Создание парламентской республики в Австрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание парламентской республики в Австрии



Вслед за Германией начались революционные выступления в многонациональной Австро-Венгрии, что привело к распаду этой империи. Австрийская революция 1918—1919 гг. имела много общего с революцией в Германии. Свержение монархии произошло без вооруженной борьбы. Австрийская республика была провозглашена 12 ноября 1918 г. Здесь также были проведены выборы в Учредительное собрание для разработки и принятия конституции. Выборы состоялись 19 февраля. В итоге выборов было сформировано коалиционное правительство либеральных и консервативных партий и социал-демократов. Чтобы ослабить социальное недовольство экономической разрухой, коалиционное правительство провело ряд мер по повышению норм выдачи продовольствия по карточкам. Были приняты законы об отмене дворянских титулов и привилегий, о конфискации имущества императорской семьи в пользу жертв войны, о 8 часовом рабочем дне, о рабочих комитетах на предприятиях и ряд других законов, превращавших Австрию в передовое государство в области социального законодательства. Конституция 1920 г. закрепила в стране республиканский строй, буржуазно-демократические права и свободы.


Восточная Европа (от королевства СХС к Югославии; режим «санации» в Польше, образование государства и экономическая стабилизация в Чехословакии, установление диктатуры М. Хорти в Венгрии, Прибалтийские государства

Революция в Венгрии. Более драматический характер приобрели события в Венгрии. Первоначально венгерская революция развивалась как германская и австрийская. Было свергнуто монархическое правительство, и власть в стране перешла к коалиционному правительству с участием различных партий. 16 ноября 1918 г. Венгрия объявлена республикой, признающей за своими гражданами общедемократические права и свободы. Трудящимся, обещана «социализация» промышленности и сельского хозяйства, а также другие реформы. Однако правительство, возглавляемое графом Каройи, с проведением реформ не спешило. Между тем экономическое положение в стране ухудшалось. Войска Антанты оккупировали часть ее территории. Это обострило обстановку в стране. Каройи подал в отставку, предложив социал-демократам сформировать правительство. Те в свою очередь обратились за поддержкой к только что созданной коммунистической партии Венгрии. Она возникла в ноябре по инициативе большевистских групп военнопленных, вернувшихся из Советской России. Многие из них (около 100 тыс. человек) принимали участие в русских революциях на стороне большевиков и горели желанием на своей родине «сделать так, как в России».
В новое правительство вошли социал-демократы и коммунисты. 21 марта 1919 г. Венгрия была провозглашена Советской республикой, а ее правительство стало называться, как и в России, Совет народных комиссаров. Социал-демократы и коммунисты» объединились в одну партию.
Правительство Венгерской советской республики для защиты страны от иностранной интервенции создало Красную армию и, опираясь на советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, наметило программу проведения радикальных преобразований. Сочетание национальных задач (защита отечества от интервенции) и социальной программы правительства по изменению социально-экономического строя придавали венгерской революции иной, более радикальный характер, нежели австрийской революции. Правительство объявило о национализации промышленных предприятий, банков, транспорта, оптовой торговли. На предприятиях устанавливался рабочий контроль. Помещичьи имения размером свыше 100 хольдов (57 га) подлежали экспроприации и передаче государственным хозяйствам. Вводились 8-часовой рабочий день и меры по социальному страхованию, бесплатному медицинскому обслуживанию, повышалась зарплата всем категориям трудящихся. Ускоряя «введение» социализма, революционная власть допустила ряд просчетов, сузивших ее социальную опору. Безземельные и малоземельные крестьяне не получили в собственность экспроприированные помещичьи угодья, а попытки широкой национализации промышленности и торговли вызвали недовольство опасающихся за свое будущее средних и мелких предпринимателей и торговцев. Обострились разногласия между коммунистами и социалистами как в правительстве, так и в объединенной партии. Внутри страны активизировались противники экспроприации, получившие военную поддержку Антанты. С середины апреля венгерской Красной армии пришлось сдерживать натиск румынских и чехословацких интервентов, претендовавших на часть венгерской территории. Советская Россия, охваченная гражданской войной, не могла ответить на призыв о помощи. Военная интервенция во многом определила исход борьбы — 1 августа 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась авторитарная диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия вновь провозглашалась монархическим государством во главе с регентом Хорти, закрепившим за собой всю полноту власти.

