IX. Усечение трезвеннической традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. Усечение трезвеннической традиции



Если на критику издержек алкоголепотребления официальная культура еще готова пойти («Хорошо бы, чтоб алкоголики не мешали «нормальным» людям пить»), то люди, принципиально отвергающие бытовое одурманивание, не испытывают никакого снисхождения.

1. Т.н. «сухой закон» при Ленине стал известен автору в 1985 году, когда им уже был завершен полный курс обучения в университете по специальности «история» и аспирантура была закончена с защитой кандидатской диссертации. Аналогично и большинству наших сограждан сухозаконные истоки Советского государства стали известны только в годы горбачевского антиалкогольного курса. Хотя жизнь и деятельность вождя Великой октябрьской революции изучалась советскими людьми чуть ли не по минутам.

2. В фундаментальном исследовании по истории столицы Татарстана не нашлось места для Казанского общества трезвости. Однако интересен следующий фрагмент этой книги: "В 1900 г. в Казани выходило 21 издание, среди которых главенствующее положение занимали газеты "Казанский телеграф", "Волжский вестник", "Казанские губернские ведомости" и журнал "Деятель" (31, 291). Жаль, что авторы не указали: наиболее влиятельный журнал Казанской губернии издавало общество трезвости.

3. Известный немецкий писатель Ганс Фаллада с 1928 по 1932 г. состоял в рядах Интернациональной организации гуманизма и трезвости (ИОГТ) и участвовал в деятельности первичных организаций ИОГТ Гамбурга и Неймюнстера. Более того, свои лучшие произведения «Маленький человек, ну и что же» и «Крестьяне, бонзы и бомбы» он написал в годы своего членства в ИОГТ.[1] Итак, «болдинский период» для Фаллады совпал с трезвенничеством. Но об этом автор данного раздела узнал не из школьного курса немецкой литературы, а из немецкого журнала, издаваемого ИОГТ(49, 24).

4. Пифагор, чье имя на слуху у каждого школьника не только благодаря замечательному вкладу в математику, но и благодаря гениальному (пусть и ироничному) мнемотехническому шедевру: «Пифагоровы штаны во все (или на все) стороны равны». А спросите-ка ученика: «Что Вам было сказано об отношении Пифагора к спиртному?» В 99,99% случаев услышите в ответ: «Ничего!» А можно было бы и упомянуть. Как пишет о нем Диоген Лаэртский: «запрещая животную пищу, он приучал и приноравливал людей к простой жизни, чтобы оно пользовались тем, что нетрудно добыть, ели невареную снедь и пили простую воду, так как только в этом – здоровье тела и ясность ума» (Диоген Лаэртский. Кн. VIII. 1. 13). Пифагор, согласно Ямвлиху, сделал следующее: «…виды пищи, которые враждебны непорочному состоянию и замутняют как другие представления душевной чистоты, так и те, которые имеют место в представлениях, возникающих во время снов, он отвергал тоже. Эти предписания относительно пищи он установил для всех, отдельным же наиболее преуспевшим в созерцании и потому достигшим высших ступеней знания философам он запретил раз и навсегда ненужные им и неправедные виды пищи, предписав им никогда не есть мяса одушевленных существ, совсем не пить вина…» (Ямвлих. Жизнь Пифагора. XXIV. 107).

5. Великий русский писатель Лев Толстой несколько лет назад удостоился «великой чести». На прилавках России появилась водка «Толстой (Tolstoj)». Видимо за то, что был создателем первой российской трезвеннической организации современного типа (34, 128-129). Членами этой организации были, например, художник И.Е.Репин, путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай. Фундаментальное шеститомное издание сочинений великого русского путешественника снабжено добросовестной биографией (16), в том числе около полустраницы посвящены взаимодействию его со Львом Толстым. Одно забыли – упомянуть о членстве Миклухо-Маклая в трезвеннической организации.

6. Авраам Линкольн, фактически лидер «сухого» и «полусухого» движения в Америке в середине XIX века, традиционно удостаивается в школьных учебниках больших кусков текста и иллюстраций. Трудное детство «Честного Эйба», его мужественная борьба с рабством и трагическая гибель расписаны весьма подробно. Умалчивается только о его отношении к алкоголю.

7.

8.

9.

Логическим следствием таких «усечений» является сокращение возможностей для добросовестной (а не вынужденной) антинаркотической позиции творческой интеллигенции. Привожу два примера - федерального и регионального масштаба.

