Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы становления современной математики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории математики принято различать следующие четыре периода: 1-ый период накопления первоначальных математических сведений; (до VI в. до н.э.) 2-ой период математики постоянных величин; (VI в. до н.э.- XVI в н.э.)(средневековье) (э Возрождения, начало XV-XVI 3-ий период математики переменных величин (XVII-XX вв.) 4-ый период современной математики.(ХХ) Период накопления начальных математических сведений заканчивается в Древней Греции VI в до н э он включает в себя происхождение первых натуральных чисел и первых геометрических фигур и тел, математику Древнего Египта, в пирамидах. Важнейшим из дошедших до нас текстов является папирус Райнда содержащий 84 задачи. Носителями научных знаний в Древнем Египте были «писцы» - чиновники состоящие на государственной или храмовой службе. Положение писца в Древнем Египте было привилегированным. Работа в письме не облагалась налогами. Писцы обучались в специальных школах имелись и высшие писцовые школы, которые торжественно назывались «дома жизни». Зафиксированы должности писца дома документов, писца войска писца царских работ, и т.д. Математические знания древнего писца позволяли ему производить расчеты при строительных работах, сборе налогов, разделе имущества обмене и распределении продуктов, измерении площадей полей, объем плотин, зернохранилищ и т.п. Все задачи сводятся к вычислениям с конкретными количествами, числа как таковые, и методы решения не становятся еще предметом рассмотрения. Задачи группируются по темам (задачи на припек задачи на емкость, задачи на площадь и т.д.). Каждая задача решается заново, без каких-либо пояснений в числах, лишь иногда дается проверка найденного решения. Математика первого периода в Древнем Египте еще не разделяется на арифметику и геометрию, а представляет собрание примеров решения простейших прикладных задач. Другим источником изучения математики первого периода являются математические клинописные тексты Древнего Вавилона обнаруженные при археологических раскопках или найденные в развалинах старых сооружений. Среди разрозненного по музеям мира множества глиняных табличек самых разных эпох (от начала Ш тысячелетия до н. э.) обнаружено примерно 150 текстов математических задач и приблизительно 200 – с числовыми таблицами. Как и в Древнем Египте, в Древнем Вавилоне носителями научных знаний были «писцы». Они руководили общественными работами, занимались учетом хозяйств~ составлением торговых документов и деловой перепиской. Писцы были связаны с храмами где хранили клинописи. В Древнем Вавилоне специальность писца была в почете. «Тот, кто в совершенстве овладеет искусством писца на табличках, тот будет сверкать подобно солнцу». Писцы относились к правящему классу и нередко писцами становились сыновья правителей. Обучались писцы в академии - «Дом табличек». Писец должен был уметь писать понятно, хорошо знать математику, уметь межевать земли примирять спорщиков. Задачи, решаемые в вавилонских клинописных текстах также как и в древнеегипетских папирусах, являются чисто практическими вычислительными задачами и излагаются догматически без каких-либо пояснений. Отличие, однако, состоит в том, что искусство счета вавилонян более совершенное, а решаемые математические задачи разнообразнее и сложнее. В Древнем Вавилоне впервые возникла позиционная система счисления, разработана алгебра линейных и квадратных уравнений, решаются простейшие теоретико-числовые задачи. Здесь же мы можем отметить начавшееся разделение математики на арифметику и геометрию, видеть и зачатки алгебры и теории чисел, а также появление и «теоретических» задач, т.е. задач не связанных с практикой, а обусловленные потребностью самой математики. Математика в древних цивилизациях развивалась очень медленно. Иногда на протяжении целых веков не было никакого прогресса. Тенденция резко изменилась в VI в. до н.э. Так в Древней Греции, математика, за несколько десятилетий, из набора примеров для решения простейших прикладных задач, превращается в строгую дедуктивную науку. Формируются первые математические понятия и аксиомы, строятся первые математические теории. Интересно отметить, что греки приписывали радикальные перемены в во всех областях общественной жизни в том числе математики возникшему в то время в Греции, новому демократическому строю. 2-ой период развития математики с VI в. до н.э. по XVI в н.э. принято считать периодом математики постоянных величин. Его следует рассматривать как развитие математики Древней Греции, Римской Империи математику средневекового Китая средневековой Индии, стран ислама, средневековой Европы и математики эпохи возрождения. Обратимся к каждому из названных течений: Первые математические теории были доказаны учеными: ионийской школы натурфилософии в первой половине VI в. до н.э. Основателем школы считался Фалес - купец политический деятель, философ, астроном и математик, живший в Милете – богатой греческой колонии Малой Азии. Но коренное преобразование математики начинается с Пифагора (VI в. до н.э.). В V в. до н.