Теории происхождения и становления государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения и становления государства.



Общеправовые принципы раскрываются в Конституциях, причем раскрытие этих принципов происходит не в одной, а в ряде статей, закрепленных конституцией в главе «основные права и свободы человека и гражданина»

 

2 билет. 1 Власть – возможность требовать подчинения.

«Власть – право требовать подчинения» (Дж. Локк).

В первом случае власть присваивалась с согласия или не согласия других, во втором случае право наделялось только согласием.

Мононормы – единство правовых начал и моральных устоев.

(когда появилась производящая экономика).

1. В содержании мононорм, отразилось качественное изменение всех сторон жизни общества – переход от мифического сознания к магическому, связанному с творческим процессом зарождения некого высшего существа;

2. По способу регулирования продолжает развиваться система запретов и предписаний, но позитивное обязывание постепенно уступает отношениям позитивного связывания, а именно взаимозависимости. Растет уровень образования, сознания, зарождается культура.

Человек начинает себя отличать от животного, но пока не умеет себя вести как Человек, ибо не осознал ещё себя таковым.

3. По формам выражения – подражание действиям животным заменяется подражанием действиям богов, закреплено в агрокалендарях (соединение пространства и времени); появился новый элемент – четкое фиксирование письменных источников норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.

Главным отличием права от других социальных норм является то, что оно утверждается и подтверждается путём издания специальных актов, содержащих правовые нормы:

ü федеральные законы;

ü законы субъектов;

ü нормативно-правовые акты;

ü нормативные акты;

ü правовые акты, в том числе судебные решения.

Право занимается обеспечением, служит реализации политики через законы, или соединяясь с духовно нравственной сферой непосредственно управляет человеком и обществом, определяя политику государства. Таким образом право и политика неразрывно связана с нравственным или порочным устройством общества. А право опирается на свой дух.

2 В развитых цивилизованных странах социальная сущность права выражает волю всего общества и направлено на охрану и защиту интересов личности, согласование потребностей различных социальных слоев, координацию их интересов, призвано быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми.

Цивилизация подразумевает, что право – единственный посредник для достижения оптимального согласования между публичными (общественными), групповыми и индивидуальными(личными) интересами, служащий общенациональным благам и потребностям личности.

Без права не может существовать современное общество. Это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Элемент, служащий главным инструментом регулирования общественных отношений.

Право реализуется через закон, который устанавливает в современном государстве равноправное существование всех форм собственности, определяет права и обязанности участников гражданского оборота, порядок разрешения имущественных споров, устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение своих прав и обязанностей, злоупотребление правом и иные виды правонарушений.

Билет 3

Билет

Билет

Сущность государства и права (классовая, социальная и гуманистическая).

Билет

1. Теории права (естественное право, историческая школа права, теория прав и свобод человека)

Теория естественного права основана на признание всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоит в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего права.

Школа естественного права сформировалась к концу XVII - началу XVIII вв. Этому способствовала продолжительная, динамичная и плодотворная эволюция философии естественного закона, яркими представителями которой были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и средневековые схоласты.

Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

 

Учение исторической школы

Время и место возникновения исторической школы определяются временем победной борьбы германской нации за освобождение ее от французского господства под главенством Наполеона I. Поводом послужил вопрос об издании для всей Германии гражданского кодекса в противовес кодексу Наполеона.

 

Главные представители исторической школы - это Савиньи и его ученик Пухта, оказавший немалое влияние на своего учителя. Замечательно, что оба они по мере отдаления от общественных условий, вызвавших их учение, стали смягчать резкие черты своего направления.

Выступление исторической школы в начале XIX столетия являлось

протестом против школы естественного права, господствовавшей в XVIII в. по основаниям отчасти философским, отчасти политическим. «Рационализму противостоял историзм как стремление к основанному на фактах знанию».

