Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как развивающаяся целостность↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь мы можем еще раз вернуться к вопросу о том, что составляет психологическое содержание целеполагания, свободы, целостности, развития – как атрибутивных характеристик личности человека. Целеполагание. Основу целеполагания составляет процесс познания человеком спонтанно складывающихся в ходе его действия образов возможного будущего. «Образ возможного» как бы заряжен движением и в определенных условиях переходит в действие; в момент этого превращения «образ возможного» выступает как цель – совершается акт целепо‑лагания. В субъективном плане «образ возможного» дан человеку в переживании «Я могу»; именно это переживание непосредственно переходит в действие в случае, если отсутствует сопоставимое по силе противодействие со стороны «нельзя», «должен», «боюсь» и т. п. Свобода. Таков совершенно особый акт целеполагания, когда целью человека становится полагание себя как причины изменений, привносимых в мир. Целеполагание здесь выступает как самополагание человека. Существуют такие формы активности, в которых момент свободы выступает явственно, – это проявления активной неадаптивности человека: предпочтение действий с непредрешенным исходом, мотивационную основу которых образует сама непредрешенность (например, в актах неадаптивного риска человек остро переживает свою причинность по отношению к возможному действию; «острые ощущения» – это острота самопереживания человека в момент выбора и самого действия). Активно выходя в область непредрешенного, человек принимает на себя ответственность за исход, проявляя тем самым свою «причинность в качестве субъекта действия (свое авторство); соотнося задуманное и осуществленное, человек устанавливает состоятельность своего бытия как субъекта; в актах подобного соотнесения рождается его рефлексивное Я». («Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого»). Целостность. Она – в переживании самотождественности человека, когда он выходит за границы предустановленного. Единство между различными гранями бытия человека достигается тем, что в актах самотрансцендентности он свободен от диктата особенных потребностей своих, которые могут противостоять друг другу; выходя за границы изведанного и предрешенного, он как бы оказывается на «ничьей земле», которая со временем становится достоянием всех. Развитие. Становится яснее ответ на шокирующий вопрос: «Развивается ли личность?» (Г. П. Щедровицкий). (Развитие есть самодвижение; если мысленно отбросить активные действия другого, то феномен развития человека становится необъясним; следовательно, должна быть признана активность «другого» как органически включенная в процесс развития первого; но в этом случае сомнительной представляется идея самодвижения развивающейся личности и, следовательно, самой возможности ее развития.) Ответ состоит в том, что человек имеет свое бытие в другом человеке – «инобытийствует» в нем – и через свою идеальную представленность и продолженность в другом человеке развивается как личность. Развитие, таким образом, совершается «во внутреннем пространстве личности», но это – пространство его связей с другими людьми (интер‑индивидное, а не интра‑индивидное «пространство жизни»). Осознавая себя в другом, как бы возвращаясь к себе, человек никогда не может добиться тождества с самим собой, отраженное его Я не совпадает с Я‑действующим. В то время как активно‑неадаптивные действия (Я‑действующее строятся без прототипа и открыты пока неизвестному будущему, в воспроизведениях своих (отраженное Я) они достраивают себя до степени завершенности и тем самым «теряют» себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). Субъективно это противоречие переживается как сомнение в подлинности себя в качестве причины, что побуждает к поиску новых возможностей самопознания – новых актов свободы. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и – вновь – порождении совершается развитие личности – самодвижение человека как субъекта активности.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания, 1977. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд‑во Моск. ун‑та., 1990. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М., Московский психолого‑социальный институт: Флинта,1990. Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997. Бодалев А. А., Рыбалко Е. Ф. Б. Г. Ананьев – первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии / Психологический журнал. Т. 18. № 6. 1997. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. Брушлинский А. В. С. Л. Рубинштейн – родоначальник деятельностного подхода в психологической науке / Психологический журнал. 1989. № 3. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке / Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. Додонов Б. И. О системе «личность» / Вопросы психологии. 1985. № 5. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.,1994. Зейгарник Б. В. Патопсихологический метод в изучении личности / Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 1. С. 43–51. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114. Зощенко М. Возвращенная молодость; Голубая книга; Перед восходом солнца: Повести. Л.: Худож. лит., 1988. Кон И. С. В поисках «Я». М.: Политиздат, 1984. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности / Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности / Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 57–65. Крутов А. А., Куницына В. Н., Логинова Н. А. Творческий путь Б. Г. Ананьева / ВП. 1997. № 6. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997. Левченко Е. В. Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев и петербургская психологическая школа // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа а развитии современной психологии. Тезисы науч‑практ. конф. СПб., 1995. Левченко Е. В. История психологии отношений: Автореф…д‑ра психол. наук. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 1995. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: 1993. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Леонтьев А. Н. и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) / Отв. ред. О.В. Овчинникова. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1983. Логинова Н. А. Характерные черты концептуальной системы Б. Г. Ананьева / Психологический журнал. 1988. № 1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. Москва; Воронеж, 1995. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995. Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. Пархоменко О. Г., Ронзин Д. В., Степанов А. А. С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал., 1989, № 3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. Принцип развития в психологии. М., 1978. Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. Психологический словарь / Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. М., 1996. Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1982. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова М., 1989. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь» / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. Рубинштейн С. Л. Основы общей психология. СПб.: Питер, 1998. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1997. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа / Человек. 1994. № 5. С. 21–38. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. Троицкий М. М. Логика: Лекции. 1884. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. Человек в системе наук. М., 1989. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–25. Шадриков В. Д. Духовные способности». СПб., 1997. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147. Якобсон С. Г. Проблемы этического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. – Изд‑во Моск. ун‑та. М., 1981. С. 174–179.
