Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 4. Риск разрыва вредных отношений
Представьте себя говорящим окончательное «прощай» человеку, отравляющему вам жизнь. Представьте, что он или она покидает вашу жизнь тем или иным способом. Вы можете переехать в другой город, получить развод с супругом или поменять место работы — короче, вы больше с этим человеком не встретитесь. Что вы чувствуете, говоря ему «прощай»? Вспоминается ли вам, что кроме вреда эти отношения приносили вам что-то еще? Чтобы суметь изменить сущность ранящих нас отношений, мы прежде всего должны почувствовать, что нас ранили, потом осознать, что отношения с причиняющим нам боль человеком могут быть нам вредны. Мы можем кое-что сделать для изменения этих отношений или принять решение отказаться от них. В любом случае первым шагом должна стать регистрация боли, которую мы испытываем; без этого осознания мы можем сохранять отношения неизменными бесконечно долго. В любых отношениях есть что-то хорошее, иначе они не возникали бы. Разрыв отношений означает не только избавление от их плохих сторон, но и потерю хороших; поэтому прежде, чем сделать этот поворотный и решительный шаг, следует взвесить и сравнить между собой риск разрыва и цену поддержания отношений. Наилучшим решением является изменение отношений путем протеста против приносящего боль поведения — с тем, чтобы дать партнеру возможность измениться. В таком требовании заключен определенный риск: изменившись, человек может стать еще более вредоносным. Однако взяв на себя ответственность, мы всегда имеем возможность уйти —пока мы об этом не вспомним, мы вынуждены мириться с этими отношениями. Если мы действительно решили расстаться, нам следует осознать причины, по которым мы собираемся это сделать. Терпение очень ценится в нашем обществе. Герой Горацио Эл-джера, сражающийся за собственный путь и за выживание в, трудном мире против всех его странностей и несуразностей, является частью нашей культуры. Его фразу «Я с этим справлюсь!» мы чаще всего повторяем с гордостью. Но мы редко спрашиваем себя: «А надо ли мне с этим справляться?» Пока мы упорствуем в своем терпении к наносимым нам травмам и стрессу, у нас нет способа их избежать. На память приходит картинка с человеком, ожидающим в середине зимы автобус на занесенной снегом остановке, стучащего зубами и говорящего: «Я могу это вынести». Пока он будет продолжать проводить ежедневно двадцать минут в этой жалкой ситуации, не осознавая, что это никому не нужно, он не станет искать другого способа добраться до работы. Эта способность терпеть — одна из причин, по которой люди упорствуют в пребывании заведомо далеко от удовлетворения потребностей — своих и другого; оба человека заняты только тем, что стараются друг друга вытерпеть.
Пока не наступит момент, который позволит изменить отношения, сочетающие в себе вред и поддержку, в сторону большей поддержки и удовлетворительности, — некоторые отношения кажутся полностью вредоносными. Забота о себе и независимость позволяют осознать, что, как бы мы ни старались быть доброжелательными, некоторые люди продолжают нас ранить. Есть много людей, которые могут оказаться вредоносными для нас; чувствительность к возможности быть задетым ими может помочь нам избежать серьезной раны. Когда бы я ни встретил нового человека, неприятного мне, я очень осторожен и допускаю его ближе к себе, лишь убедившись в том, что ему можно верить. Если он продолжает вредить мне, я отойду от него и постараюсь его избегать. Я буду предельно внимателен, если окажусь вынужден находиться вместе с ним. И попытаюсь поделиться с ним своим ощущением неудобства, но если это вызовет у него неприятие, упорствовать не буду. Творческая критика другого человека требует довольно много усилий. . Истинная критика может стать подарком для критикуемого. Неподдельно доброжелательная и искренняя критика может включать как одобрение, так и порицание. Подобно оценке полудрагоценных камней или артистичности выступления, критика другого человека включает оценку его слабых и сильных сторон. Такие суждения — это мнение, отражающее систему собственных ценностей критикующего человека. Поскольку никакая из систем ценностей не является совершенной, любая критика неабсолютна. Однако критика из уст людей, которых мы уважаем и чьей системе ценностей поклоняемся, очень часто воспринимается нами как абсолютная. Если учитель, системе ценностей которого мы пытаемся научиться, считает нас неудачниками, то у нас появляется чувство ущербности. Но чья бы то ни было система не может быть абсолютно правильной и во всем подходящей для нас; несоответствие чьим-то стандартам обычно означает, что сами эти стандарты нам не совсем подходят. Этот вопрос можно разрешить •только, если слушать критику внимательно, с большим доверием и проверять, хотим ли мы изменить свои недостатки. Например, если мой учитель класса рояля говорит, что моя интерпретация какой-то части произведения излишне расчетлива, в то время как ей следовало бы быть «способной дышать самой по себе», я должен решить, хочу ли быть не только расчетливым. Если я ценю расчетливость интерпретации, то могу
сказать: «Эта часть — красива в ее математической четкости». Если я не люблю такие интерпретации, я, наверное, скажу: «Эта часть сыграна как безжизненная — в алгебраической манере». Любая критика исходит из точки зрения и ожида- ний, с которыми разные люди подходят К событиям, вещам, действиям — их много и они очень разные. Конечно, вы кри-тикуете исполнение части музыкального произведения с большой долей пристрастности, но в зависимости от того, нравит- ся оно вам или нет. В нашем обществе большое внимание уделяют логике и причинам. Критика во многом основана именно на них, но зачастую, прикрываясь флером ясного понимания, мы пользуемся критичностью для того, чтобы выплеснуть свою враждебность на других и атаковать их. Поэтому, даже слыша подлинную критику, произносимую из лучших побуждений, мы также можем связать ее с несправедливой враждебностью. Если бы мы позволяли себе выражать гнев или враждебность как чувства, а не как «рациональное общение», нам не нужно было бы оправдываться за свой гнев или злоупотреблять критикой. Из-за недружелюбного использования критики и потому, что подлинная критика часто воспринимается как атака, мы привыкаем сдерживать собственную критичность и стараемся ее не проявлять. Это имеет два последствия: во-первых, мы теряем важную и полезную возможность для подлинного общения и, во-вторых, подавляем часть себя, а в итоге теряем свою способность к хорошей критике. Так как критика — это обмен между людьми системами их взглядов и ценностей, но из-за нехватки выразительных средств в от-сутствие опыта что-то остается невыраженным, и это может ввести в заблуждение. Хотя некоторым кажется, что в этом нет ничего страшного, теряя способность к критике, мы сталкиваемся с опасностью потерять понимание, что хорошо и что плохо в самих себе и в окружающих. Наши стандарты и требования становятся или слишком высокими, или слишком низкими, а иногда просто неопределенными. Например, перфекционисты с их нечеловечески высокими требованиями теряют представление о том, что достижимо, а что нет. Будучи непревзойденными мастерами критики, если бы они поделились своей критикой с другими, они могли бы понять и может быть изменить собственные стандарты, например, стать к другим и к себе более добрыми. В определенном смысле ценности, используемые в критике, являются утверждением того, кто мы есть. Критикуя, мы получаем представление о самих себе и развиваем свою способность к ясному подлинному общению. Если вы хотите исследовать связь между критикой, враждебностью и благими намерениями, проделайте следующее упражнение. УПРАЖНЕНИЕ 5.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.006 с.) |