ТОП 10:

Вопрос 1. Методология исторической науки



Вопрос 1. Методология исторической науки

 

История – наука, изучающая развитие человека и общества во времени

Объект Прошлое человечества (вся совокупность событий) Предмет Закономерности исторического процесса и особенности исторического развития народов

Функции исторической науки:

- Познавательная – выявление законов развития общества

- Воспитательная – культивация необходимых обществу гражданских и нравственных качеств

- Прогностическая – прогнозир. будущего на основании закономерностей развития прошлого

- Мировоззренческая – формирование стереотипов и влияние на мировоззрении

- Практически-политическая – определение научно обоснованного политического курса

- Методологическая – использование исторических методов другими науками

Исторические подходы:

1. Линейный (К. Маркс) характеризуется признанием одно вариантности развития, поступательности и прогрессивности исторического процесса

2. Циклический (А. Тойнби) характеризуется признанием много вариантности развития, циклического характера исторического процесса

3. Синтетический (современные историки) характеризуется признанием универсальных законов развития при полицентричности человечества

Исторические методы:

- идеографический (простейший) – описание исторических явлений;

- проблемно-хронологический – определение последовательности событий во времени;

- историко-генетический – выявление причинно-следственных связей;

- историко-типологический – классификация исторических явлений;

- историко-сравнительный – сопоставление исторических явлений во времени и пространстве;

- историко-системный (сложнейший) – рассмотрение внутренних и внешних связей исторических явлений.

 

Вопрос 2. Исторические источники

 

Исторические источники – непосредственно отражающий исторический процесс объект, привлекаемый историком для познания прошлого

Этапы исследования исторических источников:

- Интерпретация – понимание авторского замысла создателя источника

- Анализ – раскрытие информационных возможностей источника

- Синтез – оценка источника как исторического явления

Категории исторических источников:

- письменные (основные)

- вещественные

- изобразительные

- устные

- поведенческие

- фонические

Группы письменных источников:

1. Литературные – тексты, содержащие авторскую позицию (например: дневники, летописи, сказания, мемуары, письма)

2. Юридические – тексты, содержащие правовые нормы.

3. Экономико-статистические – своды данных о развитии социально-экономических отношений

Особенности письменных источников по русской истории:

до XVIII в. – малочисленность, приоритетное значение летописей

XVIII – XIX вв. – резкое увеличение количества, появление публикуемых источников

XX в. – многочисленность, унификация форм

 

 

Вопрос 3. Российская историография

 

I. Дворянский период (XVIII – начало XIX):

- В. Н. Татищев («История Российская»)

- М. М. Щербатов («История Российская с древнейших времен»)

- Н. М. Карамзин («История Государства Российского)

Особенности:

- отождествление истории страны и истории государства

- проблема происхождения государства (норманнизм – представление о создании русского государства скандинавами и антинорманнизм – критика норманнизма).

II. Буржуазный период (начало XIX – начало XX вв.)

- Н. А. Полевой («История русского народа»)

- С. М. Соловьев («История России с древнейших времен»)

- В.О. Ключевский («Курс русской истории»)

Особенности:

- отождествление истории страны и народа

- выявление исторических особенностей России (западничество – представление о развитии России по пути Зап. Европы; славянофильство – представление о самобытном пути развития России)

IV. Евразийство (XX в.)

- Г. В. Вернадский («История России»)

- Л. Н. Гумилев («От Руси к России»)

Особенности:

- изучение проблем самобытности России

- изучение связей России с Востоком

 

Вопрос 6. Образование и политическое развитие Древнерусского государства

 

862 – «призвание» Рюрика в Новгород.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород были приглашены три брата – выходцы из Скандинавии Рюрик и его братья Трувор и Синеус. По легенде Рюрик стал править непосредственно в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Избрске. После смерти братьев Рюрик стал управлять и их землями. Рюрик правил до 879 г.

882 – объединение Олегом Новгородским Новгорода и Киева – основание древнерусского государства с центром в Киеве.

Системы землевладения

Все обрабатываемые земли по характеру землевладения делились на две части:

- Общинные земли - это земли, принадлежащие общинам.

- Феодальные земли (вотчины) – это земли, находящиеся в собственности либо князя (княжеские вотчины), либо бояр (боярские вотчины); вотчины передавались по наследству.

Жители вотчин платили хозяевам земли феодальную ренту – оброк (натуральная плата, чаще всего – часть урожая).

