Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выполнение индивидуальных модульных заданий является обязательным условием допуска к изучению последующего модуля и экзамену↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
Решение проблем национального возрождения Украины, ее становление как экономически развитого государства, невозможно без изучения и осмысления исторического наследия мировой экономической мысли. При этом кардинальное обновление и развитие экономической теории и практики хозяйствования во многом зависят от знания исторического контекста развития экономических концепций и учета их опыта. Цель изучения данного курса – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономической теории, а также выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия известных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. Сформулированная целевая установка курса предполагает постановку следующих основных задач: – раскрыть эволюцию развития экономической мысли; – рассмотреть закономерности развития общественного воспроизводства; уяснить причины и последствия разработки экономических законов и их использования людьми в процессе хозяйственной деятельности; – определить основные черты социально-экономических систем и направлений их эволюции; – изучить этапы развития экономической мысли, основные положения и представителей экономических школ; – изучить основные экономические законы; – изучить экономические причины и последствия исторических событий; – проследить взаимосвязь между историческими событиями и социально-экономическими явлениями; – изучить исторические факторы, определяющие природу и развитие экономических законов; – рассмотреть причины и последствия внедрения экономических законов. Курс направлен на глубокое и осознанное понимание внутренней логики, сущности экономических теорий, становление и развитие основных постулатов, концепций, категорий и взглядов. Важность этого подтверждается необходимостью, опираясь на теорию и ранее накопленные знания, учиться решать нестандартные задачи, предвидеть ход и последствия принимаемых решений. Самостоятельная работа студентов играет основополагающую роль при изучении данного курса, поскольку лекционный материал дает лишь основные положения и хронологические рамки возникновения и существования экономических теорий и не в состоянии охватить весь спектр изучаемых концепций и работ известных теоретиков.
Внеаудиторная работа в этом случае призвана расширить теоретические знания по изучаемым школам экономической мысли и помочь студентам в решении конкретных задач в хозяйственной практике. Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине включает: подготовку ответов на указанные теоретические вопросы; подготовку рефератов. Каждый вид работ находит отражение в балльной оценке. В результате посещения лекций и выполнения самостоятельной работы, студент может набрать за учебный семестр определенное количество баллов. Оценка за курс (в баллах) включает следующие показатели: Выполнение индивидуального задания по двум модулям – по 10 баллов Выполнение контрольной работы по двум модулям – по 10 баллов Подготовка глоссария – 10 баллов Доклад - до 3 баллов Экзамен – до 30 баллов За работу на семинаре – до 4 баллов Выполнение индивидуальных модульных заданий является обязательным условием допуска к изучению последующего модуля и экзамену Итоговое оценивание знаний студента проводится путем суммирования полученных баллов по всем видам работ и предполагает следующие оценки: Таблица 1.
Целью данного пособия является помощь студентам при их самостоятельной работе по изучению необходимого перечня тем и решению различных видов заданий. Выполнение предложенных практических задач позволит студенту прочно закрепить теоретические знания, а опыт подготовки и изложения реферата пригодится им при выполнении любого научного исследования и его публичной защиты. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Д. Рикардо, Т. Мальтус Предмет и метод классической политической экономии. Общие характерные признаки «классической школы» и основные этапы ее эволюции. У. Петти – родоначальник классической политической экономии в Англии. Основные теоретические положения «Трактата о налогах и сборах». Возникновение «классической школы» во Франции. П. Буагильбер и его «обвинение Франции». А. Смит – центральная фигура классической политической экономии. Признание саморегуляции экономики классового общества и приоритетного значения в создании национального богатства сферы производства. Стоимость как исходная категория экономического анализа. Основные идеи работы «Исследование о природе и причинах богатства народов». Понятия «экономический человек» и «невидимая рука», «догма Смита». Формулировки производительного и непроизводительного труда; учение о доходах; определение капитала; проблема воспроизводства. Экономическое учение Д. Рикардо. Теория стоимости. Трактовки капитала, прибыли, заработной платы, земельной ренты. Ж. Б. Сэй – последовательный и значительный продолжатель творческого наследия А. Смита. Теория трех главных факторов производства стоимости и доходов. Экономическое учение Т. Мальтуса. Теория народонаселения.
