Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Перенос смыслового ударенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Так называемые «общечеловеческие» ритуалы многие люди отождествляют с современными формами их проведения. Знакомство с классической литературой позволяет утверждать, что еще совсем недавно акценты могли расставляться совсем по-другому.
Пикник
Одним из самых больших личных открытий при изучении творчества Гете автором данного очерка была роль, которую играл в жизни элиты той эпохи ритуал чаепития. Предлагаю твоему вниманию, читатель, несколько цитат. Гете пишет Шиллеру 17.12.1799: “Герцог и герцогиня приглашены сегодня ко мне на чашку чая…” [5, 2, 278]. А вот первый прием, на который приглашен секретарь Гете Эккерман (проходил прием 14.10.1823): “Сегодня я впервые был приглашен к Гете на торжественное чаепитие…” [27, 75]. Тот же Эккерман записывает 27. 10.1823: “Сегодня утром я получил от Гете приглашение на вечерний чай и концерт. Слуга показал мне список лиц, которых ему получено пригласить, и я убедился, что общество соберется весьма многолюдное и блестящее ” [27, 81]. Несколько слов в записи секретаря выделил я, Владимир Ловчев. Самому Эккерману и в голову не могло придти, что когда-то такое словосочетание будит выглядеть почти диким: блестящее общество... собирается за чаем! Или вот еще запись от 9.10.1828: “В честь Тика (курсивом фамилию Тика, известнейшего в ту эпоху писателя, выделил Эккерман) сегодня устраивалось чаепитие в комнатах госпожи фон Гете”. [27, 267]. Судя по всему, чаепития не были отдельными, случайными эпизодами в быту великого поэта. Канцлер фон Мюллер записал 2 октября 1823 г. слова Гете: “Разве нельзя устроить так, чтобы в моем доме ежедневно собирались раз и навсегда приглашенные гости, когда в большем, когда в меньшем числе? Пусть каждый приходит и уходит, когда ему заблагорассудится, пусть приводит с собой сколько угодно гостей. С семи часов вечера комнаты будут неизменно открыты и освещены, к столу будет в изобилии подаваться чай и все к нему полагающееся. А гости могут музицировать, играть, разговаривать, по желанию и разумению каждого. А я бы появлялся и исчезал, также по желанию и разумению… Словом, хотелось бы устроить вечное чаепитие (курсив канцлера фон Мюллера), подобно тому, как в некоторых часовнях горит вечный огонь”. [Цит. по: 36, 2, 522] Да и не только Гете практиковал чайные ритуалы. О подарках, присланных ему ко дню рождения, он рассказывал 11.09.1828: “Одна милейшая дама, у которой Шиллер как-то пил чай, возымела счастливую мысль записать то, что он говорил.... Шиллер здесь, как и всегда, абсолютно верен своей возвышенной природе. За чайным столом он также велик, как был бы велик в государственном совете” [27, 257-258] Гете понимал, что его соотечественники – не самые большие поклонники чая. Своему другу Шиллеру 30.12.1795 автор “Фауста” пишет резко, откровенно: “Немец не может уйти от себя, и даже когда он бежит в Рим, ему везде сопутствует пошлость, как англичанину чайник”. [5, 1, 166]. Итак, вина конечно, в эпоху Гете пили изрядно, но само вино совершенно не играло роль все подавляющего, универсального символа, характерного для России конца ХХ века. Кстати, ритуалом могло быть употребление и других безалкогольных напитков. Обессмертила Гете повесть в письмах “Страдания юного Вертера”. Один штрих. Между делом Вертер пишет своему другу: “Целое общество собралось пить кофе под липами” [4, 6, 17]. В общем, коментарий-то и не нужен. Или... Вертер пришел на пикник. Теперь представьте современный пикник... Задайте “среднестатистическому” современнику маленькую логическую задачу: удалите из смыслового ряда лишнее слово: пикник - веселье - вино - кофе. Готов спорить, что 99% исключат слово “кофе”. Во времена юного Гете пикник мог проходить за кофе, а не за бутылкой спиртного.
