Тема 16. Развитие неоклассической теории в хх веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Развитие неоклассической теории в хх веке



И институционализм

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят особенности конституциональных теорий послевоенного периода 50– 60-х гг. ХХ века?

2. Что понимает Дж. Гэлбрейт под «техноструктурой»?

3. Какие структурные сдвиги в экономическом развитии отмечают в своих теориях Д. Белл и Э. Тоффлер?

4. Как сформировано понятие «неоклассический синтез» у П. Самуэльсона?

5. На самом ли деле М. Фридмену принадлежит «повторное открытие денег»?

6. В чем суть метода «затраты-выпуск» В. Леонтьева?

 

Темы докладов:

1. История нобелевской премии по экономике.

2. «Природа фирмы» Р. Коуза.

3. Теория рациональных ожиданий Р. Лукаса.

4. Теория жизненного цикла Ф. Модильяни.

Основные термины к теме: институт, трансакционные издержки, рациональные ожидания, процентная ставка, межотраслевой баланс

Задание 1. Провести анализ эволюции взглядов институционалистов с ХХ века до наших дней.

Задание 2. Проанализировать достижения лауреатов Нобелевской премии текущего года.

Список литературы

1. Бартенев С. А. История экономических учений / С. А. Бартенев. –
М.: Юристъ, 2002. – С. 337–374.

2. Історія економічних учень: підручник / За ред. Л. Я. Корнійчук,
Н. О. Татаренка. – К.: КНЕУ, 1999. – С. 465–497.

3. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т.; Пер. с англ. / П. Самуэльсон. –
М.: Алгон: Машиностроение, 1997. – Т. 1. – 334 с.; Т. 2. – 416 с.

4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учеб. для вузов. – 2-е изд. / Я. С. Ядгаров. – М.: ИНФРА – М, 1998. – С. 199–207.

5. Устиян И. П. Самуэльсон о государственном регулировании эконо-
мики / И. Устиян // Экономист. – 2001. – N 7. – С. 86–93.

6. Корнийчук Л. Экономический рост и устойчивое развитие /
Л. Корнийчук // Экономика Украины. – 2008. – № 3. – С. 84–91.

7. Галушка З. И. Развитие теории благосостояния: противоречия или невозможность принятия эффективных решений? / З.И. Галушка // Экон. теория. – 2008. – № 1. – С. 22–29.


ФОНД ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Организационно-методические указания

Фонд индивидуальных заданий предназначен для контроля успеваемости и качества обучения студентов и составлен соответственно рабочей учебной программе курса. К содержанию данного фонда относятся задания к двум модулям, представленные по вариантам. Вариант индивидуального задания выбирается согласно порядковому номеру, под которым значится фамилия данного студента в общем списке группы. Выполняются задания в письменном (напечатанном) виде присылается на элекронную почту преподавателя. Несвоевременное предоставление индивидуального задания студента влечет за собой снижение оценки.

При самостоятельной работе студентам рекомендуется пользоваться базовыми учебниками, представленными в общем списке литературы данного методического пособия, словарями по экономической истории, а также осуществлять самостоятельный поиск периодической литературы применительно к рекомендуемой тематике в интернете.

Индивидуальные задания к первому модулю:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО ХХ ВЕКА

Методические рекомендации. Выбрав вариант задания согласно порядковому номеру в списке, студенты должны ответить на два теоретических вопроса, представив выполненное задание в письменном (напечатанном) виде. Начинать подготовку материала необходимо с подбора и изучения литературы.

Прежде всего, следует четко обозначить определения и термины, приводимые в тексте, что потребует обращения к экономическим словарям. Добросовестное выполнение задания подразумевает использование нескольких источников литературы.

Текст работы оформляется в следующем виде: на первом листе – ФИО студента, шифр группы, номер варианта. Далее – ответы на вопросы (приблизительным объемом 1−3 страниц текста компьютерного набора в редакторе Word for Windows, шрифт 14 с интервалом 1,0 поля – 2). В конце работы − список использованной литературы (с указанием авторов, источника, места и года издания).

