Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование компьютерных технологий на уроках музыки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дидактические возможности использования мультимедийного компьютера на уроках музыки достаточно обширны. Он может служить источником информации, изложенной в структурированной лаконичной форме, представлять качественный наглядный материал в процессе устного изложения содержания новой темы учителем. Цифровое воспроизведение произведения наиболее полно отвечает потребностям современных школьников, создавая эмоциональное отношение к звуковой информации. Оно активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяя осуществить повтор представленных сведений, их обобщение и систематизацию с последующим контролем. Применение мультимедийных НИТО создают предпосылки для поиска новых эффективных методов и форм обучения в музыкальном образовании с учетом развития достижений современной дидактики. Информационная насыщенность уроков искусства, возможность погружения в традиции и быт периода творения композитором изучаемого опуса позволяют создать необходимую эмоциональную атмосферу для соответствующего восприятия звучащего произведения, а также выдержать динамичность драматургии проведения занятия. На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует наглядному усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся. Информационные технологии придают современный уровень и урокам музыки в начальной школе, обогащают его методические возможности, позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть. Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Во многих школах уроки музыки проводятся в актовом зале, где нет должных условий для проведения урока музыки, в таком случае очень выручает использование компьютерных технологий, а особенно мультимедиа проектора. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Например, если ученикам понравилась та или иная песня, то можно дать им задание зайти на определенный сайт, где они могут послушать несколько вариантов исполнения этой песни, скачать ее текст, и дать задание дома сравнить несколько вариантов исполнения этой песни. Подобные задания считаются важными потому что, поток информации, исходящий сейчас из всех средств массовой информации, среди которых и Интернет, неограничен. Задача учителя – направить этот поток в нужное русло, обратить внимание учащихся на полезные сайты, научить правильно, добывать и обрабатывать информацию. Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в начальной общеобразовательной школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них: Ø прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность); Ø вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен); Ø изучение истории и теории музыкального материала; Ø внеклассная работа; Ø получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет. Построение музыкального воспитания и обучения с применением мультимедиа зависит от количества учащихся и персональных компьютеров. Учитывая это, возможна организация коллективной, групповой и индивидуальной форм проведения занятий с использованием мультимедиа: ü педагог - коллектив - один компьютер; ü педагог - группа учеников - один компьютер; ü педагог - ученик - компьютер; ü ученик-компьютер. На современном этапе развития информатизации образовательного процесса и оснащения компьютерной техникой аудиторий, предназначенных для проведения общеобразовательных дисциплин, целесообразно применение коллективной формы обучения. В этом случае учитель использует мультимедиа для объяснения нового материала, демонстрации музыкального произведения, фрагментов концертов, других музыкальных явлений, недоступных для непосредственного наблюдения. С их помощью акцентируется внимание учеников на ключевых моментах во время изложения учебного и музыкального материала. В рассматриваемом контексте учитель является главным источником сведений о музыкальных стилях и жанрах, творчестве композиторов и характеристике музыкальных произведений, музыкальной и нотной грамоте. Как и в традиционной форме организации музыкального занятия, он остается ведущим в процессе информационной, исполнительской, контрольной, корректирующей, воспитательной деятельности на уроке. Преподаватель должен тщательно продумать и оценить эффективность использования мультимедиа и средств обучения в соответствии с конечными целями учебного курса, предварительными знаниями и опытом участников, учебными программой и планом. Преимущество коллективного проведения занятий связано также со спецификой видов музыкальной деятельности (слушания и исполнения произведений), которые предполагают групповые формы работы с целью формирования умения сопереживать и выражать свои впечатления, развития непосредственной коммуникации в классе. Применение мультимедиа позволяет эффективнее использовать методы проблемного обучения в работе со школьниками. С помощью программного обеспечения появляется возможность проверки решения поставленной творческой задачи, выявления положительных и отрицательных моментов каждого из предложенных вариантов, выбора наиболее эффективного с эстетической точки зрения. На предметах цикла "Искусство" большое значение играет развитие личностного видения проблемы и оригинального ее решения, соответствующего мировоззрению учащегося. Это может быть организация музыкальных звуков в мелодическое, ритмически организованное построение, записанное и воспроизведенное с помощью музыкальных нотных редакторов; и выстраивание ряда слайдов, соответствующих драматургии музыкального произведения и собственному видению школьника. Внедрение в систему музыкального образования мультимедийных средств обучения способствует обращению к таким формам проведения занятия, как урок-экскурсия, с демонстрацией фрагментов концертов выдающихся исполнителей, фестивалей классической и современной академической музыки, спектаклей опер и балетов. Урок-концерт может быть составлен из конкурсных выступлений учеников, исполняющих песни с караоке-сопровождением. На уроке-путешествии можно получить представление о развитии музыкальной культуры определенной страны, узнать информацию о наиболее известных композиторах и их произведениях с помощью электронных энциклопедических изданий, которые также способствуют организации монографических уроков, раскрывающих жизненный и творческий путь изучаемого композитора и знакомящих с его