[1] Выготский Л. С. Собр. сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 166.
[2]Основу работы «Личность и условия ее развития и здоровья» составляет речь, произнесенная ученым 4 сентября 1905 г. на II съезде русских психиатров в Киеве. В этой работе Бехтерев дает определение личности с опорой на понятие «отношения человека», рассматривает широкий перечень факторов развития личности, включая природную и социальную среду. Достаточно детально Бехтерев обсуждает вопрос о необходимости создания благоприятных социально‑экономических и гигиенических условий полноценного развития личности, сохранения психического здоровья.
[3]Фрагмент первой части книги «Классификация личностей». Здесь приведен текст из книги: Избранные труды по психологии. М., 1997. С. 9–13.
[4]Сокр. от respective (лат.) – в зависимости от обстоятельств.
[5]Термины «эндо– и экзопсихический» заимствованы из написанной нами совместно с С. Л. Франком статьи: «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» (Примеч. А. Ф. Лазурского).
[6]Систематический перечень основных психических функций в связи с подробным изложением эндопсихических проявлений личности см. в моей «Программе исследования личности» (Примеч. А. Ф. Лазурского).
[7]Введение к пятой части «Основ общей психологии». Текст приводится по книге: Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
[8]Термин «свойства» употребляется здесь в широком смысле, как обозначающий, наряду с характерологическими чертами, также установки и направленности личности, т. е. все, что непосредственно определяет ее психический облик. (Примеч. С. Л. Рубинштейна).
[9]Статья была опубликована в книге «Психологическая наука в СССР» (1960) и вобрала в себя более раннюю статью Теплова «Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений» (1957). Для хрестоматии взят (с сокращениями) текст из книги: Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 151–157.
[10]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 48–53.
[11]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 175–188.
[12]См.: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 413.
[13] Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. 118.
[14]Фрагменты четвертой главы книги «О проблемах современного человекознания». 1977. С. 187–249.
[15]Статья опубликована: Психологический журнал. 1982. № 1. С. 43–51.
[16]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. С. 289–331.
[17]Впрочем, Бехтерев для обозначения группы людей пользовался понятием «собирательная личность». Он хотел этим подчеркнуть, что группа обладает некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индивидов, входящих в нее. Точнее здесь было бы применить понятие «совокупный субъект» (Примеч. Б. Ф. Ломова).
[18]Статья опубликована в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33.
[19]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 257–261.
[20]Фрагменты книги: Объективная психология. Текст дается по изданию: М., 1991. С. 393–394.
[21]Фрагменты работы Узнадзе: Экспериментальные основы психологии установки. 1949. Текст издается по изданию: Психологические исследования. М., 1966. С. 248, 289–292.
[22]Фрагменты книги: Человек как предмет познания. Л., 1968.
[23]Статья опубликована в сборнике «Проблемы личности» (1969). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 342–353.
[24]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 310–331.
[25]О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5.
[26]Фрагменты шестой главы «Понятие «структура» в учении о личности» и седьмой главы «Концепция динамической функциональной структуры личности» из книги: Структура и развитие личности М., 1986. С. 122–141.
[27]Фрагменты второй главы книги: Аномалии личности. М., 1988. С. 58–59, 89‑109.
[28]Фрагменты второй главы книги: Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. С. 12–34.
[29]Текст дается по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 97–131.
[30]Эндемический – местный, свойственный данной местности.
[31] Сикорский И. А. Вопросы нервно‑психической медицины, 1904.
[32]Mens sana in corpore sano (лат). – Здоровый дух в здоровом теле.
[33]Глава 16 из «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» (рукопись). Текст приводится по книге: Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во МГУ, 1982. С. 161–165.
[34]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст приводится по книге: Психология отношений. М., Воронеж, 1995. С. 53–55.