По окончанию изложения темы, необходимо сформулировать собственный вывод.

Оценка (определенное количество баллов) выставляется по совокупности качества подготовленного материала с учетом его самостоятельного, творческого подхода студента к выполнению работы. Если ответы на вопросы сданы позже указанного срока, это влечет за собой снижение оценки.

Вариант 1

1. Развитие экономики в районе Месопотамии (Двуречья).

2. Экономическая политика Наполеона.

Вариант 2

1. Характеристика экономики Вавилонского царства.

2. Проблемы феодальной Руси. А. Л. Ордин-Нащокин.

 

Вариант 3

1. Экономическое развитие Нидерландов и Голландии в XVI − XVII вв.

2. Экономические взгляды Ксенофонта.

Вариант 4

1. Экономические взгляды Хаммурапи.

2. Характеристика экономики Римской империи.

Вариант 5

1. Афинский и спартанский варианты политического и экономического строя.

2. Экономика империи Александра Македонского.

 

Вариант 6

1. Характеристика экономики Древнего Китая.

2. Экономические взгляды Платона.

Вариант 7

1. Характеристика экономики Древней Индии.

2. Основные идеи А. В. Чаянова.

 

Вариант 8

1. Характеристика экономики Древнего Египта.

2. Реформы Петра I.

Вариант 9

1. Экономические взгляды Аристотеля.

2. Экономика Киевской Руси IX − XII вв.

 

Вариант 10

1. Экономические реформы Екатерины Великой.

2. Монголо-татарское нашествие и его экономические последствия.

Вариант 11

1. Влияние христианства на жизнь средневекового общества.

2. К. Маркс. Капитал.

Вариант 12

1. Экономические причины Великой французской революции
(1789 – 1794 гг.).

2. Общая характеристика социалистических преобразований Р. Оуэна

 

Вариант 13

1. Экономические результаты английской буржуазной революции.

2. Модель «справедливого» социального устройства будущего Ш. Фурье

Вариант 14

1. Общие черты промышленного переворота во Франции и в Германии.

2. Теория ценности У. Пети.

Вариант 15

1. Причины неудачи реформы 1861 года.

2. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа

Вариант 16

1. Развитие английской промышленности в XVI − XVIII веках.

2. Основные экономические идеи В. И. Ленина.

 

Вариант 17

1. Особенности французского феодализма.

2. Экономические взгляды Ф. Аквинского.

Вариант 18

1. Развитие феодальной экономики Франции XI − XV вв.

2. Финансовая политика С. Ю. Витте.

Вариант 19

1. Особенности экономического развития Византийской империи
в VIII − XV вв.

2. Экономическая теория Ф. Кенэ: понятие производительного труда, классовое деление, экономическая таблица.

Вариант 20

1. Парадоксы Б.Мандевиля

2. Развитие феодальной экономики Англии XI − XV вв.

Вариант 21

1. Доктрина естественного права и политика laissez faire.

2. Экономические взгляды Н. Д. Кондратьев.

Вариант 22

1. Внешнеэкономическая политика меркантилизма.

2. Теория ценности А. Смита: трудовая теория ценности и теория издержек.

Вариант 23

1. Развитие классической теории ценности Д. Риккардо.

2. Особенности зарождения германского феодализма.

Вариант 24

1. Специфика промышленного переворота в Германии.

2. Закон народонаселения Т. Мальтуса.

 

Вариант 25

1. Сдвиги в развитии производительных сил в Европе в XVI.

2. Теория распределения, «догма Смита».

Вариант 26

1. Формулировка закона Сэя: тождество и равенство Сэя.

2. Общая характеристика раннего маржинализма.

 

Вариант 27

1. Теория «Золотого стандарта»

2. Экономические воззрения Т. Мана

Вариант 28

1. Теория предельной производительности И. Г. фон Тюнена.

2. Особенности промышленного переворота в Англии.

Вариант 29

1. И. Т. Посошков: причины «скудости» государства?

2. Общая характеристика позднего маржинализма.