С IX по X в. происходил процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Хотя основная масса бытовых вещей изготовлялась в крестьянских домах, и хозяйство оставалось натуральным, в городах уже действовали ремесленные мастерские. Они работали в основном на заказ, а иногда меняли или продавали свою продукцию на рынке

Характерные черты развития ремесла и торговли:

- слабая специализация ремесла

- отсутствие ремесленных корпораций

- сочетание ремесла и других занятий

- обслуживание торговлей интересов элиты (из разных стран привозились предметы роскоши, рассчитанные на зажиточные слои общества, такие как шелка, украшения, дорогое оружие, вина, пряности)

- транзитный характер торговли (русские реки имели важное транзитное значения для торговли между Северной Европой, Арабским Востоком и Византией)

- этническая специфика торговли (большие объемы торговли достигались перепродажей на Руси чужих товаров чужим купцам. Поэтому русская торговля имеет этническую специфику: купцы (гости) были представлены, как правило, варягами, арабами, евреями, армянами и т.д., но не славянами)

Характерные черты развития финансов:

- позднее появление собственной монеты: золотники и серебряники при Владимире и Ярославе.

- использование в качестве денег скота, мехов, гривен (кусков серебра).

- собирание налогов (натуральной дани) с общинных земель «с дыма», т.е. с хозяйства (налоги на Руси собирались с сельских общин – натуральными продуктами, с городов – серебром. Дань собиралась с общины, а не с каждого жителя, исчислялась с «дыма» (т.е. хозяйства). Города (городские общины), судя по всему, платили заранее установленную сумму).

- позднее установление количества дани (уроков) с 945 г.

- различные формы сбора дани: полюдье и повоз (при первых князьях дань собиралась полюдьем – князь с дружиной сам собирал дань, объезжая подвластное ему население. После убийства в 945 г. Игоря во время полюдья его вдова Ольга, которая управляла Русью за своего малолетнего сына Святослава, установила уроки (заранее объявляемое количество дани) и ввела повоз – теперь данники должны были самостоятельно свозить дань на погосты (торговые места, поселки, где дань можно было обменять).

Таким образом, хозяйство Киевской Руси базировалось на земледелии, имеющем натуральный характер. Ремесло, как и вообще товарные отношения, в целом были развито относительно слабо, а торговля была по преимуществу транзитной. Тем не менее, уже в этот период на Руси зарождаются феодальные отношения.

 

 

Категории общинников

Общинники

- люди (мужи) (жители общинных земель) (Большая часть общинников, которые жили на общинных, т.е. фактически государственных землях, назывались люди или мужи. Они платили дань государству, а также выполняли различные государственные повинности – предоставление лошадей, участие в ополчении, строительство мостов и крепостей и т.д.)

- смерды (жители вотчин) (Общинники, жившие на территории вотчин, они платили феодальную ренту, но зато не платили дань государству и, возможно, не исполняли некоторые повинности)

- посадники (горожане) (Городские жители (и люди, и смерды) назывались посадскими)

Все внеобщинные категории населения можно условно разделить на лично свободные и лично зависимые.

Система уделов с 1054 г.

а) 6 уделов (сыновья Ярослава: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь, внук Ростислав Владимирович)

б) листвиничная система

в) переходы князей из удела в удел

Согласно общему правилу, каждый отпрыск княжеского рода получал удел. Ярослав Мудрый перед смертью реанимировал старый порядок наследования: старший в роде получал Киев и великое княжение. После его смерти следующий по старшинству князь (брат или, за не имением братьев, старший сын) передвигался из своего удела в Киев, за ним передвигались и все остальные князья. Отпрыски братьев, умерших до занятия своей очереди в Киеве, становились изгоями и не имели прав на великокняжеский престол.

Все это создавало условия для усобиц. Проходили постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель.

Не было серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности (половцы, также раздробленные, могли угрожать лишь отдельным княжествам). Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.

Политическое развитие

а) 1054-1068, 1069-1073, 1076-1078 – княжение Изяслава, усобицы, начало войн с половцами (тюркский народ)

Отчетливые тенденции к раздробленности стали проявляться с середины XI в. В соответствие с волей Ярослава в 1054 г. Русь была разделена на шесть уделов между его сыновьями. Первоначально братья и их племянник жили дружно, признавали старшинство Изяслава, сообща отразили нашествие кочевников – торков (1060). Но вскоре несовершенство нового порядка наследования дало о себе знать.

