008.

В завершение остается обратить внимание читателей, что действия, указанные в табл. 1, 3 и 4, относятся к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА при осуществлении ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ПРОДУКЦИИ, конкретизированной в табл. 5. Поэтому:

  • несмотря на эту связь, деятельность по менеджменту качества и деятельность по созданию продукции надо не смешивать, а РАЗЛИЧАТЬ, выделяя целенаправленно ресурсы для каждой из них в отдельности;
  • именно из-за наличия этой связи КАЖДАЯ эта деятельность нуждается в обеспечении необходимыми ресурсами НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ДРУГАЯ. В особенности это относится к ресурсам, необходимым для поддержания СМК в рабочем состоянии и повышении ее результативности (см. табл. 3 и 4). Здесь автор полностью солидарен с положением из [6, с. 61]: К ресурсному обеспечению системы менеджмента качества надо относиться столь же строго и затрачивать при этом не меньше усилий, чем при обеспечении ресурсами производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

2. ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

3. ISO 9004:2009. Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

4. ISO 9001:1994. Системы качества. Модель для гарантирования качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

5. Свиткин М.З., Мацута В.Д. Менеджмент качества на основе стандартов ISO: содержание, проблемы, перспективы. – СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2008.

6. ISO/ТS 16949:2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности.

7. ISO/ТS 29001:2010. Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги.

8. СТО Газпром 9001–2006. Системы менеджмента качества. Требования. Ч. 1 и 2.

9. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в малом бизнесе. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

10. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в строительстве. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

11. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в области обучения. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.

12. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в сфере услуг. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.

13. Канне М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г.Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009.

14. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. – СПб.: Наука, 2003.

15. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ — к практике. – М.: НТК «Трек», 2004.

16. ГОСТ Р 51814.7–2005. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества.

17. Семинар «Управление ресурсами СМК» — http://www.webcast-standard.com/projects/onlineseminars/wfs-05.aspx (по сост. на 06.02.2011).

18. Стандарт НП СРО «Центрстройэкспертиза-Статус» от 02.03.2009 «Менеджмент ресурсов на предприятиях, занятых в сфере строительства (общие требования, руководящие указания)» — http://www.sro-russia.ru/datas/users/menres.pdf (по сост. на 6.02.2011).

19. Качалов В.А.Что такое целостность СМК и как ее сохранять? // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 2–3.

20. ISO 8402:1986. Качество. Словарь.

21. ISO 8402:1994. Управление качеством и гарантирование качества. Словарь.

22. Качалов В.А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК»? // Методы менеджмента качества. – 2007. – № 1.

 

Ресурсы, необходимые для СМК

Качалов В. А.

 

Журнал «Методы менеджмента качества», 2011, №11-12

Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 [1] достаточно ясно указано, что «организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые:

а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также

b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований».

Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда.

В стандарте ISO 9004:2000 [2] этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 [3] к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов.

В итоге мы имеем документы, в которых достаточно подробно описываются ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы. Их в стандарте ISO 9001:2008 названо четыре:

1. Внедрение СМК.

2. Поддержание СМК в рабочем состоянии.

3. Постоянное повышение результативности СМК.

4. Повышение степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований.

Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, сформулированный в начале статьи.

Попытаемся ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.007 с.)