Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Реформа местного самоуправления (земская игородская)
Отмена крепостного права привела кнеобходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственнойжизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию. В 1864 г. Александр II (посовету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение огубернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословныевыборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваныпривлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны,частично возместить дворянам утрату прежней власти. В ведении земств находилисьвопросы местного значения: > строительство и содержаниедорог на местах; > открытие школ, больниц, домовпрестарелых и т. п.; > оказание продовольственнойпомощи населению в неурожайные годы; > оказание агрономическойпомощи крестьянам;
В губерниях и уездахсоздавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, иземские управы — исполнительные органы. Преобладали в земствах дворяне,гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства имог отменить любое решение земского собрания или управы. Несмотря на то, что сфера деятельности земств была ограниченной,они сыграли позитивную роль в культурной и хозяйственной жизни на местах. Не имея изначально никаких политических функций, они сталииграть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии исамодержавию. В 1870 г. по типу земской былапроведена городская реформа. Были созданы городские думы и городскиеуправы; они ведали в основном хозяйственными вопросами: > благоустройство городскихулиц, скверов, садов, парков; > организация местногоздравоохранения, открытие больниц -> забота о народном образовании, открытиешкол > открытие магазинов, устройство рынков, базаров; > содержание полиции, тюрем; > организация противопожарныхмер; > занятие благотворительностью. Избирался городской глава,который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность.Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладалиимущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленныхзаведений. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любоерешение думы.
Военная реформа
Поражение России в Крымской войнепоказало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Комиссия «дляулучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако кпреобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А.Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель. Военная реформа проводиласьдо 1874 г. Милютин исходил из принципиальногоположения о необходимости сокращения армии в мирное время и ее значительногоувеличения во время войны за счет обученных резервов.Былиреформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открытывоенные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданыВоенная юридическая и Морская академии. В результате реформы были отмененырекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчиныбез различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срокслужбы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, вофлоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, единственныйкормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил вармии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Была изменена система военного управления: в России вводилось15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру.Происходило перевооружение русской армии. В результате военной реформы Россияполучила массовую армию современного типа.
[][][|Реформы вобласти просвещения и печати] ВначалесвоегоцарствованияимператорАлександрII отменилтестеснительныемеры,которые былиприняты в отношенииучебных заведенийвпоследниегодыимператораНиколаяI.Преподаваниев университетах получилобольше свободы. В 1863 г. дан был общий уставуниверситетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Под влиянием общественного брожения истуденческих беспорядков задумана была министром народногопросвещения графом Д.А. Толстым реформасредней школы.В 1871 г. он составил новый устав гимназий,одобренный государем. Классическая гимназия сделанабыла единственным типом общеобразовательной ивсесословной средней школы, питомцы которой одни имели правопоступления в университеты. Реальныегимназии были заменены "реальнымиучилищами"; цель их была в том, чтобы «доставлятьучащемусяюношествувсехсостоянийобщееобразование,приспособленное кпрактическимпотребностями к приобретениютехническихпознаний». Созданбыл,кроместароготипаначальныхнародныхучилищцерковно-приходских школ, новый типсветскойначальной школы,перешедшей на попечениеземств.КконцуцарствованияАлександраIIнародныешколы считалисьужедесятками тысяч исоставлялиоднуизсамыхважныхзабот земства Уже в 1862 г. главное управлениецензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерствовнутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.
Судебная реформа
По настоянию общественности в 1864 г. правительство провелосудебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформысуд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялисьтелесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции. В 1864г. Россия получила новыйсуд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный,состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторыхсудебных органов. Новое судопроизводство означало: > одни и те же суды рассматривали дела всехграждан, независимо от того, к какому сословию они принадлежали; > суд проходил открыто, отчетыо процессе могли печататься в газетах; > вводился состязательныйпроцесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат; > присяжные заседатели,выбиравшиеся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги), — 12 человекопределяли виновность или невиновность подсудимого; > судьи назначались правительством, но уволить их можно былотолько по суду — это важнейший принцип судебного устройства, принципнесменяемости судей. 3. Были учреждены две системысудов: > мировые — суды, которыерассматривали мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей,они создавались в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сенатом; > общие — окружные суды,создававшиеся обычно в пределах губерний, и судебные палаты, объединявшиенесколько судебных округов. Окружной суд назначался императором и решалсложные уголовные и гражданские дела. Высшей инстанцией являлся Сенат. Онрассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат. Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивнойиз всех реформ этого периода.