б) 1068-1069 – княжение Всеслава Полоцкого

В 1068 г. после поражения от половцев Изяслав был изгнан из Киева жителями, которые провозгласили Всеслава киевским князем, однако уже в следующем году Изяслав с помощью поляков (польский король был тестем Изяслава) вернул себе Киев

в) 1073-1076 – княжение Святослава Ярославича

В 1073 г. Великий князь Изяслав Ярославич был изгнан из Киева братьями Святославом и Всеволодом по подозрению в сговоре с Всеславом Полоцким. Киевским князем стал Святослав, Всеволод был переведен в Чернигов.

В 1076 г. внезапно умер Святослав, его место в Киеве занял Всеволод. Изяслав, укрывавшийся в Польше у тестя, в 1077 г двинулся на Киев с поляками. Всеволод уступил без боя киевский престол старшему брату Изяславу, а сам занял Чернигов.

В 1078 г. в битве погиб великий князь Изяслав.

г) 1078-1093 – княжение Всеволода, княжеские усобицы

Киевским князем стал Всеволод. Владимир Мономах (старший сын Всеволода) сразу получил Чернигов – второй по значению город Руси. Всеволод и его сын Мономах старались удержать контроль над севером Руси.

д) 1093 – начало княжения Святополка Изяславича

В 1093 г. Всеволод Ярославич, последний сын Ярослава Мудрого, умер. На киевский престол по старшинству взошел Святополк Изяславич.

е) 1097 – Любечиский съезд: образование наследственных княжеств (уделы Святополка Изяславича, Владимира Всеволодовича Мономаха, братьев Святославичей, Давыда Игоревича, братьев Ростиславичей)

По инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. князья собрались на съезд в г. Любеч, недалеко от Киева. Любечский съезд принял важнейшие решения. Произошел передел уделов. Переход князей из удела в удел прекращался, князья – представители разных ветвей семейства Ярослава Мудрого – менялись лишь на киевском престоле, в своих же уделах их власть становилась наследственной. Уделы превратились в вотчины.

- княжеские усобицы до окончания княжения Святополка Изяславича

- временная стабилизация в правлении Владимира Мономаха (1113-1125) и Мстислава Владимировича Великого (1125-1132), прекращение усобиц.

В 1113 году скончался великий князь Святополк Изяславич. На великокняжеский престол должен был взойти Давыд Святославич (по очередному порядку наследования), однако киевляне призвали на престол Мономаха. Это говорит, во-первых, о непререкаемом авторитете Мономаха на Руси, во-вторых – о важной роли веча. В правление Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132), которого также киевляне призвали на престол помимо очередного порядка, на Руси наступила временная стабилизация – почти прекратились княжеские усобицы, была организована борьба с половцами, и даже временно покорены полоцкие князья.

Окончательный распад Руси:

- княжение Ярополка Владимировича (1132-1139): обособление Новгорода и Полоцка

В 1132 году после смерти Мстислава Владимировича на киевский престол взошел брат Мстислава и другой сын Мономаха Ярополк Владимирович.

В Полоцк был назначен сын умершего Мстислава Святополк Мстиславич. Однако полочане взбунтовались и призвали на престол одного из побежденных Мстиславом полоцких князей – Василька Святославича. Таким образом, Полоцк вновь вышел из-под контроля Киева.

В 1136 г. Всеволод Мстиславич (сын Мстислава Великого) был изгнан из Новгорода. С этого момента политически обособилась Новгородская земля.

- княжение Всеволода Олеговича (1139-1146): обособление Чернигова и Галича

В 1139 г. последовала смерть бездетного великого князя Ярополка Владимировича (Мономашича). На престол киевский вступил Всеволод Ольгович (Всеволод II). Он тут же отдал Чернигов своему племяннику Владимиру Давыдовичу, тем самым поссорив своих родных братьев, рассчитывавших на Чернигов, с Давыдовичами (двоюродными братьями). С этого момента политически обособилась Черниговская земля.

- 1146-1167 – княжение Изяслава Мстиславича, Ростислава Мстиславича, Юрия Владимировича Долгорукого, Изяслава Давыдовича, Мстислава Изяславича: обособление Мурома, Рязани, Владимира, Турова, Смоленска

В 1146 г. Всеволод Ольгович умер. На киевский престол вступил его брат Игорь Ольгович, но он сразу же был изгнан Изяславом Мстиславичем (сыном Мстислава Великого). В 1149 г. в борьбу за Киев вступил младший Мономашич – ростово-суздальский князь Юрия Владимирович, прозванный Долгоруким.

