Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 5. Чувства и фигура-фонСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Закройте глаза и представьте себе свою мать разговаривающей с вами. Постарайтесь вспомнить, как она выглядит, во что одета, запах ее духов, ее позу, побудьте некоторое время вместе с этим воспоминанием. Когда вы четко поймете, что хорошо ее себе представили, скажите о своих чувствах к ней, но при этом не старайтесь быть логичным. Перечисляйте чувства по одному; высказав очередное, сделайте передышку и побудьте, поживите немного с этим чувством. Что вы ощущаете в своем теле, когда описываете любовь, теплоту, гнев, разочарование? Ощутите переходы от одного чувства к другому. Намеренно измените скорость, с которой вы перечисляете свои чувства к матери. Сравните свои ощущения, отличаются ли они в случае, когда вы прислушиваетесь к себе, и тогда, когда вы не даете себе прочувствовать сказанное. Вы заметили сходство между размытой картиной внешнего мира, когда взгляд быстро скользит с одного предмета на другой, и размытым видением своего внутреннего мира? Вы заметили изменения в чувстве волнения от происходящего, когда заставляли себя остановиться на каждой из фигур? «Удивительно, насколько живой показалась мне моя мать и как много я хочу ей сказать — особенно если учесть, что она умерла двадцать два года назад — в каком-то смысле она действительно не умерла!» Позволяя себе полностью прочувствовать какое-либо ощущение, мы обнаруживаем существование поворотной точки, где оно достигает насыщения, а затем растворяется, исчезает, и другое чувство заменяет его. Если же мы блокируем определенное чувство, оно не исчезает. И мы как бы его чувствуем, хотя его нет в настоящем, вместо того чтобы по-настоящему пережить это чувство и закончить с ним. Для этого необходимы усилия, хотя мы можем и не отдавать себе отчета в том, что их прилагаем. Гештальт — это философия очевидного, реального. Невротик — тот, кто не видит очевидного. Фриц Перлз Блокировки осознания можно охарактеризовать — более подробно мы займемся ими в главе о способах избегания. Как бы там ни было, эти блокировки ведут к фиксации способов, которыми мы ощущаем и выражаем себя. Этим они ограничивают нашу способность к ответу на происходящее. Только полностью осознавая, что мы чувствуем, мы можем так же полно отвечать. Запреты, блоки фиксируют наши способы заведомо предсказуемого поведения и не позволяют гибко реагировать на происходящее. Они мешают нам развиваться и быть полновластными хозяевами собственной жизни. У каждого из нас есть своя подлинная жизнь, которую он хотел бы прожить. Фриц Перлз Мы связываем себя, не позволяя себе чувствовать и выражать всю свою многогранность. Уходя от видения окружающего мира во всех его подробностях, сводя его лишь к обобщениям и абстракциям как к продукту языка, мы тоже связываем себя. Способность абстрагироваться есть величайшая ценность языка (а также уникальный и основополагающий признак нашей человечности). Когда малыш впервые видит стул, он тратит массу времени на то, чтобы исследовать его, стараясь придать ему смысл. Через некоторое время он начинает видеть связь между этим стулом и всеми прочими; в конце концов он понимает, что на свете есть группа предметов, называемых стульями. Проблема заключается в том, что мы используем эту способность к абстракции не в полной мере, приучившись видеть лишь самые общие черты (например, возможности использования) вещей или событий и игнорируя тем самым их индивидуальные особенности. Ребенку, возможно, было когда-то сказано, что появление слез означает грусть: поэтому он может, увидев или ощутив слезы, не связать их с чувствами гнева или радости. Такой процесс называется фиксацией и является результатом неправильного использования способности к абстраги- рованию; в этом случае процесс абстракции реально препятствует восприятию происходящего вокруг. Попробуйте сделать следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 6. ФИКСАЦИЯ (Предметы) Не вдаваясь в подробности, представьте себе два или три стола, находящихся в комнате, где вы сидите. Вы когда-нибудь рассматривали их внимательно? Вас интересовало, из чего они сделаны и как собраны? Что вы чувствуете по поводу каждого из них? Какой стол вам нравится больше, чем другие? А теперь осмотрите его тщательно. Удавалось ли вам зафиксировать образ этого стола в воображении до того, как вы внимательно его осмотрели? «Я поразился неуклюжей конструкции стола, стоящего у моей кровати, отвратительному виду его сосновых инкрустаций и дымчатого стекла на поверхности. Мне он не нравится, я избавлюсь от него».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.128 (0.006 с.) |