Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Время жизненного пути и развитие личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сложившиеся в мировой психологии теории развития можно подразделить в целях научного исследования на следующие специфические направления: 1. Возрастные теории развития, включающие общую для всех личностей периодизацию. 2. Развитие личности как индивидуальности, представленное как развитие способностей, с одной стороны, и как развитие интегральной индивидуальности, неповторимости, вплоть до уникальности личности, с другой. Однако здесь развитие не рассматривается во времени. 3. Развитие личности как члена общества, ее социализация, включающая освоение, потребление и созидание культурных ценностей и социальных норм, требований и условий, а также опыта социального взаимодействия. 4. Развитие личности в деятельности, труде, профессии. Развитие и творчество. 5. Развитие личности как субъекта жизненного пути. 6. Биография как история личности (Ш. Бюлер). 7. Нравственно‑духовное развитие и совершенствование личности, развитие «по восходящей» (С. Л. Рубинштейн). Среди понятий, раскрывающих непосредственно связанные временем особенности развития личности, наиболее значимы следующие: этапы, или периоды, развития; понятия, подчеркивающие их последовательность и специфичность по отношению друг к другу; способности, аккумулирующие личностный временной запас; «сензитивность» как особая предрасположенность к разящим воздействиям – понятие, близкое к знаменитой «зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского; зрелость в понимании Эриксона, как сохранение идентичности в изменениях, возрастные кризисы; «потенциал личности» в понимании С. Л. Рубинштейна как неразвернутые, еще не реализованные возможности развития, «диахронический» или «гетерохронный» характер развития, особо подчеркиваемый Л. И. Анцыферовой, В. Д. Шадриковым и др., наконец, завершая далеко не полный перечень, ананьевские понятия «современник» и «акме» как вершины развития, достигаемого личностью на определенном этапе ее жизненного пути. Среди концепций развития наибольшей известностью и конструктивностью отличаются: рубинштейновский принцип развития, объясняемого через деятельность; концепция развития Л. С. Выготского; теория развития Кельберга, детально раскрывшего содержание стадий развития, которое имеет восходящий характер, и показавшего ведущую роль когнитивного в развитии личности; теория эпигенетического развития Эриксона, интегрировавшая роль биологических факторов воспитания и социокультурного окружения; а также раскрывающая содержание восьми психосоциальных кризисов теория Ж. Пиаже. ‹…› Огромный вклад в раскрытие объективных закономерностей развития личности внес Б. Г. Ананьев, прежде всего потому, что он преодолел свойственную всей мировой психологии (и особенно советской психологии – в силу идеологических причин) абсолютизацию роли детства в развитии личности и сосредоточенности психологов именно на развитии личности ребенка. Он поставил вопрос о развитии взрослой личности и указал, вслед за С. Л. Рубинштейном, на роль жизненного пути как особой траектории этого развития. Используя применительно к личности понятие «зрелость», он дифференцировал (вслед за Д. Берреном) этапы ранней, собственно зрелости и поздней зрелости. Анализируя этапы жизненного пути, он ввел очень перспективные понятия «старт» и «финиш», проанализировал процесс достижения личностью самостоятельности, материальной и моральной независимости, правовой зрелости; моменты, раскрывающие овладение реальностью взрослым человеком. Одновременно он разделил жизненный путь на фазы, определяемые историческими событиями, сменой способов воспитания, образа жизни, и утверждал, что он накладывается на возрастные стадии онтогенетического развития. Общей особенностью онтогенетического развития Б. Г. Ананьев называл гетерохронность, т. е. неравномерность развития разных психических функций. Этот подход в известном смысле противостоит концепции Кольберга, который утверждал, что всегда когнитивное развитие человека является ведущим по отношению к моральному, исключая тем самым реальную сложность и вариативность путей развития разных личностей. Очень существенно, что Б. Г. Ананьев выделяет противоречия в развитии личности (и в ее характере), связывая их именно с ее индивидуальными особенностями и неравномерностью занятия личностью разных позиций, ее достижений и т. д. История личности, употребляя термин Ш. Бюлер, утверждал Б. Г. Ананьев, начинается позже, чем история индивида, и