Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Межпредметная связь

Поиск

 

 

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях СПО.

Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук - их интеграции и дифференциации. Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения общих представлений на производстве. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах. Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают обучающихся к овладению в совершенстве любой профессией.

Для того чтобы общеобразовательные и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить профессиональную направленностью. Такое преподавание должно способствовать развитию у обучающихся способностей, необходимых для овладения профессиональными навыками, профессиональным опытом.

Определять профессиональную направленность общеобразовательных и общетехнических дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выделение в курсах общеобразовательных предметов материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера будет способствовать воспитанию у обучающихся ценностного отношения к своей профессии. К Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.

Учебные программы должны учитывать цели и задачи базовых предприятий и, прежде всего, содержание учебной практики. Это даст возможность обучающимся в дальнейшем быстро адаптироваться в производственных условиях. Таким образом, требование научно-технического прогресса привели к необходимости расширения профиля подготовки рабочих в учебных заведениях СПО, а это, в свою очередь, выдвинуло задачи целенаправленного изучения различных предметов, соединения знаний в единую систему, организации обучения на основе органической взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования.

Основой межпредметных связей должна являться профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста.

Обучающиеся старших курсов за короткий семестровый период получают большой объём знаний и информаций по ранее незнакомым спецдисциплинам. При этом им необходимо сконцентрировать и объединить разнообразные знания, умения, навыки теоретического, лабораторного и практического курса. Всё это обучающимися должно восприниматься как единый взаимосвязанный комплекс.

Обучаемый должен соотносить знания, полученные в аудитории, по различным спецдисциплинам, и устанавливать связь между ними, что самостоятельно обучающемуся сделать достаточно трудно.

Прежде, чем приступить к рассмотрению этих направлений реализации межпредметных связей в процессе обучения, было бы целесообразно определить содержание самого понятия «межпредметные связи». Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что на современном этапе развития педагогической науки и практики нет единого толкования этого понятия. Это очевидно связано с тем, что оно относится к общедидактическим понятиям.

Психологи рассматривают это понятие опираясь на специфику своего предмета, дидакты и методисты определяют «межпредметные связи» либо как дидактическое условие, либо как принцип дидактики, физиологи трактуют его исходя из физиологических процессов в организме человека, и т.д.

О. А. Яворук в монографии «Теория и практика интегративных курсов» вводит понятие дидактики межпредметных связей, что значительно углубляет содержание этого понятия.

· межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления);

· межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения обучающихся, развития их творческих способностей (на уровне дидактического условия).

· межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в прцессе формирования диалектического мировозрения обучающихся и роста их творческих способностей (на уровне дидактического процесса).

· межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д., так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа).

· межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - «межпредметных знаний», позволяющий развивать концептуальный стиль мышления обучающихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии).

Проведенные исследования показали, что в основе системы профессиональной подготовки будущего специалиста должен лежать дидактический принцип межпредметных связей с его нормативными и сущностными функциями и психологический принцип единства сознания, личности и деятельности, впервые введенный в дидактику А.В. Петровым.

Исходя из всего вышесказанного, мы вводим в дидактику следующее определение межпредметных связей.

В широком смысле слова:

· Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у обучающихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.

В узком (предметном) смысле слова

· Межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.

Следует подчеркнуть, что в самом определении принципа межпредметных связей уже заложено понятие системности, так как его нормативные функции составляют динамичную систему управления развитием концептуального стиля мышления обучающихся, т.е. целостного видения мира, через методически обоснованное интегральное использование учебных и научных дисциплин, позволяющее охватить все стороны изучаемого предмета, явления или процесса, все его связи и отношения с явлениями окружающего мира.

Особое значение приобретают межпредметные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Можно выделить три модели межпредметных связей:

1) общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;

2) общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;

3) спецдисциплины – спецдисциплины.

Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.

При установлении и реализации межпредметных связей на том или ином уровне необходимо:

1. Исходя из темы, четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение ведущих положений и основных знаний изучаемой темы;

2. Обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;

3. Объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;

4. Содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных дисциплин;

5. Нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.

Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок.

Для формирования системного знания и разработки интегрированных курсов в свох работах В. С. Кукушин выделяет следующие типы междисциплинарных связей:

1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой. При изучении определяется базисное ядро знаний по каждой дисциплине, ее тезаурус, структура связей дисциплин. Возможна разработка по каждой дисциплине пакета тестовых заданий входного контроля знаний; адаптивные программы автоматизированного обучения по восполнению пробелов базисных знаний, обучающихся; пакет заданий итогового контроля по каждой дисциплине; методика сквозного контроля и восполнения пробелов знаний в течение всего курса обучения.