Распад Австро-Венгрии и образование новых государств. На заключительном этапе первой мировой войны на борьбу за национальное освобождение и создание собственной государственности поднялись народы «лоскутной» империи. Очагами демократических и национальных движений стали не только Вена и Будапешт, но также Прага и национальные окраины империи. В Чехии и Словакии образовались национальные комитеты, которые выступили за независимость. 28 октября Национальный комитет в Праге провозгласил создание Чехословацкого государства. Одновременно Национальный комитет Словакии заявил (30 октября) об отделении Словакии от Венгрии. Эти два комитета достигли договоренности о создании двунациональной Чехословацкой республики. Чехословакия в рамках своих границ включала также земли с немецким, украинским и другим славянским населением.
Образование Югославии. Антиавстрийские выступления в югославянских землях Австро-Венгрии начались также осенью 1918 г. Созданное в ходе этих выступлений Народное вече (совет) словенцев, хорватов и сербов объявило о разрыве отношений с Габсбургской монархией и о создании Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). В это время итальянские войска продолжали военные действия, намереваясь захватить часть земель на Адриатическом побережье. Перед лицом этой угрозы Королевство Сербия, давно вынашивавшее идею объединения под знаменем правящей в стране династии Карагеоргиевичей всех югославянских территорий, предложило ГСХС объединиться. В результате переговоров Государство СХС и Королевство Сербия объединились. Было принято решение о создании Королевства сербов, хорватов и словенцев. Позднее в него вошла Черногория. Это пестрое по своему национальному и религиозному составу государство приняло название Югославия.
Восстановление независимости Польши. Первое независимое польское правительство образовалось 6 ноября 1918 г. в Люблине. 11 ноября Ю. Пилсудский сформировал правительство на более широкой основе. В него вошли главным образом социалисты, представители крестьянской партии и др. Однако правительство контролировало не всю территорию Польши. В декабре 1918 г. от Германии была освобождена часть западных польских земель. Поэтому формирование Польши как республики завершилось лишь в марте 1919 г. с принятием конституции. Во главе польского государства встал Ю. Пилсудский, придавший правлению страны авторитарные черты.
Провозглашение независимости Финляндии. Под влиянием Октябрьской революции в Финляндии было создано демократическое правительство, которое в декабре 1917 г. было признано Советской Россией. Однако в стране началась гражданская война, развязанная в ее южных приграничных районах сторонниками социалистической революции. Там была создана Красная гвардия, которая получила поддержку со стороны Советской России. На помощь правительству Финляндии прибыла в апреле 1918 г. немецкая дивизия. К июлю 1919 г. революционное движение было подавлено. После этого некоторое время правительство Финляндии формировалось на основе широкой коалиции социал-демократической партии и либерально-консервативных партий.
Столкновение националистических и пролетарско-революционных сил имело место также в прибалтийских странах. В 1919—1920 гг. в Латвии, Литве и Эстонии утвердились буржуазно-демократические республики.
Таким образом, в первые послевоенные годы в Европе существенно изменилась ее политическая карта, создалась новая идейно-политическая и социально-психологическая ситуация.

Реформы и революции в Латинской Америке (Мексика и Аргентина ).