для «появления» личности важно достижение определенного уровня нервно‑психического развития. Впрочем, исследование М. И. Лисиной, проведенное много лет спустя, показало, что личность (как называет ее М. И. Лисина – «праличность»), возникает гораздо раньше, чем это предполагалось, чуть ли не в два месяца, и условием ее «появления» является общение. В свою очередь В. И. Слободчиков доказал, что для ранних этапов развития личности ребенка существенно не общение ребенка с матерью, предполагающее их обособленность, а наличие общности «мать‑дитя», внутри которой развивается первичное по отношению к «я» – «мы», о котором ранее писал С. Л. Рубинштейн. Далее Б. Г. Ананьев возражает против выделения в качестве основания периодизации ведущего вида деятельности (чего придерживались и С. Л. Рубинштейн, и многие другие психологи) и считает, что в основе периодизации лежит не принцип последовательности, а принцип одновременности: субъекты познания и деятельности возникают одновременно. Однако важно отметить и то, что категорией субъекта Б. Г. Ананьев (в отличие от С. Л. Рубинштейна) обозначал не совершенствование личности или организацию ею жизненного пути, а приписывал ей дифференциальное значение; он с помощью этого понятия дифференцировал специфику познания от специфики деятельности и последней от общения. Однако в силу специфичности выявленных каждой теорией аспектов развития, не говоря о различии методологий его трактовки, в силу оригинальности концептуализации, несмотря на то, что психология развития уже выделилась в самостоятельную область психологии, теория развития и его реальность остаются недостаточно интегрированными. Опираясь на проведенные исследования личностного времени, можно попытаться сделать шаг в этом направлении. Несмотря на принятое деление жизни личности на прошлое, настоящее и будущее, существует единое специфическое время личности. Его единство определяется общими для всех личностей функциями прошлого, настоящего и будущего в отношении настоящего: прошлого как уже найденного и опробованного личностью индивидуального бессознательного и сознательного деятельного способа самореализации в жизни; будущего – как времени‑пространства для поиска и открытия новых возможностей в себе и самореализация в мире. Прошлое «вбирается» личностью в свой настоящий способ жизни и свой «склад». Оно не остается оставленным позади реальным пространством. Оно становится идеальным и экзистенциальным пространством самой личности. Будущее – в отличие от прошлого – это проективное личностное пространство, образованное способностями сознания личности, ее воображения, мышления, мотивации достижений и личностными притязаниями. Сколько жизненных сил, жизненных умений, способностей чувствовать, мыслить и осознавать личность вобрала из всех этапов своего прошлого в свое настоящее «я» и его отношения с миром, сколько проективного, конструктивного времени‑пространства она способна охватить как свое будущее и сколь разумен и обоснован этот перспективный охват, масштаб, столь и сильна пружина личностного времени, движущая ее в это будущее. Проекция в будущее есть опора на реальное пространство – состояние настоящей жизни, обеспеченное механизмами самой личности. От прошлого движение жизни в основном идет к настоящему, в настоящем же личностью осуществляется реверсия времени – оно идет от настоящего к будущему (как бы следуя привычному для нас ходу времени) и – одновременно – от будущего к настоящему. Здесь применим открытый С. Л. Рубинштейном в отношении связи сознания и деятельности принцип специфичности времени жизни каждой данной личности: особенность каждого типа личности в том, как она конструирует время‑пространство своей жизни своим сознанием, активностью, переживаниями и… душой. Гегель видит эти движущие силы, но считает, что их проявление зависит от человека – «силы человеческой души, которые человек, именно потому, что он человек, должен признавать и которым он должен давать проявиться и развиваться в себе» [60]. Ниже попробуем конкретизировать это понятие с наших научных позиций. ‹…› Развитие личности осуществляется не только в сензитивные, критические или определенные возрастные периоды, оно, реализуясь через разрешение противоречий внутреннего и внешнего, которые однозначно не связаны с возрастными, сенситивными или критическими периодами, этапами. В такой формулировке принцип развития звучит достаточно абстрактно, реально личность оказывается «соизмеримой – несоизмеримой» с жизненными противоречиями, которые принимаются ею, определяются ею как жизненная