Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отчётная документации по практике↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ Направление подготовки
Профиль подготовки: история, право
Степень выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Составитель: к.ист.н., ст.преп. кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин _________________ Е.А. Коляскина к.ист.н., доцент кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин _________________ Л.А. Явнова
Бийск 2016 Методические рекомендации и материалы по организации педагогической практики студентов V курса Цель педагогической практики на V курсе - реализация приобретенных в процессе обучения в вузе психолого-педагогических, методических знании, умений, формирование методического опыта, развитие умений моделирования и конструирования педагогической деятельности, коммуникативных способностей, формирование творческого отношения к организации педагогического процесса. Методическая часть практики Сроки педагогической практики согласно учебному плану: с 30.01.2017 – 21.02.2017. Первая неделя педагогической практики - пассивная, студенты-практиканты знакомятся с администрацией школ, классным коллективом, классным руководителем, учителем-методистом, учителями-предметниками. Все последующие недели педагогической практики – активная профессиональная педагогическая деятельность. На педагогической практике студенты проводят пробные и зачетные (на оценку) уроки, внеклассные мероприятия по истории и обществознанию (праву). Практика продолжается 4 недели. Программа осуществляется в старших классах (9-11). В ходе активной части педагогической практики студентами практикантами проводится 1-2 пробных и 5 зачетно-оценочных урока по истории и 3 зачетно-оценочных урока по обществознанию (правоведению, если данный предмет преподается), внеклассное мероприятие по истории (1 мероприятие) и обществознанию (праву) (1 мероприятие). На V курсе для практикантов обязателен опыт работы в инновационном режиме, для этого необходимо подготовить и провести в системе учебных занятий 2 инновационных урока, либо иную нетрадиционную форму организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В отчетной документации студенты-практиканты предоставляют развернутые конспекты инновационных уроков (1 по истории и 1 по обществознанию) с дидактическими материалами, самоанализом, фотографиями, творческими и иными (реферативными, контрольно-оценочными) работами учащихся. Остальные зачетные уроки предоставляются в краткой форме – поурочных планов. Конспекты уроков должны быть заверены учителем-предметником или методистом. В отчете студенты-практиканты должны представить схемы-конспекты всех зачетных уроков (краткая запись - обязательно указать тему, цель и задачи урока, тип, оборудование и средства, схематично представить деятельность учителя и учащихся по этапам урока); технологические карты к каждому уроку, 2 развернутых конспекта урока (1 по истории и 1 по обществознанию), удачных в методическом и содержательном плане, прошедших на оценку (должно быть представлено учебное содержание, его методическая «огранка», подробная характеристика деятельности учителя и учащихся по этапам урока); конспект внеклассного мероприятия по предмету; дневник педагогической практики, в котором - список класса, расписание уроков, перечислены все виды работ, выполненные студентом на педагогической практике по дням недели, опенки за проведенные уроки, подписанные учителем (дневник педагогической практики можно оформить в школьном дневнике). На педагогической практике, работая в группе, студенты-практиканты посещаю уроки друг друга, делают их анализ, представляют материалы анализа (1 посещенный урок). Если студент в школе проходит практику один, он анализирует урок учителя-предметника. В отчет должны быть представлены: дневник педагогической практики, в котором - список класса, расписание уроков, перечислены все виды работ, выполненные студентом на педагогической практике по дням недели, опенки за проведенные уроки, подписанные учителем (дневник педагогической практики можно оформить в школьном дневнике). Организация учебно-познавательного процесса в классе сопровождается внеклассной (внеурочной) работой по профилирующим предметам: проводится два внеклассных мероприятия по истории (1) и по обществознанию/правоведению (1). По результатам работы должны быть представлены 2 конспекта внеклассных мероприятий (в развернутой форме с анализом и оценкой деятельности). Как форма внеклассной (внеурочной) деятельности возможна организация факультативных занятий, кружковой и клубной работы, ориентированная на формирование познавательного интереса, реализацию образовательных потребностей, профильной подготовки учащихся. Оценочный аспект профессиональной педагогической деятельности также немаловажен, поэтому студенты-практиканты составляют и анализируют сводную ведомость успеваемости по предмету (история) за период педагогической практики, эффективность тех или иных форм контроля. Студентам, проходящим педагогическую практику в сельских школах, подготовить материалы по актуальным методическим проблемам для выступления на защите педагогической практики после ее завершения. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом в сельских школах самостоятельно: 1. По результатам взаимопосещений уроков студентами-практикантами и посещения уроков учителем-методистом подготовить протокол и анализ (по предложенной схеме) нескольких уроков или занятий других форм. 2. Представить презентацию, посвященную методике или проблеме исследования учителя-методиста, которую он реализует на практике. ОБРАЗЕЦ
Расписание занятий студентов-практикантов
Школа № 20
Иванова А.И. 9 - а класс (1 смена)
История Понедельник – 3 урок (указать время) Четверг – 5 урок (указать время) Обществознание (Право) Пятница – 6 урок (указать время) Педагогическая часть практики: На педагогической практике студенты-практиканты выполняют функции классного руководителя, выполняют все виды работ по поручению классного руководителя класса и самостоятельно. В отчете студенты должны представить конспекты 2-х проведенных воспитательных дел (диагностика, использование игровых форм, беседы, праздники и т.д.) с их подробным анализом, план воспитательной работы с классом (на четверть, полугодие, год), список класса и краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Психологическая часть практики: В отчете студенты-практиканты должны представить психологический самоанализ педагогической деятельности (по схеме, предложенной в методическом пособии кафедры общей психологии в рабочей тетради но психологии (Сост. Протасова И.Н.).