В 1920–1921 гг. забастовочное движение в Аргентине оставалось активным. Борьба перекинулась в сельскую местность. Особенно упорным и длительным было движение арендаторов и батраков Санта-Фе и Патагонии в 1919–1921 гг. В Патагонии борьба батраков в 1921 г. переросла в восстание против латифундистов и иностранных скотоводческих компаний, жестоко подавленное войсками.
В Мексике борьба рабочих в эти годы велась в условиях только что победившей революции 1910–1917 гг. Конституция 5 февраля 1917 г. провозглашала основные демократические свободы, право рабочих на организацию, обещала осуществление трудового законодательства, аграрной реформы, мер по ликвидации засилья иностранных монополий. Это порождало определенные ожидания у трудящихся. Участие в революции мексиканской национальной буржуазии, гибкая социальная политика правящих кругов, их сотрудничество с реформистскими лидерами основного профцентра страны – Мексиканской региональной рабочей конфедерации (КРОМ), созданной в 1918 г., способствовали усилению реформистских, лояльных послереволюционному режиму настроений в массах. И тем не менее и в Мексике в 1917–1923 гг. развивалась забастовочная борьба рабочих ряда отраслей за улучшение условий труда и осуществление декларированного конституцией прогрессивного трудового законодательства, хотя она не достигла таких масштабов и остроты, как в Аргентине, Бразилии и других странах.

Активизация либерально-реформистской деятельности наблюдалась в наиболее продвинувшихся по пути буржуазного развития государствах Латинской Америки, в условиях подъема массовой народной борьбы против олигархии и усиленного рабочего движения – в Аргентине, Чили, Уругвае, Мексике.

Характерным примером либерально-реформистской политики явилась деятельность правительства Иполито Иригойена в Аргентине. Иполито Иригойен (1852–1933), долгие годы возглавлявший массовое движение за демократизацию и обновление Аргентины, которое сплотилось вокруг руководимой им партии радикалов (Радикальный гражданский союз), в апреле 1916 г. победил на президентских выборах и 12 октября того же года вступил в должность президента Аргентины на 6-летний срок.

Правительство Иригойена (1916–1922) провело ряд мер по утверждению демократических правовых норм и подрыву политических позиций консервативных сил. Консерваторы были отстранены от власти не только в центре, но и в провинциях. Были приняты меры по стимулированию национальной экономики, по развитию под контролем государства нефтяной промышленности. У латифундистов было изъято б млн. га не использовавшихся ими угодий и за счет государственных земельных фондов роздано колонистам 7,6 млн. га.

Подавив боевые выступления рабочих, правительство Иригойена в то же время удовлетворило многие их требования. Был сокращен рабочий день, повышена заработная плата, введены пенсии для рабочих ряда категорий, ограничен труд подростков и детей. Получили свободу деятельности профсоюзы. Правительству удалось ослабить недовольство трудящихся и породить среди значительной их части надежды на возможность классового сотрудничества при посредничестве государства.

Прогрессивный характер имела политика правительства в области образования. Были открыты тысячи новых школ в сельской местности, осуществлена уже упоминавшаяся университетская реформа.

Правительство Иригойена отстаивало национальный суверенитет Аргентины. Оно осудило первую мировую войну и Версальскую систему, высказалось против интервенции в Советской России, с которой позднее установило торговые связи. Аргентина выступила с осуждением интервенционистской политики США в Центральной Америке. Иригойен пытался, правда, тщетно, создать союз латиноамериканских республик, который бы противостоял экспансии США.

Иригойен был искренним противником олигархии, социальной несправедливости, насилия, в том числе революционного насилия, гражданской войны и классовой борьбы, видя в них лишь разрушительные начала для цивилизованного общества. Он осуждал войны между народами и выступал за мирное равноправное сотрудничество всех стран и наций в мире. Путь к созданию процветающего и справедливого общества он усматривал прежде всего в нравственном совершенствовании самой человеческой личности, в поднятии образовательного, культурного и морального уровня населения, в экономическом и социальном прогрессе общества, в искоренении насилия и утверждении демократических норм в политической жизни, в преодолении раскола нации на враждебные классы на основе постепенного сглаживания классовых противоречий и налаживания сотрудничества всех классов во имя общенациональных интересов. Это дало повод некоторым последователям Иригойена даже называть его «аргентинским Ганди».