Смотрины (или, сватовство), особенно если они удачны, вызывают в наши дни проалкогольные ассоциации. «Пропили девушку!» – часто можно услышать по поводу данного события. Интересно, что так говорят даже люди почти не пьющие и о тех смотринах (или сватовстве), которые возлияниями спиртного почти не сопровождались. «Свадьба без спиртного – не считается!» – слышал автор этих строк собственными ушами. Но вернемся к тому, что предшествует свадьбе, точнее к тому, что предшествовало ей в прошлом веке. Откроем «Энциклопедию русской жизни». Слово Пушкину. Семья провинциальных дворян Лариных принимает самых дорогих гостей. Две дочки на выданье, а тут привалила удача: два жениха, да еще каких! Уж ради них стоило разбиться в лепешку. Не обидеть дорогих гостей. За дело хозяйка: “Поскакали други, Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины. Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. [20, 4, 47] Дальше у Пушкина многоточие, но последующий диалог однозначно указывает, что украшением стола была брусничная вода, ибо именно ее поминает Онегин на обратном пути из гостей. [20, 4, 47]. Завидные женихи приехали во второй раз. Их уважили аналогично: Смеркалось; на столе блистая Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал [20, 4, 62-63] “Но, может быть, автор данного очерка преувеличивает привлекательность Онегина-Ленского как женихов?” – возразит мне читатель. Проверим: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених; Таков обычай деревенский; Все дочек прочили своих За полурусского соседа; Взойдет ли он, тотчас беседа Заводит слово стороной О скуке жизни холостой; Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай… [20, 4, 33] Прямо как сговорились эти провинциальные дворяне: все чай да чай! Нет, Ларины поступали глупо только с современной точки зрения - сегодня гость, принятый без спиртного, может уйти обиженным. В двадцатых-тридцатых годах прошлого века, как свидетельствует Пушкин, принять важного посетителя за столом без спиртного можно было без обид со стороны гостя, запросто. И общение разворачивалось полноценно, интересно, на высоком интеллектуальном уровне. В 1817 году Денис Давыдов, которого уж никак нельзя заподозрить в симпатиях к безалкогольному образу жизни, писал: А теперь что вижу? – Страх! И гусары в модном свете, В вицмундирах, в башмаках, Вальсируют на паркете! Говорят: умней они… Но что слышим от любого? Жомини да Жомини! А об водке ни полслова! [8, 62] Переводя на современный язык: развлекается молодежь на дискотеке, но обсуждает при этом не “травку” или “колеса”, а Интернет или новейшие макроэкономические программы. А “детям застоя” это кажется диким. Впрочем, прошу прощения, читатель, из “золотого века русской поэзии” заехали мы с тобой в социальную фантастику. О Жомини (новейшем военном теоретике), а не об водке говорила элитарная часть молодежи второго десятилетия прошлого века на приемах.
Ваганты
В так называемую ”эпоху застоя” одним из наиболее значительных элементов музыкальной и в целом духовной культуры нашей Родины стал диск Д.Тухманова ”По волне моей памяти”. Чарующие ритмы Тухманова если не затмили, то, по крайней мере, на год потеснили в наших сердцах народного любимца Высоцкого. В годы, когда готовилась ”общенародная” кампания по изучению ”Малой земли” и ”Целины”, возникла альтернатива в виде шедевров мировой культуры, переложенных на язык современных ритмов. Это было действительно мастерское произведение. Не ошибусь, если скажу, что самой ”забойной” частью диска была песня ваганта. В Казани она раздавалась из многих окон, и даже считалась неофициальным гимном общежития истфилфака КГУ. В общем, влияние Тухманова на эмоциональный мир ”семидесятников”, на их ассоциации с образами ”студента”, со средневековой культурой отрицать нельзя. Автор сам был очевидцем, когда в конце 70-х годов роль тостов в турпоездках играли стихи вагантов (например, стих, начинающийся словами: ”Без возлюбленной бутылки тяжесть чувствую в затылке...”