В конце XIX века на призыв Льва Толстого откликнулись сотни интеллигентов, в том числе Репин и Миклухо-Маклай. А выдающиеся казанские ученые (не только медики и «естественники», но и гуманитарии) составили костяк Казанского общества трезвости.

Прошло немногим менее ста лет, и после того, как В.М.Шукшин принял для себя «сухой закон», многие на «Мосфильме» … перестали с ним здороваться!(45, 1).

А об участии Казанской интеллектуальной элиты в трезвенническом движении конца XIX века можно сегодня прочитать только в мало тиражных трезвеннических изданиях.

….

….

…..

 

X. Нелегальные наркотики

 

Механизмы формирования культурного поля вокруг нелегальных наркотиков несколько отличны от проалкогольного культурного поля. Однако тенденции Поэтому нет никаких оснований утверждать, подобно недобросовестным публицистам конца 80-х годов, что о нелегальных наша страна узнала во время горбачевской антиалкогольной кампании. Идеи вышеупомянутых Бодлера и Хаксли, Кастанеды и Маккены были достоянием узкого круга интеллектуалов, в первую очередь интеллигенции столичных городов и университетских центров. Однако и широчайшему кругу читателей были известны привлекательнейшие описания эффектов нелегальных наркотиков.

1. Неофициальным лидером среди российских бестселлеров за последние 100 лет, предшествующих перестройке, был роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Эйфорический эффект от потребления гашиша расписан там самым восторженным образом (10, с. 346-348, 488-489).

2. Советский Союз был подлинной страной милицейских романов. Однако самым любимым сыщиком был Шерлок Холмс. Последний, если верить его создателю Конан Дойлю(13, т. 1-3), употреблял кокаин, что не как не сказывалось на его выдающихся интеллектуальных качествах.

3. …

4. …

5. …

 

Ритуалы

Формы алкогольных (курительных) ритуалов описаны искусством и научной литературой многократно. Однако исключительная пестрота этих обычаев часто не дает возможности понять одну общую для всех них черту. Чтоб ее ощутить, прелагаю краткий тест.

Засунули мороженное за шиворот тому, кто отказался его есть. Укусили того, кто отказался пить пепси-колу. «Невозможна такая дикость в конце ХХ века!» - совершенно справедливо воскликнет Ваш собеседник. Другому собеседнику перескажите эти же ситуации, только замените мороженное и табак на алкогольное изделие. «Чего только в наше время не бывает!» – столь же справедливо откликнется он. Что позволено вину, не позволено пепси-коле (да простят автору этих строк древние римляне за фривольность по отношению к их мудрости).

Алкогольные ритуалы носят в России конца ХХ века жестко принудительный характер. И эта принудительность имеет свои исторические корни (вспомним, варварское насилие над малопьющими, применявшееся Петром Первым). Выпестована всеобщность бытовой наркотизации в эпоху «монолитного единства советского народа» (прекрасна в своей лаконичной точности чеканная формулировка М.Жванецкого: «Не пьет, значит к нам заброшен. Или от нас»).

Наши дни недалеко ушли от советской эпохи. Недавно скончавшийся товарищ рассказывал, как его до слез доводила специфическая практика материального поощрения: «Ты трезвенник, значит премия тебе не нужна, ибо ты деньги на водку не тратишь».

Тем, кто далек от народа, и не согласен с автором этих строк, рекомендую пересчитать, например, защиты диссертаций, не сопровождавшиеся алкогольными обычаями.

Курение табака как более молодая форма наркомании еще не успела легитимировать (не сделал общепринятым) насилие над некурящими. Однако почти всем приходилось слышать о трудовых коллективах, где действует закон серой стаи: «У курящих – перекур, некурящие работают».

Так что, когда человека насильно «сажают на иглу» нелегального наркотика, работают те же механизмы групповой психологии (часто густо приправленные личным корыстным интересом).

Принудительный характер пронаркотических обычаев, конечно, не отрицает их субъективную привлекательность для многих поклонников этих ритуалов. Вновь обращенных в наркотическую веру приобщают к ним в изящной, нередко игровой форме. Я знавал немало некурящих юношей, собиравших пачки из-под сигарет. Многочисленные водочные, винные и пивные наклейки, так часто обыгрываемые в антинаркотических ритуалах казанских мнатовцев, подарены нам составителем коллекции, субъективно непьющим человеком. Так происходит «сухая алкоголизация» или «бездымная никотинизация». Человек оказывается уже полностью включенным в наркотическую субкультуру, физически еще не введя в себя значительных доз алкоголя или никотина.

