Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ресурсы, необходимые для СМК↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Ресурсы, необходимые для СМК Качалов В. А.
Журнал «Методы менеджмента качества», 2011, №11-12 Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 [1] достаточно ясно указано, что «организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые: а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований». Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда. В стандарте ISO 9004:2000 [2] этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 [3] к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов. В итоге мы имеем документы, в которых достаточно подробно описываются ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы. Их в стандарте ISO 9001:2008 названо четыре: 1. Внедрение СМК. 2. Поддержание СМК в рабочем состоянии. 3. Постоянное повышение результативности СМК. 4. Повышение степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований. Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, сформулированный в начале статьи. Попытаемся ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК. Цель первая: на что нужны ресурсы при внедрении СМК? Внедрение СМК — первое из четырех направлений деятельности, для реализации которого организация должна определить и выделить соответствующие ресурсы. При этом — направление ОСОБЕННОЕ. Внедрение СМК — завершающий этап ее создания Так или иначе, но определение и предоставление ресурсов для внедрения СМК в разд. 6.1 обозначено, и, значит, надо определить, КАКИЕ именно действия в него входят. Решение этой задачи упрощается тем, что два предшествующих действия, создающих основу для внедрения СМК, к моменту ее внедрения должны быть завершены: система должна быть уже и разработанной, и документированной. Поэтому непосредственно для внедрения СМК организации останется осуществить всего несколько дополнительных действий (табл. 1). Таблица 1 Действия, необходимые для внедрения СМК Примечание. Исходная ситуация: все необходимые для СМК процессы, а также процедуры, рабочие инструкции, положения, правила, регламенты, стандарты и т. п. документы разработаны и утверждены, дополнительная ответственность и полномочия установлены. Цель вторая. Для чего нужны ресурсы при поддержании СМК в рабочем состоянии? Элементы инфраструктуры СМК СМК как любая система состоит из элементов, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии. Для поддержания СМК в рабочем состоянии — а это второе направление деятельности, нуждающееся в предоставлении ресурсов, — необходимо, чтобы в рабочем (т. е. функционирующем) состоянии были все ее элементы. Надо только четко представлять, ЧТО является элементами СМК. Свое мнение по этому вопросу автор выразил ранее в статье [19]. Обобщенно оно выглядит следующим образом. СМК — своеобразная система. Она объединяет МЕНЕДЖМЕНТ различных видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги). С точки зрения автора, это означает, что элементами СМК является содержание ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ и ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ менеджмента, т. е. правила, процедуры, инструкции, порядки, регламенты и т. п. (далее — правила) выполнения тех видов деятельности, которые вошли в выбранную организацией модель СМК. Для стандарта ISO 9001:2008 примеры соответствующих видов деятельности (объектов менеджмента) и механизмов их менеджмента (субъектов менеджмента, являющихся элементами СМК) представлены в табл. 2. Таблица 2 Заключение Первое. Говоря непосредственно о самих требованиях п. 6.1, следует отметить, что они не вполне логичны и последовательны: a) из триединых совокупностей действий по созданию СМК, а именно «разработка — документирование — внедрение», в требования стандарта о необходимости определения и предоставления ресурсов действия по разработке и документированию почему-то не попали; б) включенное в стандарт требование об определении и предоставлении ресурсов на деятельность по внедрению СМК фактически является «холостым выстрелом», поскольку на деле не может быть использовано в качестве критерия сертификации: в ходе аудита любая организация будет предъявлять аудиторам ДЕЙСТВУЮЩУЮ СМК, тем самым доказывая выполнение этого требования АВТОМАТИЧЕСКИ; в) требования о необходимости определения и предоставления ресурсов почему-то не охватили одну из неотъемлемых фаз жизненного цикла продукции — ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ потребителей. Автор надеется, что этот недостаток будет учтен и устранен в следующей редакции ISO 9001. Второе. Если, тем не менее, поставить цель реализовать требования, содержащиеся в п. 6.1, то оказывается, что действия, для выполнения которых необходимо определять и выделять ресурсы, в каждом из указанных в этом пункте направлений деятельности вполне конкретны. Их набор представлен в табл. 1, 3, 4 и 5. Здесь остается только добавить, что потребности в соответствующих ресурсах в конкретных организациях могут отличаться от того набора, который автор представил в этих таблицах как наиболее вероятный. Но это — не самое главное. Главное — это то, что у читателей теперь появится возможность четко обосновать НАПРАВЛЕНИЯ деятельности, на реализацию которых они запрашивают соответствующие ресурсы. В этом, собственно, автор и видел свою задачу, работая над данной статьей. Кроме того, у читателей появится больше ясности и в вопросе о том, НА ЧТО надо предусматривать и выделять те ресурсы, о которых говорится в п.п. 5.1(е) и 5.6.2(с) стандарта ISO 9001:2008. В завершение остается обратить внимание читателей, что действия, указанные в табл. 1, 3 и 4, относятся к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА при осуществлении ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ПРОДУКЦИИ, конкретизированной в табл. 5. Поэтому:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. 2. ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. 3. ISO 9004:2009. Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. 4. ISO 9001:1994. Системы качества. Модель для гарантирования качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. 5. Свиткин М.З., Мацута В.Д. Менеджмент качества на основе стандартов ISO: содержание, проблемы, перспективы. – СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2008. 6. ISO/ТS 16949:2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности. 7. ISO/ТS 29001:2010. Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги. 8. СТО Газпром 9001–2006. Системы менеджмента качества. Требования. Ч. 1 и 2. 9. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в малом бизнесе. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 10. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в строительстве. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 11. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в области обучения. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. 12. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в сфере услуг. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. 13. Канне М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г.Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009. 14. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. – СПб.: Наука, 2003. 15. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ — к практике. – М.: НТК «Трек», 2004. 16. ГОСТ Р 51814.7–2005. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества. 17. Семинар «Управление ресурсами СМК» — http://www.webcast-standard.com/projects/onlineseminars/wfs-05.aspx (по сост. на 06.02.2011). 18. Стандарт НП СРО «Центрстройэкспертиза-Статус» от 02.03.2009 «Менеджмент ресурсов на предприятиях, занятых в сфере строительства (общие требования, руководящие указания)» — http://www.sro-russia.ru/datas/users/menres.pdf (по сост. на 6.02.2011). 19. Качалов В.А.Что такое целостность СМК и как ее сохранять? // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 2–3. 20. ISO 8402:1986. Качество. Словарь. 21. ISO 8402:1994. Управление качеством и гарантирование качества. Словарь. 22. Качалов В.А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК»? // Методы менеджмента качества. – 2007. – № 1.
Ресурсы, необходимые для СМК Качалов В. А.
Журнал «Методы менеджмента качества», 2011, №11-12 Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 [1] достаточно ясно указано, что «организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые: а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований». Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда. В стандарте ISO 9004:2000 [2] этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 [3] к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов. В итоге мы имеем документы, в которых достаточно подробно описываются ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы. Их в стандарте ISO 9001:2008 названо четыре: 1. Внедрение СМК. 2. Поддержание СМК в рабочем состоянии. 3. Постоянное повышение результативности СМК. 4. Повышение степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований. Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, сформулированный в начале статьи. Попытаемся ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.007 с.) |