Однако реальная жизнь была далека от таких идеалов, что Иригойен как опытный политик должен был учитывать в своей практической деятельности. Он добивался осуществления прогрессивных перемен в той мере, в какой это могло быть реализовано без открытого раскола общества и насильственного противодействия власть имущих, без подрыва экономической, социальной и политической стабильности в стране, устоев общества. Сам Иригойен не всегда действовал демократично, порой использовал авторитарные, каудильистские методы, популистские приемы. Растущее сопротивление олигархии и иностранного капитала, относительная слабость местной национальной буржуазии, неоднородность самой правящей партии сковывали действия правительства, снижали позитивный эффект его политики,

В Чили во многом сходную деятельность предприняло правительство «Либерального альянса» – блока буржуазных и мелкобуржуазных оппозиционных олигархии партий, возглавленное лидером либералов Артуро Алессандри (1868–1950). А. Алессандри, известный в прошлом своей острой критикой олигархии, победил в результате бурной избирательной кампании 1920 г., получив на заключительном ее этапе поддержку и левых сил. Став президентом, Алессандри умерил свой былой радикализм. Основные меры правительства А. Алессандри (1920–1924, 1925) были аналогичными осуществленным в Аргентине Иригойеном, особенно в рабочем вопросе.

Наиболее глубокие прогрессивные преобразования и притом гораздо раньше других стран были осуществлены в Уругвае президентом Хосе Батлье-и-Ордоньесом еще в 1903– 1907 и 19Ї 1–1915 гг. и затем, после первой мировой войны, продолжены его последователями. В итоге национализации и создания государственных предприятий в Уругвае был создан обширный государственный сектор в банковской сфере, в отраслях инфраструктуры и промышленности с отчислением части прибылей занятым в нем рабочим и служащим. Государство стало проводить протекционистскую политику в пользу местных предпринимателей. В стране были введены 8-часовой рабочий день, официальный минимум заработной платы, всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих с 55–60-летнего возраста, пособия по безработице, бесплатное образование на всех уровнях. Развернулось строительство учебных и медицинских учреждений, дешевых жилищ для бедноты. Была введена довольно демократичная избирательная система, ограничены полномочия президента в пользу Национального конгресса и избираемого конгрессом коллегиального Национального административного совета из 9 человек (из них 3–от оппозиции). Была также отделена церковь от государства и отменена смертная казнь.

Преобразования, проведенные Батлье-и-Ордоньесом и его преемниками, опередили по времени буржуазный реформизм в других странах своим радикализмом и превзошли его. Это была довольно оригинальная попытка найти свой путь развития, который призван был заранее «упредить» проявившиеся уже в других странах острые социальные, экономические и политические противоречиям И действительно, реформы X. Батлье-и-Ордоньеса заложили основы длительного стабильного развития небольшой республики, отличавшейся до того непрерывными гражданскими войнами, а в XX в. получившей прозвище «латиноамериканской Швейцарии».

В Мексике победа революции 1910–1917 гг. создала особенно благоприятные условия для проведения реформистской политики в интересах местной национальной буржуазии и во имя национального развития. Этому содействовали разгром консервативных сил, активная роль народных масс и в то же время ведущие позиции национальной буржуазии в революции, укрепившиеся после поражения самостоятельной борьбы революционного крестьянства. В 1919 г. был убит легендарный крестьянский генерал Эмилиано Сапата. В 1920 г. прекратил вооруженную борьбу другой руководитель крестьянской повстанческой армии – Панчо Вилья, в 1923 г. также убитый из-за угла. Доверие к официальным «вождям» победившей революции было свойственно рабочим, которым конституция 1917 г. обещала прогрессивное трудовое законодательство. Таким популярным «вождем», «революционным каудильо», как его называли, многим представлялся генерал Альваро Обрегон (1880– 1928). Во время революции он командовал армией «конституционалистов». В 1920 г. Обрегон выступил против правительства В. Каррансы, выражавшего интересы блока либеральных помещиков и умеренного крыла буржуазии. В результате восстания Карранса был свергнут и убит. 1 декабря того же года, победив на выборах, А. Обрегон стал президентом республики (1920–1924).

