Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как развивающаяся целостность

Поиск

 

Теперь мы можем еще раз вернуться к вопросу о том, что составляет психологическое содержание целеполагания, свободы, целостности, развития – как атрибутивных характеристик личности человека.

Целеполагание. Основу целеполагания составляет процесс познания человеком спонтанно складывающихся в ходе его действия образов возможного будущего. «Образ возможного» как бы заряжен движением и в определенных условиях переходит в действие; в момент этого превращения «образ возможного» выступает как цель – совершается акт целепо‑лагания. В субъективном плане «образ возможного» дан человеку в переживании «Я могу»; именно это переживание непосредственно переходит в действие в случае, если отсутствует сопоставимое по силе противодействие со стороны «нельзя», «должен», «боюсь» и т. п.

Свобода. Таков совершенно особый акт целеполагания, когда целью человека становится полагание себя как причины изменений, привносимых в мир. Целеполагание здесь выступает как самополагание человека. Существуют такие формы активности, в которых момент свободы выступает явственно, – это проявления активной неадаптивности человека: предпочтение действий с непредрешенным исходом, мотивационную основу которых образует сама непредрешенность (например, в актах неадаптивного риска человек остро переживает свою причинность по отношению к возможному действию; «острые ощущения» – это острота самопереживания человека в момент выбора и самого действия). Активно выходя в область непредрешенного, человек принимает на себя ответственность за исход, проявляя тем самым свою «причинность в качестве субъекта действия (свое авторство); соотнося задуманное и осуществленное, человек устанавливает состоятельность своего бытия как субъекта; в актах подобного соотнесения рождается его рефлексивное Я». («Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого»).

Целостность. Она – в переживании самотождественности человека, когда он выходит за границы предустановленного.

Единство между различными гранями бытия человека достигается тем, что в актах самотрансцендентности он свободен от диктата особенных потребностей своих, которые могут противостоять друг другу; выходя за границы изведанного и предрешенного, он как бы оказывается на «ничьей земле», которая со временем становится достоянием всех.

Развитие. Становится яснее ответ на шокирующий вопрос: «Развивается ли личность?» (Г. П. Щедровицкий). (Развитие есть самодвижение; если мысленно отбросить активные действия другого, то феномен развития человека становится необъясним; следовательно, должна быть признана активность «другого» как органически включенная в процесс развития первого; но в этом случае сомнительной представляется идея самодвижения развивающейся личности и, следовательно, самой возможности ее развития.) Ответ состоит в том, что человек имеет свое бытие в другом человеке – «инобытийствует» в нем – и через свою идеальную представленность и продолженность в другом человеке развивается как личность. Развитие, таким образом, совершается «во внутреннем пространстве личности», но это – пространство его связей с другими людьми (интер‑индивидное, а не интра‑индивидное «пространство жизни»). Осознавая себя в другом, как бы возвращаясь к себе, человек никогда не может добиться тождества с самим собой, отраженное его Я не совпадает с Я‑действующим. В то время как активно‑неадаптивные действия (Я‑действующее строятся без прототипа и открыты пока неизвестному будущему, в воспроизведениях своих (отраженное Я) они достраивают себя до степени завершенности и тем самым «теряют» себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). Субъективно это противоречие переживается как сомнение в подлинности себя в качестве причины, что побуждает к поиску новых возможностей самопознания – новых актов свободы. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и – вновь – порождении совершается развитие личности – самодвижение человека как субъекта активности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания, 1977.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.

Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.

Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд‑во Моск. ун‑та., 1990.

Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М., Московский психолого‑социальный институт: Флинта,1990.

Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991.

Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997.

Бодалев А. А., Рыбалко Е. Ф. Б. Г. Ананьев – первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии / Психологический журнал. Т. 18. № 6. 1997.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

Брушлинский А. В. С. Л. Рубинштейн – родоначальник деятельностного подхода в психологической науке / Психологический журнал. 1989. № 3.

Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке / Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.

Додонов Б. И. О системе «личность» / Вопросы психологии. 1985. № 5.

Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.,1994.

Зейгарник Б. В. Патопсихологический метод в изучении личности / Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 1. С. 43–51.

Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.

Зощенко М. Возвращенная молодость; Голубая книга; Перед восходом солнца: Повести. Л.: Худож. лит., 1988.

Кон И. С. В поисках «Я». М.: Политиздат, 1984.

Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности / Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136.

Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности / Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 57–65.

Крутов А. А., Куницына В. Н., Логинова Н. А. Творческий путь Б. Г. Ананьева / ВП. 1997. № 6.

Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.

Левченко Е. В. Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев и петербургская психологическая школа // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа а развитии современной психологии. Тезисы науч‑практ. конф. СПб., 1995.

Левченко Е. В. История психологии отношений: Автореф…д‑ра психол. наук. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 1995.

Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: 1993.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.:

Педагогика, 1983. Леонтьев А. Н. и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) / Отв. ред. О.В. Овчинникова. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1983.

