ТОП 10:

КОНЦЕПЦИЯ «МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ»



С момента введения в клинический обиход понятие «минимальная мозговая дисфункция» рассматривалось в неотъемлемой связи с дислексией. Некоторые авторы счи­тают последнюю подгруппой популяции детей с минималь­ной мозговой дисфункцией (ММД) [Clement S., 1966; Peters J. et al., 1975; Tresohlava Z., 1986]; другие, наобо­рот, разграничивают эти состояния как принципиально разные [Critchley M., Critchley E., 1978]. Чтобы предста­вить, насколько серьезными являются расхождения сто­ронников этих двух крайних позиций, целесообразно на­помнить историю формирования концепции ММД.

Достаточно давно было замечено, что у детей, как и у взрослых, наблюдается определенный параллелизм между локализацией очагового поражения головного мозга, с од­ной стороны, и психопатологической и патопсихологической симптоматикой — с другой. Нейропсихологический подход к изучению резидуально-органической патологии у детей оказался продуктивным, особенно в случаях грубых очаго­вых поражений головного мозга (перинатальные травмы и кровоизлияния, фокальные энцефалиты и др.). Довольно скоро он нашел применение и в области стертых, мягких нарушений сенсомоторных функций, поведения и обучае­мости. В ходе разработки данной проблематики было сфор­мулировано и введено в клинический обиход понятие «ми­нимальное мозговое повреждение» (minimal brain damage) [Strauss A., Werne H., 1942; Strauss A., Leithinen L., 1947]. Специфическими признаками этого состояния считались та­кие симптомы, как негрубые перцептивно-моторные нару­шения, апраксия, асимметрия сухожильных рефлексов, страбизм, гиперкинезы и другие нарушения. Дети с таким синдромом, находясь по интеллектуальному развитию на уровне нормы или субнормы, часто тем не менее испытыва­ют значительные затруднения при усвоении ряда школь­ных предметов. Однако вскоре выяснилось, что существует не менее многочисленная категория детей с проблемами в обучении, у которых при самом детальном обследовании не обнаруживаются вышеуказанная неврологическая симптома­тика и перцептивные нарушения. Подобные состояния бы­ли названы «минимальной мозговой дисфункцией» (minimal brain dysfunction), и в 1962 году этот термин был офици­ально рекомендован к использованию Оксфордской между­народной группой изучения проблем детской неврологии [Wender P., 1971; Strother J., 1973]. К этой категории отно­сят детей с проблемами в обучении или поведении, расстрой­ствами внимания, имеющих нормальный интеллект и лег­кие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с призна­ками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций [Rutter A. et al., 1970]. Изучению ММД посвящено огромное количество публикаций [Mur­ray M., 1979; Tresohlava Z., 1986; Rutter M., 1987, и др.]. Довольно подробно описаны типичные для этого состояния электроэнцефалографические феномены, паттерны психо­логических и нейропсихологических нарушений. В послед­ние годы, однако, многие, в том числе приверженцы данной концепции, вынуждены признать, что в ходе ее раз­работки существенного успеха не достигнуто. Причина это­го — значительная неоднородность данной клинической группы, включающей детей с расстройствами внимания, с патологией поведения, с трудностями в обучении, с двига­тельными нарушениями и другими клинически весьма не­сходными синдромами. В соответствии с вышеуказанными диагностическими критериями в одну группу, например, объединяются дети с психогенной школьной дезадаптаци­ей, резидуально-органическим поражением ЦНС и консти­туциональными состояниями незрелости. Выделить в такой разнородной группе какие-либо единые механизмы нару­шений вряд ли возможно.

В связи с этим позднее группа MBD распалась на две диагностические категории: а) дети с нарушением активно­сти и внимания (ADD и ADHD) и б) дети со специфически­ми расстройствами обучаемости (specific learning disability). Данные диагностические рубрики входят в последнюю Меж­дународную классификацию психических и поведенческих расстройств (ICD-10).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.003 с.)