Подготовка учителя к уроку истории Требования к современному уроку истории: · Полноценность содержания урока; · Соответствие пед. замысла, задачам обучения: · Соответствие типа урока средствами методам; · Научность знаний; · Достоверность фактов; · Отбор главного осознанного; · Организация познавательной активности учащегося; · Единство деятельности учителя и учащегося; · Мотивация и дифференцированность обучения; · Формирование познавательного интереса к предмету. Каждый этап подготовки к уроку реализует ряд функции: на первом этапе - гностическая и конструирующая. Гностическая функция предусматривает осмысление содержания учебного материала, формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом, определение типа урока, выявление структуры урока и отбор учебного материала. Конструирующая функция. 1. Подготовка учителя к уроку начинается с детального изучение и проработки содержания исторического материала урока. 2. Структурный анализ материала урока позволит составить план урока определить его структуру, выбрать форму, определить тип и вид учебного занятия. 3. Функциональным анализ материала урока позволит определить цель и задачи урока. 4. В конспекте урока должна быть четко спланирована деятельность учителя - содержание и приемы изучения темы; логика изучения темы; средства обучения, планирование закрепления, проверки домашнего задания; определены познавательные задания и вопросы; формы организации учебно-познавательной деятельности, формы контроля и самоконтроля.
Форма разверну того конспекта урока (вариант) Тема урока «Государственное управление России в XVII в.». Цель урока: Задачи урока: Структура урока: Основные понятия Опрос учащихся Изложение нового материала План и текст
Схема общего анализа урока истории: После посещения урока его разбор проводится по следующим позициям: 1. Тема урока; место урока в теме, курсе. 2. Цель урока, его образовательные, воспитательные, развивающие задачи. 3. Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени. 4. Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся. Форма и виды проверки знаний и умений: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная; практическая или самостоятельная; дифференциация в выборе вопросов и заданий. 5. Содержание, характер и методика использования вопросов и заданий, полнота проверки, принцип тематической связи. Место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся. 6. Результативность: качество ответов учащихся. Дополнения, исправления, уточняющие вопросы отвечающим ученикам,рецензирование ответов; 7. Активность класса; количество опрошенных, оценка работы учащихся - итоги урока. 8. Переход к новому материалу. Название темы, ее связь с раннее изученной темой; перспектива для последующего изучения материала, степень включения учащихся в познавательную деятельность - своевременное и правильное выполнение заданий, ответы на вопросы. 9. Содержание и методика изучения нового материала. Приемы и методы изложения новой темы учителем: соответствие содержания возрастным особенностям учащихся и индивидуальным особенностям класса (объяснение, характеристика, сюжетное повествование и т.д). Образность, конкретность, эмоциональность, логическая последовательность, связность изложения, проблемность, аргументированность, доступность, воспитательная ценность и т.д. 10. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познавательной деятельности учащихся. 11. Использование на уроке разноплановых средств обучения; учебные картины, карты, картосхемы, таблицы, аппликация, технические средства и т.д. 12. Приемы и методы организации познавательной деятельности учащихся. Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов. Методы приемы: беседа, лекция, проблемные вопросы, задания, анализ документов, составлений планов, таблиц, схем, чтение текста учебника, чтение и комментирование исторических документов и дополнительной литературы и т.д. Роль наглядности в активизации познавательной деятельности учащихся, формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Преобладающий уровень познавательной самостоятельности учащихся на уроке. Соответствие методов и приемов поставленным задачам, их оптимальное сочетание. 13. Содержание, методика и отбор учебного материала для закрепления на уроке и дома. Самостоятельная работа дифференцированного характера. 14. Содержание и методика организации домашнего задания: объем, вид, инструкция по выполнению.