Логинова Н. А. Характерные черты концептуальной системы Б. Г. Ананьева / Психологический журнал. 1988. № 1.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. Москва; Воронеж, 1995.

Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995. Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995.

Пархоменко О. Г., Ронзин Д. В., Степанов А. А. С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал., 1989, № 3.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. Принцип развития в психологии. М., 1978.

Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997.

Психологический словарь / Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. М., 1996.

Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1982.

Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова М., 1989.

Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь» / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психология. СПб.: Питер, 1998.

Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1997.

Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа / Человек. 1994. № 5. С. 21–38.

Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994.

Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995.

Троицкий М. М. Логика: Лекции. 1884.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

Человек в системе наук. М., 1989.

Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.

Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–25.

Шадриков В. Д. Духовные способности». СПб., 1997.

Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147.

Якобсон С. Г. Проблемы этического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. – Изд‑во Моск. ун‑та. М., 1981. С. 174–179.

 


[1] Выготский Л. С. Собр. сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 166.

 

[2]Основу работы «Личность и условия ее развития и здоровья» составляет речь, произнесенная ученым 4 сентября 1905 г. на II съезде русских психиатров в Киеве. В этой работе Бехтерев дает определение личности с опорой на понятие «отношения человека», рассматривает широкий перечень факторов развития личности, включая природную и социальную среду. Достаточно детально Бехтерев обсуждает вопрос о необходимости создания благоприятных социально‑экономических и гигиенических условий полноценного развития личности, сохранения психического здоровья.

 

[3]Фрагмент первой части книги «Классификация личностей». Здесь приведен текст из книги: Избранные труды по психологии. М., 1997. С. 9–13.

 

[4]Сокр. от respective (лат.) – в зависимости от обстоятельств.

 

[5]Термины «эндо– и экзопсихический» заимствованы из написанной нами совместно с С. Л. Франком статьи: «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» (Примеч. А. Ф. Лазурского).

 

[6]Систематический перечень основных психических функций в связи с подробным изложением эндопсихических проявлений личности см. в моей «Программе исследования личности» (Примеч. А. Ф. Лазурского).

 

[7]Введение к пятой части «Основ общей психологии». Текст приводится по книге: Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

 

[8]Термин «свойства» употребляется здесь в широком смысле, как обозначающий, наряду с характерологическими чертами, также установки и направленности личности, т. е. все, что непосредственно определяет ее психический облик. (Примеч. С. Л. Рубинштейна).

 

[9]Статья была опубликована в книге «Психологическая наука в СССР» (1960) и вобрала в себя более раннюю статью Теплова «Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений» (1957). Для хрестоматии взят (с сокращениями) текст из книги: Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 151–157.

 

[10]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 48–53.

 

[11]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 175–188.

 

[12]См.: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 413.

 

[13] Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. 118.

 

[14]Фрагменты четвертой главы книги «О проблемах современного человекознания». 1977. С. 187–249.

 

[15]Статья опубликована: Психологический журнал. 1982. № 1. С. 43–51.

 

[16]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. С. 289–331.

 

[17]Впрочем, Бехтерев для обозначения группы людей пользовался понятием «собирательная личность». Он хотел этим подчеркнуть, что группа обладает некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индивидов, входящих в нее. Точнее здесь было бы применить понятие «совокупный субъект» (Примеч. Б. Ф. Ломова).

 

[18]Статья опубликована в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33.

 

[19]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 257–261.

 

[20]Фрагменты книги: Объективная психология. Текст дается по изданию: М., 1991. С. 393–394.

 

[21]Фрагменты работы Узнадзе: Экспериментальные основы психологии установки. 1949. Текст издается по изданию: Психологические исследования. М., 1966. С. 248, 289–292.

 

[22]Фрагменты книги: Человек как предмет познания. Л., 1968.

 

[23]Статья опубликована в сборнике «Проблемы личности» (1969). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 342–353.

 

[24]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 310–331.

 

[25]О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5.

 

[26]Фрагменты шестой главы «Понятие «структура» в учении о личности» и седьмой главы «Концепция динамической функциональной структуры личности» из книги: Структура и развитие личности М., 1986. С. 122–141.

 

[27]Фрагменты второй главы книги: Аномалии личности. М., 1988. С. 58–59, 89‑109.

 

[28]Фрагменты второй главы книги: Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. С. 12–34.

 

[29]Текст дается по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 97–131.

 

[30]Эндемический – местный, свойственный данной местности.

 

[31] Сикорский И. А. Вопросы нервно‑психической медицины, 1904.

 

[32]Mens sana in corpore sano (лат). – Здоровый дух в здоровом теле.

 

[33]Глава 16 из «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» (рукопись). Текст приводится по книге: Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во МГУ, 1982. С. 161–165.

 

[34]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст приводится по книге: Психология отношений. М., Воронеж, 1995. С. 53–55.

 

[35]Фрагменты из третьей части книги: Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 143–206.