МОДУЛЬ 2. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
В конце XIX – начале XX вв. Создание материальных предпосылок образования монополий. Темпы концентрации производства и капитала. Завершающая стадия индустриализации и формирование мирового рынка. Барьеры для свободной конкуренции и формы капиталистических монополий. Проникновение банковского капитала в промышленность и финансовая олигархия. Экспорт капитала и борьба за источники сырья и рынки сбыта на рубеже XIX − XX веков. Колониальный раздел мира. История экономических кризисов.
Антимонопольное законодательство. Экономическая природа фашизма. Образование монополий. Ротшильд, Морган, Рокфеллер в формировании финансовой олигархии. Законы Шермана и Клейтона. Новые страны-лидеры экономического развития. Экономика Англии, Франции, Германии, Японии на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Превращение США в передовую индустриальную державу. Капиталистическая перестройка России. Особенности российского империализма. Второй мировой войны Экономические последствия Второй мировой войны. Бреттон-Вудская система. Послевоенное восстановление и развитие экономик стран Западной Европы. План Маршалла. Противостояние и сотрудничество капиталистического и социалистического блоков. Северо-Атлантический блок. Положение СССР в мировой социалистической системе. Совет Экономической Взаимопомощи. Изменения в отраслевой структуре ведущих капиталистических стран. Распад колониальной системы. Интеграционные процессы в экономике. Научно-техническая революция. Формирование “Общего рынка” как формы экономической интеграции. Формирование трех центров мирового капитализма: США, Япония, ФРГ. Формы государственного регулирования экономики. Транснациональные корпорации. Военно-промышленный комплекс и рост “военных” затрат. Выдвижение Японии на ведущие позиции в мире с середины 50-х годов. В конце ХХ начале ХХI века Экономический характер «холодной войны». Нефтяные «шоки» и экономические кризисы 70-х годов. Этапы хозяйственного реформирования ведущих капиталистических стран. «Рейганомика» и ее результаты. Экономические реформы правительства Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы. Экономические особенности хозяйства СССР в 60-90 гг. Причины и сущность кризиса экономической системы государственного социализма в СССР. Проблемы перехода к рыночной модели хозяйствования и включения постсоциалистических государств в мировое хозяйство. Перестройка управления агропромышленным производством. Введение в экономику хозрасчетных элементов. Экономические последствия развала СССР. Экономические преимущества и недостатки независимости Украины. Экономико-правовые возможности взаимодействия экономики СНГ И институционализм Предмет и метод институционализма и неоинституционализма. Роль институтов в классической политической экономии и в неоклассике. Теория «Новое индустриальное общество» Дж. Гэлбрейта. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена. Изучение исторической динамики хозяйственных систем. Экономическая теория прав собственности Р. Коуза. Буржуазная футурология. «Постиндустриальное общество» Дж. Белла и «супериндустриальное общество» А. Тоффлера. Концепция неоклассического синтеза. Характеристика основных направлений и этапов эволюции экономической мысли в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона. Метод прогнозного экономического анализа «затраты-выпуск» В. Леонтьева. Оптимальный подход использования ресурсов в модели линейного программирования Л. Канторовича. Нобелевская премия по экономике. В. Леонтьев, Р. Лукас, С. Кузнец, Планы семинарских занятий Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные черты первобытной системы ведения хозяйства. 2. Какой вид имеет периодизация истории хозяйства первобытного общества? Охарактеризуйте эти периоды. 3. Объясните сущность понятия “неолитическая революция”, определите значение этого процесса. 4. Какие факторы обусловили переход от присваивающего к воспроизводящему хозяйству в период первобытного общества? 5. Назовите основные черты рабовладельческого способа производства. 