Общий анализ урока истории 1. Какое место данный урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа (и вида) урока? 2. Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются у современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования? 3. В какой степени учебный материал урока соответствует Временным требованиям к содержанию образования образовательной области «Обществознания» (История)? 4. Как в содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу изучаемых фактов? 1 5. Что (или кто) был для учащихся основным источников информации по новой теме? Как он был представлен (единственный и безапелляционный, один из достоверных, своеобразный и спорный, т.п.)? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторического источников? 6. В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? С какими средствами обучения они работали? 7. Какими приемами и средствами учитель актуализировал знания учащихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал участие в уроке, учитывал и поощрял познавательные особенности детей? 8. Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие? Как это занятие подготавливает проведение следующих? 9. В чем выражаются результаты урока? По каким критериям учитель и ученики судят о его результативности? Образец общего анализа урока истории но теме «КРЫМСКАЯ ВОЙНА» (9 класс) Проверка знаний и умений по теме «Начало Крымской войны» является необходимым и закономерным этапом для последующего изучения театра военных действий, в частности центрального события этого периода - обороны Севастополя и итогов войны. Грамотное планирование данного этапа обеспечивает оптимальную реализацию всех функций проверки в едином комплексе: обучающей, контрольноучетной и функции внутренней тематической связи. Проверка - это фундамент, на котором учитель собирается строить здание очередного урока. При проведении проверки знаний и умений учитель успешно решает следующие методические проблемы: 1) отбор содержания материала, исходя из целей обучения; 2) разнообразие видов и форм проверки; 3) соотношение вопросов и заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности учащихся; 4) полнота содержания проверки и принцип тематической связи вопросов и заданий; 5) результативность проверки: сколько оценок поставлено и качество ответов учащихся, подведение итогов, проверки; 6) активность класса во время проверки: рецензирование ответов, дополнительные вопросы и задания, работа учащихся в тетрадях, с учебником, картами. Рассмотрим, как наиболее значимые из этих проблем решал учитель во время урока. Учитель использует на уроке разнообразные формы и виды проверки, методически грамотно подбирает приемы. Один из приемов, используемый на уроке, - это устный ответ учащихся у доски - индивидуальная форма проверки. Когда материал представляет целостный образ, связан единой сюжетной линией, то применяется развернутый рассказ в форме сюжетного повествования. На данном уроке такой прием используется при описании (Синопского сражения с использованием интереснейшего документа - записок офицера Черноморского флота А.Д. Сатина о Синопском сражении, а также настенной картины. Такая форма проверки дает хорошую возможность убедиться, насколько полно, последовательно, глубоко и осмысленно усвоил ученик материал, насколько эмоционально он может его подать, образно воссоздавая картины исторических событий. Весьма важное значение имеет этот прием для развития речевой культуры: ведь это чуть ли не единственный (к сожалению) вид речевой практики ученика на уроке, когда он получает возможность связано и более менее обстоятельно изложить свои мысли. К числу положительных сторон при организации устной проверки относится возможность показать учащимся образцы ответа, эталоны приемов в развернутом виде, что играет заметную обучающую роль. Очевидна оценка за ответ. Однако как при этом привлечь весь класс? Учитель организует познавательную деятельность во время проверки с помощью вопросов и заданий классу и обучающего рецензирования. Второй классический вид проверки - это устная фронтальная проверка в форме беседы в сочетании с различными средствами. Так, при изучении «восточного вопроса» учитель совершенно обоснованно обращается к карте в ходе повторительно-обобщающей беседы. Карта помогает учащимся в ходе небольшого исторического экскурса актуализировать знания по вопросам черноморских проливов, соперничества ведущих европейских держав и обострения противоречий на Ближнем Востоке в середине XIX в. Однако карта помогает учащимся во время проверки повторить лишь общую причину войны - «восточный кризис», а вот участники войны, планы и цели сторон очень удачно закрепляются с помощью средств графической наглядности - сравнительно-тематической таблицы «Расчеты царского правительства» и диаграммы-схемы «Участники крымской войны». В процессе беседы учащимся предлагаются вопросы различного уровня познавательной самостоятельности. В том числе вопросы творческого характера: как могли бы действовать предполагаемые участники войны? Как надо было действовать России в войне? Как будут развиваться события в дальнейшем? Тем самым учитель поддерживает активность класса, одновременно проводя разноуровневый дифференцированный опрос. Характерными особенностями данного вида проверки заявляется то, что весь класс участвует посредством выполнения аналогии в тетрадях, идет процесс преобразования и обобщения материала без предварительной подготовки, ученики получают образцы наглядных пособий для развернутого ответа. Удачно учитель решает проблемы: логика постановки вопросов и заданий учащимся, отбор материала для беседы, правильная формулировка и постановка вопросов, сочетание различной степени сложности. При изучении военной истории используется статистический и хронологический материал. Цифровой материал был представлен в проверке статистическими таблицами, которые отражают численный состав русской армии и ее вооружения. При работе с этим материалом представляется наиболее оптимальным и удачным выбором индивидуальной формы проверки в виде ответа на вопрос возможном влиянии состояния армии и флота на ход боевых операций. В процессе такого своеобразного прогнозирования отвечающий, обращаясь к цифровым данным, делает вывод об экономической и технической отсталости России. А при изучении хронологического материала (дат по крымской войне) методически совершенно обоснованно применяется ответ по цепочке. Такой вид проверки применяется при изучении дробного исторического материала (признаки понятий, черты характеристики, причинно-следственные связи, даты и др.). С помощью упомянутого приема возможно повторение большого по объему материала и одновременно поддержание высокой степени активности учащихся класса. Это обеспечивается тем, что в каждую последующую минуту любом ученик потенциально может быть спрошенным. Таким образом, мы видим, что на уроке применялись различные формы и виды проверки, их оптимальное сочетание и правильный выбор.
