Схема структурного анализа урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема структурного анализа урока



I. Учебно-воспитательные задачи урока:..

II. Методика урока:

I Структурное построение урока, методы обучения. Соответствие методических форм характеру учебного материала, образовательно- воспитательным задачам урока. Разнообразие и правильность сочетания избранных методов обучения.

2. Организация и методика опроса учащихся на уроке. Виды опроса; характер и последовательность постановки вопросов, принцип тематической связи; ответы учащихся, степень активизации и организованность работы всего класса во время опроса, оценка знаний учащихся.

3. Изучение нового материала:

а) Изложение нового материала учителем (практикантом).

Научный и идейно-политический уровень. Раскрытие содержания темы в соответствии с целевой установкой урока, историческими и социологическими понятиям урока.

Организация познавательно-мыслительной деятельности учащихся в процессе изложения (образность, конкретность, эмоциональность, логическая последовательность и связность, проблемный характер изложения, использование специальных методических приемов: беседы, логических задании,;составление планов, анализа документов и наглядных пособий и т.д.).

Языки форма изложения.

б) Работа с печатными текстами на уроке: документами, текстом учебника, художественной литературой и др.

в) Использование наглядных пособий различного плана, организация познавательно-мыслительной деятельности учащихся приемами): наглядного метода обучения.

4. Формы закрепления изученного материала: беседа, проверка, логического задания, составление учащимися планов, конспектов, письменных ответов, схем, контурных карт и т.д. Степень усвоения нового материала учащимися на уроке.

5. Организация урока. Распределение времени на уроке. Оборудование урока (наличие и состояние наглядных пособий, учебников, тетрадей и т.д.).

6. Работа и поведение практиканта: степень подготовленности к уроку, знание учащихся, контакт с классом, умение организовать его работу, педагогический такт, самообладание, речь и т.д.).

7. Общая оценка урока, его образовательной и воспитательной эффективности.

Общий анализ урока истории

1. Какое место данный урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа (и вида) урока?

2. Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются у современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования?

3. В какой степени учебный материал урока соответствует Временным требованиям к содержанию образования образовательной области «Обществознания» (История)?

4. Как в содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу изучаемых фактов? 1

5. Что (или кто) был для учащихся основным источников информации по новой теме? Как он был представлен (единственный и безапелляционный, один из достоверных, своеобразный и спорный, т.п.)? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторического источников?

6. В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? С какими средствами обучения они работали?

7. Какими приемами и средствами учитель актуализировал знания учащихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал участие в уроке, учитывал и поощрял познавательные особенности детей?

8. Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие? Как это занятие подготавливает проведение следующих?

9. В чем выражаются результаты урока? По каким критериям учитель и ученики судят о его результативности?

Образец общего анализа урока истории но теме

«КРЫМСКАЯ ВОЙНА» (9 класс)

Проверка знаний и умений по теме «Начало Крымской войны» является необходимым и закономерным этапом для последующего изучения театра военных действий, в частности центрального события этого периода - обороны Севастополя и итогов войны. Грамотное планирование данного этапа обеспечивает оптимальную реализацию всех функций проверки в едином комплексе: обучающей, контрольноучетной и функции внутренней тематической связи. Проверка - это фундамент, на котором учитель собирается строить здание очередного урока.

При проведении проверки знаний и умений учитель успешно решает следующие методические проблемы: 1) отбор содержания материала, исходя из целей обучения; 2) разнообразие видов и форм проверки; 3) соотношение вопросов и заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности учащихся; 4) полнота содержания проверки и принцип тематической связи вопросов и заданий; 5) результативность проверки: сколько оценок поставлено и качество ответов учащихся, подведение итогов, проверки; 6) активность класса во время проверки: рецензирование ответов, дополнительные вопросы и задания, работа учащихся в тетрадях, с учебником, картами. Рассмотрим, как наиболее значимые из этих проблем решал учитель во время урока.