[35]Фрагменты из третьей части книги: Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 143–206.
[36]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 206–230.
[37]См.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 368–378.
[38]См.: Эльконин Э. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника // Вопросы психологии. 1971. № 4.
[39]См.: Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 54. М., 1935. С. 31.
[40] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 253.
[41] J. Nuttin. La Structure de la personalite. Paris, 1925. Р. 234.
[42] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62.
[43]О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 265–274.
[44]Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147.
[45]Написано автором для «Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии» (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд‑во МГУ, 1981. С. 174–179).
[46]Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136.
[47]Статья в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 426–433.
[48]Статья в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990.
[49]Фрагменты пятой главы учебника: Психология личности. М., 1990. С. 152–172.
[50] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228–229.
[51]Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10.
[52]Фрагменты статьи в сборнике: Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156–172.
[53]Фрагменты статьи, опубликованной: Психологический журнал. 1983. № 5. С. 57–65.
[54]«Событие» определялось как любое изменение в условиях жизни человека, в его поведении и поступках, в его внутреннем мире. (Примеч. авт.)
[55]Фрагменты книги: Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
[56]Фрагменты статьи в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 472480.
[57]Фрагменты статьи в сборнике: Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. С. 89–106.
[58]Фрагмент из книги: Реана А. А. и Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–36.
[59]Фрагменты двух глав «Проблема личностной организации времени жизни» и «Время жизненного пути и развитие личности» монографии: Время личности и время жизни. СПб., 2001.
[60]39, с. 224
[61]Фрагмент статьи в сборнике «Психологические проблемы самореализации личности». Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 2000. С. 155–160.
[62]Текст приводится по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 101–129.
[63]Фрагмент из книги: Педагогическая психология. М., 1996. С. 198–204.
[64]Фрагмент из книги: Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1. С. 124–135.
[65]Фрагменты статьи, опубликованной: Социологический журнал». 1994. № 1. С. 35–52.
[66]Фрагмент из книги: Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. С. 45–61.
[67]Фрагмент из книги: Психология социального познания. М., 1997. С. 162–175.
[68]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровского А. В., Ярошевского М. Г.: Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 246–255.
[69]Фрагмент из книги: Реана А. А., Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–34.
[70]Фрагменты главы из книги: В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 15–33.
[71] Грамши А. Избр. произв.: В 3 т. М., 1969. Т. 3. С. 3.
[72]Фрагменты книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 30–36.
[73]Фрагмент из книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 40–42.
[74]Статья в журнале: Человек. 1994. № 5. С. 21–38.
[75]Именно здесь принципиально важно различить понятия «субъективное» и «психическое», оставляя за последним лишь то содержание человеческой реальности, которое еще не стало для человека предметом его практического освоения, то есть осталось объектным, а соответственно – предметом естественно‑научного познания. (Примеч. В. И. Слободчикова).
[76]Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. С. 17–39. Основу статьи составляет речь, прочитанная Гротом 4 марта 1895 г. на публичном годовом заседании Психологического общества в память десятилетия со времени его основания.
[77]Под счастьем мы разумеем и будем далее разуметь то, что понимал под ним Кант, а именно «сознание разумным существом приятности жизни, которая (по возможности) непрерывно сопровождает все его существование. (Примеч. Н. Я. Грота).
[78]Фрагменты главы «Смысл жизни» из книги: Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. С. 489–582.
[79]Статья, опубликованная: Психологический журнал. 1995. № 2. С. 15–25.
[80]Напомню известный эксперимент французских психологов: на кинопленке художественного фильма, который демонстрировался в одном из кинотеатров Парижа, были нанесены надписи: «Посетите ближайшее кафе». Расстояние между отдельными надписями было настолько большим, что увидеть их на экране было невозможно. Тем не менее после окончания сеанса толпы зрителей устремились к кафе, которое обычно в это время пустовало. (Примеч. В. Э. Чудновского).
[81]Термин, предложенный Т. А. Титовой (1974) (Примеч. В. Э. Чудновского).
[82]Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19–41.
[83]Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации (Примеч. В. Д. Шадрикова).
[84]Статья в журнале: Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.
[85]Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий)
[86] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 269–281.
[87]Путь искомого обоснования мы встречаем в гегелевском очерке «Преобразования необходимости в свободу»; связь между причиной и действием в своей истине, отмечает автор «Науки логики», предполагает возвращение причины к себе (через то, что выступает как ее действие и благодаря чему «в изначальность полагается действие, т. е. изначальность снимается; действие причины становится реакцией»).
[88]Сausa cui (лат) – причина самого себя (т. е. первопричина).
[89]Имманентный – внутренне присущий какому‑либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.
[90]Трансфинитный – находящийся за пределами конечного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.013 с.) |