Основания возникновения юридической ответственности (неправомерное поведение и правонарушение). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания возникновения юридической ответственности (неправомерное поведение и правонарушение).



Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав.

Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

Прежде всего, это - действие (активное поведение) или (пассивное поведение. Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч.1 ст.1.3),

 

 

Билет 31

???1)Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

 

2) состав правонарушения, включая в себя: субъекта правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный – преступник).

Субъектом может быть как индивид (человек, гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо), так и организация (юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоупрвления).

Объект правонарушения – то отношение, чему правонарушением нанесен вред, к таковым относится жизнь, здоровье, общественный порядок.

Объективная сторона – внешне-выраженное деяние, его последствия, включая степень опасности, вредности.

Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е его вина, которая характеризуется мотивом и целью.

 

Билет 32

1) Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.

Основы конституционного строя в том виде, как они закреплены в главе 1 Конституции РФ, составляют исходную нормативно-правовую базу для всего конституционного и текущего законодательства страны. Это означает, во-первых, что все нормы, содержащиеся в остальных главах Конституции РФ, не только детализируют, но и развивают положения и принципы, содержащиеся в её 1-й главе; во-вторых, что они, как и нормы, составляющие содержание всех других конституционных и обычных нормативно-правовых актов, не должны противоречить нормам, принципам и положениям, содержащимся в 1-й главе.

2) Общая теория права выработала 2 формы вины: умышленную и по неосторожности.

Вина возникает от действия или бездействия деяния, характеризующейся мотивом, мотивацией, всегда связана с потребностью, нуждой, страстью, вожделением, удовольствием, удовлетворением.

В связи с мотивацией, целевым характером и наличием волевого момента, вина умышленная подразделяется на прямой и косвенный умысел, а неосторожная – на небрежность и халатность.

Прямой умысел: лицо (субъект) желает совершить правонарушение, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления.

Косвенный умысел: лицо (субъект) желает совершить правонарушение, не желает наступления вредных последствий, но сознательно их допускает.

Халатность: лицо (субъект) не желает совершить правонарушение, предвидит наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

Небрежность: лицо (субъект) не желает совершить правонарушение, не предвидит наступление вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

 

Билет 33

1) Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Российской конституцией гарантированы следующие права человека:

  1. Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):

право на жизнь (ст. 20)

    • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
    • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
    • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
    • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
    • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
    • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
    • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
    • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26)
    • право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
    • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)
    • право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
    • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
    • свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
    • право на информацию (ст. 29, ч. 4)
  1. Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):
    • право на участие в управлении делами государства (ст. 32)
    • право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
    • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
    • право избирать и быть избранным (ст. 32)
    • право обращений в государственные органы (ст. 32)
    • право на информацию (ст. 29)
  2. Экономические (в числе социально экономических):
    • право на частную собственность (ст. 35, 36)
    • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
    • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
    • право наследования (ст. 35)
    • право на защиту от безработицы (ст. 37)
  3. Социальные (в числе социально экономических):
    • право на отдых (ст. 37)
    • право на социальное обеспечение (ст. 39)
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
    • право на образование (ст. 43)
    • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
    • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
  4. Культурные:
    • свобода творчества и преподавания (ст. 44)
    • право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44)
    • доступ к культурным ценностям (ст. 44)
  5. Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):
    • право на благоприятную окружающую среду
    • право на достоверную информацию о её состоянии

 

2) Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в соответствии с устоями социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сфер жизни человека и общества.

Правотворчество – процесс, состоящий и регулирующий стадии применения и вступления в законную силу законодательных и иных правовых нормативных актов, судебных решений (конституционного суда).

Законодательные акты имеют следующие стадии принятия:

1. разработка концепции (осуществляется в институтах, в вузах на соответствующих кафедрах, представляется в правительство, президиум, Госдуму)

2. на основании концепции по решению правительства, Госдумы разрабатывается проект закона

3. проект закона рассматривается правительством и президентом (прваовым управлением администрации президента, в Госдуме – советом Госдумы)

4. проект закона направляется правительством, президентом, советом Госдумы наи рассмотрение в первом чтении в думу; дальше совет думы направляет проект закона в профильные комитеты и комиссии, которые дают своё заключение; к проекту прилагается пояснительная записка: если проект требует дополнительного финансового заключения, где бы он ни был приготовлен, требуентся обязательное заключение на проект Минфина; если прект закона затрагивает права и свободы человека, то он направляется в общественную палату – заключение палаты носит рекомендательный характер, но оглашение заключения общественной палаты при рассмотрении проекта в первом чтении считаетсч обязательным. Представители общественной палаты имеют право выступит на совете Госдумы и обосновать решение.

5. принятие закона в первом чтении – закон принят концептуально, структурно, идея закона одобряется. Внесения поправок допускается, но не затрагивает суть закона (смысл).

6. второе чтение – закон принимается вцелом, изменения возможны только синтаксические, орфографические, то есть редакционные поправки, не затрагивающие структуры закона.

7. третье чтение – принятие закона в окончательной редакции

8. направление закона в совет федерации или президенту РФ(если не требуется заключение совета федерации.

9. Совет федерации либо одобряет закон, либо нет; во втором случае он обязан создать согласительную комиссию с участием представителей Госдумы, совета федерации, администрации президента РФ.

10. закон направляется президенту, который обязан либо подписать закон в течение 10 дней, либо наложить вето на закон. Вето (запрет) может быть преодолено 2/3 голосов общего количества членов Госдумы. Если закон конституционный – ¾ голосов.

11. После этого закон опубликовывается и вступает в законную силу.

12. Если в законе нет отметки о публикации, то он вступает в силу по истечение 7дневного периода.

 

Правоприменение при всех трех этапах развития правосознания имело свои особенности:

На первом этапе большинство норм носило запретительный характер.

На втором этапе большинство норм носило обязывающий предписывающий характер.

На третьем этапе большинство норм носило дозволительно-разрешительный характер.

Виды правоприменени:

· запрещение совершать какие либо даяния (действия, бездействия) под угрозой принуждения со стороны государства и санкций (ответственности) за нарушение запрета

· долженствование – совершение по предписанию, указанных в законе определённых действий, направленных на исполнение обязанностей – императивный характер, должно быть изложено, определенно, полно, дабы не позволять произвольного толкования и произвольного усмотрения.

· возможное (дозволение, разрешение), действовать по усмотрению в пределах предусмотренных законов (диспозитивное).

Органы осуществляющие правоприменительную деятельность:

органы исполнительной власти:

· правительство РФ (ограниченное)

· министерства

· федеральные службы

· федеральные агентства

· прокуратура РФ

· судебные инстанции

Правоприменение связано с возникновением правоотношений, когда реальные, фактические акты (действия, бездействия) – факты или события подпадают, совпадают под формулировку гипотезы правовой нормы.

Квалификация действия осуществляется с точки зрения диспозиции.

Ответственность за исполнение должного (обязанностей) в виде санкции. Ответственность неразрывно связана с правонарушением.

 

 

Билет 34

Конституция Российской Федерации — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

1) Значение

Конституция РФ является основным Законом современного Российского государства. Она определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России; основные права и свободы человека и гражданина; форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма; избирательную систему; порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органовпубличной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Преамбула
  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

 

2) Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Санкция — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

 

 


 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.063 с.)