проблема. Противоречие может существовать в самой личности и заключаться, например, в дефиците ее желаний по отношению к возможностям. Это противоречие, связанное с дефицитом «движущих сил», ресурсов личности. Другие противоречия возникают в силу несоответствия характера ее активности и деятельности, способа самовыражения и необходимости, связанной с объективацией, самореализацией. Первые противоречия с большим трудом поддаются осознанию. Осознание противоречия предполагает его верификацию как проблемы, т. е. ограничение его сторон, его сути. Мы ищем причины наших неудач или трудностей в отношениях к нам других людей, сложившихся обстоятельствах. Что выбрать в качестве основы решения проблемы – направить свою собственную волю, активность на изменение ситуации, или выждать, пока сгладится острота проблемы; дать проявиться негативному отношению или сделать вид, что его не замечаем, игнорируя его внутренне? Так мы интуитивно ищем контуры проблемы, соотношение в ней зависящих и не зависящих от нас обстоятельств. Каждое противоречие, прежде чем превратиться в нашу проблему, проходит через наши принципы, прежде всего нравственные. Они придают ему определенность, очерчивая контуры несоответствия, зону несоответствия в ценностном измерении. Но рефлексивная работа не всегда поддерживается и стимулируется переживанием. Переживание продлевает противоречия во времени, втягивая нашу личность целиком в его «клинч», не давая возможности «взглянуть» на него разумно, рационально.
Развитие личности в контексте жизненной ситуации [61]. Е. Ю. Коржова
Проблема соотношения личности и ситуации рассматривается в психологии с 1960‑х гг. и представлена как вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными или ситуационными факторами. Наиболее ярко положение о взаимосвязи личности и ситуации отразилось в гипотезе о «сильных» ситуациях, в которых поведение в большей степени определяется особенностями ситуации, и о ситуациях «слабых», в которых поведение больше определяется личностью человека. В последнее время личностные особенности рассматриваются как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации. Для современных исследований характерны классификация личности по ее поведенческим особенностям – реакциям на ситуации (Mischel W., 1984), а также возвращение к пониманию личности как к набору личностных черт, укладывающихся однако в иерархические схемы соотношения личностных черт и ситуаций, которые выстраиваются в результате применения статистических методов (Reeder G. D., 1993; Miirtha Т., Kanfer R., Ackerman Р., 1996). Возможно, перспективным является активно разрабатывающийся в последнее время подход к изучению соотношения личности и ситуации с позиции экологической психологии (Калмыков А. А., 1999). Если полагать, что развитие человека происходит непрерывно на протяжении всей жизни, становится ясно, что этот процесс сопровождается непрерывными изменениями как личности, так и жизненных ситуаций. Однако наиболее значимыми являются такие изменения, которые приводят к существенным трансформациям ситуации, т. е. к событию, и к своеобразному новому «рождению» личности. Таким образом, на протяжении жизненного пути возникают и исчезают все новые и новые ситуации и «личности». ‹…› Жизненную ситуацию (в отличие от других ситуаций – социальных, конфликтных, психодиагностических) можно определить следующим образом: это фрагмент среды, т. е. проявление внешних (объективных) обстоятельств жизненного пути в определенный момент времени. Тогда события характеризуются как наиболее важные жизненные ситуации, а личность – прежде всего как субъект жизненного пути. Если жизненный путь рассматривать как процесс личностного развития от рождения до смерти (т. е. временное развитие личности), протекающий в жизненных ситуациях (т. е. пространственное развитие личности), то в качестве единицы анализа жизненного пути можно полагать не событие, а паттерн личностно‑ситуационного (событийного) взаимодействия. В каждой своей точке жизненный путь как пространственно‑временное развитие личности определяется той или иной формой (типом) личностно‑событийного взаимодействия. Последнее находит свое воплощение в поведении личности, в ее конкретной стратегии. Сначала рассмотрим, как происходит «контакт» личности с ситуацией. В психологии обыденной жизни сложилось устойчивое словосочетание «попасть в ситуацию», которое предполагает некоторую случайность, отсутствие участия собственно личности в этом действии. Но в той же обыденной психологии существует и словосочетание «готовь