выдающимися произведениями. Сравнивая и анализируя образцы культурно-исторического наследия, ученик приходит к осознанию различия нюансов звучания музыкального произведения, пониманию образного содержания произведений классического наследия. Организация групповых занятий с одним компьютером имеет большое значение в развитии коммуникационных способностей школьников, формировании умения, формулировать, высказывать и аргументировано отстаивать свою художественную точку зрения. Вторая форма организации урока: "учитель - группа учеников - один компьютер" предполагает возможность выполнения практических заданий с помощью персонального компьютера в классе под руководством учителя. В процессе обучения формируются практические умения работы с микропроцессорной вычислительной техникой и программами-тренажерами, знакомящими с музыкальными возможностями НИТО. Фронтальный и индивидуальный типы заданий для каждой группы должны распределяться с учетом уровня имеющихся знаний и усвоения предыдущего материала учащимися, наличия электронно-вычислительной техники, периферийного оборудования и соответствующего программного обеспечения, степени информационной культуры участников учебного процесса. В процессе работы группы с электронным учебником или обучающими программами у школьников появляется возможность работы с отдельными разделами учебного материала, многократного повторения фрагмента музыкального произведения. Такая форма обучения приводит к ускорению процесса усвоения информации за счет своевременной корректировки и разъяснений более сильными учащимися – отстающих. Ученики, испытывающие психологический дискомфорт при работе с вычислительной техникой и необходимостью самостоятельного осуществления каких-либо действий, обретают уверенность благодаря коллективной поддержке со стороны одноклассников. Групповая форма обучения помогает преодолеть информационное расслоение среди школьников, имеющих элементарные навыки компьютерной грамотности и начинающих ее осваивать. В процессе совместной работы ученики должны проявлять взаимоуважение, внимательное отношение к идеям и мнениям друг друга, принимать совместные решения для достижения поставленной цели. Поэтому при организации учебного творчества, преподавателю необходимо учитывать особенности общения и деятельности каждого учащегося, степень их социализации. Групповая форма работы должна применяться с целью формирования музыкальных умений и навыков учеников. Она связана с развитием музыкальных способностей: мелодического, гармонического, полифонического, тембрового слуха; чувства ритма, жанра, стиля; наиболее целостного образного восприятия музыкального произведения. В этом случае группа обучающихся осуществляет изучение и анализ отдельных элементов языка музыкального сочинения, готовится к текущему или итоговому контролю. Предлагаемая форма обучения может быть использована в условиях отсутствия достаточного технического обеспечения общеобразовательного учебного заведения. Применение модели "учитель - ученик - компьютер" в общем музыкальном образовании наиболее уместно во время проведения факультативных занятий. Подразумевается, что школьники обладают определенным уровнем компьютерной грамотности и знакомы с алгоритмами функционирования программного обеспечения. Для того чтобы ознакомить их с новыми информационными средствами обучения рекомендуется начинать занятия с демонстрации самостоятельно выполненных работ учащимися других классов. Если же школьники еще не владеют достаточными навыками работы с компьютерными программами, в построении занятий уместно использование технологий программированного обучения. Их внедрение в учебный процесс предполагает освоение линейных мультимедийных приложений учебного содержания, которые последовательно проводят учеников через все запрограммированные этапы. Ученик может выбирать блоки изучаемого материала и их последовательность с ограниченным контролем над ходом изложения. Преимущество линейной навигации заключается в структурированном представлении информации, способствующей концентрации внимания обучающегося. Такой стиль можно рекомендовать, когда учащимся предстоит усвоить знания из области элементарной теории музыки. Известно, что индивидуальная форма работы школьников дома является составной частью процесса обучения. В последнее время отмечается увеличение количества учеников, являющихся обладателями персонального мультимедийного компьютера. С его помощью появляется возможность выполнять, следующие виды учебной деятельности: · поиск необходимой информации для выполнения задания (доклада); · обработка текста и его редактирование; · прослушивание музыкального произведения в домашних условиях; · изменение акустического звучания в соответствии с собственными эстетическими потребностями; · изучение сочинения как физического явления в драматургической динамике развития; · выполнение заданий из области элементарной теории музыки; · развитие музыкальных способностей с помощью тренажеров; · создание собственной модели музыкальной композиции с использованием программ-конструкторов (моделирование, создание, вариационность, исполнение); · запись созданных сочинений на цифровые носители для представления на уроках музыки. Центральное место в рассматриваемой схеме является познавательная деятельность обучающегося в соответствии с его приоритетами, выходящими за рамки урока музыки. В отсутствии педагога функции управления: принятие решений, поиск информации осуществляются самим обучающимся, что с одной стороны способствует формированию потребности в самообразовании, раскрытии и развитии индивидуальных способностей, усилению познавательной активности. С другой - расхождение траекторий общего музыкального образования и личных предпочтений не создает предпосылок для формирования у него целостного восприятия интонационного мира музыкального искусства. Становясь средством эстетического воспитания и творческого развития, мультимедийная технология способствовала процессу формирования устойчивой познавательности в постоянно изменяющемся мире. Использование технологии мультимедиа в процессе музыкальной творческой деятельности меняет представление о применении компьютера. Только в качестве средства обучения в общем музыкальном образовании он призван, стимулировать творческие, аналитические процессы интеллектуального и духовного развития личности [2].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.009 с.) |