В 1154 г. умер Изяслав Мстиславич. Ему наследовал брат Ростислав Мстиславич, до этого бывший смоленским князем. В следующем году Юрий Долгорукий отобрал у него престол.

В 1157 г. Юрий Долгорукий ходил в поход на Волынь, пытаясь и ее себе подчинить, но безуспешно. С этого времени политически обособилась Волынская земля. В этом же году Юрий Долгорукий умер. Киевляне призвали Изяслава Давыдовича из Чернигова.

В 1159 г. Мстислав Изяславич изгнал из Киева Изяслава Давыдовича. На киевский престол сел Ростислав Мстиславич (вторично). Он умер в 1167 г. великим князем. В Киеве стал княжить Мстислав Изяславич.

- основание Великого Владимирского княжения Андреем Боголюбским (1169)

В 1169 г. по приказу Андрея Боголюбского его сын Мстислав взял штурмом Киев. В Киеве был посажен Глеб Юрьевич, младший брат Андрея, при этом Андрей Боголюбский, получив великий стол, остался во Владимире-на-Клязьме. С этого момента Владимиро-Суздальское княжество становится Великим, как и Киевское.

Распад Руси на самостоятельные государства – княжества стал фактом.

 

Г. – Крещение Руси

Причины Крещения Руси:

- необходимость укрепления власти киевского князя;

Политические предпосылки сводились к стремлению князя Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (980) не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти – «один бог на небе, один князь на земле».

- необходимость укрепления отношений с основным торговым партнером – Византией;

Князь Владимир остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние и прочные культурные и экономические связи. Кроме того, Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов. Византия была заинтересована в лояльной по отношению к себе власти в Киеве, чтобы обеспечить непрерывность торговли по рекам Русской равнины и помощь в войнах с кочевниками.

- необходимость консолидации восточнославянских племен.

Население Киевской Руси, различное по своему происхождению, поклонялось множеству богов. Принятие религии единобожия должно было консолидировать население.

Особенности христианизации:

- насильственный характер (если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие города, например, Новгород, Муром, Ростов, приходилось крестить «огнем и мечем». Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель);

- постепенность (этот процесс проходил медленно и продолжался более двух веков);

- формирование двоеверия (язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Постепенно языческие элементы вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время).

Структура Русской Церкви

Константинопольский патриарх

       
 
   
 


Киевский митрополит

 

Епископы

приходы монастыри

Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях – епископствах или епархиях (церковные округа, не совпадавшие с территориями уделов). Епископы в большинстве своем также назначались константинопольским патриархом. В их распоряжении находились городские и сельские священники – т.н. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны.

Церковь долгое время существовала за счет «десятины» – десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи князя Владимира в ее пользу. Этот налог было обязано платить все население страны. Со временем у церкви появились собственные земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи.

Этапы христианизации:

- конец X – середина XI вв. – учреждение митрополии в Киеве (первый митрополит – Михаил); крещение Юга, Севера и Северо-Востока (было образовано 6 епархий)

- середина XI – середина XII вв. – разделение церквей (1054) (произошло разделение христианской церкви на православную во главе с патриархами и католическую во главе с римским папой); начало строительства монастырей; крещение Северо-Запада и Центра (к концу периода было уже 12 епархий); конфликты киевских князей с константинопольским патриархом (дважды они заканчивались изгнанием назначенных из Византии митрополитов и назначением на их место князем русских митрополитов.

- середина XII – середина XIII вв. – крещение западных и восточных окраин (стало 16 епархий); конфликты внутри РПЦ (церковная смута 1147-1164); попытки католической церкви распространить свое влияние на Русь. К середине XIII столетия количество монастырей увеличилось до 80.