6. Назовите два типа рабовладельческого хозяйства и основные отличия между ними. 7. Определите общие черты хозяйственного развития стран Древнего Востока. 8. Определите общие черты античного и азиатского рабства. 9. Охарактеризуйте особенности хозяйственного развития Древней Греции. 10. Охарактеризуйте особенности хозяйственного развития Древнего Рима. 11. В чем заключалась сущность колоната? 12. По каким экономическим причинам испытало крах античное рабовладельческое общество? Темы докладов: 1. Особенности развития экономики Месопотамии (Двуречья) 2. Особенности развития экономики Вавилонского царства 3. Особенности развития экономики Древнего Китая 4. Особенности развития экономики Древней Индии 5. Экономика Древнего Египта. Задание1. Охарактеризовать причины и последствия этапов разделения труда. Оформить в виде схемы. Задание 2. Сравнить экономические достижения Древних цивилизаций. Задание 3. Найти общие экономические идеи во взглядах древних мыслителей. Основные термины к теме: Первобытное общество, палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый возраст, железный возраст, большое переселение народов, человеческое стадо, родовая община, матриархат, патриархат, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, воспроизводящее хозяйство, восточное рабство, античное рабство, первое общественное разделение труда, второе общественное разделение труда, третье общественное разделение труда, натуральное хозяйство, простое товарное хозяйство, колонат, полис, конфуцианство, латифундия, пекулий, эргастерия, автаркия, колон, трапезит Список литературы 1. История экономики: учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой и И. Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 10–36. 2. Лановик Б. Д. Економічна історія: курс лекцій / Б. Д. Лановик, М.В.Лазарович. – К.: Вікар, 2001. – 333 с. 3. Лойберг М. Я. История экономики: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 13–19. 4. Аникин А. В. Юность науки / А. В. Аникин. – М.: Политиздат, 5. Штаерман Е. М. Древний Рим: проблемы экономического развития / Е. М. Штаерман; АН СССР. Ин-т всеобщ. Истории; отв. ред. Е. С. Голубцова. – М.: Наука, 1978. – 222 с. 6. Шепель В. М. Ранній монетний період: Стародав. Схід (Китай, Месопотамія, Ізраїль, Єгипет) / В.М. Шепель // Історія і правознав. – 2004. – Берез. (N 5). – С. 15–16. 7. Шепель В. М. Час і гроші: монетний обіг у Стародав. Греції /
Тема 2. Экономическое развитие в Средние века (V − XVII вв.) Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте этапы развития западноевропейского феодализма. 2. Определите основные черты феодального хозяйства. 3. Раскройте факторы подъема и развития городов Западной Европы. 4. Что такое цеховая система ремесла? 5. Охарактеризуйте черты европейской торговли в средние века (главные пути, районы, торговля, гильдии). 6. Оцените роль внутренней и внешней торговли в экономическом прогрессе европейского общества. 7. Охарактеризуйте развитие денежного обращения, кредита, налоговой системы в средние века.
Темы докладов: 1. Центры и направления торговли: Великий шелковый путь 2. Торговый путь «из варяг в греки». 3. Появление банковских домов в Западной Европе. 4. История возникновения религий мира 5. Экономические воззрения Н. Орезма 6. Особенности становления феодального хозяйства Франции, Германии, Англии, Византии, скандинавских стран (сравните типы феодальных владений, категории зависимого крестьянства, формы феодальной ренты, влияние товарно-денежных отношений на аграрный строй этих стран). 7. Крестовые походы и их влияние на развитие рыночных отношений и культуры в Европе. Основные термины к теме: Протофеодальные отношения, феодализм, феодальная рента, феодальное поместье, ремесленные мастерские, ссуда, процент, банк, ислам, буддизм, христианство католицизм, православие, мануфактура, кооперация, специализация, бенефиций, гильдия, рантье. Эссе на тему: «Влияние религии на экономическое развитие общества» Задание1. Выделить экономические причины и последствия Крестовых походов. Задание 2. Сравнить торговые пути: «Изваряг в греки» и «Великий шелковый путь» Задание 3. Общее во взглядах мыслителей средневековья (А.Блаженный, Ф.