«Сменилась основная проблема философии права. На место вопроса, как преобразовать право, стал вопрос, как образуется право. Если прежде обнаруживалась наклонность раздвоить право на положительное, обязанное своим происхождением предрассудкам и произволу, и естественное, раскрываемое из разума или природы, то теперь проявляется стремление свести право к единству. Все право - положительное, все право имеет общий источник происхождения и все право подлежит одним и тем же условиям развития.» Учение исторической школы есть утверждение развития права против произвольности исторического права и неизменности естественного права.

Отрицая человеческий произвол в образовании права, представители исторической школы отвергали и внешние факторы, под влиянием которых могло бы складываться развитие права. «Право образуется только посредством внутренних, незаметно, тайно действующих сил. Право есть продукт народного духа, который дается каждому народу (нации) при выступлении его на историческую сцену и который живет и проявляется во всех членах народа (нации). Таким путем создается народное правосознание - неисчерпаемый и единственный источник права. Поэтому у каждого народа право имеет свои характерные черты, отличающие данный народ от других, как отличают его язык, нравы, учреждения».

«Нормы права могут вылиться из народного правосознания двояким образом: непосредственно в форме обычаев и посредственно через законодателя. Конечно, законы тоже отражают народное правосознание, как и обычное право, но то обстоятельство, что законные нормы проходят через отделку законодателя, подрывает в глазах исторической школы ценность этой формы права по сравнению с обычным правом. Обычное право, особенно после исследования Пухты, стало любимым детищем исторической школы».

Отрицая творческое воздействие личности на образование права, отстаивая идею саморазвития путем внутреннего процесса, историческая школа должна была принять консервативное направление. Учение исторической школы противоречит исторической действительности: утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путем, историческая школа обошла два исторических явления в процессе образования права: внешнее влияние и внутреннюю борьбу. Народный дух, этот неиссякаемый источник правообразования, не имеет в себе ничего исторически реального.

Билет

Билет №14

1. Легитимность органов гос.власти. Демократия и правовое гос-во

Легитимность – осознание и признание обществом и каждым человеком правовых установлений.- это признак государства.

демократия – это, прежде всего, форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. К тому же, демократия – это политический режим, характеризующийся значительной степенью участия граждан в управлении делами государства.

Демократия как форма правления политической и социальной организации общества, государства и власти не может пользоваться доверием общества, если не будет действовать в рамках права, закона. Демократия более гибкая категория, чем право и процедура. Ее формы и содержание могут претерпевать существенные изменения, в то время как законодательство и процедура остаются относительно постоянными.

признают правовое государство, как необходимое условие развития общества, но не осознали самого концепта – природы правового государства.

Само по себе правосознание даёт возможность поддерживать существующее положение, но не менять его кардинальным образом. Правовое государство является как раз механизмом для эффективной реализации власти народа – демократии: «Во имя народа и от имени народа» (Конституция США). Для реализации власти необходимы органы власти, то есть системы, структуры способные, действуя в интересах всех и каждого, уважая положения граждан, регулировать, с помощью политико-правовых механизмов, общественные отношения.

В правовом государстве предусмотрено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Но особенность правового государства заключена в том, что не власть определяет что и как регулировать, а право.

И в случае возникновения конфликтом между органами власти, между человеком и органами власти единственным возможным разрешением конфликта является система органов правосудия.

 

Билет№15

Билет№16

Билет №17

1. Структура федеральных органов исполнительной власти. Отличие министерств, федеральных служб и агентств

Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Федера́льная слу́жба — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России

Министерство — орган государственного управления отдельной сферы деятельности. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел,финансов, здравоохранения и пр.)

В некоторых странах (Швейцария, Филиппины, США) министерства называют департаментами, в Гонконге — бюро.

 

Агенство =- учреждение, выполняющее определенную государственную, общественную, социальную функцию. Например, агентство по защите прав потребителей, рекламные агентства,туристическое агентство.

 

Билет

1. Формы государства и ее конституционно-правовая основа: форма государственного правления, форма государственного устройства, политический режим или политическая система.

форма государственного правления-Существуют исторически сложившиеся след.формы правления:1.монархия,2.республика,3.империя.

- Монархия (произв. от греч. слова – «единовластие»). Сущность монархии – верховная власть в стране сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства, передаётся по наследству. Монархия: абсолютная, ограниченная, теократическая.