При Обрегоне в условиях формального соблюдения демократических свобод в стране установился своеобразный режим «революционного каудильизма». Обоснованием его стала концепция надклассового единства нации во имя продолжения революции. Объективно режим «революционного каудильизма» выражал интересы слоев населения, заинтересованных в капиталистическом прогрессе страны,– прежде всего национальной средней и мелкой буржуазии. Но он имел относительную самостоятельность, одновременно опираясь на разные силы и играя на их противоречиях. Обрегон стремился завоевать репутацию защитника интересов трудящихся, добивался поддержки крестьян, имел опору в «конституционалистской» армии. Он установил тесное сотрудничество с национальным реформистским профцентром – Мексиканской региональной рабочей конфедерацией (КРОМ). В послереволюционной Мексике, где отсутствовали традиции представительной демократии, которая бы опиралась на развитую партийно-политическую структуру, еще не утихли революционные страсти и брожение. Режим «революционного каудильизма», с сильной президентской властью, призван был обеспечить социальную и политическую стабильность и проведение реформ.

Правительство Обрегона приступило к осуществлению обещанной конституцией 1917 г. аграрной реформы, передав крестьянам 60 тыс. га помещичьих земель. Правда, для Мексики, где миллионные массы сельского населения не имели земли, а помещики владели более 100 млн. га сельскохозяйственных угодий, это было скромное начало. Была повышена заработная плата трудящимся. Принимались меры по выполнению положений конституции о 8-часовом рабочем дне, признании профсоюзов, о коллективных трудовых договорах, о компенсации за производственные травмы. В 1924г. Мексика стала первой страной Западного полушария, установившей дипломатические отношения с Советским Союзом

Одновременно в 1918—1919 гг. в ряде капиталистических стран Запада зародилось праворадикальное, экстремистское1 движение, получившее общее название фашизм, хотя этот термин имеет чисто итальянское происхождение (фаши — ячейка, союз). Лидеры фашистского движения широко использовали социальную демагогию, взывали к националистическим чувствам, обещали социальную справедливость для своей нации, свой вариант «нового общества». Социальную базу фашизма составляли маргинальные, люмпенизированные слои общества, неустроенное офицерство, а также вырванные из привычной колеи разоряющиеся мелкие собственники. И леворадикальные, и праворадикальные политические движения и их тоталитарные партии того времени противопоставляли свои проекты утопических «новых социальных систем» и государственного устройства либерально-демократическим идеям, парламентаризму. Для них были характерны стремления к установлению диктаторских форм власти. Столкновение двух идейно-политических тенденций и систем — либерально-демократической и тоталитарной2 (в лево- и праворадикальном вариантах) стало стержнем европейской политической истории 1918—1945 гг. и международной конфронтации. Это столкновение двух тенденций уже проявило себя в годы первой мировой войны в начавшихся революциях и социальных движениях.

 

Вопрос 50

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. Великая депрессия. Вторая четверть XX века была отмечена мощным спадом и развалом всей существующей на тот момент финансовой системы. Это событие вошло в историю как Мировой финансовый кризис или Великая депрессия. Причина кризиса заключалась в нарушении традиционных хозяйственных связей в мировой экономике. Война способствовала мощному развитию американской экономики. США превратилась в мирового кредитора. Вся мировая экономика зависела от благополучия американской, которая технологически перешла на конвейер. Но потребление такой продукции не стало массовым. Не устойчивой оказалась и финансовая система. Бурный рост на Нью-йоркской бирже рынка акций в 1920-е годы привлек на рынок большие капиталы. Спекуляция стала основным фактором движения рынка ценных бумаг, что не могло долго продолжаться. 29 октября 1929 г. произошел обвал курса акций, и это стало началом большого падения. Это событие вошло в историю как «черный вторник». С этого дня зашаталась вся финансовая система всего мира. Американские банки прекратили выдачу кредитов европейским странам. Англия и Франция перестала платить долги, а Германия – репарации. Производство стало резко сокращаться, а безработица расти. Число безработных приблизилось к 30 млн. человек, что составило от 1/5 до 1/3 всей рабочей силы. Выход из кризиса был представлен политикой «нового курса» американским президентом Д. Рузвельтом.