 

Символы в быту

 

Тысячи домохозяек ходят с пакетами «Пиво – красный восток». В то же время мне пришлось увидеть не один и не десяток ироничных взглядов, и услышать не одну и не две-три ироничных реплики в адрес фартука моей супруги с надписью «Мы за трезвость». Фартук – не исключение из правил.

Можно представить семью очень скромного достатка, где нет кофейных ложечек, а есть только чайные,

где торт в праздничные дни едят маленькими ложечками, не специальными вилочками,

сыр режут тем же ножом, что и масло,

для рыбы не предусмотрены специальные ножи и вилки,

из одного и того же молочника наливают молоко и в чай, и в кофе,

супницу не подают на стол, а разливают горячее первое блюдо прямо из кастрюли,

яблоки кусают или грызут не из чувства солидарности с группенфюрером Мюллером, а по причине отсутствия специального фруктового ножа,

а о специальных хлебных тарелочках для каждого из гостей и не помышляют, и т.д., и т.п.

Нами описан крайний вариант, но семью без одного или нескольких из перечисленных инструментов для удобного, полезного и приятного приема пищи представить вполне возможно.

Но, если речь идет не о последних бомжах или содержателях наркопритона, трудно представить семью, где нет рюмок для алкогольных изделий. Почему? Ведь коньяк, налитый в чашку или стакан, ни чуть не более противоестественное сочетание, чем чайная ложка, лежащая рядом с кофейной чашкой.

С точки зрения символики, алкогольная культура носит значительно более принудительный характер, чем другие обычаи застолья.

Вот почему расходы на социально престижный прием алкогольных изделий при прочих равных условиях на порядок больше, чем на праздничный прием кофе.

 

Закономерный результат

 

1. Закономерным результатом включения наших сограждан в наркотическую субкультуру является деформация базисных ориентиров личности – понятий пространства и времени

Счет времени для курящих показателен: Первая сигарета (в постели, или после завтрака), последняя перед сном, обильное курение в праздник. Однако курящие навязали свои понятия и некурящим.

«Понедельник – день тяжелый» тысячи раз повторяли даже те из нас, кто не разу не похмелялся после тяжелой попойки. Повторяли, не замечая вопиющей абсурдности этой фразы. После полноценного отдыха, в начале недели у человека куда больше сил. Чем в четверг или в пятницу. Но попробуйте сказать социально и физиологически вполне точную фразу «пятница – день тяжелый». Ваши собеседники недоуменно пожмут плечами, а во многих ситуациях поправят - «Понедельник – день тяжелый».

 

Ориентация в пространстве также увязана с наркотиками: сигарета перед проходной, курение в машине и т.д. Некурящие меряют пространство аналогично. Курилкой место отдыха называют все, кто служил в армии, что не является само собой разумеющимся.

Остановка общественного транспорта в нашей стране - это место, где на «законных» основаниях курящие обкуривают некурящих. Последний, самый интенсивный выдох табачного дыма осуществляется уже в салоне трамвая или троллейбуса.

 

2. Сформировался миф о всемогуществе наркотиков (в двух его ипостасях)

Привлекательная сторона мифа - о связанных с ним эйфорическом эффекте, повышении сексуальной активности, ускоренной рекреации (пряник); устрашающая сторона мифа – о непреодолимости ломки без наркотика (кнут).

Пронакотическая установка может поразить даже такое «деидеологизированное» чувство, как обоняние. «Абсолютный или чистый алкоголь – прозрачная, бесцветная жидкость приятного запаха...», - всерьез пишет один из авторитетов в области винопотребления. (42, 285).

В антистрессовом влиянии табака убежден каждый курильщик. Тут налицо обратное истолкование: курение совершено очевидно снимает стресс, ибо … само его порождает. Ожидая очередной порции никотина и не имея возможности тотчас удовлетворить этот запрос своего организма. Курильщик копит в себе раздражение.

Представления о положительном влиянии алкоголя на секс распространены шире некуда. Проведенные западными учеными чистые эксперименты показывают, что алкоголь не стимулирует сексуальную активность (44, 53). Более того, как анестезатор, алкоголь обедняет сексуальные ощущения.