 

Вариант 30

1. Особенности экономических воззрений Августина Блаженного

2. Внешнеэкономическая политика физиократов.

 

Индивидуальные задания к второму модулю:

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

 

Вариант 1

1. Теория общего экономического равновесия Л. Вальраса.

2. Развитие рыночной экономики России в конце ХIX – начале ХХ вв.

 

Вариант 2

1. Социально-экономический кризис 1904 − 1905 гг.

2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

 

Вариант 3

1. Основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина.

2. Экономика Великобритании в межвоенный период.

Вариант 4

1. Состояние экономики Российской Империи накануне Первой мировой войны.

2. Теория несовершенной конкуренции. Дж. Робинсон.

 

Вариант 5

1. Экономика Германии в межвоенный период.

2. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

 

Вариант 6

1. Экономический кризис 1929 − 1933 гг.

2. Функции предпринимателя и трактовка прибыли согласно Ф. Найту
и Й. Шумпетеру.

Вариант 7

1. Экономика Японии в межвоенный период.

2. Теория капитала и процента О. фон Бем-Баверка: прямые и «окольные» методы производства.

 

Вариант 8

1. Экономические последствия политики НЭП.

2. Концепция предельной полезности К. Менгера.

 

Вариант 9

1. Роль «плана Маршалла».

2. Экономика Италии в межвоенный период.

Вариант 10

1. Бреттон-Вудская система.

2. «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса.

 

Вариант 11

1. Экономические последствия политики «военный коммунизм».

2. Экономическая политика М.Тэтчер

Вариант 12

1. Реформирование японской экономики в конце 40-х – первой половине
50-х гг.

2. Экономический либерализм Л. Мизеса и Ф. Хайека

 

Вариант 13

1. Экономические достижения П.Самуэльсона

2. Теория предложения: взгляды, представители

Вариант 14

1. Исследования монетаристов.

2. Кривая Лаффера.

 

Вариант 15

1. Кризис социалистической системы.

2. Кривая Филлипса.

 

Вариант 16

1. Особенности экономического развития США после Первой мировой войны.

2. Эффект реальных кассовых остатков Пигу.

Вариант 17

1. Идеи М. Фридмена.

2. Ипотечный кризис США 2007 − 2008 гг.

 

Вариант 18

1. Взгляды Ф. фон Хайека: роль предпринимателя и конкуренции.

2. Экономические реформы постсоветского периода. Независимость Украины.

 

Вариант 19

1. Экономические причины и последствия перестройки.

2. Авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации» Э.Тоффлер.

 

Вариант 20

1. Реформы Л. Эрхарда в возрождении германской экономики.

2. Теория предельной полезности Г. Госсена.

 

Вариант 21

1. Северо-Атлантический блок: экономический аспект деятельности

2. Понятие трансакционных затрат Р. Коуза.

 

Вариант 22

1. Теория Т. Веблена: теория праздного класса, демонстративное потребление.

2. Планы Дауэса и Юнга, их суть и цель.

 

Вариант 23

1.Теория человеческого капитала Г. Беккера.

2. Фритредерство и протекционизм.

Вариант 24

1. Лауреат Нобелевской премии 1971 г. С. Кузнец

2. Нефтяной кризис 1973г.

Вариант 25

1. Теория Ф. Модильяни.

2. Экономическая суть Версальской системы.

 

Вариант 26

1. Американская школа и уравнение обмена И. Фишера.

2. Особенности функционирования МВФ.

Вариант 27

1. Экономические взгляды Лоренца.

2. Основные экономические интеграционные объединения: характеристика, страны участники, условия взаимодействия.

 

Вариант 28

 

1. «Рейганомика» и ее результаты.

2. Основной закон социалистического накопления Е. Преображенского.

 

Вариант 29

1. «Монетарное» правило М. Фридмана.

2. Экономический характер «холодной войны».

 

Вариант 30

1. Современная экономическая мысль Р. Лукаса

2. Экономическое содержание интеграционного объединения ОПЕК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.064 с.)