По номенклатуре основания называют гидроксидами
Формула
| Название
| Формула
| Название
| LiOH
| гидроксид лития
| Ca(OH)2
| гидроксид кальция
| NaOH
| гидроксид натрия
| Cu(OH)2
| гидроксид меди (II)
| KOH
| гидроксид калия
| Fe(OH)3
| гидроксид железа (III)
|
Получение оснований
Щелочи
| 1.Металл+вода
| 2Na+2H2O=2NaOH+H2
Ba+2H2O=Ba(OH)2+H2
| 2.Оксид+вода
| Li2O+H2O=2LiOH
CaO+H2O=Ca(OH)2
| 3.Электролиз растворов щелочных металлов
| 2NaCl+2H2O=2NaOH+Cl2+H2
| Нерастворимые основания
| Соль + щелочь
| CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
|
Химические свойства оснований
| Нерастворимые основания
| 1.Взаимодействие с кислотами
| | | 2.Взаимодействие с кислотными оксидами
| 2KOH+CO2=K2CO3+H2O
| не характерны
| 3.Действие индикаторов
| лакмус-синяя, фенолфталеин-малиновая
| окраска не изменяется
| 4.Взаимодействие с амфотерными оксидами
| 2KOH+ZnO=K2ZnO2+H2O
| не реагируют
| 5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимая соль или малорастворимое основание
| NaOH+CuCl2=Cu(OH)2 + 2NaCl
| не реагируют
| 6.При нагревании
| не разлагаются (кроме LiOH)
| Cu(OH)2=CuO+H2O
| Амфотерные гидроксиды(Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2, Fe(OH)3 и другие.
| Взаимодействуют с кислотами Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O
| Взаимодействуют с щелочами Al(OH)3+NaOH=Na[Al(OH)4]
|
Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков. Число атомов водорода определяет основность кислот.
Кислородсодержащие
кислоты
|
Бескислородные
кислоты
| HNO2, HNO3, H2SO3, H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4
| HCl, HF, HI, H2S
|
Получение кислот
Кислородсодержащие
| 1.Кислотный оксид + вода
| SO3+H2O=H2SO4
P2O5+3H2O=2H3PO4
| 2.Неметалл + сильный окислитель
| P+5HNO3+2H2O=3H3PO4+5NO
| 3.Cоль + менее летучая кислота
| NaNO3+H2SO4=HNO3+NaHSO4
|
Бескислородные
| | H2+Cl2=2HCl
| 2.Cоль + менее летучая кислота
| NaCl+H2SO4=2HCl+NaHSO4
|
Химические свойства кислот
| Бескислородные
| 1.Изменяют окраску индикаторов
| лакмус-красный, метилоранж-красный (только для растворимых кислот)
| 2.Взаимодействие с металлами, стоящими до водорода
| H2SO4+Ca=CaSO4+H2
| 2HCl+Ca=CaCl2+H2
| 2.Взаимодействие с основными оксидами
| H2SO4+CaO=CaSO4+H2O
| 2HCl+CaO=CaCl2+H2O
| 3.Взаимодействие с основаниями
| H2SO4+Ca(OH)2=CaSO4+2H2O
| 2HCl+Ca(OH)2=CaCl2+2H2O
| 4.Взаимодействие с амфотерными оксидами
| H2SO4+ZnO=ZnSO4+H2O
| 2HCl+ZnO=ZnCl2+H2O
| 5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимое, летучее или малодиссоциирующее вещество
| H2SO4+BaCl2=BaSO4+2HCl
| 2HCl+Na2CO3=2NaCl+H2O+CO2
| 6.При нагревании
| Слабые кислоты легко разлагаются H2SiO3=H2O+SiO2
| H2S=H2+S
|
Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металлов металлов (иногда входит водород) и кислотных остатков.
Получение солей
1.С использованием металлов
| Металл + неметалл
| Mg+Cl2=MgCl2
| Металл + кислота
| Zn+2HCl=ZnCI2+H2
| Металл + соль
| Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
| 2.С использованием оксидов
| | CaO+2HCl=CaCl2+H2O
| кислотный оксид + основание
| CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O
| Кислотный + основной оксиды
| CaO+CO2=CaCO3
| Основной + амфотерный оксиды
| Al2O3+CaO=Ca(AlO2)2
| 3.Реакция нейтрализации
| Кислота + основание
| H2SO4+2NaOH=Na2SO4+2H2O
| 4.Из солей
| Соль + соль
| AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
| Соль + щелочь
| CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
| Соль + кислота
| Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2
| Кислые соли получают такими же способами, что и средние, но при других мольных соотношениях (при избытке кислоты)
| NaOH+H2SO4=NaHSO4+H2O
| Основные соли образуются при взаимодействии некоторых солей со щелочами (при избытке щелочи)
| ZnCl2+NaOH=ZnOHCl+NaCl
|
|
Химические свойства солей
Разложение при прокаливании
| CaCO3=CaO+CO2
| Cоль + металл
| Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
| Соль + соль
| AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
| Соль + щелочь
| CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
| Соль + кислота
| Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2
| Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов соли с водой, приводящий к образованию слабого электролита. Все соли можно разделить на 4 группы:
1. Соль образована сильным основанием и сильной кислотой (К2SО4, NaNO3)– гидролиз не идет, среда нейтральная рН = 7.
2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7, гидролиз идет по катиону и аниону.
3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СООLi) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7, гидролиз идет по аниону.
4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7, гидролиз идет по катиону.