Всемогущество ломки. Об этих страшных мучениях знают все, особенно те, кто никогда не видел и не нюхал нелегальных наркотиков.

Ломка, конечно, субъективно болезненна, но в страданиях наркомана сказывается, в значительной степени, эффект ожидания. Тот, кто умеет отделить правду от выдумки, может помогать другим людям весьма эффективно. Приводим слова вице-президента Екатеринбурского фонда «Город без наркотиков»: «…если наркомана сажают на трое суток в камеру, через трое суток у него все проходит: психологический настрой – наркотики взять негде. Мы выяснили, что за время существования тюрьмы ни один наркоман не умер от ломки. И тогда мы наркоманов стали просто-напросто закрывать в наручники на две-три недели. Эффект получился колоссальный. На пятые сутки люди, употребляющие наркотики 12-14 лет, - засыпали. Наркоманы сами этому удивляются». (34, 3). Кому-то слова екатеринбургского специалиста могут показаться неуклюжей саморекламой, но с точки рения истории наркотической субкультуры перед нами не басня и не варварство. Об одной такой встрече подробно рассказал Одиссей в изложении Гомера:

”... посланным нашим

Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской

Встретив, им лотоса дали отведать они; но лишь только

Сладко-медвяного лотоса каждый отведал, мгновенно

Все позабыл и, утратив желанье назад возвратиться,

Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный

лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.

Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я

Крепко их там привязать к корабельным скамьям; остальным же

Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,

Всем на проворные сесть корабли, чтоб из них никоторый,

Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся.”

(Одиссея, IX, 91-102)

Так что, взяв на вооружение афоризм современного специалиста, мы можем признать, что Одиссей поступил со своими спутниками «жестко, но не жестоко». Никто из его спутников в дальнейшем не испытывал наркотических проблем, по крайней мере, сам Одиссей не считал нужным упомянуть их (в отличие от инцидента с лотосом).

 

3. Одна из важнейших причин малой эффективности противонаркотической работы – наличие слепых пятен в восприятии мира наркозависимым человеком (аналогичных анатомическим слепым пятнам в глазу человека).

А) В школьные и студенческие годы я считал Марка Твена своим любимым писателем, многократно перечитывал удивительные истории Тома Сойера и Гека Финна. Настало время, и в группах по методу Шичко и при беседах со школьниками я стал использовать описания первого опыта курения американских мальчишек и белой горячки у отца Гека. Потрепанные красные томики теперь открывались только на хорошо известных страницах. В общем, Твен занял в моей библиотеке место сомнительной почетности - среди тех, кого почитают, но не читают. Но вот в этом году моему восьмилетнему сыну на летние каникулы вручили основательный список книг для внеклассного чтения. Начал он читать с “Тома Сойера” и через некоторое время сказал: “Папа! А Том-то, оказывается, тоже состоял в обществе трезвости!” Я не поверил, пока сын не показал мне начало XXII главы. Поделившись открытием сына с некоторыми своими коллегами, я убедился, что и они “просмотрели” участие Тома в деятельности трезвеннических организаций. Давай и мы, читатель, вернемся к началу XXII главы...

“Том вступил в новое общество - «Юные друзья трезвости», так как членам этого общества выдавали шикарные «знаки отличия». С него было взято обещание никогда не курить, не жевать табаку, не ругаться скверными словами. После этого он открыл одну новую истину: если хочешь, чтобы человек что-нибудь сделал, пусть даст зарок, что не станет делать этого во веки веков. Вернейший способ! Тому тотчас же мучительно захотелось и ругаться, и пьянствовать. Это желание росло, и только надежда, что скоро может представиться случай покрасоваться перед публикой в пунцовом шарфе, удержала его, а то он непременно ушел бы из общества. Приближалось Четвертое июля; впрочем, на третьи сутки после того, как он пробыл в веригах трезвости, он перестал о нем думать и возложил все свои надежды на старого мирового судью Фрезера, который лежал при смерти; вероятно, судье будут устроены пышные похороны, так как судья важная персона. И тогда на его погребении можно будет щеголять пунцовым шарфом. Три дня подряд Том проявлял глубокий интерес к состоянию здоровья судьи и с душевным волнением справлялся, как он себя чувствует. Иногда надежды Тома поднимались на такую высоту, что он дерзновенно вынимал из кармана свои знаки отличия и примерял их перед зеркалом. Но судья чувствовал себя то лучше, то хуже. Наконец разнесся слух, что ему сильно полегчало, и потом - что он совсем поправляется. Том был так возмущен, будто над ним насмеялись. Он тотчас же вышел из общества. И что же? Ночью судье стало хуже, и он умер. Том решил, что после этого никому невозможно верить. Похороны были роскошные. Юные члены общества трезвости так важно шагали в процессии, что их бывший товарищ чуть не лопнул от зависти. Зато теперь Том был вольная птица - это тоже чего-нибудь стоило! Он мог пьянствовать и ругаться сколько душе угодно. Но странное дело! Теперь ему уже не хотелось. Именно потому, что не было никакого запрета, все его греховные желания исчезли и потеряли свою привлекательность.” [22, 225].

