Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа местного самоуправления (земская игородская)

Поиск

Отмена крепостного права привела кнеобходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­нойжизни. Самодержавная монархия превращалась в буржу­азную монархию.
В 1864 г. Александр II (посовету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение огубернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословныевыборные органы местного самоуправления — зем­ства. Они были призваныпривлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны,частично возместить дворянам утрату прежней власти.
В ведении земств находилисьвопросы местного значения:
> строительство и содержаниедорог на местах;
> открытие школ, больниц, домовпрестарелых и т. п.;
> оказание продовольственнойпомощи населению в неуро­жайные годы;
> оказание агрономическойпомощи крестьянам;

В губерниях и уездахсоздавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, иземские уп­равы — исполнительные органы. Преобладали в земствах дворяне,гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства имог отменить любое решение земского собрания или управы.
Несмотря на то, что сфера деятельности земств была ограни­ченной,они сыграли позитивную роль в культурной и хозяй­ственной жизни на местах.
Не имея изначально никаких политических функций, они сталииграть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии исамодержавию.
В 1870 г. по типу земской былапроведена городская реформа. Были созданы городские думы и городскиеуправы; они веда­ли в основном хозяйственными вопросами:
> благоустройство городскихулиц, скверов, садов, парков;
> организация местногоздравоохранения, открытие больниц -> забота о народном образовании, открытиешкол > открытие магазинов, устройство рынков, базаров;
> содержание полиции, тюрем;
> организация противопожарныхмер;
> занятие благотворительностью.
Избирался городской глава,который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность.Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладалиимущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленныхзаведений. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любоерешение думы.

Военная реформа

Поражение России в Крымской войнепоказало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «дляулучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако кпреобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А.Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водиласьдо 1874 г.
Милютин исходил из принципиальногоположения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельногоувеличения во время войны за счет обученных ре­зервов.Былиреформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открытывоенные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданыВоен­ная юридическая и Морская академии.
В результате реформы были отмененырекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чиныбез различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срокслужбы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, вофлоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственныйкормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил вармии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.
Была изменена система военного управления: в России вво­дилось15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру.Происходило перевооружение русской армии. В результате военной реформы Россияполучила мас­совую армию современного типа.

[][][|Реформы вобласти просвещения и печати]
ВначалесвоегоцарствованияимператорАлександрII отменилтестеснительныемеры,которые былиприняты в отношенииучебных заведенийвпоследниегодыимператораНиколаяI.Преподаваниев университетах получилобольше свободы.
В 1863 г. дан был общий уставуниверситетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.
Под влиянием общественного брожения истуденческих беспорядков задумана была министром народногопросвещения графом Д.А. Толстым реформасредней школы.В 1871 г. он составил новый устав гимназий,одобренный государем. Классическая гимназия сделанабыла единственным типом общеобразовательной ивсесословной средней школы, питомцы которой одни имели правопоступления в университеты.
Реальныегимназии были заменены "реальнымиучилищами"; цель их была в том, чтобы «доставлятьучащемусяюношествувсехсостоянийобщееобразование,приспособленное кпрактическимпотребностями к приобретениютехническихпознаний».
Созданбыл,кроместароготипаначальныхнародныхучилищцерковно-приходских школ, новый типсветскойначальной школы,перешедшей на попечениеземств.КконцуцарствованияАлександраIIнародныешколы считалисьужедесятками тысяч исоставлялиоднуизсамыхважныхзабот земства
Уже в 1862 г. главное управлениецензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерствовнутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

Судебная реформа

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­велосудебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформысуд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялисьтелесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.
В 1864г. Россия получила новыйсуд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный,со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторыхсудебных органов. Новое судопроизводство означало:
> одни и те же суды рассматривали дела всехграждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;
> суд проходил открыто, отчетыо процессе могли печататься в газетах;
> вводился состязательныйпроцесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;
> присяжные заседатели,выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), — 12 человекопределяли винов­ность или невиновность подсудимого;
> судьи назначались правительством, но уволить их можно былотолько по суду — это важнейший принцип судебного устройства, принципнесменяемости судей.
3. Были учреждены две системысудов:
> мировые — суды, которыерассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей,они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;
> общие — окружные суды,создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшиенесколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решалсложные уголовные и гражданские дела. Высшей инстанцией являлся Сенат. Онрассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат.
Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивнойиз всех реформ этого периода.

Либеральные реформы стали крупнымявлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Былисозданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали роступроизводительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданскоесамосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение,улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе созданияцивилизованных форм го­сударственности.