В абсолютной монархии вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха, он же именуется помазанником Божьим на земле (Россия до 18 веке, Франция до революции), по сути является исторически переходным видом государства.

В ограниченной монархии власть монарха ограничена выборным органом-парламентом; или особым правовым актом-конституцией. Пример: Великобритания.

Парламентская монархия-Бельгия, Дания, Нидерланды. В этих странах монархия сохранилась как традиция, что способствует укреплению государства.

Дуалистическая монархия - в странах Азии и Африки; власть сосредоточена в руках монарха больших полномочий или государственной власти. Вся исполнительная власть и право налагать «вето» на законы, издаваемые парламентом.

-Республика. Государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определённый срок органам государственной власти – народным представителям: депутатам. Современные республики делятся на:

1) президентская республика- государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей

2) парламентская республика- государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий

3) Смешанная.в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны

-Империя – сложное многонациональное государство, создаваемое с целью захвата или присоединения и насильственного или договорного удержания в своём составе суверенных, в том числе и соседних государств, одним мощным, деспотическим государством

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

Выделяется три основные формы государственного устройства:

- Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

- Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации

- Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

Политический режим или политическая система

 

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

• политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.

• политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

• социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

• политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.

• политическая практика, состоящая из политической деятельности.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

 

2) Механизм правового регулирования (система правового регулирования).

 

Механизм правового регулирования – сложное явление, позволяющее понять, установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений.

 

механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового регулирования.

Главное – то, что этот механизм представляет собой важную общетеоретическую категорию, определенную идеальную модель, позволяющую, во-первых, собрать вместе, рассмотреть как целостность, явления правовой действительности (нормы, правоотношения и др.), участвующие в правовом воздействии, и, во-вторых, представить их в работающем, системном виде, что характеризует результативность правового регулирования.

основные элементы его механизма:

1. Нормы права. С точки зрения правового регулирования, норма права представляет его важнейший элемент, выступающий в качестве своеобразного эталона, масштаба. Нормы права раскрывают содержание самого правила поведения, определяют круг субъектов, на которых распространяется ее действие, виды правового поведения субъектов права, устанавливают меры юридической ответственности за нарушение установленных правил и др.

2. Правоотношение. В теории права утвердился вывод, согласно которому правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, возникающее на основе определенного юридического факта. В рассматриваемом плане значимо то, что правоотношение соответствует второй стадии правового регулирования.

 

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей. Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент рассматриваемого механизма, как акты реализации норм права (соблюдение, исполнение, использование). Имеется в виду фактическое поведение индивидов и организаций.

Особое место в механизме правового регулирования могут занимать применение норм права и акты применения права. Имеются в виду властные веления компетентных органов, которые проводят требования норм права в жизнь, нередко в связи с сложными, спорными, конфликтными ситуациями, гарантируют осуществление прав и обязанностей (например, решение суда по конкретному юридическому делу).

 

Билет

 

1. Политическая система общества и гражданское общество. Их отличие от государственной системы.

Политическая система общества.

Политическая система общества – сложный комплекс, объединяющий государственные институты, политические партии, общественные организации и объединения, в рамках которого происходит политическая жизнь общества, осуществляется государственная и политическая власть.

1. политика – концентрирует выражение экономики, преследует защиту и отстаивание экономических интересов, связано с правительством, обменом и распределением общественных благ (от греческого - город).

2. власть.

Политическая власть – негосударственный механизм, обеспечивающий реализацию программ и проектов, идей и концепций, разработанных и реализуемых институтами политической власти (партии, общественные организации, общественные движения, органы территориального местного самоуправления, трудовые коллективы и иные объединения граждан, в том числе сходы, собрания, создание которых не запрещено действующим законодательством.

После октября 1917 года была установлена политическая система (до 1988 г.)

1. закрытая система - на основе классового принципа (все что не соответствует интересам рабочего класса, считается враждебным).

