Движение краткосрочного капитала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение краткосрочного капитала



Необходимым условием действенного контроля за движением краткосрочного капитала является наличие в развивающихся странах надежных финансовых учреждений, эффективной системы регулирования и взвешенной и устойчивой макроэкономической программы. Так, в результате мер, предпринятых в Колумбии и Чили, по сдерживанию краткосрочных кредитов, эти две страны оказались в меньшей степени зависимыми от крайней неустойчивости движения капитала.

Во многих странах с формирующейся рыночной системой, включая Россию и страны Юго-Восточной Азии, настоятельно необходимы банковские реформы. Латинская Америка прошла через болезненный опыт банковского кризиса, в некоторых странах (в Аргентине в 1982 г., Венесуэле в 1994 г.) связанные с ним финансовые издержки превышали 10% ВВП. По оценкам экспертов, банковский кризис в Японии может потребовать 1трлн долл. из государственного бюджета (более 20% ВВП). Здоровая финансовая система способствует ускорению экономического роста, поскольку она создает возможность для направления больших объемов сбережений на инвестиции. Как подтверждает предшествующий опыт, неэффективное регулирование финансовой системы в сочетании со слабыми банками, не способными оценивать риски и прогнозировать доходы, будет иметь крайне отрицательные последствия для дальнейшего развития.

Некоторые наблюдатели в качестве возможного решения проблемы предлагали превратить МВФ в кредитора последней инстанции. Я не считаю это целесообразным по двум основным причинам. Во-первых, чрезвычайно острой может оказаться проблема психологического риска. Если банки и инвесторы знают, что есть поручитель, который погасит их обязательства, они будут идти на чрезмерные риски. Во-вторых, требуемые суммы были бы огромны (МВФ не смог спасти даже Мексику). Создание Резервного фонда, предложенное правительством США, выглядит более приемлемым. Это не означает, что МВФ не должен укрепляться - ему нужны дополнительные средства и недавнее решение Конгресса США представляется своевременным.

Другой аспект проблемы заключается в принятии решений на мировом уровне. "Большую семерку" нужно, на мой взгляд, расширить до группы по крайней мере из 22 стран, где должны быть представлены основные развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, а также государства Восточной Европы. Развивающийся мир охватывает 85% человечества и, как недавно отметил Дж. Сакс в статье, опубликованной в журнале "The Economist", он не может быть отстранен от участия в выработке нового международного экономического порядка.

Рассматривая движение капиталов, следует различать две возможные ситуации. Одна создается тогда, когда потоки капитала направляются в страны, где отсутствует сбалансированная макроэкономическая политика (такие инвестиционные решения могут быть результатом недостатка информации, потенциально высокой доходности или готовности инвесторов идти на большой риск). Другая ситуация возникает, когда страны, проводящие надлежащую политику и имеющие хорошие показатели, испытывают нехватку дополнительных ресурсов по разумным процентным ставкам, так как финансовые институты и инвесторы не доверяют их кредитоспособности. В первом случае целесообразны большая прозрачность, более точная информация и даже специальные меры по ограничению краткосрочного кредитования, во втором - значительная роль принадлежит Всемирному банку, МВФ и региональным банкам развития. Названные учреждения могут аккумулировать требуемые ресурсы и поддержать макроэкономические программы роста.

Я имел возможность обсуждать эти проблемы с одним из ведущих специалистов по международным финансам П. Волкером. Мы оба согласны с тем, что в данном контексте решающее значение имеет валютная политика. Страны, допускающие значительные отклонения валютного курса от его долгосрочного равновесия, как правило, привлекают краткосрочный капитал и обычно устанавливают высокие процентные ставки с целью поддержки валюты. Когда на горизонте собираются тучи и инвесторы расценивают такую политику как неустойчивую, острой проблемой становится утечка капитала (вспомним мексиканский кризис 1994 г.).

Латинская Америка и кризис

Азиатский кризис повлиял на цены сырьевых товаров. Падение цен на нефть, уголь, кофе, медь, первичные продукты сельскохозяйственного производства отразилось на платежных балансах, перспективах роста и занятости латиноамериканских стран. Кроме того, приток капиталов, вероятно, сократится, а процентные ставки уже возросли, так как государства предприняли меры по поддержке своих валют. Результатом явились падение инвестиций, быстрое снижение индексов фондовой биржи и замедление динамики ВВП. В 1997 г. темп экономического роста стран Латинской Америки составил 5%, в 1998 г. он ожидался в размере 3%, а на 1999 г. многие эксперты прогнозируют этот показатель близким к 2%. Положение банковского сектора и состояние макроэкономических показателей значительно лучше, чем в 80-е годы, но экономика региона, безусловно, пострадает от высокой степени международной нестабильности. Латиноамериканский экспорт направляется в основном в США и Европу (исключение составляет Чили), и если произойдет сокращение этих рынков, ситуация еще более осложнится.

Внимание международных кругов привлечено к Бразилии, имеющей чрезмерный бюджетный дефицит и огромные процентные платежи по внутреннему и внешнему долгу. Президент страны провозгласил программу макроэкономической стабилизации, которая способна изменить ситуацию, если МВФ и мировое сообщество предоставят достаточные средства. В противном случае цепная реакция может повысить вероятность спада или депрессии мировой экономики. Мексиканский кризис - это урок того, как страны могут сократить риски неожиданной утечки капиталов. Принятые меры включали поддержку банковской системы, установление плавающего валютного курса, принятие согласованной макроэкономической программы, помощь со стороны мирового сообщества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.006 с.)