Я не удержался и выделил жирным шрифтом некоторые предложения из текста Твена. Каков был престиж трезвеннической организации, сколь авторитетны были ее символы и оригинальны формы работы! Очень полезно обратить на это внимание школьников, впервые приступающих к чтению Марка Твена. Интересно будет вернуться к обсуждению данного фрагмента и при работе со взрослыми. Уверен, часто столкнетесь с феноменом “Перечитываем нечитанное”. Сознание “детей эпохи застоя” как бы избавляется от информации, неблагоприятной для нынешних форм алкогольных пристрастий. Великий американский писатель дает нам всем замечательную возможность - посмотреть на себя со стороны.

Б). Часто такие слепые пятна возникают из-за мощных алкогольных предрассудков по поводу творчества. Типичным примером последних является увязка потребления психоактивных веществ с интенсивной духовной деятельностью. Прочитайте окружающим фрагмент статьи, обошедшей многие центральные и региональные издания: “Многие из даровитых и гениальных людей злоупотребляли спиртным. Ибсен, перепив, начинал комкать и рвать все, что попадалось под руку, часто уничтожая только что написанное. Цезаря солдаты часто приносили домой на своих плечах. Сократ, Сенека, Алкивиад, Катон, Махмуд II умерли от пьянства” (37,5).

О достойной смерти Сенеки, Алкивиада, Катона, о воздержанности Цезаря «среднестатистический» слушатель может быть и не осведомленным. Но о несправедливой казни Сократа, можно не знать только нарочно. И вот – проверьте. Подавляющее большинство Ваших собеседников не заметят вопиющего противоречия двух коротеньких фраз: «Сократа казнили» - «Сократ умер от пьянства».

4.

5.

6.

 

Как мы видим ПКП существует объективно, вне зависимости от того, нравится нам это или нет. ПКП не просто существует, оно расширяется, усиливается от поколения к поколению. С индивидуальной точки зрения происходит (грубо, механистически говоря) сложение прежнего пронаркотического багажа с пронаркотической «добавкой», которую вносит современная интеллигенция, в массе своей настроенная с большой симпатией к алкоголю, табаку и другим наркотикам.

В социологическом плане, тенденция к расширению ПКП отражает тенденции распространения самих наркотических веществ. Предоставленные сами себе (при нейтральной позиции политической и интеллектуальной элиты) наркотические вещества завоевывают себе все больше поклонников. Буквально на наших глазах произошло выдвижение на пьедестал массового кайфа принципиально новой группы веществ. Десятилетиями маляры получали спецмолоко за вредность, работая с летучими, едко пахнущими веществами. Сегодня ритуалы индивидуального и коллективного одурманивания парами ацетона, бензина и т.д. уже стали острейшей общественной проблемой.

В целом, предварительно можно отметить следующие тенденции развития ПКП:

1. Накопление культурного материала, воспевающего традиционные для отечественной культуры наркотики (алкоголь и табак).

2. Мифологизация все новых и новых веществ и способов одурманивания.

3. Ускоренное формирование пронаркотических идей при жанровой трансформации произведений искусства в сторону большей образности: при превращении стихотворения в песню, драмы в театральную постановку, повести в фильм и т.д.

4. Особая агрессивность новейших видов искусства (киноискусство, особенно в передаче телевидения и видео) и средств связи (Интернет).

 

Технический прогресс и генетическая раскачка организма человека с каждым годом будут порождать десятки веществ, способных вызывать эйфорический эффект, быстрое становление зависимости и стремительную физическую деградацию. Жуткая картина нарисована в романе братьев Стругацких «Хищные вещи века» (21). Одурманивание с помощью грошовых повседневных предметов, тотальная наркомания без наркомафии и даже без специфического наркопроизводства. Их отечественные фантасты предсказали еще в 60-е годы ХХ века.