«Новый курс» президента Рузвельта

Победу на выборах 1932 года одержал кандидат демократической партии Франклин Делано Рузвельт – опытный и реалистический мыслящий политик.
Рузвельт учитывал положение в стране, настроения американского народа и международную обстановку. В предвыборных речах он обещал обратить внимание государства к «забытому человеку» и провозгласил «новый курс».
Почти сразу победы на президентских выборах, приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы.
Все эти мероприятия и получили название «нового курса», сущность которого заключалась в проведении государственно-монополистического регулирования экономики.
Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа.
На первом из них администрация Рузвельта осуществила ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Прежде всего, была укреплена банковская система. Золотой стандарт был отменен.
Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. Рузвельт создал администрацию общественных работ, которая привлекала безработных на различные работы. Создавались также лагеря для безработной молодежи, использовавшейся на общественных работах с мизерной оплатой.
Правительство Рузвельта провело крупные общественные работы, строительство дорог, мостов и т.д., что привело к некоторому рассасыванию безработицы.
Политика «нового курса» помогла выйти из кризиса с минимальными издержками и упрочить свое положение.

Либеральный путь из кризиса во Франции («Народный фронт»).

Формирование Народного фронта.

Появление самой идеи Народного фронта – это следствие наступления фашизма и осознания его левыми партиями главной опасностью для демократии и рабочего движения. Сначала, как правило, возникал единый рабочий фронт, – объединение социалистов и коммунистов, – затем он становился центром притяжения всех демократических антифашистских сил – так появлялся Народный фронт. Толчком к началу сближения социалистов и коммунистов во Франции стала попытка фашистского переворота 6 февраля 1934 года.

Народный фронт просуществовал до сентября 1938 г. Антифашистское объединение распалось из-за разногласий между коммунистами, настаивавшими на расширении любой ценой социальных реформ, и радикалами и социалистами, которые не имели ни сил, ни желания выполнять лозунг «пусть за реформы платят богачи». Серьезные споры вызвал и внешнеполитический курс правительств Народного фронта, объявивших о «невмешательстве» в гражданскую войну в Испании. Коммунисты резко осудили политику кабинета радикала Даладье, подписавшего Мюнхенское соглашение, по которому нацисты оккупировали Судетскую область Чехословакии.

Хотя развить и закрепить завоевания Народного фронта не удалось, его историческое значение велико: это движение не только стало преградой на пути фашистской угрозы во Франции, но и позволило осуществить мирным путем важнейшие социально-экономические преобразования. Практика широкого государственного регулирования, начатая в годы Народного фронта, стала для Франции традиционной. Политика реформ и оживление французской промышленности позволили стране выйти из экономического кризиса. Внутренние проблемы теряли свою остроту. Но все более напряженной становилась международная обстановка. Над Европой нависла угроза новой мировой войны.

Кризис Веймарской республики в Германии и приход фашистов к власти (А. Гитлер ).

Кризис Веймарской республик и. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. еще более усугубил социально-экономическое положение Германии. Государственный бюджет не мог выплачивать репарации, установленные Версальским договором. Численность безработных составила 9 млн. человек.

Кризис охватил тысячи фермеров и ремесленников. Лишение Германии богатых колоний еще более усугубило экономическое положение Германии. Промышленные магнаты несли большие потери. Немецкие промышленники были недовольны социальной политикой Веймарской республики. Республиканская форма правления не была гарантом сильного правительства, сильной власти.