Тест «Исключение лишнего» Что лишнее? Кукурузная эпопея, космос, Карибский кризис, культ личности, конституция.
Тест на аналогию Найдите в знаменателе второй дроби слово, восстанавливающее соотношение, заданное в первой дроби: Рис выращивают
плуг. пашут, земледелие, изготавливают
Тест со свободными ответами Почему в орбиту кризиса 1930-х гг. оказались вовлеченными страны Азии, Африки. Латинской Америки? Отметьте наиболее существенную причину из перечисленных ниже или выскажите собственное мнение. A. Эти государства перестали получать большие кредиты от промышленно развитых стран. B. Эти страны и силу однобокости развития экономики были поставщиками продовольствия и сырья, цены на которые резко упали. В. В этих странах не была достаточно развита инфраструктура (дороги, мосты, средства связи и т.д.). ПРИЛОЖЕНИЕ Анализ урока по ФГОС 2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели. 3 Соответствие урока требованиям ФГОС: 3.1. Ориентация на новый образовательный результат. 3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД 3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.) 4. Содержание урока. 4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся. 4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы. 4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. 4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. 5. Методика проведения урока. 5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. 5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер) 5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. 5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение). 5.5. Применение диалоговых форм общения. 5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. 5.7. Осуществление обратной связи. 5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ. 5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. 5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. 5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен) 6. Психологические основы урока. 6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. 6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. 6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки. 6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. 6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. 7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. 8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона) В методическую копилку учителя
При самоанализе урока преподаватель дает: - краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение; - информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися; - характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их; - оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда; - самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с студентами). В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Самоанализ урока Тема урока_______________________________________________________________ Тип урока и его структура__________________________________________________ 1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество "слабых" и "сильных" учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)
3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока. 4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. 5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап. 6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия. 7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? 8. Психологическая атмосфера на занятии 9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 10. Наметить перспективы своей деятельности. Комплексный анализ урока Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления. 1. Анализ выполняемых преподавателем задач: - как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы преподавателя; - насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока; - в какой мере активизировалась познавательная деятельность студентов на разных этапах урока; - что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду; - насколько объективно оценивались знания, умения, навыки; - как осуществлялась связь теории с практикой; - насколько удачно сочетались содержание и методы обучения; - применялись ли на уроке технические средства; - что делалось преподавателем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей студентов. 2. Анализ воспитательного влияния урока: - как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, группы; - что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и сохранению интереса к профессии; - каковы были отношения между учащимися, между преподавателем и учащимися. 3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности преподавателя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности преподавателя: - педагогическая этика; - внешний вид; - умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд учащихся; - определить типичные ошибки в работе студентов и устранять их; - оценивать результаты своего труда и итоги работы студентов; - умение быстро корректировать ход занятия. 4. Анализ деятельности учащихся на занятии: - учет преподавателем воспитанности и обучаемости студентов, результатов предшествующих занятий; - работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов); - развитие речи студентов; - умение студентов применить теорию на практике. Требования, предъявляемые к различным типам уроков Комбинированный урок Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках преподавателя в организационную часть входит знакомство с учащимися. Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке студентов к восприятию нового материала. При проверке и оценке знаний применяют: - индивидуальный устный опрос; - опрос по карточкам; - письменный опрос; - опрос у доски; - решение задач и другие способы опроса. Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе преподавателю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы преподавателю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала. Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала. Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий. Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (преподаватель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала преподаватель выясняет, насколько правильно студенты поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов. Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала. Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо). Урок сообщения и усвоения новых знаний Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания. Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов. Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы. Урок повторения и обобщения полученных знаний Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания. Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Студенты решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами. Урок применения знаний, умений и навыков Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях. Краткий перечень методо< |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.019 с.) |