Учитель использует на уроке разнообразные формы и виды проверки, методически грамотно подбирает приемы. Один из приемов, используемый на уроке, - это устный ответ учащихся у доски - индивидуальная форма проверки. Когда материал представляет целостный образ, связан единой сюжетной линией, то применяется развернутый рассказ в форме сюжетного повествования. На данном уроке такой прием используется при описании (Синопского сражения с использованием интереснейшего документа - записок офицера Черноморского флота А.Д. Сатина о Синопском сражении, а также настенной картины. Такая форма проверки дает хорошую возможность убедиться, насколько полно, последовательно, глубоко и осмысленно усвоил ученик материал, насколько эмоционально он может его подать, образно воссоздавая картины исторических событий. Весьма важное значение имеет этот прием для развития речевой культуры: ведь это чуть ли не единственный (к сожалению) вид речевой практики ученика на уроке, когда он получает возможность связано и более менее обстоятельно изложить свои мысли. К числу положительных сторон при организации устной проверки относится возможность показать учащимся образцы ответа, эталоны приемов в развернутом виде, что играет заметную обучающую роль. Очевидна оценка за ответ. Однако как при этом привлечь весь класс?

Учитель организует познавательную деятельность во время проверки с помощью вопросов и заданий классу и обучающего рецензирования.

Второй классический вид проверки - это устная фронтальная проверка в форме беседы в сочетании с различными средствами. Так, при изучении «восточного вопроса» учитель совершенно обоснованно обращается к карте в ходе повторительно-обобщающей беседы. Карта помогает учащимся в ходе небольшого исторического экскурса актуализировать знания по вопросам черноморских проливов, соперничества ведущих европейских держав и обострения противоречий на Ближнем Востоке в середине XIX в. Однако карта помогает учащимся во время проверки повторить лишь общую причину войны - «восточный кризис», а вот участники войны, планы и цели сторон очень удачно закрепляются с помощью средств графической наглядности - сравнительно-тематической таблицы «Расчеты царского правительства» и диаграммы-схемы «Участники крымской войны». В процессе беседы учащимся предлагаются вопросы различного уровня познавательной самостоятельности. В том числе вопросы творческого характера: как могли бы действовать предполагаемые участники войны? Как надо было действовать России в войне? Как будут развиваться события в дальнейшем? Тем самым учитель поддерживает активность класса, одновременно проводя разноуровневый дифференцированный опрос. Характерными особенностями данного вида проверки заявляется то, что весь класс участвует посредством выполнения аналогии в тетрадях, идет процесс преобразования и обобщения материала без предварительной подготовки, ученики получают образцы наглядных пособий для развернутого ответа.

Удачно учитель решает проблемы: логика постановки вопросов и заданий учащимся, отбор материала для беседы, правильная формулировка и постановка вопросов, сочетание различной степени сложности. При изучении военной истории используется статистический и хронологический материал. Цифровой материал был представлен в проверке статистическими таблицами, которые отражают численный состав русской армии и ее вооружения. При работе с этим материалом представляется наиболее оптимальным и удачным выбором индивидуальной формы проверки в виде ответа на вопрос возможном влиянии состояния армии и флота на ход боевых операций. В процессе такого своеобразного прогнозирования отвечающий, обращаясь к цифровым данным, делает вывод об экономической и технической отсталости России. А при изучении хронологического материала (дат по крымской войне) методически совершенно обоснованно применяется ответ по цепочке. Такой вид проверки применяется при изучении дробного исторического материала (признаки понятий, черты характеристики, причинно-следственные связи, даты и др.). С помощью упомянутого приема возможно повторение большого по объему материала и одновременно поддержание высокой степени активности учащихся класса. Это обеспечивается тем, что в каждую последующую минуту любом ученик потенциально может быть спрошенным. Таким образом, мы видим, что на уроке применялись различные формы и виды проверки, их оптимальное сочетание и правильный выбор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.009 с.)