ситуацию», при этом подчеркивается активная роль личности. Случайно или закономерно личность сталкивается с определенной ситуацией? Начнем с того, что сама по себе ситуация носит внешний для личности характер (среди различных пониманий сущности ситуации удобно выбрать именно эту позицию для анализа соотношения «личность – ситуация»). Между тем значение ситуации придает личность, каждая – свое (здесь и в дальнейшем имеется в виду «жизненная ситуация»). Это приводит к тому, что человек вовлекается в ситуацию через ее означивание. ‹…› Переходя от вопроса о восприятии ситуаций к вопросу о поведении в них, можно сделать вывод о том, что ситуации человек не выбирает, но волен повести себя в них тем или иным образом, принимая, оценивая их по‑своему, что и характеризует «свободу воли», т. е. «свободу личности». Помимо этого можно полагать, что существует и определенная «свобода ситуации», или «свобода ожидания». Человек «вступает» в ситуацию с багажом всей предшествующей жизни. Естественно, в начале жизненного пути контакт с ситуацией меньше зависит от человека, меньше осознается, но зависимость эта все же существует. Например, темперамент ребенка влияет на обращение с ним окружающих. Воздействия со стороны взрослого влекут за собой разные ситуации, с которыми может сталкиваться ребенок. Поведение личности состоит из поступков как особых действий, предполагающих борьбу мотивов и принятие решения, т. е. действий, требующих личностного выбора. От постоянных личностных выборов и зависит специфика жизненного пути, на котором личность всегда находится в определенном отношении к той или иной жизненной ситуации. Можно предположить, что возникновение все новых и новых жизненных ситуаций обусловлено всей предшествующей жизнью человека, предшествующими ситуациям личностными выборами (поступками личности), поведением на предшествующем отрезке жизненного пути, характеризующемся той или иной формой личностно‑ситуационного взаимодействия. При «встрече» с ситуацией происходит ее означивание с точки зрения личности, находящейся на определенном уровне своего развития в данный момент времени. При этом имеет место личностно‑ситуационное взаимодействие в конкретной точке жизненного пути. Таким образом, человек выбирает ситуацию, но и ситуация «выбирает» человека. Известно, что в религиозном понимании личностного развития человек постоянно осуществляет выбор добра или зла, а за это получает от своего Создателя ту или иную ситуацию – каждый по заслугам. ‹…› Можно выделить два типа развития личности в жизненных ситуациях: «событийное» и собственно «личностное». 1. «Событийное» развитие – развитие преимущественно через внешние ситуации‑события. Источник развития при этом находится вне личности. Личность склонна бессознательно (или полуосознанно) помещать себя в такие ситуации (а со стороны кажется, что случайно попадает в них), в которых оказывается вынужденной изменяться, развиваться уже внутренне. Так развивается «человек внешний». 2. «Личностное» развитие – внутреннее развитие, внешне бессобытийное (или малособытийное). Для этого типа развития характерна сознательная работа над собой, например, с обращением к религии либо к психотехническим приемам, либо к той или иной разновидности психоанализа. Так развивается «человек внутренний». Личность «человека внешнего» развивается путем смены новых ситуаций, в которые она себя помещает. Это ситуационно‑личностное взаимодействие, при котором развитие идет от внешней ситуации. Личность «человека внутреннего» развивается в первую очередь путем смены «личностей», т. е. существенных личностных параметров, личностных уровней, которая влечет за собой выбор новых жизненных ситуаций. Естественно, возникает вопрос о причинах того или иного типа развития. Предположительно, тип развития может быть связан с такой личностной характеристикой, как уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, а также со смежными характеристиками – уверенностью в себе, личностной зрелостью и т. п. Однако полностью тип развития не определяется ими. Возможно влияние мало изученной особенности – ситуационной смелости, характеризующейся склонностью к вступлению в новые жизненные ситуации и противоположной ситуационному консерватизму. Кроме того, возможно влияние особенностей восприятия жизненного пути как прерывистого (событийного) или непрерывного (целостного) образования, а также направления развития личности: к себе (личностный рост, эго‑ориентация) или от себя (духовный рост, экоориентация).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.009 с.) |