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, укрепить власть князя, создало духовную основу русской государственности. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространялась письменность, летописание, появились первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Вопрос 14. Образование Великого Московского княжества

Причины объединения Северо-Востока Руси:

- рост городов и развитие торговли (с установлением зависимости Руси от Орды для русских и европейских купцов, приезжающих на Русь, вновь открывались восточные рынки (через Орду), однако развитие торговли требовало государственных гарантий безопасности торговой деятельности, и купцы финансировали сильных князей);

- деятельность РПЦ (русская православная церковь силами святых отцов сохранила свое единство, но поддерживаемо оно могло быть только при условии восстановления единства политического, поэтому РПЦ активно поддерживала тех князей, которые могли это единство обеспечить);

- внешняя угроза (Литва) (в качестве внешней угрозы для Москвы выступала Литва, а

для Литвы – Москва; оба государства претендовали на роль правопреемниц Киевской Руси, что заставляло их внутренне консолидироваться);

- ослабление Орды (не в состоянии контролировать русские земли, Золотая Орда стремилась это делать руками московских князей. Москва была ее союзницей);

- укрепление Московского удельного княжества (1-ый князь – Даниил Александрович 1276-1303)

(московское княжество как удел внутри великого Владимирского княжества образовалось в 1276 г., когда получивший ее в наследство младший сын Александра Невского Даниил Александрович приехал в Москву).

I. Княжение в Москве Юрия Данииловича (1303-1325) и Ивана I Даниловича, по прозвищу Калита (1325-1340)

- территориальный рост;

- борьба за ярлык (основным соперником Москвы было Тверское удельное княжество);

- подавление восстания в Твери (1327) и получение права на сбор дани с Северо-Востока Руси (восстание было подавлено монгольскими войсками, во главе которых стоял Иван Данилович Московский.

В результате Иван Данилович стал вне очереди великим князем. При Калите Москва стала главным городом Северо-Восточной Руси. Прекратились усобицы. Пользуясь тем, что ему был доверен сбор дани в великом княжестве, Калита сумел собрать в Москве значительные средства).

- перенос митрополии в Москву, 1328

II. Княжение в Москве Семиона Гордого (сын Ивана Калиты) (1340-1353), Ивана Красного (второй сын Калиты) (1353-1359), Дмитрия Донского (1359-1369)

- «литовщина» (войны с Литвой)

- «великая замятня» в Орде и война Москвы с Мамаем – Куликовская битва (1380)

- поход Тахтамыша на Москву (1382) и возобновление выплаты дани.

III. Княжение в Москве Василия I (1389-1425) и Василия II Темного (сын Василя I) (1425-1462)

- перенос великого княжения в Москву

- княжеская усобица 1425-1453 и установление порядка престолонаследия - отец-сын

- автокефалия (самостоятельность) РПЦ – первый автокефальный митрополит Иона, 1448

- распад Золотой Орды, 1443

IV. Княжение в Москве Ивана III (сын Василия Темного, известный в русской истории как Иван Великий, был первым великим князем, правившим без татарского ярлыка на княжение) (1462-1505)

- завоевание Новгорода (1478) и Твери (1485)

- войны с Литвой – присоединение Черниговской земли

- прекращение выплаты дани Большой Орде (битва на р. Угре 1480) – окончание «ига».

- войны с ливонским орденом и Швецией

- первый «судебник» (1497) (территориальное объединение с неизбежностью требовало единства права, и в 1497 г. Иваном Великим издается первый Судебник – сборник законов Московского государства)

- разгром религиозных ересей (в правление Ивана III и Василия III были пресечены попытки раскола церкви уничтожением ересей стригольников и жидовствующих, что говорит о стремлении государства навести порядок и в церковных делах)

Благодаря помощи Орды и РПЦ Москва превратилась в политический, финансовый, религиозный центр северо-восточной Руси, вокруг которого началось объединение удельных княжеств. К середине XV в. Великое княжество Московское превратилось в мощное суверенное государство, диктующее свою волю соседям.

Виды ордынской дани

- регулярная дань («выход»)

- чрезвычайная (плотили вотчины) (нерегулярно собиралась с населения городов и вотчин. К ним относились ям – сбор на содержание подвод татарским чиновникам, содержание татарских послов, подарки хану и его вельможам).

Особенность: дань не бралась с русской церкви.

Порядок сбора «выхода»:

- собирается регулярно в 1257-1359; позднее – не регулярно.

- исчисляется с души (брался с общин «с души», но «по силе» (богатые волости и города платили за «душу» больше, чем бедные).

- до 1262 г. собирался откупщиками (мусульманскими купцами-откупщиками (бесерменами);

до конца XIII в. баскаки; до 1327 – русскими князьями; с 1327 – великим князем. Общий контроль над сбором был возложен на великого князя, которым в 1327 стал Иван Калита, руководивший подавлением тверского восстания. Количество выхода стало зависеть от соглаш. великих князей с ханами.