Аквинский, Н. Орезм) Список литературы 1. История экономики: учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой и И. Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 38–64. 2. Лановик Б. Д., Матисякевич З. М., Матейко Р. М. Історія господарства: Україна і світ. – К.: Вищ. шк., 1995. – С. 33–63. 3. Лойберг М. Я. История экономики: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 24–42. 4. Подаляк Н. Релігійно-церковне життя середньовічної Європи / 5. Кузьмин Аполлон Григорьевич. История России с древнейших времен до 1618 г.: учеб. для студентов вузов: в 2 кн. – (учебник для вузов). 6. Подаляк Н. Західна Європа ХVІ − ХVІІ ст.: населення, матеріальний світ і капіталізм / Н. Подаляк // Історiя в шк. України. – 2008. – № 7/8. – 7. Крижанівська О. Хрестові походи: причини, перебіг, результати /
Тема 3. Развитие экономики Западной Европы в XVI − XVIII вв. Генезис капиталистической системы хозяйства
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные предпосылки Великих географических открытий. 2. Назовите социально-экономические последствия Великих географических открытий. 3. Назовите важнейшие географические открытия ХV – ХVІІ ст. 4. Причины и последствия “революции цен” в Европе. 5. Объясните сущность и назовите методы первобытного нагромождения капитала. 6. Главные этапы в развитии капитализма. 7. Экономические причины и экономические последствия буржуазных революций ХVІІ – ХІХ ст.(Английская революция — 1642-1649, Великая французская — 1789-1794, Революция Мейдзи в Японии 1867-1868, Гражданская война США 1861-65, Война за независимость США 1775-1783) Темы докладов: 1. Великие географические открытия: их причины и последствия. 2. Первичное накопление капитала в Англии 3. Становление капиталистического способа производства в Голландии. 4. Появление бирж в истории экономики 5. Первые банки в истории экономики;
Основные термины к теме: великие географические открытия, первичное накопление капитала, “революция цен”, капитал, ганза, цензива, баналитетная система, секуляризация, колониальная система, реформация, протекционизм, кооперация труда, таможенный тариф, Северная война, банк, биржа Задание1. Проанализировать экономические причины и последствия Великих географических открытий. Задание 2. Сравинть экономические предпосылки возникновения банков и бирж. Список литературы 1. Булаш Т. Политические и административные реформы Петра // История. Прилож. к газете “Первое сентября”. – 1998. – 8 февр. – С. 14. 2. Горобець В. Україна в роки реформ Петра // Історія України. – 3. История экономики: учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой и 4. Субтельний О. Україна. Історія. – Харків: Еврика, 1992. – 5. Ададуров В. Історія Франції: Королевська держава та створення нації (від початків до кінця XVIII ст.) / Вадим Ададуров. – Л.: Вид-во Укр. катол. ун-ту, 2002. – 412 с., [53] c. кольор. iлюстр. 6. Король В. До історії виникнення і діяльності біржі в Україні / 7. Гуревич А. Я. Средневековый купец: [Европ. купечество] / 8. Масиель Санчес Л. К. Города в западноевропейских книгах путешествий первой половины XV в.: [Книга "Странствий и путешествий" кастильца Перо Тафура (ок. 1410–ок. 1480)] / Л. К. Масиель Санчес // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, История. – 2002. – N 2. – С. 67–82. 9. Белоусов В. Д. Появление денег в русском государстве / 10. Янин В. Расцвет и падение русской Венеции: Великий Новгород в ХIII-ХV вв. / В. Янин // Родина. – 2003. – N 12. – С. 9–13.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие исторические предпосылки обусловили возникновение меркантилизма? 2. Чем отличаются этапы раннего и позднего меркантилизма? 3. В чем проявляется противоречивость (ограниченность) меркантилизма? 4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения. 5. В чем И. Т. Посошков видел причины «скудости» страны? 6. Какие мероприятия предлагались для подъема производительных сил России? 7. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политэкономии? 8. В чем суть принципа «laisser faire»? 9. Охарактеризуйте сущность меркантилизма как экономической политики периода первичного накопления капитала. 10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?