2. преобладают методы революционного насилия, обусловленные низким уровнем общественной и политической культуры трудящихся, что нашло закрепление в существовании закрепленной разветвленной карательной системы.

3. система основывается на принципах совмещения концентрации политических функций в руках правящей коммунистической партии.

4. Связующим звеном системы являлась монопольная власть партии.

5. в основе механизма формирования и функционирования власти лежал номенклатурный принцип, характерной чертой которого являлась номенклатура – закрытая система попасть в которую было сложно, но престижно. Эта номенклатура включала лиц, обладающих абсолютной экономической, политической и идеологической властью.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

• политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.

• политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

• социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

• политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.

• политическая практика, состоящая из политической деятельности.

Гражданское общество.

• Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

• Признаки гражданского общества:

• наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

• развитая демократия;

• правовая защищённость граждан;

• определённый уровень гражданской культуры;

• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

• самоуправление;

• конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

• свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

Функции гражданского общества

На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.2) На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.3) Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.4) Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.5) Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

 

 

2 Принципы правового регулирования (общие дозволения, общие запреты)

 

типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволений, обязываний и запретов.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его можно сформулировать так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако, совершение некоторых сделок индивидам, организациям запрещено (купля–продажа оружия, наркотиков). Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т.д.). Общедозволительный тип регулирования выполняет в праве регулятивно-направляющую роль, определяет для граждан и их объединений ту или иную меру свободы. Он характерен в основном для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

В то же время общие дозволения (именно дозволения!) могут непосредственно порождать юридические последствия: как таковые они могут быть непосредственным критерием правомерного поведения. Пример тому - общее дозволение в отношении свободы договоров. Если на том участке социальной действительности, где существует общее дозволение, нет по данному вопросу конкретного, специального запрета, то такие дозволения сами по себе являются основанием для признания соответствующего поведения правомерным. И это в полной мере согласуется с самой его природой: как общее юридическое начало они могут - тоже общим образом - обусловливать правомерное поведение.

Но вот общие запреты непосредственно не могут порождать юридические последствия: они как таковые не могут быть непосредственным критерием неправомерного поведения. Во всех без исключения случаях значение оснований для определения неправомерности могут иметь только конкретные нормы - либо запрещающие, либо обязывающие и управомочивающие, неисполнение которых или же выход за границы которых (дозволения) свидетельствует о правонарушении. И в соответствии с принципами законности, требующими сообразно началам справедливости конкретности и персонального характера юридической ответственности, каждый случай противоправного поведения должен быть связан с нарушением конкретной юридической нормы - запрещающей, обязывающей или управомочивающей (когда субъект выходит за пределы дозволенного).

Общие запреты могут вполне совмещаться с природой дозволительного права. И это происходит как раз тогда, когда противостоящее общему запрету дозволение выступает не в виде одного из исключений (“разрешения”; вспомним общую схему разрешительного типа регулирования - “запрещено все, кроме прямо разрешенного законом”), а в виде ограничивающего условия. Условия, в соответствии с которым общий запрет на оборот наркотических средств не конечен: он установлен при том условии, что свободный оборот всей суммы лекарственных средств находится в режиме общего дозволения. Тем более, что, как пояснил Кант, исключения, это - вообще не принцип, на основе которого должно строиться юридическое регулирование: таких исключений может быть неопределенное множество - “до бесконечности; ибо здесь дозволения добавляются к закону лишь случайно, не на основе принципа, а в результате подыскания подходящих случаев”.

Билет

 

1. Гражданское общество как основа политической системы. Возникновение политических партий и их роль в становлении государства нового типа.

Политическая партия – формализованная политическая организация, основанная на членстве, имеющая региональные и местные структуры(руководящие органы, отделения), выражающие интересы социальных слоев, групп, классов, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание своей власти для осуществления определенной программы социально – экономических и политически – правовых преобразований, достижение неких целей и идеалов, а также обеспечение применения и отражения связей между теми социальными группами, которыми они представляют и государством.

 

Партии, как явление политической жизни, возникли сравнительно недавно. Первые в современном смысле слова партии появились в 70-80-е годы XVII в. в Англии. В других странах они возникли преимущественно во второй половине XIX в.