Если в обществе есть общепринятое представление, что искусственный кайф – это норма, то нахождение максимально эффективных и минимально затратных наркотических веществ вопрос времени.

 

Реклама

 

Современная реклама наркотических веществ – это надстройка над представлениями об универсальности моделей одурманенного поведения.

Впрочем, она обладает своими специфическими стратегиями и тактиками. И они совсем не видны невооруженным взглядом.

Например, очень сильной пропагандистской стратегией является соглашение о «некритики» наркотического вещества как такового.

С экранов телевизоров уверенно звучит критика безалкогольных напитков – «это Вам не Кола», мы можем увидеть плохой обычный стиральный порошок, о старых подгузниках вообще заявят: «Какая гадость!» А вот о плохих сигаретах или скверных винах - ни-ни!

Новым и, к сожалению, удачным тактическим ходом табачного капитала является так называемая социальная реклама, которая под видом критики пропагандирует привлекательные свойства легального наркотика.

1. «Курить? На это времени нет!». Привлекательные рекламные щиты с такой надписью изображают девушку-спортсменку, юного интеллектуала за компьютером. А в подсознание они закладывают мысль: «Не курит тот, кто не умеет организовать свое время». Не случайно данные плакаты оплатили крупнейшие табачные концерны мира.

2. «Я поступаю правильно», провозглашает с экрана симпатичный здоровячок, продавая сигареты. И только самые дотошные и дальнозоркие смогут разглядеть комментарий, что герой рекламы не продает сигареты тем, кому еще нет 18-ти лет.

3.

4. ….

5. …

 

 

Вместо заключения

 

Итак, нам всем противостоит огромное, разветвленное, мощнейшее ПКП. А денег у питейного капитала столько, что и не снилось всем вместе взятым врачам, психологам, учителям, социальным работникам и активистам общественных организаций. Что же делать?

Меньше всего я хотел бы, чтоб у тебя, читатель, опустились руки. Если ты дочитал нашу книгу до этих строк, то обладаешь значительной силой воли и тебе не безразлично, что сейчас происходит с твоей Родиной.

Первый шаг надо сделать к самому себе. Разобраться, где ты сам, а где мифы, навешанные на тебя штатными и внештатными адептами табачной и питейной индустрии. Осознать, насколько сильны в тебе «родимые пятна» пронаркотического прошлого. Нелегко, а главное неприятно, ловить самого себя на искусственно сформированных другими людьми пристрастиях. Сколько раз я post factum ловил себя на поганом словечке «перекур»! Лично мне успешно пройти этот шаг помог нормальный спортивный азарт. Вспомните прежнего лидера и его лозунг: «Кто кого!». Или слова лидера другого: «Мы вас закопаем!». Но самопознание (или, если угодно, самотестирование) можно провести, конечно, и с более «мирными» личными девизами.

Начинать работать надо сразу по всем трем основным параметрам пронаркотической субкультуры.

1. Изживать в себе пронаркотические ценности и связанные с ними эмоции. Отказаться от выражающих эти ценности пронаркотических афоризмов и прибауток.

2. Простраивать собственную жизнь без наркотических ритуалов.

3. Помечать твое собственное место в этом мире гуманными, а не пронаркотическими символами.

 

Сразу скажу, по всем трем параметрам легче работать с единомышленниками, а не в одиночку. Слишком сильно ПКП. В одиночку тебя снесет. Вспомни, десятки (или сотни) твоих знакомых давали себе слово (именно себе давали слово, а не только жене-зануде) - начать жизнь без алкоголя или других наркотиков. Сколько из них сейчас это слово держат?

1). Опираясь на друзей можно легче демонтировать пронаркотические ценности и бороться с пронаркотическими афоризмами. Только благодаря поддержке шестерых товарищей автор решился на небольшой очерк о Пушкине. Многократно использованные в данной работе шедевры Гете, Твена, Шекспира, Шукшина, Хайяма были перечитаны, а частично вообще прочитаны впервые, потому что этого требовала текущая работа Казанского отделения МНАТ.

Коллективный мозговой штурм, проведенный на мнатовском празднике 8 марта 2000 года, вооружил не только казанских, но и альметьевских трезвенников. Одна контрприбаутка была даже озвучена по 1 июня 2000 года в программе «Сегоднячко» по НТВ: «Кто не курит и не пьет, тот России патриот». Привожу часть других находок на заданную тему:

Кто не курит и не пьет, …

…тех успех у женщин ждет.