Темы докладов: 1. Теория ценности В. Петти. 2. Теория денег в трудах Дж. Локка, Р. Кантильона, Д. Юма 3. Формирование доктрины либерализма в трудах П. Буагильбера 4. Экономическая политика Петра I. 5. Экономическая политика Екатерины ІІ. Основные термины к теме: торговый баланс, платежный баланс, фритредерство, корпорация, прямые и косвенные налоги, конвертируемость, номиналистическая теория денег, количественная теория денег, протекционизм, денежный баланс Задание1. Провести сравнительную характеристику школ физиократии и меркантилизма: время и причины основания, проводимая политика, инструменты Задание2. Проанализировать идеи представителей данных школ: общее и отличие Задание3. Перечислить и указать суть экономических идей, сохранивших актаульность да наших дней. Список литературы 1. Агапова И. И. История экономической мысли: курс лекций / 2. Аникин А. В. Юность науки / А. В. Аникин. – М.: Политиздат, 3. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов. –
Д. Рикардо, Т. Мальтус Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоят концептуальные положения, выдвинутые У. Петти? 2. Какие факторы, по утверждению А. Смита способствуют росту национального богатства? 3. Что представляет собой «Догма Смита»? 4. Что является «невидимой рукой рынка» и в чем ее суть? 5. Какие основные положения раскрывают суть теории ренты Д. Рикардо? 6. Что является определяющим фактором дифференциации ренты земли? 7. Какие экономические функции, по мнению А. Смита, должно выполнять государство? 8. В чем суть сравнительных и абсолютных преимуществ государства в международной торговли? 9. Основные положения теории А. Смита о трудовой стоимости. 10. В чем смысл идеи создания индустриальной системы К. Сен-Симона?
Темы докладов: 1. Экономические взгляды С. Сисмонди. 2. Основные положения учения Ф.Бастиа и П. Буагильбера. 3. Последователь А. Смита Дж. С. Милль. Основные термины к теме: сравнительные и абсолютные преимущества, факторы производства, трудовая стоимость, дифференциация, стоимость, меновая и потребительная стоимость блага Задание 1. Проанализировать экономические взгляды классиков, найти общее и различие. Задание2. Провести сравнительный анализ идей классической школы и физиократией и меркантилизмом. Задание3. Составить перечень экономических идей классической школы, которые имеют актуальность сегодня Список литературы 1. Історія економічних учень: підручник / За ред. Л. Я. Корнійчук, 2. Костюк В. Н. История экономических учений: учеб. пособие /
3. Петти У. Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит, 4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов. – 2-е изд. / Я. С. Ядгаров. – М.: ИНФРА – М, 1998. – С. 32–47.
5. Адам Смит // Шк. б-ка (Київ). – 2002. – № 1. – С. 83–85. 6. Костюк В. Н. История экономических учений: [Курс лекций]: учеб. пособие [для студентов вузов] / В.Н. Костюк. – М.: ЦЕНТР, 1998. – 223 с. 7. Бартенев С. А. История экономических учений: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / С.А. Бартенев. – 8. Злупко С. М. Історія економічної теорії: підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / С. М. Злупко. – К.: Знання, 2005. – 719 с. Вопросы для самоконтроля 1. Сущность промышленного переворота и его последствия. 2. Особенности промышленного переворота в Великобритании, Германии и США. 3. Основное содержание процесса капиталистической индустриализации. 4. Особенности индустриального развития Великобритании, Германии и США. 5. Экономические последствия континентальной блокады Англии 1806 - 1814 гг. 6. Особенности промышленного переворота в Росси. 7. Сущность и значение золотого стандарта для международной торговли.
Темы докладов: 1. Развитие капитализма в сельском хозяйстве (“американский” и “прусский” пути). 2. Главные изобретения XIX – ХХ века. 3. Первые выставки: значение, масштаб, специализация. 4. История налогообложения: первые налоги, виды, особенности.