Экономическое развитие:

- распространение трехполья (трехпольный севооборот, позволял собирать гарантированный урожай в большем, нежели ранее, количестве; есть мнение, что переход к трехполью был совершен в связи с увеличением потребностей населения (необходимость выплаты дани Орде);

- рост феодального землевладения (в особенности церковного), рост оброков и барщины (увеличение количества вотчин было связано с потребностями великокняжеской власти, старавшейся в условиях жесткой конкуренции привлечь на свою сторону как можно больше бояр. Жители церковных земель не платили выход, но, вероятно, не были освобождены от некоторых государственных повинностей, поэтому князья старались вывести государственные земли из-под опеки татар, передав их церкви; кроме того, как и ранее, князья старались заручиться поддержкой РПЦ);

- появление поместий (давалась в использование служилым людям без права передачи по наследству) (в условиях выплаты дани непосредственные доходы князей сократились, в то время как потребности в воинах росли, поэтому часть дружинников князья переводят на «самоокупаемость», предоставляя им землю с крестьянами, которые теперь были обязаны содержать дружинника);

- рост городов, восстановление ремесел, развитие внешней торговли по Волге и Балтийскому морю, восстановление монетной системы (все упомянутые изменения были связаны с возобновлением транзитной торговли через Русь, только теперь основным торговым коридором был путь с Востока по Волге через города северо-восточной Руси и Новгород к Балтийскому морю);

- введение новых ссудных и торговых пошлин (мытов) (из пошлин состояли постоянные княжеские доходы. Наряду с феодальной рентой, шедшей земельному собственнику, крестьяне в XIV-XV вв. должны были нести различные повинности в пользу государства).

Социальное развитие:

- обояривание удельных князей (при присоединении к Москве удельных княжеств местные князья, как правило, переводились в Москву как бояре великого князя);

- распространение кормлений (порядок управления при котором бояре-чиновники содержались за счет населения) и местничесва (порядок назначения на должности по родовитости) (на места из Москвы отправлялись наместники из бояр (в города) и волостели из дворян (в волости); они содержались за счет местного населения; на подобных же условиях бояре исполняли различные должности в самой Москве).

Кормленщик собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории. Территория распространения кормлений: земли, не приписанные к княжескому двору и боярам (черные земли). Власть наместников и волостелей распространялась только на тягловое население.

- выделение бояр больших (кормились с территорий) и путных (кормились с должностей)

- выделение смердов старожильцев (несли все повинности) и новосельцев (несли облегченные повинности) (такой порядок вводился вотчинниками для привлечения на свои земли новых людей)

Таким образом, экономика русских земель в период зависимости их от Орды обнаруживает тенденции поступательного развития технологий и объемов производства и обмена. Развиваются и процессы феодализации, имеющие, правда, свою специфику в сравнении с Европой (появление поместий). Социальная структура отличается размытостью социальных групп, высокой степенью социальной мобильности.

 

 

Вопрос 16. Образование и развитие Великого княжества Литовского

 

Великое княжество Литовское стало альтернативным Москве центром собирания русским земель и на определенном этапе преуспело в этом. Литовцы – часть балтских племен, некогда оттесненных восточными славянами к Балтийскому морю. Литовцы делились на две крупных группы – жемайты и аукшайты. В XI-XII в. у балтских племен возникает военная демократия.

Причины образования:

- угроза со стороны немецких рыцарских орденов (в начале XIII в. под натиском немецких орденов крестоносцев литовцы начинают объединяться в племенные союзы. Около 1240 г. литовские племенные союзы были объединены в одно государство Миндовгом);

- раздробленность Руси (В 1248 г. Миндовг захватил русский город Новгородок и отсюда стал совершать нападения на другие русские земли. Одновременно, чтоб обезопасить себя со стороны немцев, Миндовг крестился по католическому обряду, 1251)

Этапы развития:

I. образование Великого Княжества Литовского (ВКЛ) (1253-1316):

- основание ВКЛ Миндовгом;

- признание Литвы Папой Римским (1253) (это событие на Западе считается датой основания Великого княжества Литовского. За время своего правления Миндовг присоединенил к Литве всю Черную Русь (Гродненский удел, часть Полоцкой или Волынской земли), его племянник Товтивил правил Полоцком).

