Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль античного мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны древнегреческими мыслителями античного периода – Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем (V – IV вв. до н.э.), а также древнеримскими философами, в частности, Катоном, Варроном и Колумеллой II в. до н.э. – I в. н э). Древняя Греция Достижения Ксенофонта (444 – 355) в истории экономических учений определяются несколькими моментами: 1. Он автор работы «Экономикос» («Домострой»), где впервые использовал понятие «экономика» (от двух древнегреческих слов: oikos – домашнее хозяйство, nomos – закон). Подэкономикой он понимал науку о законах развития хозяйства. 2. Впервые выдвинул положение о материальном и моральном поощрении труда (даже рабов): рабу, который работает хорошо, можно подарить подарок, а на честолюбивые натуры благотворно влияет и похвала. 3. Впервые вэкономической литературе обратил внимание на двойственное потребление вещей: вещь полезна, если она нужна и её можно использовать; в то же время бесполезную вещь можно поменять на другую, полезную вещь. Таким образом, Ксенофонт поставил вопрос о потребительной и меновой стоимости товара. 4. К деньгам относился отрицательно, но при этом разграничивал понимание денег в качестве средства обращения и в качестве сокровища. 5. Показал значение разделения труда для развития общества. Но разделение труда понимал лишь как разделение умственного и физического труда. Будучи приверженцем натурального хозяйства, он всё же стремился использовать имеющиеся товарно-денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии.
Экономические взгляды Платона (427 – 347) можно проследить в связи с его взглядами на государство. Наиболее известное его произведение – «Политея», или «Государство». Его достижения в истории экономических учений следующие: 1. Выдвинул гениальное положение о том, что в основе любого государства лежит разделение труда. Однако Платон ошибочно отождествлял государство с обществом, а разделение труда в хозяйстве с общественным разделением труда. 2. Процесс разделения труда и образования государства Платон связывал с потребностями и способностями людей, которыми они наделяются при рождении. 3. Возникновение классов он не связывал с божественным началом. Он выделил три класса: 1) философы; 2) воины; 3) землевладельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Рабы – вне классов, это орудия труда, которые разговаривают. Критериями разделения общества на классы у Платона являются три добродетели: мудрость, мужество, сдерживающая мера. Мудрый тот, кто не только способен дать правильный совет в частном деле, но и для государства в целом. Храбрые должны государство защищать. Сдерживающая мера – это способность понимать необходимость подчинения законам. Те, кто способны это понять и подчиниться законам, достойны быть свободными гражданами. А те, кто не способен подчиниться законам государства, могут быть лишь рабами. 4. В системе разделения труда Платон считал важнейшим занятием – земледелие (основа жизни государства). Развитие же ремесел за счет земледелия может оказаться губительным. Признавая необходимость торговли, Платон все-таки отрицательно относился к ней и подчеркивал нецелесообразность отвлекать для занятий торговлей греческих граждан, способных к другим занятиям. 5. Выступил против чрезмерного богатства и бедности. Считал, что государство может «поддерживать» справедливость законами, а именно: - запрещать ссуду под процент; - устанавливать границы колебания цен; - передавать в фонд государства часть богатства, превышающего 4-х кратную стоимость земельного надела. (И тогда не будет ни бедных, ни богатых). Анализ бедности и богатства Платон связывал со стимулами к труду. Как чрезмерное богатство, так и бедность – факторы упадка ремесла: богатый не будет работать так же старательно, как и раньше, когда он хотел разбогатеть; бедный не сможет хорошо работать и не сможет научить своих сыновей, так как для работы необходимо иметь соответствующий инструмент, который бедному приобрести не по карману. Достижения Аристотеля (384 – 322). Главная его работа – «Политея», или «Политика». Достижения Аристотеля в истории экономических учений следующие: 1. Аристотель развил учение Ксенофонта о двойственном потреблении вещей. Вещи существуют для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена. Подчеркнул, что в процессе обмена происходит приравнивание вещей (и даже людей). Поставил вопрос о том, что же лежит в основе обмена и приравнивания различных потребительных стоимостей. Но не ответил на него. В конце концов, он утверждал, что приравнивание – это искусственный приём для удовлетворения практической потребности и что товары соизмеряются деньгами. 2. Обосновал учение об экономике и хрематистике (от гр. hrema – имущество, добро). Под экономикой он понимал производство материальных благ, а под хрематистикой – искусство наживать состояниие. В системе Аристотеля экономика – основа хрематистики, то есть хрематистика вырастает из экономики. Возможность обогащения связывал и с торговлей. Аристотель подчеркивал, что хрематистика становится целью торговли с появлением денег. 3. Различал две формы торговли: простой обмен товара на товар и обмен, в котором посредниками являются деньги, то есть он различал движение денег и товаров по формуле Т – Д – Т и по формуле Д – Т – Д. 4. Деньги у Аристотеля – средство, с помощью которого товары становятся соизмеримыми. Выделял не только функцию денег как посредника в обмене, но и функцию накопления сокровищ. Аристотель выступал против накопления денег и ростовщичества. Он считал естественной ролью денег – посредничество в обмене.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.23 (0.009 с.) |