Весной 1930 г. коалиционный кабинет был распущен. Это событие положило конец Веймарской республике в Германии.

Приход фашистов к власти. Во время выборов в ноябре 1932 г. ни фашисты, ни левые партии не получили преобладающего большинства в парламенте для формирования однопартийного кабинета.

Под напором военно-бюрократической элиты президент Гинденбург предложил пост рейхсканцлера А. Гитлеру и поручил ему формирование правительства (30 января 1933 г.). Гитлеру пришлось сформировать формальное коалиционное правительство с участием представителей буржуазных партий и социал-демократов. Перед лицом внешнего мира нацисты хотели доказать, что происходящие перемены — обычная смена одного правительства другим.

А между тем правительство Гитлера приняло решение о проведении новых выборов в рейхстаг для устранения коммунистов и других сил, препятствовавших принятию чрезвычайного законодательства. 27 февраля 1933 г. фашисты устроили провокационный поджог рейхстага, обвинив в этом акте коммунистов. Через несколько дней после поджога нацисты арестовали лидера коммунистов Э. Тельмана и заключили его в тюрьму. Затем был организован политический процесс против руководителя Коминтерна коммуниста Георгия Димитрова. На этом фоне проводились новые выборы в рейхстаг в марте 1933 г. Опираясь на поддержку буржуазных партий, нацисты утвердили закон о чрезвычайных полномочиях правительства.

Чрезвычайные полномочия дали правительству право на издание любых законов без одобрения рейхстага. Были распущены политические партии, профсоюзы, ликвидировано местное самоуправление. В середине 1933 г. был принят закон, окончательно запретивший существование любых политических организаций, кроме НСРПГ. Исключительные функции нацистской партии в системе германского государства были закреплены Законом “Об обеспечении единства партии и государства”. В соответствии с этим законом рейхсканцлер вождь единственной законной партии получил право лично формировать состав рейхстага и назначать высших должностных лиц.

После смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. в руках Гитлера были сосредоточены полномочия рейхсканцлера, президента и главнокомандующего.

Корпоративная система и автаркия в фашистской Италии. в Италии - система монопольных огосударствленных фашистких предпринимательских орг-ций.

Цель создания "К. с." – экономическое и политическое закабаление трудящихся масс в интересах наиболее хищнических капиталистических групп и в особенности для форсирования перевода экономики страны на военные рельсы и общей подготовки страны к захватническим войнам.

Фаш. демагоги представляли создание "К. с." как фактор "национальной общности и солидарности" и как средство ликвидации "трагического противоречия между трудом и капиталом" и установления между ними "корпоративного сотрудничества" под руководством фашистской партии.

Основа "К. с." была заложена законом 3 апреля 1926г "О регулировании коллективных трудовых отношений" и опубликованной 30 апр. 1927 фаш. "Хартией труда". Нефашистские профсоюзы и связанные с ними социально-экономические, культурно-просветительные и прочие организации трудящихся были ликвидированы; фашистские профсоюзы были объявлены монопольными организациями, под предлогом их огосударствления подверглись строгой чистке и поставлены под контроль и в полную зависимость от фаш. партии и гос. органов. Фабзавкомы и др. формы представительства трудящихся на предприятиях были запрещены. Разрешение трудовых конфликтов было изъято из ведения профсоюзов и передано в компетенцию Министерства юстиции. В 1930 был создан общегос. Нац. совет корпораций, составленный из представителей центр. предпринимательских орг-ций и фаш. профсоюзов, из делегатов от фаш. партии, нек-рых мин-в и гос. учреждений. Одним из первых актов Нац. совета было решение (нояб. 1930) о проведении всеобщего снижения зарплаты трудящимся в размере от 8 до 25%.

