Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дворцовые перевороты в России 18в. Причины ,механизм, итоги.

Поиск

После смерти Петра I часть придворных и гвардия совершили дворцовый переворот в пользу его вдовы Екатерины I. При ней фактически правил А.Д. Меншиков. Был создан Верховный тайный совет, чтобы разгрузить от лишних дел сенат. После Екатерины царём стал внук Петра Пётр II. А. Д. Меншикова сослали. В 1730 г. Пётр II умер, Верховный тайный совет предложил трон племяннице Петра I Анне Ивановне, но с ограничениями в пользу совета. Дворянский съезд в Москве высказался за неограниченную монархию. Совет был распущен, многие его члены арестованы. При Анне Ивановне (1730-1740) увеличилось число иностранцев в верхах, за нее правили ее фаворит Э. Бирон («бироновщина»), канцлер А. Остерман, фельдмаршал Б. Миних. Недовольные русские дворяне подвергались репрессиям (казнь А. Волынского). Но это была борьба за теплые места, а не идеи. Однако управление было компетентным, а дворяне получали послабления в службе. В 1740 г. Анна умерла, ее сменил годовалый внучатый племянник Иван VI Антонович при регентше матери Анне Леопольдовне. В 1741 г., опираясь на гвардию, их свергла дочь Петра I Елизавета 1(1741-1761). Она удалила иностранцев из высших эшелонов власти. Почти прекратились репрессии. Усилилась власть дворян над крестьянами, были снижены налоги. В 1761 г. Елизавета умерла, на престол вступил внук Петра I по женской линии Пётр III. Он издал в 1762 г. Манифест о вольности дворянской, освобождавший дворян от обязательной службы. Пётр, преклоняясь перед Пруссией, вернул ей все, что захватила Россия в Семилетнюю войну, пытался ограничить влияние гвардии. В 1762 г. он был свергнут заговорщиками во главе с его женой Екатериной и вскоре убит.

Итоги: В результате дворцовых переворотов выросла роль дворянства. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. В то же время, конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, создавали условия для более ускоренного развития и новым прорывам во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.

Вопрос №60

Елизавета 1. Эпоха и личность.

(пример абсолютизма)

Она отменила смертную казнь, открыла МГУ, восстановила Сенат. 1750- назначила гетманом Украины графа Разумовского. 1745- женила своего племянника Петра 3 на Софии-Августе-Фридерике Агальт-Цербской (Екатерине 2) Семилетняя война с Пруссией (1757-1763) Начало строительства Зимнего дворца.

Вопрос №61.

М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

М.В. Ломоносов занимает особое место в истории отечественной науки, культуры в целом, в истории России. Ломоносов считается признанным гением и с течением времени все яснее становится, что его наследие требует дальнейшего тщательного изучения и осмысления. Ломоносов был во всех отношениях личностью небывалого масштаба. Как справедливо писал о нем в начале ХХ столетия русский философ В.Ф. Эрн, «отставьте Академию от Ломоносова – и в Академии останутся лишь стены да мебель».

Естествознание

Основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию, но как показывает его наследие, эта дисциплина, вступая на разных этапах его творчества во взаимодействие с другими разделами естествознания, оставалась в неразрывной связи с ними в контексте всего разнообразия его исследований, которые, в свою очередь, пребывали во взаимосвязи между собой. Такое логическое единство является следствием понимания им единства природы и существования немногих фундаментальных законов, лежащих в основе всего целостного многообразия явлений. Это логическое единство демонстрируют не только его труды, относящиеся к естественным наукам и философии — оно прослеживается между ними и его поэтическим творчеством. а учитывая вышесказанное, не только потому, что в отдельных случаях оно становится «прикладным» по отношению к ним, выполняя функцию своеобразной «рекламы» — когда он использовал весь дар своего красноречия, ища поддержки изысканий, в целесообразности которых был твёрдо убеждён и страстно заинтересован и как естествоиспытатель-теоретик, и как последовательный практик («Письмо о пользе Стекла»). Учёный мечтал построить всю свою «Натуральную философию» на основе объединяющих идей, в частности, на основе идеи о «коловратном (вращательном) движении частиц».

Не повторяя уже сказанного об универсальности научного творчества учёного, можно, тем не менее, привести ещё один показательный пример фундаментальной многосторонности его интересов, «дальнобойности ума» — по словам Н. Н. Качалова, причём относится он, этот пример, к области, занимавшей далеко не первостепенное место в круге интересов М. В. Ломоносова. Выдающийся русский геолог и почвовед В. В. Докучаев пишет в своих лекциях, изданных в 1901 году: "На днях проф. Вернадский получил поручение от Московского университета разобрать сочинения Ломоносова, и я с удивлением узнал от проф. Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом.

Открытия и научные труды:

Ø Молекулярно-кинетическая теория тепла

Ø Физическая химия

Ø Наука о стекле

Ø Астрономия, опто-механика и приборостроение

Ø Теория электричества и метеорология

Ø Твёрдая ртуть

Ø Прототип вертолёта

Ø География и навигация

Гуманитарные науки

С пятидесятых годов учёный облекает плоды размышлений и исследований в живую форму своих речей, произносимых на собраниях Академии и в качестве представителя науки перед общественностью. Когда он свободно высказывает свои теоретические взгляды, не стесняясь требований полноты и строгости академического мемуара — и здесь, объединив в своём лице оратора, естествоиспытателя, популяризатора научного знания и литератора — он «даёт указания, выражает надежды, вырабатывает планы новых снарядов и опытов, приводит результаты собственных изысканий в лаборатории и кабинете».

Открытия и научные труды:

Ø Вклад в развитие риторики

Ø Грамматика и теория стиля

Ø Поэтическая теория и практика

Ø История

Ø Педагогические идеи

Вопрос №62



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.006 с.)