Например, гуманитарные дисциплины: история, литература, обществознание, культурология - тесно связаны между собой. Интегрированные занятия по истории и литературе позволяют изучать исторические события через произведения литературы, через судьбы литературных героев.

2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера. Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах.

3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления, методы решения эвристических задач. Ментально-опосредованные связи возникают при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин. Они касаются процессуальной стороны преподавания, развивают профессионально-интеллектуальные умения.

4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой.

Как показывает практика работы, межпредметные связи осуществляются преподавателями:

· на отдельных занятиях (эпизодические) - первый уровень;

· в системе занятий (частно-системные) - второй уровень;

· постоянно (системные) - третий уровень.

Третий уровень наиболее оптимален и эффективен, так как очень важно, чтобы обучающиеся видели в работе преподавателя и в его деятельности определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок обучающимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения.

Уровни организации учебного процесса на основе междисциплинарных связей

Выделяются следующие уровни организации учебного процесса на основе междисциплинарных связей:

· урочный (обобщающие уроки, учебные темы);

· тематический - вся система занятий учебной темы подчиняется решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими дисциплинами, курсами);

· сквозной - система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;

· внутрицикловой (например, одна и та же тема в разных дисциплинах);

· межцикловой (разные дисциплины = общие темы = дополняют друг друга) - конкретизация учебного материала в ракурсе межпредметной системы.

Использование межпредметных связей в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей.

 

 

По содержанию изучаемого материал   1. Использование знаний, обучающихся по другим предметам, их производственного и жизненного опыта для более глубокого усвоения знаний по данному предмету. 2. Единство законов и теорий, применяемых для объяснения аналогичных явлений, процессов, изучаемых в разных предметах. 3. Единство трактовки аналогичных понятий, явлений, процессов, изучаемых в разных предметах 4. Рациональный отбор изучаемого материала разных предметов в зависимости от значимости его в системе знаний и умений, обучающихся по предмету. 5. Комплексное применение знаний и умений обучающихся, усвоенных ими при изучении разных предметов
 
   
     
     
По формируемым умениям и навыкам   1. Координация методов и методических приемов учебной работы, применяемых преподавателями разных предметов. 2. Координация средств обучения и способов их применения при изучении разных предметов. 3. Координация методов и средств развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся при изучении разных предметов. 4. Единство педагогических требований к обучающимся со стороны всех педагогических работников учебного заведения 5. Координация путей развития коллективизма, Товарищества, взаимопомощи обучающихся и т.п.
 
   
По методам и средствам обучения, воспитания развития   1. Координация методов и методических приемов учебной работы, применяемых преподавателями разных предметов. 2. Координация средств обучения и способов их применения при изучении разных предметов. 3. Координация методов и средств развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся при изучении разных предметов. 4. Единство педагогических требований к обучающихся со стороны всех педагогических работников учебного заведения 5. Координация путей развития коллективизма, товарищества, взаимопомощи обучающихся и т.п.
 
   
   

 

Таблица 1. Типы и способы как педагогическое средство общения и систематизации знаний

 

Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа мастеров и преподавателей по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков – системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса.

Раздел 2. Учебно-методический комплекс к уроку учебной практики «Выполнение таврового соединения»

Содержание

1. План учебного процесса.

2. Программа учебной практики

3. Календарно–тематический план урока.

4. Приложения 1. Комплексно - методическое обеспечения урока.

5. Приложения 2. Источники подготовки к занятиям.

6. Приложение 3. Межпредметная связь

7. Перечень учебно-производственных работ.

8. План урока учебной практики «Электрогазосварщик». «Выполнение таврового соединения».

9. Конспект урока.

10. Инструкционная технологическая карта 4.4.1 по теме: «Выполнение таврового соединения»

11. Карточка - задания 4.6.2.

12. Тест 4.7.1.


          ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА                
 
  051001 Профессиональное обучение          
(Сварочное производство)  
Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик количество часов   Курсы обучения    
Формы промежуточной аттестации максимальная самостоятельная учебная работа Обязательная аудиторная I курс II курс III курс IV курс  
Всего занятий в т. ч. 1 сем. / 2 сем. / 3 сем. / 4 сем./ 5 сем./ 6 сем./ 7 сем./ 8 сем./  
                 
                 
лаб. и практ. занятий курсовых работ (проектов) 17 нед 23 нед 17 нед 24 нед 17 нед 23 нед 17 нед    
нед  
                                 
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 4з/1дз/2э                            
ОГСЭ.01 Основы философии -                            
ОГСЭ.02 Психология общения -                            
ОГСЭ.03 История З                            
ОГСЭ.04 Иностранный язык -,-, ДЗ,З,Э,З,Э                            
ОГСЭ.05 Физическая культура З,З,З,З,З,З,З,ДЗ                            
ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи З                            
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 1з/1дз/0э                            
ЕН.01 Математика ДЗ                            
ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности -,-,З                            
ЕН.03 Физика -                            
П.00 Профессиональный цикл 15з/14дз/15э/5эк                            
  ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 8з/2дз/6э                            
  ОП.01 Общая и профессиональная педагогика З,Э                            
  ОП.02 Общая и профессиональная психология З,Э                            
  ОП.03 Возрастная анатомия, физиология, гигиена -                            
  ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности -, З                            
  ОП.05 Отраслевые общепрофессиональные дисциплины, устанавливаемые для специальности 4з/2дз/4э                            
  ОП.05.01 Метрология, стандартизация и подтверждение качества _,Э                            
  ОП.05.02 Экономика отрасли _,Э                            
  ОП.05.03 Охрана труда З                            
  ОП.05.04 Инженерная графика -,ДЗ                            
  ОП.05.05 Материаловедение З,-,ДЗ,Э                            
  ОП.05.06 Электротехника _, З                            
  ОП.05.07 Основы технической механики Э                            
  ОП.05.08 Основы педагогического мастерства З                            
  ОП.06 Безопасность жизнедеятельности З                            
  ПМ.00 Профессиональные модули 7з/12дз/9э+5эк                            
  ПМ.01 Организация учебно-производственного процесса 0з/2дз/1э+эк                            
  МДК.01.01 Методика профессионального обучения -,Э                            
  МДК.01.02 Методика производственного процесса ДЗ                            
  ПП.01. Производственная практика (практика по профилю специальности) ДЗ                            
  ПМ.02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности 0з/3дз/0э+эк                            
                                                                                     
МДК.02.01 Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности ДЗ,ДЗ                          
УП.02. Учебная практика _                          
ПП.02. Производственная практика (практика по профилю специальности) ДЗ                          
ПМ.03 Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих) 0з/2дз/0э+эк                          
МДК.03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастера производственного обучения _,ДЗ                          
ПП.03. Производственная практика (практика по профилю специальности) ДЗ                          
ПМ.04 Участие в организации технологического процесса 6з/3дз/5э/эк                          
МДК 04.01 Технология сварочных работ З,Э,Э,З                          
МДК 04.02 Основное оборудование для производства сварных конструкций _,_,_,Э                          
МДК 04.03 основы расчета и проектиролвания сварных З,_,ДЗ,З,Э                          
МДК 04.04 Основы проектипрования технологических епроцессов _,З,Э                          
МДК 04.05 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций ДЗ                          
МДК 04.06 Организация и планирование проихзводственных работ на сварочном участке З                          
УП.04. Учебная практика -, ДЗ                          
ПП.04. Производственная практика (практика по профилю специальности) -,-,-,-                          
ПМ.05 Выполнение работ по профессии "Сварщик" 1з/2ДЗ/3э,эк                          
МДК.05.01 основы теории сварки и резки металлов З,Э                          
МДК.05.02 Технолгия газовой сварки и резки металлов                            
МДК.05.03 Технология ручной, дуговой сварки и резки металлов Э                          
МДК.05.04 Технология электросварочных и газосварочных работ ДЗ                          
УП.05. Учебная практика ДЗ                          
ПП.05. Производственная практика (практика по профилю специальности) -                          
  Всего по циклам ОПОП 22з/14дз/21э/5эк                          
ПДП. Производственная практика (преддипломная практика) 8 нед.                          
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.                         6 нед.
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.                         4 нед.
ГИА.02 Защита квалификационной работы 2 нед.                         2 нед.
Консультации на учебную группу по 100 часов в год (всего 400 час.) Всего дисциплин и МДК                
Государственная (итоговая) аттестация                
1. Программа углубленной подготовки                
1.1. Дипломная работа педагогического содержания учебной практики                
Выполнение дипломного работы с 14 мая по 10 июня (всего 4 нед.) производств. практики                
Защита дипломного проекта (работы) с 11 июня по 22 июня (всего 2 нед.) преддипломн. практики                
1.2. Государственные экзамены – 3: экзаменов                
Основы расчета и проектирования сварных конструкций, основы проектирования технологических процессов, организация ипланирование производственных работ на сварочном участке дифф. зачетов           -    
зачетов               -

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.012 с.)