5 февр. 1934 было декретировано создание 22 корпораций по всем отраслям нар. х-ва, в местном, провинциальном и общегос. масштабе (в пром-сти и торговле - 10, в с. х-ве - 6 и в сфере услуг - 6). Они были составлены на основе паритетного представительства от фаш. пред-принимат. орг-ций и профсоюзов наиболее важных отраслей произ-ва и труда с включением в каждую из корпораций 3 представителей фаш. партии. Председателем всех корпораций являлся Муссолини (как мин. корпораций). Нац. совет корпораций был заменен пленумом всех 22 корпораций, к-рые фактически оказались в роли парадного совещат. органа, без всяких офиц. прерогатив и функций. В 1937, когда фашизм в условиях форсированной подготовки к войне развернул агитацию за автаркию, корпорации были мобилизованы для борьбы за т. н. экономич. независимость нации. С этого времени фашизм фактически прекратил демагогич. пропаганду о "великих революц." социальных функциях корпораций. После нападения Италии на Эфиопию (1935) созыв корпораций почти прекратился. В 1939 из Национального совета фашистской партии и вновь образованного Национального совета корпораций была создана т. н. палата фашей (т. е. фашистских организаций) и корпораций вместо ликвидированного в 1938 парламента. Эта палата являлась чисто фиктивным органом, созывавшимся для заслушивания речей Муссолини.

Испанская революция 1931-39

В 1930-е годы в Испании происходили бурные революционные события. Страна, находившаяся в сложном экономическом и политическом положении, находилась фактически в постоянном предреволюционном состоянии, то и дело происходили мощные выступления пролетариата и крестьянства, поддерживавшие боевой дух народных масс, и приводившие все большее количество людей в ряды леворадикальных организаций и партий.

Ведущими силами революционно настроенных масс были местные анархо-синдикалисты и социалисты. К началу Революции в Национальную Конфедерацию Труда (НКТ), анархо-синдикалистскую профсоюзную организацию, существующую с 1910 года, входило 1,6 миллиона человек, во Всеобщую Конфедерацию Труда (ВСТ), находившуюся под влиянием социалистов, - 1,4 миллиона человек. В компартии Испании (КПИ) в это время состояло всего 44 тысячи человек.

По сути, революция началась сразу после начала мятежа, организованного военными. В чем-то это была реакция на действия крайне правых сил.

Непосредственным началом гражданской войны и революции было положено 17 июля 1936 года, когда военные подняли мятеж во всех крупнейших городах Испании. На защиту республики встали социалисты, коммунисты, либеральные силы, к которым примкнули и анархо-синдикалисты. Таким образом, образовался единый республиканский лагерь, главной задачей которого стало противостояние мятежника, антифашистская борьба. Еще в январе 1936 года был образован Народный фронт, задачей которого было предотвращение наступления фашизма.

Не смотря на то, что численно ВСТ и НКТ были к началу революции примерно равны, ведущая роль принадлежала именно анархо-синдикалистам, которые представляли более организованную, более решительную силу, которая была способна повести за собой наиболее революционно настроенные народные массы. Была и у НКТ программа, принятая в первой половине мая 1936 года в Сарагоссе ("Сарагосская программа"), которую можно было претворять в жизнь. Эта программа предусматривала реализацию принципов либертарного (анархистского) коммунизма. Это были идеи, которые разделялись сотнями тысяч членов анархо-синдикалистских профсоюзов, и которые вобщем- то были близки и радикальным социалистам из ВСТ и другим радикальным левым организациям.

Нерешительность лидеров НКТ привела к тому, что было решено отложить осуществление реализации построения либертарного коммунизма, ради единства антифашистских. Сначала предполагалось разгромить мятежников, а уже потом заниматься революционными преобразованиями.

Таким образом, важнейший момент начального этапа революции был упущен.

Правда не стоит все сводить к лидерам НКТ, так что слова о том, что антиавторитарные силы после принятия соответствующего решения полностью отказались от реализации собственных планов не соответствуют действительности. Не смотря на решение принятое лидерами, на низовом уровне подчас предпочитали действовать в соответствии с ранее принятой программой, вопреки курсу на межклассовое антифашистское единство в ущерб революции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.047 с.)