… любовь женщин обретет.

… тот здоровье бережет.

… тот детишек бережет.

… очень весело живет.

… радость женщинам несет.

... счастье в браке обретет.

… много денег сбережет.

… в жизни далеко пойдет.

… тому в жизни повезет.

… от бандитов удерет.

… алкашей переживет.

… пример добрый подает.

... до больших чинов дойдет.

… в президенты попадет (Феникс, 2000, № 2, с. 4).

Работа в трезвеннической организации натолкнула меня на ценнейший методический материал: книгу Николаса Мейера «Вам вреден кокаин, мистер Холмс» (другой перевод «Семипроцентный раствор кокаина»)(15). В изящной форме литературного апокрифа современный писатель показал, как действительно повлияло бы на личность великого сыщика употребление страшного наркотика.

А как стало комфортно, когда на проалкогольные рубаи Хайяма и гарики Губермана появились поэтические ответы! Оцени, читатель!

Игорь Губерман.

“Однажды летом в январе

слона увидел я в ведре,

слон закурил, пустив дымок,

и мне сказал: “Не пей, сынок»

Юрий Увакин

Когда январь приходит летом,

И слон к Вам лезет из ведра,

Горячки белой признак это –

Пришла “завязывать” пора.(23, 27).

2). Вместе можно построить принципиально новые, социально ценные ритуалы. Достоянием достаточно широкого круга общественности Казани уже стал сентябрьский Праздник трезвости (по старому стилю он проводился 29 августа, в день усекновения головы Иоанна Крестителя). Теперь казанские мнатовцы решают задачу возрождения Всероссийского праздника трезвости (апрель) и Всемирного дня ИОГТ (3 октября). Эмоциональный заряд, приобретенный в ходе данных действий, (язык уже не поворачивается называть эти события мероприятиями) позволяет автору находить силы для добровольческой антинаркотической работы.

Еще проще группе единомышленников, чем создавать праздники новые, провести без спиртного праздники общеизвестные (Новый год, свадьбу, 23 февраля, 8 марта). Но не поддавайтесь на соблазн делать только простое! Задумайтесь, почему питейный капитал не только ввинчивает свои идеи в обычные праздники (Новый год, спуск на воду корабля и т.д.), но обязательно организует свои специфические праздники: Праздники пива, дегустации, открытия памятников пивварам и т.д.

3). Популяризация безнаркотических символов сопряжена с большими трудностями. Одна из существенных причин данных трудностей – затратность создания престижного носителя данного символа. Однако некоторые успехи в этом направлении уже можно отметить. В Нижнекамске популярны майки клуба «Нижнекамский Оптималист». Новый вариант эмблемы МНАТ – улыбающийся глобус - уже уверенно «зашагал» по газетам СНГ и журналам дальнего зарубежья, календарям и пригласительным билетам, закладкам и футболкам.

Отсутствие преемственности в российском трезвенническом движении относительно повышает роль зарубежных трезвеннических символов. Подлинный эмоциональный шок вызвала у моих слушателей – курсантов военного ВУЗа - ручка шведского «Союза учителей-трезвенников». Весьма престижным среди казанских трезвенников является обладание значком «Орхидея» – символом европейской антинаркотической кампании. А «добытые» автором этих строк нидерландские наклейки «Я трезвый водитель» украшают ныне машины трезвенников от Дальнего Востока до Ближнего зарубежья.

 

Преодолев в себе тяжелое наследие ПКП, можно без страха идти к тому, кто нуждается в лечении (пациенту наркологической клиники) или к человеку из группы риска (например, к ребенку из «трудной» семьи).

Читатель, так ты пойдешь помогать людям, а не просто «вытрезвлять» или «профилактировать». Пойдешь без внутренней лжи, без этой подленькой мысли: «Мне-то можно, это ему - ущербному! - нельзя».

И – главное - если ты, всерьез преодолел в себе наследие ПКП, ты вооружил себя двумя важнейшими качествами – терпением и пониманием. Ему сейчас также трудно как и тебе, когда ты удалял из своего дома рюмки, удерживался от соблазна поддержать вымученной улыбкой убогий алкогольный юмор, впервые встречал Новый год без шампанского, неожиданно для окружающих отказался «сбрасываться на святое дело» (то есть, на выпивку). Ох, и был дискомфорт! Не ломка, не катастрофа, но дис-ком-фор-ти-ще! А каково ему! Трудному ребенку! Алкоголику! Наркоману!