Либеральные реформы стали крупнымявлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Былисозданы современные органы самоуправления и суда. Реформы способствовали роступроизводительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданскоесамосознание населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение,улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе созданияцивилизованных форм государственности.
№24. Революционное народничество, его идеология и политическая пр
Возникновение народничества. Три течения в народничестве Идеи общинного социализма Герценаи Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции— народничества. Народники рассматривали народ — крестьянство как реальнуюполитическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия можетприйти к новому, справедливому строю — социализму, минуя капитализм. В конце 50 — начале 60-х годов вмолодежной среде получает распространение особый тип молодого человека —нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Молодыестуденты становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить«долг народу». Народничество стало ведущимнаправлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники > защищали интересы крестьян; > отрицательно относились кбуржуазному строю; > надеялись, что Россия придетк социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма,а русский крестьянин по своей природе — социалист»;
> не понимали, что в деревнеуже возникают капиталистические отношения; > рабочим отводили рольагитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль; > не придавали особого значенияборьбе за конституцию и гражданские свободы; > полагали, что самодержавие неимеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко. В своем развитии народничествопрошло два этапа: > первый — 70-е — начало 80-хгодов — революционное народничество; > второй — 80—90-е годы —либеральное народничество. В революционном народничестве былотри течения и три главных идеолога: > пропагандистское направление— идеолог П. А. Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализмаи перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станеткрестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Онвыдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следуетза героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. По его мнению,нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенциядолжна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднятькрестьян на восстание; > бунтарское, или анархическое,направление — идеолог М. А. Бакунин. Он считал, что государство — это высшеезло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийногонародного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» —союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. Врезультате, по мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднитсябрак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В 70-х годах Бакунинобъявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой революциив России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик — «социалист поинстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянскоевосстание. > заговорщическое направление —идеолог П. Н. Ткачев. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы,поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группазаговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования,установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одерживатьверх в народническом движении.
Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов В зарождении народничества большуюроль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»),его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «внароде». Весной 1874 г. народники началипервое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в которомприняло участие свыше 2 тысяч. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье,которое в 1873—1874 гг. охватил тяжелый голод, и полагали, что это обстоятельствопоможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками,грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами ореволюции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха неимела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтоватьпротив царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первоехождение в народ закончилось провалом. Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную революционнуюорганизацию со старым названием «Земля и воля». В нее вошли братья Михайловы,П. Г. Плеханов, позднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это былачетко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией,дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала:подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду«фактами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний,вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций. 4. В 1877 г. началось второехождение в народ. На этот раз народники решили заменить «летучую пропаганду»планомерной, систематической работой в деревне. Во многих губерниях Россиибыли организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками,кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах,исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда неимела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено. Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля». Убийство АлександраII В конце 70-х годов в стране былонеспокойно. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властейтолкнули часть народников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации«Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф. Ф.Трепова. В апреле 1879 г.народник Соловьев совершил очередное неудачное покушение на царя. «Земля иволя» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев началисьразногласия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля»разделилась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Члены«Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовкуреволюции. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды,было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовкавосстания. В августе 1879 г. исполнительныйкомитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началасьнастоящая охота на Александра II, было предпринято несколько попыток убитьцаря. 1 марта 1881 г. на набережнойЕкатерининского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, ноимператор даже не был ранен. Другой террорист, И. И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий былубит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходеследствия Рысаков выдал всех, кого знал. В апреле 1881 г. публично былоповешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов,Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». Все этисобытия разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало,народ жалел убитого царя. Организация «Черный передел»,возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора,ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже членыорганизации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих ипризнанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и пересталасуществовать. Группа “Освобождение труда”.Организована в 1883 в Женеве бывшими участниками “Черного предела”. Ониобратились к марксизму. Действуя за границей, эта группа была тесно связана сзарождающимися рабочими партиями внутри России. В 1895 в Петербурге был образован“Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Его создателями были В.И.Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов) и др. Позже эта организация былапреобразована в партию, которая стала называться РСДРП. Таким образом, особенностью общественного движения пореформенной Россиибыла относительная слабость либерального центра и сильные крайние группировки.При Александре II самодержавие стало проводить реформы, но делало этонепоследовательно, колеблясь, допуская остановки и отступления.
|