 

№24. Революционное народничество, его идеология и политическая пр

Возникновение народничества. Три течения в народничестве
Идеи общинного социализма Герценаи Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллиген­ции— народничества. Народники рассматривали народ — кре­стьянство как реальнуюполитическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия можетприйти к ново­му, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.
В конце 50 — начале 60-х годов вмолодежной среде получает распространение особый тип молодого человека —нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеа­лы). Молодыестуденты становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить«долг на­роду».
Народничество стало ведущимнаправлением в освободитель­ном движении, оно имело свою идеологию. Народники
> защищали интересы крестьян;
> отрицательно относились кбуржуазному строю;
> надеялись, что Россия придетк социализму, минуя капита­лизм; они считали, что «община — зародыш социализма,а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

> не понимали, что в деревнеуже возникают капиталисти­ческие отношения;
> рабочим отводили рольагитаторов в крестьянских круж­ках, отрицали их самостоятельную роль;
> не придавали особого значенияборьбе за конституцию и гражданские свободы;
> полагали, что самодержавие неимеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.
В своем развитии народничествопрошло два этапа:
> первый — 70-е — начало 80-хгодов — революционное на­родничество;
> второй — 80—90-е годы —либеральное народничество.
В революционном народничестве былотри течения и три глав­ных идеолога:
> пропагандистское направление— идеолог П. А. Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализмаи перейти к со­циализму путем революции. Основой будущего строя станеткрестьянская община, которую он рассматривал как ячей­ку социализма. Онвыдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следуетза героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. По его мнению,нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интел­лигенциядолжна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднятькрестьян на восстание;
> бунтарское, или анархическое,направление — идеолог М. А. Бакунин. Он счи­тал, что государство — это высшеезло, оно угнетает челове­ка и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийногонародного бунта. Предлагал свободную организацию об­щества «снизу вверх» —союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. Врезультате, по мне­нию Бакунина, установятся социализм, равенство, упразд­нитсябрак, дети будут воспитываться обществом в духе ате­изма. В 70-х годах Бакунинобъявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой револю­циив России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик — «социалист поинстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянскоевосстание.
> заговорщическое направление —идеолог П. Н. Ткачев. Он полагал, что самодер­жавие не имеет прочной основы,поэтому для его сверже­ния нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группазаговорщиков. Они захватят власть и проведут со­циалистические преобразования,установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одержи­ватьверх в народническом движении.

Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов
В зарождении народничества большуюроль сыграл нелегаль­ный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»),его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «внароде».
Весной 1874 г. народники началипервое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в ко­торомприняло участие свыше 2 тысяч. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье,которое в 1873—1874 гг. охватил тяже­лый голод, и полагали, что это обстоятельствопоможет под­нять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками,грузчиками, коробейниками, ходили по дерев­ням, беседовали с крестьянами ореволюции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха неимела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтоватьпротив царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первоехождение в народ закончилось провалом.
Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную ре­волюционнуюорганизацию со старым названием «Земля и воля». В нее вошли братья Михайловы,П. Г. Плеханов, по­зднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это былачетко построенная организация, отличавшаяся высокой цен­трализацией,дисциплиной и надежной конспирацией. Про­грамма землевольцев включала:подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду«фак­тами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собра­ний,вероисповедания, создание земледельческих и промыш­ленных ассоциаций.
4. В 1877 г. началось второехождение в народ. На этот раз на­родники решили заменить «летучую пропаганду»планомер­ной, систематической работой в деревне. Во многих губер­ниях Россиибыли организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками,кузнецами, учите­лями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах,исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда неимела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было раз­громлено.
Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля». Убийство АлександраII
В конце 70-х годов в стране былонеспокойно. Неудача революционной пропаган­ды среди крестьян, репрессии властейтолкнули часть народ­ников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации«Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила пе­тербургского градоначальника Ф. Ф.Трепова. В апреле 1879 г.народник Соловьев совершил очередное неудачное покуше­ние на царя. «Земля иволя» превращалась в террористиче­скую организацию. Среди землевольцев началисьразногла­сия по вопросу о методах борьбы.
Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля»разделилась на две организации: «Черный передел» и «На­родная воля». Члены«Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовкуреволюции. Такти­кой «народовольцев», помимо методов революционной про­паганды,было запугивание правительства путем индивиду­ального террора, подготовкавосстания.
В августе 1879 г. исполнительныйкомитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началасьнастоя­щая охота на Александра II, было предпринято несколько по­пыток убитьцаря. 1 марта 1881 г. на набережнойЕкатеринин­ского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, ноимператор даже не был ранен. Другой террорист, И. И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий былубит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходеследствия Рысаков выдал всех, кого знал. В ап­реле 1881 г. публично былоповешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов,Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». Все этисобытия разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало,народ жалел убитого царя.
Организация «Черный передел»,возглавляемая П. Г. Плеха­новым, отказалась от тактики индивидуального террора,ста­вя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже членыорганизации пришли к выводу о необходимости про­паганды среди рабочих ипризнанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и пере­сталасуществовать.
Группа “Освобождение труда”.Организована в 1883 в Женеве бывшими участниками “Черного предела”. Ониобратились к марксизму. Действуя за границей, эта группа была тесно связана сзарождающимися рабочими партиями внутри России.
В 1895 в Петербурге был образован“Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Его создателями были В.И.Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов) и др. Позже эта организация былапреобразована в партию, которая стала называться РСДРП.
Таким образом, особенностью общественного движения по­реформенной Россиибыла относительная слабость либераль­ного центра и сильные крайние группировки.При Александре II самодержавие стало прово­дить реформы, но делало этонепоследовательно, колеблясь, допуская остановки и отступления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.240 (0.01 с.)