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается). Если продукты гидролиза летучи или нерастворимы, то он необратим.
Ход работы
Опыт
| Результат
| Опыт №1 Испытание растворов индикаторами
| В первую пробирку налейте 2 мл соляной кислоты и добавьте 1 каплю метилоранжа. Во вторую – 2 мл раствора гидроксида натрия и 1 каплю фенолфталеина, в третью – 2 мл сульфата алюминия и 1 каплю метилоранжа.
| Что наблюдаете?
1 пробирка _____________________________________________
______________________________________________
2 пробирка _____________________________________________
______________________________________________
3 пробирка ____________________________________________
______________________________________________
| Опыт №2 Взаимодействие кислот с металлами.
| Поместите в пробирку немного железных стружек, прилейте к ним 2 мл соляной кислоты и осторожно нагрейте.
| Что наблюдаете? ______________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
______________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
| Опыт №3 Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
| В пробирку поместить оксид меди (II), прибавить 2 мл раствора серной кислоты.
| Что наблюдаете?
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
| Опыт №4 Взаимодействие кислот с основаниями
| В пробирку поместить 2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина и прилить 2 мл раствора соляной кислоты.
| Что наблюдаете? _____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
| Опыт №5 Взаимодействие кислот с солями
| В пробирку поместить 1 мл раствора серной кислоты и добавить 1 мл раствора хлорида бария.
| Что наблюдаете?
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
| Опыт №6 Взаимодействие щелочей с солями
| В пробирку поместить 1 мл раствора сульфата меди (II) и прилить 1 мл раствора гидроксида натрия.
| Что наблюдаете?
__________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
| Опыт №7
Разложение нерастворимых оснований
| Пробирку с осадком, полученным в предыдущем опыте, осторожно нагреть.
| Что наблюдаете?
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции
_____________________________________________
| Опыт №8 Взаимодействие солей с металлами
| Внесите гранулу алюминия в пробирку с 2 мл раствора хлорида меди (II)
| Что наблюдаете?
______________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
| Опыт №9 Взаимодействие солей друг с другом
| В пробирку поместить 1 мл раствора хлорида натрия и прибавить 1 мл раствора нитрата серебра.
| Что наблюдаете?
______________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
| Опыт №10 Гидролиз солей различного типа
| В первую пробирку поместить 0,5 мл раствора ацетата натрия, а во вторую – 0,5 мл раствора карбоната натрия и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.
| Что наблюдаете?
_____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнения реакций.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
__________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Определите реакцию среды растворов ______________________________________________
| В пробирку поместить 0,5 мл раствора хлорида цинка и добавить 1 каплю метилоранжа.
| Что наблюдаете? _____________________________________________
Напишите уравнения реакций.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
Определите реакцию среды растворов _____________________________________________
__________________________________________
| Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вопросы для закрепления материала:
Вариант 1
1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид серы (VI)?
А NaCl Б Na20
В HN03 Г Са(ОН)2
2. С какими из следующих веществ может взаимодействовать оксид цинка?
А Н2 Б КОН
В H2S04 Г A12(S04)3
3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?
А NaCl +AgN03 Б Fe(OH)3 + H2S04
В NaOH + HN03 Г BaCl2 + H2S04
4. С какими металлами может взаимодействовать раствор хлорида меди (II)?
А Zn Б Hg
В Fe Г Ag
5. Какая кислота образуется при взаимодействии оксида фосфора (III) с водой?
А Н3Р04 Б Н4Р2О7
В НР03 Г Н3Р03
6. Какой газ выделяется при взаимодействии разбавленной серной кислоты с железом?
А H2S Б Н2
В S02 Г SO3
7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?
А Na2S04 и КС1 Б K2S04 и ВаС12
В Na2S04 и NH4C1 Г CH3COONa и Cu(N03)2
Вариант 2
1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид азота (III)?
А СаС12 Б Н2О
В H2SО4 Г КОН
2. С какими из следующих веществ может взаимодействовать оксид натрия?
А Н2О Б ВаО
В HN03 Г BaSО4
3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?
А Fe2О3 + НС1 Б Fe(OH)3 + НС1
В FeCl3 + HSCN Г Fe + НС1
4. С какими металлами может взаимодействовать раствор нитрата свинца (II)?
А Hg Б Zn
В Ag Г Fe
5. Какая кислота может образоваться при взаимодействии оксида фосфора (V) с водой?
А Н3Р02 Б НР02
В Н3Р03 Г НР03
6. С какими из металлов может взаимодействовать соляная кислота?
А Mg Б Сu
В Pt Г Ag
7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?
А Na2S04 и КС1 Б Na2S04 и Ba(N03)2
В Ca(N03)2 и (NH4)2C03 Г NaCl и KBr
Ответы на тест
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№3
Тема работы: Химические реакции
Цель: изучить типы химических реакций
Техника безопасности
1. Работа с нагревательными приборами.
2. Работа с химической посудой.
3. Работа с химическими реактивами.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, железный гвоздь, медная проволока, оксид кальция, карбонат кальция, растворы: сульфата меди (II), хлорида бария, серной и соляной кислоты, карбоната натрия, перманганата калия, сульфита натрия, вода, фенолфталеин.
Задание: Выполните опыты и оформите отчет, заполнив таблицу.
Теоретическая часть
Превращения одних веществ в другие называются химическими реакциями, или химическими явлениями. В результате химических реакций всегда образуются новые вещества. Исходные вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются реагентами, а новые вещества, которые образуются в результате химической реакции, называются продуктами реакции.
|