[19, 439]. Образ студента в песни точно увязывался с популярным тогда понятием ”балдежь”. И лишь единицы, нашедшие оригинал этого стихотворения - называлось оно ”Прощание со Швабией”, - обнаруживали, что смысл-то в него вагант вкладывал совсем другой. Смысловой точкой песни была хмельная пирушка, а вот, чем завершал свой стих средневековый студент: «Вот и все! Прости-прощай, Разлюбезный швабский край! Захотел твой житель увидать науки свет!.. Здравствуй, университет, мудрости обитель! Здравствуй, разума чертог! Пусть вступлю на твой порог с видом удрученным, но пройдет ученья срок, стану сам ученым. Мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб открыть заветный вклад знаний драгоценных!» [19, 433]. В общем, Тухманов ”усек” самую ”скучную” часть творчества вагантов, а именно, их гордость, за то, что они становятся частью интеллектуальной элиты. Вне поля зрения остался культ знаний. А ведь ваганты оставили подлинный гимн профессионализму - стихотворение ”Любовь к филологии” [19, 451], написанное так же живо, бойко, но лишенное пронаркотического содержания. Расширение ПКП не завершилось на популярном в 70-е годы диске. Пусть проалкогольная, но трогательная, лиричная сцена прощания на реке обернулась похабной сценой в бане. Речь идет о вульгарной интерпретации музыкального шедевра Тухманова в - как бы это помягче сказать - в наскучившем римейке - ”Старые песни о главном - III”. Мне как зрителю было больно смотреть на эксперименты над талантливым композитором, но, как говорили в Средневековье: ”Тронь только один волосок в бороде дьявола, и он тут же вцепится тебе в загривок!” (Кстати,”Старые песни о главном - III” насилуют не только наследие Д.Тухманова. Специалист в области средневековой поэзии отмечает: ”любовная и вакхическая тема у вагантов никогда не смешивается” [17, 494]). Прежде чем подвести черту под сюжетом о вагантах, еще раз проиллюстрируем технику расширения ПКП. Примем за исходный, или «нулевой» уровень фундаментальную научную публикацию ”Поэзия вагантов”, осуществленную М.С. Гаспаровым (мы его цитировали в предыдущем абзаце). Тема алкоголя - одна из многих в творчестве вагантов. Тираж издания - 50 тысяч экземпляров. Первый уровень расширения ПКП - том ” Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов” из серии ”Библиотека всемирной литературы”. Алкоголь, алкогольные эксцессы - одна из ведущих тем раздела о вагантах. Тираж тома - 303 тысячи экземпляров. Второй уровень расширения ПКП. Песню о поездке в храм наук Тухманов превращает в лирическую проалкогольную песню. Диск ”По волне моей памяти” тиражируется бесконечное число раз на аудиокассетах. Третий уровень расширения ПКП. Превращение лирической проалкогольной песни в сцену пьяного банного разврата. ”Старые песни о главном - III” видят десятки миллионов телезрителей. Тиражируется на аудио - и видеокассетах.
3. До сих пор у меня звучит в ушах страстный рассказ преподавателя о красивой смерти правителя гуннов Аттилы – в объятиях молодой германской красавицы. Почти четверть века назад я внимал этому маленькому шедевру педагогического мастерства. Три года назад у меня дошли руки до первоисточника. Но сначала краткая историческая справка. Страшным ураганом пронеслись в V веке по Европе новые завоеватели. Даже другим варварам - германцам они казались дикими и жестокими. Звались новые захватчики гуннами. Гуннским главарем был Аттила, за все его зверства заслужил он прозвище ”бич божий”. На счастье римлян, в 453 году Аттила умер, и его гигантская империя распалась. Как же он ушел из жизни? Историк VI века Иордан поведал нам о смерти Аттилы: ”Ко времени своей кончины он, как передает историк Приск, взял себе в супруги - после бесчисленных жен, как это в обычае у того народа, - девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжеленный вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своем обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. Так опьянениепринесло постыдный конец прославленному в войсках королю (подчеркнуто мною - В.Л.)” [12, 109]. Итак, в рассказе моего учителя все было правдой, … кроме акцента. Смерть постыдна или прекрасна? Сколько сотен студентов, изучая эту седую старину, унесли с собой эмоцию о гармонии алкоголя и секса. А потом эти студенты встали за учительские столы и университетские кафедры, нашли себя в редакциях, оказались у кормила власти… 4. 5. 6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.008 с.) |