Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.



 

Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:

Вариант 1. I, Na, Cr, Са, Al

Вариант 2. S, P, C, K, Ne

Вариант 3. F, O, B, Ba, Si

Вариант 4. Fe, N, Zn, Kr, As

 

Элемент Mo          
е-            
р+            
n0 96-42=54          
Заряд ядра            

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Расположите следующие элементы: фосфор, магний, хлор — в по­рядке возрастания неметаллических свойств. Расположите эти элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объясните ваше решение с учетом особенностей строения атомов этих элементов.

 

2. Расположите следующие элементы: сурьма, фосфор, висмут — в порядке возрастания неметаллических свойств. Расположите эти эле­менты в порядке возрастания металлических свойств. Объясните ваше решение с учетом особенностей строения атомов этих элементов.

 

3. Расположите следующие элементы: магний, барий, стронций, бе­риллий — в порядке увеличения радиусов атомов. Как изменяются ме­таллические свойства элементов в этом ряду? Объясните причину.

 

4. Расположите следующие элементы: хлор, алюминий, кремний, натрий — в порядке увеличения радиусов атомов. Как изменяются неме­таллические свойства элементов в этом ряду? Объясните причину.

 

5. Напишите электронные формулы атомов следующих элементов: кислорода, магния, фосфора, аргона, ванадия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

 

Лабораторная работа№1

Тема работы: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. Приготовление дисперсных систем.

Цель: научитьсяполучать дисперсные системы и исследовать их свойства

Техника безопасности

1. Работа с нагревательными приборами.

2. Работа с химической посудой.

3. Работа с химическими реактивами.

Оборудование и реактивы: штатив, пробирки, стеклянный стакан,карбонат кальция, масло, мука, желатин, раствор глицерина, дистиллированная вода.

Задание: Выполните опыты и оформите отчет, заполнив таблицу.

Теоретическая часть

Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные (растворы) и гетерогенные (дисперсные) системы.

Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого - дисперсионной среде.

Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы:

  • Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это - эмульсии, суспензии, аэрозоли.
  • Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм. Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это: золи (коллоидные растворы - "клееподобные") и гели (студни).
Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля. При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции.  
Коагуляция– явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса. Различают 8 типов дисперсных систем.(д/с + д/ф)
  • Г+Ж→ аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС)
  • Г+ТВ→аэрозоль (дым, смог, пыль в воздухе)
  • Ж+Г→пена (газированные напитки, взбитые сливки)
  • Ж+Ж→эмульсия (молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма)
  • Ж+ТВ→золь, суспензия (речной и морской ил, строительные растворы, пасты)
  • ТВ+Г→твердая пена (керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад)
  • ТВ+Ж→гель (желе, желатин, косметические и медицинские мази, помада)
  • ТВ+ТВ→твердый золь (горные породы, цветные стекла)

Ход работы

Опыт Результаты
Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. В пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Что наблюдаете? Внешний вид и видимость частиц: ______________________________________________________________________ ___________________________________ Способность осаждаться и способность к коагуляции ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________  
Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств В пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина. Что наблюдаете? Внешний вид и видимость частиц: _________________________________ _________________________________ _________________________________ Способность осаждаться и способность к коагуляции _________________________________ _________________________________ _________________________________ Внешний вид после добавления глицерина ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги   Что наблюдаете? Внешний вид и видимость частиц _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ Способность осаждаться и способность к коагуляции_______________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ Наблюдается ли эффект Тиндаля __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________

 

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вопросы для закрепления материала:

1. Что такое дисперсные системы? Из каких компонентов они состоят?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Как классифицируют дисперсные системы по размерам частиц дисперсной фазы? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое суспензии и эмульсии?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

4. Как называются частицы дисперсной фазы в коллоидных растворах?_____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что такое коагуляция и чем она вызывается? ___ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Заполните таблицу

Вариант 1

 

Дисперсионная среда Дисперсная фаза Система Пример
      Туман
      Взбитые сливки
      Стекло
      Пасты
      Поролон
      Дым
      Мази
      Плазма крови

 

 

Вариант 2

 

Дисперсионная среда Дисперсная фаза Система Пример
      Горные породы
      Керамика
      Облака
      Цитоплазма
      Желатин
      Смог
      Лимонад
      Речной ил

Условия выполнения задания

1.Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

 

 

Практическая работа № 2

Тема работы: Приготовление раствора заданной концентрации

Цель: научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.

Техника безопасности

1. Работа с химической посудой.

2. Работа с химическими реактивами.

Оборудование и реактивы: химический стакан объемом 50 мл, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы с разновесами, стеклянная лопаточка, мерный цилиндр, хлорид натрия, хлорид калия, карбонат натрия, дистиллированная вода

Задание: Выполните опыты и оформите отчет

 

Теоретическая часть

Растворы — гомогенные (однородные) системы переменного состава, которые содержат два или не­сколько компонентов.

Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке. По агрегатному состоянию различают растворы: жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества: разбавленные, концентрированные, насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.

Массовой долей растворенного вещества называет­ся отношение массы растворенного вещества к массе раствора:

где ω— массовая доля растворенного вещества, выра­женная в долях единицы; m(в-ва) — масса раство­ренного вещества, г; m(р-ра) — масса раствора, г.

Массовую долю можно выражать также в процен­тах: Массовую долю растворенного вещества, выраженную в процентах, часто называют процентной концентрацией раствора.

Массу раствора можно рассчитать по формулам:

m(р-ра) = m(растворителя) + m(в-ва)

m(р-ра) = р • V

где V — объем раствора, мл; р — плотность раствора, г/мл.

 

Молярная концентрация показывает число молей растворенного вещества в одном литре раствора. Молярную концентрацию можно рассчитать по фор­муле:

, моль/л

где С — молярная концентрация, моль/л; п — коли­чество растворенного вещества, моль; , моль; V — объем раствора, л

Ход работы

Задание 1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.

Вариант 1.Приготовьте 20 г водного раствора хлорида натрия с массовой долей соли 5%.

Вариант 2. Приготовьте 25 г водного раствора хлорида калия с массовой долей соли 4%.

Вариант 3. Приготовьте 50 г водного раствора карбоната натрия с массовой долей соли

2%.

Произведите расчеты: определите какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора указанного в условии задачи.

Дано: m (раствора) = г w () = %   Найти: mвещества -? m (H2O) -? Решение:
Расчет по формуле

Приготовьте раствор. Для этого:

1. Отвесьте соль и поместите ее в стакан.

2. Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в стакан с навеской соли.

Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.

Задание 2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.

Вариант 1. Приготовить 250 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого

0,2 моль/л.

Вариант 2. Приготовить 200 мл раствора карбоната натрия, молярная концентрация

которого 0,5 моль/л.

Вариант 3. Приготовить 300 мл раствора хлорида натрия, молярная концентрация

которого 0,1 моль/л.

Произведите расчеты: рассчитайте массу растворенного вещества в 1000 мл раствора заданной молярной концентрации; рассчитайте массу растворенного вещества в предложенном объеме раствора

Дано: Vр-ра = мл С = моль/л     Найти: mвещества -? Решение:
Расчет по формуле

Приготовьте раствор.

В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). Помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.

Общий вывод: ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вопросы для закрепления материала:

Вариант 1

1. Требуется приготовить раствор массой 500 г с массовой долей хлорида кальция 14%. Рассчитайте массы требуемых хлорида кальция и воды.

 

2. В 300 мл раствора содержится 8,4 г гидроксида калия. Чему равна молярная концентрация КОН в этом растворе?

 

Вариант 2

1. К 120 г раствора фруктозы с массовой долей 14% прилили 180 мл воды. Какова массовая доля (%) фруктозы в полученном растворе?

 

2. Какую массу фосфорной кислоты надо взять для приготовления раствора объемом 500 мл, если молярная концентрация Н3РО4 равна 0,02 моль/л?

 

Вариант 3

1. Рассчитайте массу KМnO4 и объем воды, необходимые для приготовления 100 г

3%-ного раствора перманганата калия.

 

2. Вычислите молярную концентрацию раствора, содержащего в 200 мл 12,6 г азотной кислоты.

 

Вариант 4

1. При выпаривании 300 г 5%-ного раствора сахара получили раствор массой 240 г. Какова процентная концентрация полученного раствора?

 

2. Какую массу серной кислоты надо взять для приготовления раствора объемом 2,5 л, если молярная концентрация H2SO4 равна 0,1 моль/л?

 

Вариант 5

1. Какие массы йода и спирта необходимы для приготовления 300 г раствора с массовой долей йода 5%?

 

2. Какая масса хлорида меди (II) CuCl2 содержится в растворе объемом 15 л, если его молярная концентрация 0,3 моль/л?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1.Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

 

 

 

Лабораторная работа №2

Тема работы: Свойства кислот, оснований и солей. Гидролиз солей различного типа.

Цель: изучить свойства сложных неорганических веществ.

Техника безопасности

1. Работа с нагревательными приборами.

2. Работа с химической посудой.

3. Работа с химическими реактивами.

Оборудование и реактивы и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, железные стружки, гранулы алюминия, оксид меди (II), растворы: соляной и серной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди(II), хлорида меди (II), сульфата алюминия, хлорида бария, хлорида натрия, нитрата серебра, ацетата натрия, карбоната натрия, хлорида цинка, фенолфталеин, метилоранж.

Задание: Выполните опыты и оформите отчет, заполнив таблицу.

Теоретическая часть

Основания -это сложные вещества, состоящие из атома металла, связанного с одной или несколькими гидроксогруппами-ОН. Общая формула:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 809112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.091 с.)