Экономическая мысль античного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль античного мира



Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны древнегреческими мыслителями античного периода – Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем (V – IV вв. до н.э.), а также древнеримскими философами, в частности, Катоном, Варроном и Колумеллой II в. до н.э. – I в. н э).

Древняя Греция

Достижения Ксенофонта (444 – 355) в истории экономических учений определяются несколькими моментами:

1. Он автор работы «Экономикос» («Домострой»), где впервые использовал понятие «экономика» (от двух древнегреческих слов: oikos – домашнее хозяйство, nomos – закон). Подэкономикой он понимал науку о законах развития хозяйства.

2. Впервые выдвинул положение о материальном и моральном поощрении труда (даже рабов): рабу, который работает хорошо, можно подарить подарок, а на честолюбивые натуры благотворно влияет и похвала.

3. Впервые вэкономической литературе обратил внимание на двойственное потребление вещей: вещь полезна, если она нужна и её можно использовать; в то же время бесполезную вещь можно поменять на другую, полезную вещь. Таким образом, Ксенофонт поставил вопрос о потребительной и меновой стоимости товара.

4. К деньгам относился отрицательно, но при этом разграничивал понимание денег в качестве средства обращения и в качестве сокровища.

5. Показал значение разделения труда для развития общества. Но разделение труда понимал лишь как разделение умственного и физического труда.

Будучи приверженцем натурального хозяйства, он всё же стремился использовать имеющиеся товарно-денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии.

 

Экономические взгляды Платона (427 – 347) можно проследить в связи с его взглядами на государство. Наиболее известное его произведение – «Политея», или «Государство». Его достижения в истории экономических учений следующие:

1. Выдвинул гениальное положение о том, что в основе любого государства лежит разделение труда. Однако Платон ошибочно отождествлял государство с обществом, а разделение труда в хозяйстве с общественным разделением труда.

2. Процесс разделения труда и образования государства Платон связывал с потребностями и способностями людей, которыми они наделяются при рождении.

3. Возникновение классов он не связывал с божественным началом. Он выделил три класса: 1) философы; 2) воины; 3) землевладельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Рабы – вне классов, это орудия труда, которые разговаривают. Критериями разделения общества на классы у Платона являются три добродетели: мудрость, мужество, сдерживающая мера.

Мудрый тот, кто не только способен дать правильный совет в частном деле, но и для государства в целом. Храбрые должны государство защищать. Сдерживающая мера – это способность понимать необходимость подчинения законам. Те, кто способны это понять и подчиниться законам, достойны быть свободными гражданами. А те, кто не способен подчиниться законам государства, могут быть лишь рабами.

4. В системе разделения труда Платон считал важнейшим занятием – земледелие (основа жизни государства). Развитие же ремесел за счет земледелия может оказаться губительным. Признавая необходимость торговли, Платон все-таки отрицательно относился к ней и подчеркивал нецелесообразность отвлекать для занятий торговлей греческих граждан, способных к другим занятиям.

5. Выступил против чрезмерного богатства и бедности. Считал, что государство может «поддерживать» справедливость законами, а именно:

- запрещать ссуду под процент;

- устанавливать границы колебания цен;

- передавать в фонд государства часть богатства, превышающего 4-х кратную стоимость земельного надела. (И тогда не будет ни бедных, ни богатых).

Анализ бедности и богатства Платон связывал со стимулами к труду. Как чрезмерное богатство, так и бедность – факторы упадка ремесла: богатый не будет работать так же старательно, как и раньше, когда он хотел разбогатеть; бедный не сможет хорошо работать и не сможет научить своих сыновей, так как для работы необходимо иметь соответствующий инструмент, который бедному приобрести не по карману.

Достижения Аристотеля (384 – 322). Главная его работа – «Политея», или «Политика». Достижения Аристотеля в истории экономических учений следующие:

1. Аристотель развил учение Ксенофонта о двойственном потреблении вещей. Вещи существуют для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена. Подчеркнул, что в процессе обмена происходит приравнивание вещей (и даже людей). Поставил вопрос о том, что же лежит в основе обмена и приравнивания различных потребительных стоимостей. Но не ответил на него. В конце концов, он утверждал, что приравнивание – это искусственный приём для удовлетворения практической потребности и что товары соизмеряются деньгами.

2. Обосновал учение об экономике и хрематистике (от гр. hrema – имущество, добро). Под экономикой он понимал производство материальных благ, а под хрематистикой – искусство наживать состояниие. В системе Аристотеля экономика – основа хрематистики, то есть хрематистика вырастает из экономики. Возможность обогащения связывал и с торговлей. Аристотель подчеркивал, что хрематистика становится целью торговли с появлением денег.

3. Различал две формы торговли: простой обмен товара на товар и обмен, в котором посредниками являются деньги, то есть он различал движение денег и товаров по формуле Т – Д – Т и по формуле Д – Т – Д.

4. Деньги у Аристотеля – средство, с помощью которого товары становятся соизмеримыми. Выделял не только функцию денег как посредника в обмене, но и функцию накопления сокровищ. Аристотель выступал против накопления денег и ростовщичества. Он считал естественной ролью денег – посредничество в обмене.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.006 с.)