ТОП 10:

Последствия церковной реформы Никона



Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев:поповцы(имели священников) ибеспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» —молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портнойСемен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге«Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.

Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.

Христоверы - еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название«скопцы».

.Наиболее важными для процесса модернизации являются ощущения человеком

своей греховности, способствующие активизации деятельности по спасению души и

╚посюсторонние╩ стратегии спасения, заставляющие ориентироваться не столько на

обряды и мистическую практику, сколько на повседневный труд и моральное

совершенство. Влияние протестантизма и особенно кальвинизма на процесс становления

буржуазного общества и объясняется этим.

Общие черты и различия старообрядчества и протестантизма как духовной основы

модернизации излагаются по тексту учебника. К нему можно добавить, что, хотя

╚обрядоверие╩ и общинность раскольников снижали духовный потенциал их

деятельности, старообрядцы породили новое общество. Г. Флоровский отмечал, что их

╚эсхатологический испуг╩ перед пришествием Антихриста в образе царя ╚оборачивается

своего рода гуманизмом, самоуверенностью╩. Это ≈ следствие ощущаемого ими конца

Священной истории. ╚История впредь перестает быть священной, становится

безблагодатною. Мир оказывается и остается отселе пустым╩. Из этого мира можно и

нужно бежать. Но вечно бежать невозможно. И новые поколения старообрядцев

вырабатывают такие формы поведения в ╚безблагодатном╩ мире, которые позволили бы

им спасти душу, невзирая на конец Священной истории. Парадоксальным образом именно

эти религиозные фанатики впервые учатся жить в сугубо светском, секулярном обществе, 60

экспериментируют с отношением к власти как партнеру, с гражданским браком, со

всеобщим образованием, с сословными традициями и т. п. И чем более последовательно

они это общество отрицают, тем более независимой социальной силой, тем более мощным

инструментом модернизации они становятся.

При изложении третьего вопроса главное внимание уделяется материалу учебника.

Для более углубленной его трактовки надо сосредоточить внимание учащихся на

переходе от уравнительности в жизни старообрядческих общин к легализации

наследования и созданию купеческих династий (в 1722 г. в Выгорецкой общине и в

1816 г. в Преображенской общине). Данный момент можно охарактеризовать как

своеобразный ╚раскол в расколе╩. Только те общины, которые пережили его (в центре и

на Севере России), стали зародышами нового уклада жизни. Там, где это не происходило

(например, у беспоповцев Сибири и Дальнего Востока), старообрядцы оставались и до сих

пор зачастую остаются одной из самых отсталых в культурном отношении общественных

групп, мимо которых прошла не только модернизация, но и последние три века истории

страны. Не случайно, что многие из старообрядцев, которые были не согласны с отходом

от уравнительности и примирением с властью, предпочли вновь перейти от оседлой

жизни к бегству от греха, в ╚страннический толк╩, основанный беглым солдатом

Евфимием в конце XVIII в.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.005 с.)