В современной политологии вслед за М.Вебером, выделяют три этапа формирования партий: 1) аристократическая группировка; 2) политический клуб; 3) массовая партия. Полностью все три этапа в своем развитии прошли только английские партии. Первоначально они сформировались в качестве аристократических группировок "тори" и "вигов". Политические клубы появились в 30-50-е годы XIX в. и отличались от аристократических группировок более широкой социальной базой, крепостью идеологических связей, более совершенной организационной структурой. После изменения избирательного законодательства в Англии в первой половине XIX в. на базе клубов и комитетов по поддержке кандидатов стали формироваться массовые партии. В других странах Европы образование массовых партий происходит преимущественно во второй половине XIX в., что также было обусловлено расширением избирательного права. Массовые партии с момента возникновения были ориентированы на увеличение своей численности, расширение политической деятельности.

В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.

Электорально-парламентский. Первоначальным этапом новой партии является возникновение парламентской группы, объединяющей депутатов одного политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.

Внешнее происхождение. В этом случае новые партии возникают независимо от парламентских выборов, на основе различных групп интересов и общественных организаций - профсоюзов, философских обществ, религиозных групп, промышленных и финансовых группировок, нелегальных организаций. Лейбористская партия Великобритании (1899 г.) сформировалась на основе профсоюзов, философского Фабианского общества, Социал-демократической ассоциации. Крестьянские объединения в Скандинавских странах стали базой формирования крестьянских партий.

Позже Кеннет выделил еще один путь создания партий - унитарный (слияние или раскол партий)

 

2). Механизм правового регулирования (способы, приемы и принципы).

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность юридических средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Достаточность этих средств, их качество является условием эффективного действия права.

Эффективность правового регулирования определяется соотношением между фактическими результатами действия нормативных и индивидуальных правовых предписаний и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты. В то же время правовое регулирование может отличаться и дефектностью. Дефектность правового регулирования означает издание нормативных или индивидуальных (правоприменительных) актов, противоречащих природе права. Важно поэтому чтобы правовое регулирование было обоснованным. Обоснованность правового регулирования — это пригодность юридических средств обеспечивать удовлетворение субъектами права их интересов правомерными способами.

Правовое регулирование — длящийся во времени и в пространстве процесс. Условно можно выделить следующие его стадии:

1. Определение правового положения субъектов права или стадия действия норм права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Иначе говоря, на этой стадии происходит определение содержания и границ поведения субъекта, условий возникновения его прав, обязанностей, ответственности и т.д. (пример с пенсиями, конституционными обязанностями и др.).

Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями и основанной на них правоспособности лица, то есть признаваемой государством за данным лицом способности быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных правоотношениях. Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права. Это значит, что они вправе привлекать предусмотренные законом юридические средства для удовлетворения своих потребностей и интересов. Правовой статус органов государства составляет их компетенция, определяющая круг полномочий, которыми обладает данный орган, и круг возложенных на него обязанностей.

2. Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей или возникновения правоотношения — следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организации). В зависимости от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями либо требуют некоторой их совокупности, так называемого фактического состава.

3. Факультативная стадия. Для возникновения правоотношений в ряде случаев воли их участников недостаточно. Требуется вовлечение в механизм действия права специальных субъектов — правоприменительных органов (должностных лиц), действия (решения) которых позволяют конкретизировать общую модель правоотношения, возникшую на основе закона, снять «помехи», блокирующие действия управомоченного и др.

Называют и третью стадию — реализацию субъективных прав и обязанностей. Обычно к стадиям правового регулирования в специальной литературе относят и фактические правомерные действия, деятельность участников правоотношений, связанные с достижением ими фактических целей (удовлетворения своих законных интересов). Думается, что действия такого рода находятся за пределами правового регулирования, они, как ранее отмечалось, завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена — правореализацией. Задача же правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования.

 

Билет

1. Общественные движения, общественные объединения, общественная палата РФ как основа гражданского общества

 

Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям

 

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно статье 30 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.096 с.)