э. Прокл напишет: «Пифагор преобразовал математику, рассматривал принципы чисто абстрактным образом и исследовал теоремы не с материальной, не с интеллектуальной точки зрения». В школе Пифагора разрабатывается арифметика целых чисел выстраивается первая теория отношений, имеет место открытие несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной, представляется теория делимости основывается геометрическая алгебра, в которой задачи решаются построением с помощью циркуля и линейки. Все это относится к VI-V в. до н. э. Развивая математику пифагорейцев, греки в IV-III в. до н.э. выстраивают теорию канонических сечений (Менехм, Апполоний); создают новую теорию отношений (Евдокс); первый метод пределов (Евдокс); первые интегральные и дифференциальные методы(Архимед). Достижения греческих математиков были приведены в систему в «Началах» Евклида (III в. до н.э.). Со II в. до н.э. начинается спад греческой математики вызванный началом тяжелых разрушительных войн, приведших к созданию Римской империи и только в начале нашей эры греческая математика вновь начинает оживать. Уже в I в. н.э. в Александрии работают такие математики как Герон и Менелай, в середине II в. н.э. – Птоломей, в Ш в. н. э. создает свою алгебру Диофант. Значительная часть знаменитой Александрийской библиотеки сгорела в I в н.э. при захвате римлянами Александрии и в последующем - христианами-фанатиками, лишь немногие рукописи уцелели и их перевод в VIII в. н.э. послужил толчком развития математики в странах Ислама и Европы. Второй период развития математики нельзя представить без рассмотрения особенностей эволюции китайской математики. Необходимо отметить, что китайская цивилизация длительное время была почти полностью изолирована от остального мира. Это наложило свой отпечаток и на развитие китайской математики. Наиболее древние, дошедшие до нас математические тексты относятся к П в. до н.э. Исторические документы свидетельствуют, что в Китае математике уделялось большое внимание издавна, уже во П-й половине в. до н.э. были поставлены математическое образование и экзамены. В VII_X вв. в Императорской гимназии математика изучалась семь лет. Для занятия места чиновника в Китае требовалось сдать экзамены по математике кроме прочих В течение многих веков переиздавались «Десять классических трактатов», содержащих основы китайской математики. Однако китайской математике был свойственен догматизм, проявляющийся в неизменности математических произведений – «классических трактатов» со II в до н.э. по IVв н.э. в, то время как греческие математические работы при переписке подвергались значительной обработке, дополнялись, комментировались. Исследования показывают, что математика Древнего и Среднего Китая вплоть до XIV в. развивалась преимущественно как совокупность вычислительных алгоритмов. Наиболее значительные из этих алгоритмов - метод «ФАН_ЧЕН» решение системы линейных уравнений и метод «ТЯНЬ-ЮАНЬ» приближенного решения алгебраических уравнений. ДостижениеКитайской математики - введение отрицательных чисел. Необходимо отметить особое место и математики средневековой Индии. Первые индийские математические тексты относятся к VII-V в до н.э. Можно назвать крупнейших индийских математиков V-VII вв. н.э. - Ариабхата (V-VI в н.э.), Брахмапутра (VII в. н.э.), Магавира (IХ в н.э.), Шридхара (IX-Х вв. н.э.), Бхаскара (ХП в н.э.) Уже с первых веков н.э. прослеживается связь математики Индии с математикой Китая. Особенно усилившаяся в период распространения Буддизма и в это же время индийская математика распространяется на территории стран ислама. Важнейшим достижением индийской математики является: создание арифметики на основе десятичной позиционной системы счисления, разработка тригонометрии, создание алгебраической символики. В VII в. н.э. сторонники ислама, Халифы, подчинили себе Сирию, Междуречье, Иран, Египет, Среднюю Азию, Северную Африку, а позднее - Испанию, Сицилию и юг Италии, часть Закавказья и часть Индии. Образование исламского халифата совпало со становлением феодального строя. В этот период образовались научные центры: Багдад - столица халифата, Бухара Хорезм, Каир, Кордова, Исфахан, Марага и многие другие. В IX-Х вв. н.э. работают такие известные математики как Ал-Хорезми, Ал-Беруни, Абу Камил, Ал-Мисри, Хасан ибн Ал-Хасан. А в XI в. н.э.- Омар Хаям, а в ХШ в н.э. - Насир ад-Дин ат-Туси, в ХУ в - Ал - Каши и т.д. Из достижений арабских математиков отметим работы по теории параллельных, алгебре и тригонометрии. Немаловажно было то, что арабские математики -переписывали труды греческих математиков, комментировали их и совершенствовали их, переняли у индийской математики их десятичную позиционную систему счисления и все это послужило основой для последующего развития математики в Европе. Социальный и политический климат, тип сложившейся формации определяют и состояние науки, в том числе и математической. Так, в середине I в. н.