Тема 4. Развитие экономических школ: физиократы и меркантилисты



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Развитие экономических школ: физиократы и меркантилисты



Вопросы для самоконтроля

1. Какие исторические предпосылки обусловили возникновение меркантилизма?

2. Чем отличаются этапы раннего и позднего меркантилизма?

3. В чем проявляется противоречивость (ограниченность) меркантилизма?

4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения.

5. В чем И. Т. Посошков видел причины «скудости» страны?

6. Какие мероприятия предлагались для подъема производительных сил России?

7. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политэкономии?

8. В чем суть принципа «laisser faire»?

9. Охарактеризуйте сущность меркантилизма как экономической политики периода первичного накопления капитала.

10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?

 

Темы докладов:

1. Теория ценности В. Петти.

2. Теория денег в трудах Дж. Локка, Р. Кантильона, Д. Юма

3. Формирование доктрины либерализма в трудах П. Буагильбера

4. Экономическая политика Петра I.

5. Экономическая политика Екатерины ІІ.

Основные термины к теме: торговый баланс, платежный баланс, фритредерство, корпорация, прямые и косвенные налоги, конвертируемость, номиналистическая теория денег, количественная теория денег, протекционизм, денежный баланс

Задание1. Провести сравнительную характеристику школ физиократии и меркантилизма: время и причины основания, проводимая политика, инструменты

Задание2. Проанализировать идеи представителей данных школ: общее и отличие

Задание3. Перечислить и указать суть экономических идей, сохранивших актаульность да наших дней.

Список литературы

1. Агапова И. И. История экономической мысли : курс лекций /
И. И. Агапова. – М. : ТАНДЕМ ; ЭКМОС, 1998. – С. 15–24.

2. Аникин А. В. Юность науки / А. В. Аникин. – М. : Политиздат,
1971. – С. 34–51.

3. Ядгаров Я. С. История экономических учений : учеб. для вузов. –
2-е изд. / Я. С. Ядгаров. – М. : ИНФРА – М, 1998. – С. 26–31.

 

Тема 5. Создание классической политической экономии: А. Смит,

Д. Рикардо, Т. Мальтус

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят концептуальные положения, выдвинутые У. Петти?

2. Какие факторы, по утверждению А. Смита способствуют росту национального богатства?

3. Что представляет собой «Догма Смита»?

4. Что является «невидимой рукой рынка» и в чем ее суть?

5. Какие основные положения раскрывают суть теории ренты Д. Рикардо?

6. Что является определяющим фактором дифференциации ренты земли?

7. Какие экономические функции, по мнению А. Смита, должно выполнять государство?

8. В чем суть сравнительных и абсолютных преимуществ государства в международной торговли?

9. Основные положения теории А. Смита о трудовой стоимости.

10. В чем смысл идеи создания индустриальной системы К. Сен-Симона?

 

 

Темы докладов:

1. Экономические взгляды С. Сисмонди.

2. Основные положения учения Ф.Бастиа и П. Буагильбера.

3. Последователь А. Смита Дж. С. Милль.

Основные термины к теме: сравнительные и абсолютные преимущества, факторы производства, трудовая стоимость, дифференциация, стоимость, меновая и потребительная стоимость блага

Задание 1. Проанализировать экономические взгляды классиков, найти общее и различие.

Задание2. Провести сравнительный анализ идей классической школы и физиократией и меркантилизмом.

Задание3. Составить перечень экономических идей классической школы, которые имеют актуальность сегодня

Список литературы

1. Історія економічних учень : підручник / За ред. Л. Я. Корнійчук,
Н. О. Татаренка. – К. : КНЕУ, 1999. – С. 55–88.

2. Костюк В. Н. История экономических учений : учеб. пособие /
В. Н. Костюк. – М. : Центр, 1998. – С. 26–35.

 

3. Петти У. Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит,
Д. Риккардо ; сост. И. А. Столяров. – М. : ЭКОНОВ : КЛЮЧ, 1993. – 476 с.

4. Ядгаров Я. С. История экономических учений : учеб. для вузов. – 2-е изд. / Я. С. Ядгаров. – М. : ИНФРА – М, 1998. – С. 32–47.

 

5. Адам Смит // Шк. б-ка (Київ). – 2002. – № 1. – С. 83–85.

6. Костюк В. Н. История экономических учений : [Курс лекций] : учеб. пособие [для студентов вузов] / В.Н. Костюк. – М. : ЦЕНТР, 1998. – 223 с.

7. Бартенев С. А. История экономических учений : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / С.А. Бартенев. –
М. : Юристъ, 2002. – 456 с.

8. Злупко С. М. Історія економічної теорії : підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / С. М. Злупко. – К. : Знання, 2005. – 719 с.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.008 с.)