Ты пойдешь к нему как другу, а не как к полену, из которого надо вытащить ржавые гвозди «скверных привычек», а затем уж кое-как обтесать до «товарного вида».

Ему сейчас трудно, но, помогая ему, ты спасаешь и свою душу…

 

Источники

1. Андерсен Г.Х. Огниво // Сказки и истории. Т. 1 – 2. Л.: Художественная литература. Т. 1, с. 29-38.)

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические.

3. Бодлер Ш. Искусственный рай. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и ад. СПб: «Петербург- XXI век», 1994.

4. Гете. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература, 1976.

5. Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: в 2-х томах. М.: Искусство, 1988.

6. Гомер. Одиссея. Перевод В.Жуковского. М.: Правда, 1984.

7. Гумилев Н. Стихи. Письма о русской литературе. М.: Художественная литература, 1989.

8. Давыдов Д. Стихи и проза. М.,1979.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

10. Дюма А. Граф Монте-Кристо. М.: Правда, 1983. Часть 1.

11. Заходер Б. Мой лев. М.: Детская литература, 1992.

12. Иордан. О происхождении и деянии гетов. Getica. СПб: Алетейя, 1997.

13. Конан Дойль А. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Правда, 1966.

14. Лондон Д. Собрание сочинений в 13 томах. М.: Правда, 1976.

15. Мейер Н. Вам вреден кокаин, мистер Холмс. М.: Вагриус, 1993.

16. Основные даты жизни и деятельности Н.Н.Миклухо-Маклая. // Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. в шести томах. М.: Наука, 1990. Т. 1. С. 23-28.

17. Поэзия вагантов. М.: Наука, 1975.

18. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Художественная литература. 1973.

19. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М.: Художественная литература, 1974.

20. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Огонек, 1981.

21. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век. М., СПб: Terra-Fantastica, 1999.

22. Твен М. Приключения Тома Сойера. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Правда, 1980. Т. 4, с. 95-299.

23. Увакин Ю.Н. Антигарики. Диалог с Игорем Губерманом // Эйфория, 1999, № 11, с. 27.

24. Хайям. Рубаи. Разные издания.

25. Шекспир В. Трагическая история о Гамлете, принце датском. Собрание избранных произведений. СПб: Terra Fantastica, 1992.

26. Шукшин В.М. Энергичные люди. Сатирическая повесть для театра. Собр. соч. в трех томах. М.: Молодая гвардия, 1985. Т. 3. С. 454-495.

27. Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. М.: Художественная литература, 1981.

28. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Перевод В.Б.Черниговского. М.: Алетейа, Новый Акрополь, 1998.

 

 

Литература

29. Евтушенко А.Г. Поклон домашнему вину. Сказание о любовном напитке. - Волгоград: ИПК «Царицын», 1994.

30. Зильберштейн И. О чем свидетельствуют акварельные портреты пушкинской поры. - В кн.: Солнце нашей поэзии (Из современной Пушкинианы). М., 1989. – с. 333-357.

31. История Казани. Книга 1.- Казань, 1988,

32. История табака // Vita. Традиции. Медицина. Здоровье, 1999, № 3, с. 20-21.

33. Кабанов А.В. Жестко, но не жестоко // Соратник, 2000, № 7, с. 3.

34. Калинина Н.А. Неизвестный автограф Льва Толстого // Наше наследие, 1989, № 5, с. 128-129.

35. Кастанеда К. Учения Дона Хуана. Путь знания индейца племени Яки. Т. 1. Киев: Ковчег, 1992.

36. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. Т. 1 –2. М.: Радуга, 1987.

37. Князькин В. Причуды гениев//Известия Татарстана, 29.04.1994, с. 5

38. Маккена Т. Пища богов. Поиск первоначального Древа познания. Радикальная история растений, психоактивных веществ и человеческой эволюции. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1995.

39. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения. Минск: Литература, 1996. – 592 с.

40. Селиванова Л.Л. Аполлоновское и дионисийское в поэзии А.С.Пушкина. В кн.: Античный мир и его судьбы в последующие века. М., 1995. – с. 121-139.

41. Соболевский А.В. Пушкино спиртных напитках // Деятель, 1900, № 6-7, с. 252-261.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.133 с.)