э. произошел политический распад Римской Империи вызванной кризисом рабовладельческой формации. Время господства феодальных отношений. продолжавшийся с V-VI вв. по ХV-ХVI вв. именуется средними веками. Основой развития науки служило интенсивное развитие Ремесел, товарного производства и торговли. Для развития математики большую роль сыграли переводы на латинский язык сочинений арабских математиков, особенно в ХI-ХIII вв. Благодаря переводам европейцы знакомятся с трудами Архимеда, Полония, Евклида, Диофанта и других греческих математиков. Важную роль в развитии математики сыграло открытие университетов: древнейшего медицинского в Солерне (ХI в.), юридического в Болонье (1100 г.), Парижского (ХП в.), в ХП-ХIII вв. - Оксфордского, Кембриджского (1209 г), затем в Праге (1348 г.), Кракове (1364 г.), в Вене (1365 г.), в Лейпциге (1409 г.), Базен (1469 г.) и т.д. Главными направлениями в университетах были: искусство, богословие, право, медицина. В течение нескольких веков математика в университетах остается вспомогательной дисциплиной в Европе и это отрицательно сказывалось на знаниях студентов, но, несмотря на это, университеты были основными центрами, распространения математики. Из стен средневековых университетов вышли такие математики как Томас Брадверди в Англии, Николь Орем во Франции, Иоган Мюллер-Региомонтан в Германии, Николай Коперник в Польше и др. ХI-ХVI вв. вошли в историю Европы под названием «эпоха Возрождения», при этом имелось в виду возрождение того уровня культуры, который был достигнут в античном мире. Кроме того, надо отметить, что это период возрождения новой формации - буржуазного общества. Новый тип производства и отношений требует новых технических усовершенствований и изобретений, возрастает торговля, активизируется мореплавание и т.п. Все это ведет к тому, что научные знания становятся необходимым элементом общественной жизни, совершается культурная революция. Развитию математики, с одной стороны, способствовали чисто практические (прикладные) соображения, а с другой - религиозные традиции утверждавшие, что Вселенная построена богом по математическому плану. В ХV-ХVI вв. математика развивалась, главным образом, в Италии Франции, Германии, а с конца ХVI в. в Голландии, пережившей буржуазную революцию. В эпоху Возрождения математики выходит за пределы знаний унаследованных от греков и народов Востока в это время идет проникновение индийской математики - вводится десятичная позиционная система счисления, вводятся десятичные дроби, отрицательные, иррациональные и мнимые числа, создается развитая алгебраическая символика. Тогда же были решены в радикалах алгебраические уравнения 3-ей и 4-ой степени, разработаны плоская и сферическая геометрия, усовершенствованы вычислительные методы. Математика становится мощным средством решения многоплановых задач, в математике начинают видеть метод изучения природы.
Период математики переменных величин(III период)
К ХII в. создаются как теоретические так и практические предпосылки для математического описания движения. Изучение движения, изучение переменных величин становится главной задаче математики. Начинается период математики переменных величин и его условно подразделяют на математику ХII и математику ХVIII в. · В ХVII в. становится непосредственным воздействием на математику практических потребностей. Создаются научные организации и общества взамен одиноким математикам. С 1662 года начинает свою работу Лондонское Королевское общество, играющее и ныне роль Национальной, Академии наук. В 1666 году организована Парижская Академия наук. Возникает потребность обмена научной информацией в ХVII веке начинают выходить первые научные периодические издания такие как: в Лондоне («Philosophical transactions» с 1665г.), в Лейпциге «Acta Irodictorum» с 1682 г. · Первым математическим описанием движения явилась геометрия Декарта и Ферма. Труды Компана, Ковальери, Торичелли, Сен-Венсана, Галилея, Роберваля, Декарта, Ферма, Барроу по развитию античных интегральных и дифференциальных методов привели к созданию в работах Ньютона и Лейбница основ дифференциального и интегрального исчислений. · XVII в. характеризуется началом развития капиталистического способа производства и нарастания темпа развития наук. Промышленная революция, образование мирового рынка и связанные с ним нужды мореплавания, кораблестроения, военной техники, теплотехники, гидроэлектротехники и т.п. ставят перед наукой новые задачи. Наряду с задачами механики и астрономии начинаются исследования электромагнитных. тепловых явлений. Развитие науки становится делом государственной важности. Для целей интенсивного развития науки в крупнейших городах Европы создаются государственные Академии наук. Технический прогресс возможен при математической поддержке развивающихся научных направлений. В XVII веке быстро развивается дифференциальные и интегральные исчисления, используются степенные тригонометрические и асимптотические ряды, изучаются простейшие специальные функции, складываются элементы теории дифференциальных уравнений создается вариационное исчисление. В алгебре решаются в радикалах уравнения 5-ой и более высоких степеней развиваются приближенные переходы решения алгебраических уравнений, появляются первые формулировки и доказательства основой теоремы алгебры, «закладываются основы элементарной теории чисел, формируются первые теоремы теории вероятностей, формируется дифференциальная геометрия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.01 с.) |