Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция «задержки психического развития»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Клиническое содержание понятия «задержка психического развития» отчасти повторяет то, что англоязычные авторы относят к ММД. Подобные состояния более чем у половины неуспевающих учеников являются основной причиной трудностей в обучении [Лебединская К. С,, 1982]. История изучения задержек психического развития начинается с работ Е. Lasegne (1864) и К. Larrain (1871) [цит. по Сухаревой Г. Е., 1965], которые первыми описали клинику инфантилизма у детей. Позднее Т. П. Симпсон (1933) сужая данную группу, описала клинику психического инфантилизма и отметила, что, кроме незрелости эмоционально-волевой сферы, у таких детей обнаруживается и некоторое отставание в развитии познавательных способностей (не достигающее степени олигофрении), внимания, памяти, что создает им определенные трудности при обучении в школе. Впоследствии клинические представления о данных состояниях углублялись и уточнялись в работах А. Ф. Мельниковой (1936), Г. Е. Сухаревой (1959,1965), И. А. Юрковой (1959, 1971), М. С. Певзнер (1966) и др. Позднее это направление исследований плодотворно развивалось в работах К. С. Лебединской (1982), И. Ф. Марковской (1982) и др. На протяжении нескольких десятилетий, прошедших после первых описаний, клинические критерии задержек психического развития были в определенной степени пересмотрены. В 30-50-е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений психического развития, включая олигофрению [Озерецкий Н. И., 1938], а для обсуждаемой категории детей использовался термин «психический инфантилизм», служивший, по сути, нозологической категорией [Озерецкий Н. И., 1938; Симпсон Т. П., Модель М. М., Гальперин Л. И., 1935; Юркова И. А., 1959]. С начала 60-х годов в клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития» [Сухарева Г. Е., 1965; Певзнер М. С., 1966], а несколько позже — «временные задержки психического развития» [Власова Т. А., Певзнер М. С., 1971]. На этом этапе изучения проблемы задержки психического развития расценивали как временное, обратимое состояние, имевшее во всех случаях благоприятный прогноз, и на этом основывали отграничение от олигофрении, являющейся стойким состоянием [Кудрявцева В.П., 1962; Певзнер М. С., 1966]. Однако уже тогда имелись наблюдения, свидетельствовавшие о том, что не у всех подобных детей патологическая симптоматика полностью компенсируется [Сухарева Г. Е., 1965; Юркова И.А., 1971]. В связи с этим подобный диагноз ряд исследователей расценивают как недостаточно корректный и склонны эту достаточно разнородную группу подразделять на несколько более однородных клинических категорий: психический инфантилизм (гармонический, дисгармонический, осложненный и неосложненный), «интеллектуальные расстройства (или пограничная интеллектуальная недостаточность) при длительных астенических состояниях», «интеллектуальные нарушения при недоразвитии речи» [Сухарева Г. Е., 1965; Ковалев В.В., 1979], «резидуальная церебрастения с западением школьных навыков» [Мнухин С.С., 1968] и т. п. Тем не менее, в практической медицине и дефектологии диагноз «задержка психического развития» в настоящее время является наиболее употребимым. В соответствии с современными представлениями, к задержкам психического развития относят как случаи замедленного психического развития («задержки темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния эмоционально-волевой или интеллектуальной недостаточности, не достигающие степени слабоумия. При подобной более широкой трактовке диагноза задержки психического развития имеют благоприятный прогноз не более чем в половине [Лебединская К. С., 1982] или даже в одной трети случаев [Лупандин В. М., 1978]. Наряду с наиболее типичными вариантами задержек психического развития, представленными разными вариантами психического инфантилизма, существует клиническая группа, отличающаяся фрагментарностью, парциальностью недоразвития. Подобные состояния были описаны достаточно давно [Мнухин С. С., 1934, 1968], но получили обобщенное диагностическое обозначение «специфические задержки психического развития» лишь после введения Международной классификации болезней девятого пересмотра. В ICD-10 эти рубрики именуются как «специфические нарушения психологического развития» и включают наряду с другими «специфическое расстройство чтения» и «специфическое расстройство спеллинга» (западный аналог диагноза «дисграфия»). К этой категории относят состояния, при которых на фоне сохранных интеллектуальных способностей имеется незрелость или недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта. При этом дети испытывают значительные трудности в процессе усвоения чтения или письма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.009 с.) |