- смута в Литве после смерти Миндовга (1263-1293) (В 1263 г. Миндовг погиб от руки одного из литовских князей – Довмонта; в Литве началась борьба двух партий – православной русской, ориентированной на сближение с русскими княжествами, и языческой литовской.

Сначала великим литовским князем стал участник заговора против Миндовга Тройнат, племянник Миндовга, который, в свою очередь, почти сразу был убит слугами Миндовга, мстящими за своего хозяина. Великим князем стал сын Миндовга Войшелк. Войшелк склонялся к союзу с русскими князьями. В 1268 г. Войшелк был убит. В 1270 г. литовским князем стал сын одного из старейшин, Свинторога, Гермунд. Ему наследовал Гилигин, второй его сын (1270-1278). Затем литовским князем стал Тройден. Он активно поддерживал литовские начала, воюя с русскими князьями и отвергая их притязания на литовские земли. После смерти Тройдена в 1282 г. к власти пришли представители новой династии. Все это время в Литве не прекращались междоусобицы.

В 1293 г. литовским князем стал Витень. Витень (1293-1316) сумел объединить литовские земли, организовал отпор крестоносцам и завершил присоединение Полоцкой земли к ВКЛ)

- присоединение к Литве Полоцкой земли

- войны с Тевтонским и Ливонским орденом

II. Русско-Литовское государство (1316-1377)

- княжение Гедемина (1316-1341): разгром южнорусских князей (битва на Ирлени, 1321) - присоединение Туровской и Волынской земель.

Приемник Витеня Гедемин (1316-1341) очень значительно усилил Великое княжество Литовское. Он вел ожесточенные войны с крестоносцами, присоединил к Литве Туровскую землю и часть Волынского княжества. Попытавшиеся остановить экспансию Гедемина южнорусские князья были разбиты литовцами в битве на Ирпени (1321). Гедемин везде оставлял старые порядки, на престолах – представителей старых династий (как своих наместников), вторым и третьим браками был женат на русских княжнах и даже называться стал не «литовский князь», а «великий князь литовский, русский и жмудский». Русские же князья видели в Литве возможность уйти из-под опасности «ига» Золотой Орды.

- 1341-1345 – междоусобица в Литве (После смерти Гедемина осталось семь сыновей. Каждый из наследников получил удел. Старшие братья, Ольгерд и Кейстут составили план возвести в великокняжеское достоинство Ольгерда . Зимой 1345 г. Кейстут захватил стольный град – Вильно).

- княжение Ольгерда (1345-1377): разгром Орды (битва у Синих Вод, 1362) – присоединение Киевской, Черниговской, Переяславской земель; войны с Москвой. (Ольгерду удалось, воспользовавшись ослаблением Орды вследствие «великой замятни», распространить свое влияние на Волынь, Черниговскую, Киевскую, Переяславскую земли. Окончательно они закрепились за Литвой после победы Ольгерда над татарскими войсками в битве у Синих Вод в 1362 г. Таким образом, весь юго-запад Руси стал литовским. Ольгерд добивался от Константинополя восстановления в Киеве православной митрополии, отдельной от московской. Фактически сформировалось православное государство, девять десятых территории которого составляли русские земли. Само Великое княжество называлось Русско-Литовским.

 

III. Литва между Русью и Польшей (1377-1440)

После смерти Ольгерда началось сближение ВКЛ и Польши, основной причиной чего стало обострение угрозы со стороны немецких орденов, с которыми воевала и Польша. Ольгерд оставил престол любимому сыну от второго брака Ягайло.

- княжение Ягайло Ольгердовича (1377-1392): личная уния (объединение нескольких государств в союз с (главой) Польшей (Кревская уния, 1385); католическое крещение Литвы.

В 1385 г. Ягайло женился на наследнице польского престола Ядвиге и стал еще и польским королем (Кревская уния с Польшей), а в 1387 г. официально крестил Литву по католическому обряду. В 1392 г. Ягайло, оставаясь польским королем, отдал ВКЛ своему двоюродному брату Витовту Кейстутовичу.

- княжение Витовта Койстутовича (1392-1430): захват смоленской земли; поражение от орды в битве на Ворскле, 1399 – прекращение экспансии Литвы на восток; разгром Тевтонского ордена в союзе с Польшей (битва при Грюнвальде, 1410)







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.038 с.)