Основные термины к теме: жиробанк, Лондонская фондовая биржа, сеньораж, биржа и ее виды, эмбарго, таможенный союз, ленлорды, гроссбауэр, биметаллический стандарт, «революция Мейдзи», петерналистская этика, кропперство, пеонат, метрополия, демпинг Задание1. Провести сравнительный анализ достижений промышленного переворота в различных странах. Задание2. Охарактеризуйте особенности промышленного прерворота в России. Задание3. Составить схему эволюционного развития дострижений трех этапах промышленного переворота
Список литературы 1. Горобець В. Україна в роки реформ Петра // Історія України. – 2. История экономики: учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой и 3. Субтельний О. Україна. Історія. – Харків: Еврика, 1992. – 4. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. В. И. Голубо- 5. Лойберг М. Я. История экономики: учеб. пособие для студентов вузов / М. Я. Лойберг. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 128 с. 6. Лановик Б. Д. Економічна історія: курс лекцій / Б. Д. Лановик,
Вопросы для самоконтроля 1. Когда и где впервые формируются идеи социализма? 2. Обрисуйте взгляды Ш. Фурье на развитие человеческой цивилизации. 3. В чем суть социального реформирования, по Р. Оуэну? 4. Основные взгляды социалистов-утопистов. 5. В чем суть экономических воззрений Ж. Прудона? 6. Раскройте структуру и цель исследования «Капитала» К. Маркса. 7. В чем суть марксовой теории прибавочной стоимости? 8. Какие выводы делает К. Маркс из предлагаемой им концепции базиса и надстройки? 9. Что понимает К. Маркс под абсолютной рентой? 10. Как трактует К. Маркс социальную справедливость? 11. Охарактеризуйте историческую школу как направление экономической мысли. Темы докладов: 1. Закон единства и противоположностей, закон отрицания отрицания 2. Экономические идеи Ф. Энгельса. 3. Экономические идеи В. И. Ленина. Основные термины к теме: ортодоксально, компаративистика, прибавочная стоимость, классовая борьба, базис и настройка, диалектика, материализм, империализм Эссе на тему: «Актуальность учений К. Маркса для экономики Украины».
Задание1. Изобразите схему кризисна по К.Марксу с указаним причин, последствий. Задание 2. Перечислите основные дистижения социалистов, нашедшие отражение в современности Список литературы 1. Агапова И. И. История экономической мысли: курс лекций / 2. Історія економічних учень: підручник / За ред. Л. Я. Корнійчук, 3. Мост И. Капитал и труд: популярное извлечение из «Капитала» 4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов. – 5. Валлерстайн И. Маркс и слаборазвитость: [учение К. Маркса об ист. процессах развития капитал. способа пр-ва] / Иммануил Валлерстайн; пер. с англ. Андрея Малюка // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. – 6. Мост И. Капитал и труд: популярное извлечение из "Капитала" Карла Маркса, выполненное Иоганном Мостом (1876) / И. Мост; Пер., предисл. и послесл. Р. Косолапова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. – 2002. – N 3. – С. 26–89. 7. Гайдар Е. Марксизм: между научной теорией и "светской религией" / 8. Кашников Б. Н. Марксизм как радикальная критика либеральной справедливости / Б. Н. Кашников // Вопр. философии. – 2005. – N 6. – С. 37–49. 9. Розанова Н. К вопросу о марксистской теории отношений труда и капитала: современный подход / Н. Розанова, А. Назаренко // Вопр. экономики. –2004. – N 12. – С. 131–140.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте экономическое содержание крестьянской реформы 1861 г. 2. В чем суть денежной реформы С. Витте 1897 г.? 3. Охарактеризуйте экономическую политику Николая ІІ. 4. Столыпинская реформа: достижения и провалы. 5. В чем состоит экономическая суть политики «военного коммунизма»? 6. Голод 1921-1922гг.: причины, социально-экономические последствия. 7. Перечислите достижения Нэпа и причины его свертывания. 8. Раскройте экономическое содержание коллективизации.
