Тема 8. Возникновение социалистической системы хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Возникновение социалистической системы хозяйства



Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте экономическое содержание крестьянской реформы 1861 г.

2. В чем суть денежной реформы С. Витте 1897 г.?

3. Охарактеризуйте экономическую политику Николая ІІ.

4. Столыпинская реформа: достижения и провалы.

5. В чем состоит экономическая суть политики «военного коммунизма»?

6. Голод 1921-1922гг.: причины, социально-экономические последствия.

7. Перечислите достижения Нэпа и причины его свертывания.

8. Раскройте экономическое содержание коллективизации.

 

Темы докладов:

1. Социально-экономический кризис 1904−1905 гг.

2. Первые пятилетки: экономические предпосылки, достижения.

3. Образование и функционирование первых колхозов в СССР.

4. Экономические причины голода 1932-1933гг.

5. Волны Н. Кондратьевна.

6. Основные идеи М. Туган-Барановского.

7. Экономическая концепция А. Чаянова.

Основные термины к теме: Японская война, Крымская война, «Юрьев день», колхоз, совхоз, голод, геноцид, демонополизация, трест, денационализация.

Задание1. Проанализировать инструменты столыпинской реформы и их достижения в форме схемы.

Задание 2. Провести сравнительный анализ инструментов экономических политик: «Военного коммунизма», НЭПа, коллективизации и индустриализации

Список литературы

1. История экономики: учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой и И. Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 292–307.

2. Аграрные реформы в России (1860-е гг. – начало ХХ в.): как об этом рассказывать школьникам / [Д. Карцев, Н. Дорожкина, Г. Филонова и др.]. –
М.: Чистые пруды, 2006. – 30 с

3. Глущенко В. В. Василь Каразiн – як економiст / Глущенко В. В. // Фiнанси України. – 2004. – № 12. – С. 141–148.

4. Нізова Л. В. Столипінський етап створення державно-монополістичного управління суспільством / Л. В. Нізова // Укр. іст. журн. – 2008. – № 3. – С. 101–123.

5. Осадчая И. Российская экономическая мысль – прошлое и настоящее. Люди и судьбы / И. Осадчая // Наука и жизнь. – 2001. – № 2. –
С. 19–22.

6. Осецький В. Л. Економічні ідеї М. І. Туган-Барановського в контексті сучасних трансформаційних перетворень / В. Л. Осецький,
В. Р. Хом'як // Економіка і упр. – 2006. – № 4. – С. 90–98.

7. Рыбаков Ю. Я. Промышленная статистика России ХIХ в.: источнико-ведческое исследование / Ю. Я. Рыбаков; АН СССР. Ин-т истории СССР; отв. ред. П. Г. Рындзюнский. – М.: Наука, 1976. – 278 с.

8. Соболевский В. И. «Отец новой теории кризисов»: [К 140-летию Михаила Ивановича Туган-Барановского] / В. И. Соболевский // Универ-ситеты. – 2005. – № 4. – С. 24–26.

9. Синюченко М. І. Кон’юнктурна теорія грошей М. Туган-Барановсь-кого / М. І. Синюченко // Фінанси України. – 2000. – № 9. – С. 19–24.

10. Храпач К. А. В. Чаянов о трудовом крестьянском хозяйстве /
К. Храпач // Бизнес Информ. – 1998. – № 11. – С. 82–84.

11. Кульчицький С. «Великий перелом»: Україна в період 1923 – весни 1930 рр.: ст. четверта: «Політика Кремля щодо України» / С. Кульчицький // Історiя в шк. України. – 2008. – № 3. – С. 54–56.

12. Караваева И. В. Идея оптимизации налоговой нагрузки (Россия – первая четверть ХХ вв.) / И. В. Караваева, З. Э. Абдула-Заде // Финансы. –
2004. – № 1. – С. 67–69.


МОДУЛЬ 2. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема 9. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

Вопросы для самоконтроля

1. Справедливо ли утверждение, что именно австрийская школа сыграла главную роль в формировании маржиналистского направления в экономической науке?

2. В чем суть законов Госсена?

3. Что представляет собой общая и предельная полезность?

4. Каковы взгляды Ф. Визера на частную собственность и частное предпринимательство?

5. Какие положения У. С. Джевонса позволяют считать его одним из родоначальников маржинализма.

6. Какова главная заслуга Л. Вальраса в экономической науке?

7. В чем новизна характеристики рыночной цены в концепции А. Маршалла?

8. Изложите суть «оптимума Парето».

Темы докладов:

1. Теория предельной полезности Ж. Дюпюи.

2. Функции предпринимателя и трактовка прибыли согласно Ф. Найту и Й. Шумпетеру.

3. Уравнение обмена И. Фишера.

4. Характеристика экономических положений австрийской школы и ее представители.

5. Характеристика экономических положений англо-американской школы и ее представители.

6. Характеристика экономических положений Лозаннской школы и ее представители.

Основные термины к теме: "цена спроса", "цена предложения", функция спроса, выгоды потребителя и производителя, предельная полезность, предельная производительность, "эластичность спроса", рациональное поведение.

Задание1. Провести сравнительную характеристику направлений маржинализма.

Задание 2. Привести примеры применимости в сегодняшней реальности достижений школы маржинализма.

Список литературы

1. Агапова И. И. История экономической мысли: курс лекций /
И. И. Агапова. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 1998. – С. 84–99.

2. Костюк В. Н. История экономических учений: учеб. пособие /
В. Н. Костюк. – М.: Центр, 1998. – С. 82–93.

3. Красова О. С. Альфред Маршалл / О. С. Красова, Ю. А. Петрова // Упр. персоналом. – 2007. – № 3. – С. 71–75.

 

4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов. –
2-е изд. / Я. С. Ядгаров. – М.: ИНФРА – М, 1998. – С. 115–155.

5. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию / У. Баумоль // Вопр. экономики. – 2001. – N 2. –
С. 73–107.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.008 с.)