 

[36]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 206–230.

 

[37]См.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 368–378.

 

[38]См.: Эльконин Э. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника // Вопросы психологии. 1971. № 4.

 

[39]См.: Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 54. М., 1935. С. 31.

 

[40] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 253.

 

[41] J. Nuttin. La Structure de la personalite. Paris, 1925. Р. 234.

 

[42] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62.

 

[43]О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 265–274.

 

[44]Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147.

 

[45]Написано автором для «Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии» (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд‑во МГУ, 1981. С. 174–179).

 

[46]Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136.

 

[47]Статья в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 426–433.

 

[48]Статья в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990.

 

[49]Фрагменты пятой главы учебника: Психология личности. М., 1990. С. 152–172.

 

[50] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228–229.

 

[51]Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10.

 

[52]Фрагменты статьи в сборнике: Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156–172.

 

[53]Фрагменты статьи, опубликованной: Психологический журнал. 1983. № 5. С. 57–65.

 

[54]«Событие» определялось как любое изменение в условиях жизни человека, в его поведении и поступках, в его внутреннем мире. (Примеч. авт.)

 

[55]Фрагменты книги: Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.

 

[56]Фрагменты статьи в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 472480.

 

[57]Фрагменты статьи в сборнике: Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. С. 89–106.

 

[58]Фрагмент из книги: Реана А. А. и Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–36.

 

[59]Фрагменты двух глав «Проблема личностной организации времени жизни» и «Время жизненного пути и развитие личности» монографии: Время личности и время жизни. СПб., 2001.

 

[60]39, с. 224

 

[61]Фрагмент статьи в сборнике «Психологические проблемы самореализации личности». Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 2000. С. 155–160.

 

[62]Текст приводится по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 101–129.

 

[63]Фрагмент из книги: Педагогическая психология. М., 1996. С. 198–204.

 

[64]Фрагмент из книги: Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1. С. 124–135.

 

[65]Фрагменты статьи, опубликованной: Социологический журнал». 1994. № 1. С. 35–52.

 

[66]Фрагмент из книги: Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. С. 45–61.

 

[67]Фрагмент из книги: Психология социального познания. М., 1997. С. 162–175.

 

[68]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровского А. В., Ярошевского М. Г.: Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 246–255.

 

[69]Фрагмент из книги: Реана А. А., Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–34.

 

[70]Фрагменты главы из книги: В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 15–33.

 

[71] Грамши А. Избр. произв.: В 3 т. М., 1969. Т. 3. С. 3.

 

[72]Фрагменты книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 30–36.

 

[73]Фрагмент из книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 40–42.

 

[74]Статья в журнале: Человек. 1994. № 5. С. 21–38.

 

[75]Именно здесь принципиально важно различить понятия «субъективное» и «психическое», оставляя за последним лишь то содержание человеческой реальности, которое еще не стало для человека предметом его практического освоения, то есть осталось объектным, а соответственно – предметом естественно‑научного познания. (Примеч. В. И. Слободчикова).

 

[76]Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. С. 17–39. Основу статьи составляет речь, прочитанная Гротом 4 марта 1895 г. на публичном годовом заседании Психологического общества в память десятилетия со времени его основания.

 

[77]Под счастьем мы разумеем и будем далее разуметь то, что понимал под ним Кант, а именно «сознание разумным существом приятности жизни, которая (по возможности) непрерывно сопровождает все его существование. (Примеч. Н. Я. Грота).

 

[78]Фрагменты главы «Смысл жизни» из книги: Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. С. 489–582.

 

[79]Статья, опубликованная: Психологический журнал. 1995. № 2. С. 15–25.

 

[80]Напомню известный эксперимент французских психологов: на кинопленке художественного фильма, который демонстрировался в одном из кинотеатров Парижа, были нанесены надписи: «Посетите ближайшее кафе». Расстояние между отдельными надписями было настолько большим, что увидеть их на экране было невозможно. Тем не менее после окончания сеанса толпы зрителей устремились к кафе, которое обычно в это время пустовало. (Примеч. В. Э. Чудновского).

 

[81]Термин, предложенный Т. А. Титовой (1974) (Примеч. В. Э. Чудновского).

 

[82]Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19–41.

 

[83]Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации (Примеч. В. Д. Шадрикова).

 

[84]Статья в журнале: Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.

 

[85]Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий)

 

[86] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 269–281.

 

[87]Путь искомого обоснования мы встречаем в гегелевском очерке «Преобразования необходимости в свободу»; связь между причиной и действием в своей истине, отмечает автор «Науки логики», предполагает возвращение причины к себе (через то, что выступает как ее действие и благодаря чему «в изначальность полагается действие, т. е. изначальность снимается; действие причины становится реакцией»).

 

[88]Сausa cui (лат) – причина самого себя (т. е. первопричина).

 

[89]Имманентный – внутренне присущий какому‑либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.

 

[90]Трансфинитный – находящийся за пределами конечного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.013 с.)