Темы докладов: 1. Социально-экономический кризис 1904−1905 гг. 2. Первые пятилетки: экономические предпосылки, достижения. 3. Образование и функционирование первых колхозов в СССР. 4. Экономические причины голода 1932-1933гг. 5. Волны Н. Кондратьевна. 6. Основные идеи М. Туган-Барановского. 7. Экономическая концепция А. Чаянова. Основные термины к теме: Японская война, Крымская война, «Юрьев день», колхоз, совхоз, голод, геноцид, демонополизация, трест, денационализация. Задание1. Проанализировать инструменты столыпинской реформы и их достижения в форме схемы. Задание 2. Провести сравнительный анализ инструментов экономических политик: «Военного коммунизма», НЭПа, коллективизации и индустриализации Список литературы 1. История экономики: учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой и И. Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 292–307. 2. Аграрные реформы в России (1860-е гг. – начало ХХ в.): как об этом рассказывать школьникам / [Д. Карцев, Н. Дорожкина, Г. Филонова и др.]. – 3. Глущенко В. В. Василь Каразiн – як економiст / Глущенко В. В. // Фiнанси України. – 2004. – № 12. – С. 141–148. 4. Нізова Л. В. Столипінський етап створення державно-монополістичного управління суспільством / Л. В. Нізова // Укр. іст. журн. – 2008. – № 3. – С. 101–123. 5. Осадчая И. Российская экономическая мысль – прошлое и настоящее. Люди и судьбы / И. Осадчая // Наука и жизнь. – 2001. – № 2. – 6. Осецький В. Л. Економічні ідеї М. І. Туган-Барановського в контексті сучасних трансформаційних перетворень / В. Л. Осецький, 7. Рыбаков Ю. Я. Промышленная статистика России ХIХ в.: источнико-ведческое исследование / Ю. Я. Рыбаков; АН СССР. Ин-т истории СССР; отв. ред. П. Г. Рындзюнский. – М.: Наука, 1976. – 278 с. 8. Соболевский В. И. «Отец новой теории кризисов»: [К 140-летию Михаила Ивановича Туган-Барановского] / В. И. Соболевский // Универ-ситеты. – 2005. – № 4. – С. 24–26. 9. Синюченко М. І. Кон’юнктурна теорія грошей М. Туган-Барановсь-кого / М. І. Синюченко // Фінанси України. – 2000. – № 9. – С. 19–24. 10. Храпач К. А. В. Чаянов о трудовом крестьянском хозяйстве / 11. Кульчицький С. «Великий перелом»: Україна в період 1923 – весни 1930 рр.: ст. четверта: «Політика Кремля щодо України» / С. Кульчицький // Історiя в шк. України. – 2008. – № 3. – С. 54–56. 12. Караваева И. В. Идея оптимизации налоговой нагрузки (Россия – первая четверть ХХ вв.) / И. В. Караваева, З. Э. Абдула-Заде // Финансы. – МОДУЛЬ 2. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Вопросы для самоконтроля 1. Справедливо ли утверждение, что именно австрийская школа сыграла главную роль в формировании маржиналистского направления в экономической науке? 2. В чем суть законов Госсена? 3. Что представляет собой общая и предельная полезность? 4. Каковы взгляды Ф. Визера на частную собственность и частное предпринимательство? 5. Какие положения У. С. Джевонса позволяют считать его одним из родоначальников маржинализма. 6. Какова главная заслуга Л. Вальраса в экономической науке? 7. В чем новизна характеристики рыночной цены в концепции А. Маршалла? 8. Изложите суть «оптимума Парето». Темы докладов: 1. Теория предельной полезности Ж. Дюпюи. 2. Функции предпринимателя и трактовка прибыли согласно Ф. Найту и Й. Шумпетеру. 3. Уравнение обмена И. Фишера. 4. Характеристика экономических положений австрийской школы и ее представители. 5. Характеристика экономических положений англо-американской школы и ее представители. 6. Характеристика экономических положений Лозаннской школы и ее представители. Основные термины к теме: "цена спроса", "цена предложения", функция спроса, выгоды потребителя и производителя, предельная полезность, предельная производительность, "эластичность спроса", рациональное поведение. Задание1. Провести сравнительную характеристику направлений маржинализма. Задание 2. Привести примеры применимости в сегодняшней реальности достижений школы маржинализма. Список литературы 1. Агапова И. И. История экономической мысли: курс лекций / 2. Костюк В. Н. История экономических учений: учеб. пособие / 3. Красова О. С. Альфред Маршалл / О. С. Красова, Ю. А. Петрова // Упр. персоналом. – 2007. – № 3. – С. 71–75.
4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов. – 5. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в эк
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.012 с.) |