Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические и биосоциальные аспекты человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучением человека занимается множество наук. Поскольку человек – существо биосоциальное, то часть наук изучает его как биологический вид, например анатомия, физиология, генетика человека; а часть – как существо социальное, например демография, социология, политология. И лишь немногие науки, такие как психофизиология и экология человека изучают и биологические и социальные аспекты. Для начала следует рассмотреть, какие же психофизиологические особенности человека отличают его от других млекопитающих.
Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет грамотных скоростей перебора всех возможных вариантов. 2. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять–таки, у животных может быть развита система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. В естествознании, пытающимся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произнесенных при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум. 3. Способность к деятельности – еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры. Творческих характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь- выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.Только человек способен изготовлять, творить орудия труда. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры – использование огня и захоронение трупов. В экологии человека были сформулированы антропоэкологические аксиомы – это исходные положения теории экологии человека, сформулированные на основе накопленных различными науками знаний, не требующие специальных доказательств: 1. Человек – существо биосоциальное. Человечество, с одной стороны, является биологическим видом, а с другой – носителем созданной им цивилизации. Отсюда следует, что развитие человеческого общества обусловлено и биологической эволюцией, и культурным прогрессом. 2. Люди могут существовать только благодаря совместному труду. Совместная деятельность людей является главным и единственным механизмом поддержания существования человеческих общностей их развития. 3. Накопление и распространение хозяйственно-культурной информации – непременное условие развития человечества. Прогресс в хозяйственно-культурной деятельности людей возможен только благодаря накоплению и распространению информации сначала внутри одной общности, постепенно распространяясь среди других групп населения. 4. Главный биологический фактор физического выживания людей в меняющихся условиях – это адаптация. Благодаря адаптации человек смог выжить и заселить практически все экологические ниши, а также приспособиться к новым условиям. 5. Социализация каждого человека – это единственная возможность обеспечения жизнеспособности любой общности людей. Процесс активного приспособления человека к социальной среде является главным социальным фактором сохранения и развития любых групп людей 6. Ускорения темпов социально-технического развития и экологической напряженности представляет собой неотъемлемую особенность эволюции человечества. Чем быстрее изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем быстрее меняются человеческие общности 7. Всеобщность и постоянство антропоэкологического процесса. Антропоэкологический процесс – это постоянно происходящее взаимодействие человеческих общностей с окружающей средой и последовательная смена результатов этого взаимодействия для людей и окружающей среды. 8. Пределы роста численности людей на земле обусловлены исчерпаемостью ресурсов. Рост населения Земли и увеличение постоянно растущих его потребностей не могут продолжаться бесконечно из-за ограниченности ресурсов биосферы. 9. Несинхронность последствий для человека воздействия факторов риска. Воздействия факторов окружающей среды может проявиться непосредственно после контакта с фактором риска или через много лет, в следующих поколениях. 10. Двоякое влияние факторов среды на людей. Все элементы внешнего окружения могут оказывать на человеческие общности и отдельно взятого человека как положительное, так и отрицательное влияние. 11. Защита людей от факторов риска – это источник появления новых негативных факторов. Создавая средства защиты от негативных факторов окружающей среды, человечество, тем самым, формирует новые факторы риска, влияние которых необходимо удалять или минимизировать. 12. Научно-технический прогресс – причина изменения факторов риска. На ранних этапах становления человечества люди испытывали давление природных факторов, по мере развития промышленности население стало подвергаться преимущественному воздействию техногенных факторов. 13. Социально-экономическое развитие – важный фактор общественного здоровья. Высокий уровень социально-экономического развития обычно обеспечивает высокое качество здоровья большинства населения, но служит причиной накопления в человеческих общностях лиц с тяжелыми недугами. 14. Социально-политическое и экологическое сотрудничество между всеми странами – альтернатива глобальной катастрофе. Отказ всех стран от национального, экономического и экологического «эгоизма» представляет собой путь предотвращения глобальной антропоэкологической катастрофы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.007 с.) |