Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос № 49. Политика перестройки, замыслы и результаты.
В перестройке можно выделить три крупных этапа: 1) 1985 – 1986 гг., 2) 1987 – 1988 гг.
3) 1989 – 1991 гг. Вструктуре и механизме функционирования высших и местных органов государственнойвласти — Советов — в 1985—1988 гг. изменений практически не произошло.По-прежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный СоветСССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решенияпартии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума ВерховногоСовета был А. А. Громыко. В октябре 1988 г. председателем был избран М. С.Горбачев, а его первым заместителем — А. И. Лукьянов. На местах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней,выбранных на основе “нерушимого блока коммунистов и беспартийных”.Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик —Советам Министров), которые были чисто бюрократическими органами. Формально онибыли подотчетны Советам, реально же подчинялись лишь вышестоящим инстанциям.Деятельность их также контролировалась комитетами партии различного уровня.Изменилась в этой системе лишь терминология: модно стало говорить о борьбе сбюрократизмом, о демократизации и гласности. Поистинереволюционные преобразования в организации государственной власти в страненачались лишь после 1988 г. В декабре 1988 г.12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон “Об измененияхи дополнениях Конституции (Основному Закону) СССР”, содержанием которогобыло изменение избирательной системы в СССР, принципов выборности народныхдепутатов СССР и принципов, функционирования государственных органов. На основеэтих изменений весной 1989 г.были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 г. народных депутатовсоюзных, автономных республик и местных Советов. Депутаты избирались сроком на5 лет. С1989 г.изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего был отменен“нерушимый блок коммунистов и беспартийных” при одном кандидате на однодепутатское место. Теперь выборы стали альтернативными и состязательными. Этоозначало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов. Однакокроме выборов по территориальным округам в 1989 г. были проведенывыборы от так называемых общественных организаций — от КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС,Союза журналистов. Академии наук и целого ряда других. Это привело к тому, чтобольшая часть руководящей партийно-бюрократический номенклатуры без труда вновьпопала в состав депутатского корпуса страны. В некоторых территориальныхокругах было по одному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнемусекретари райкомов, горкомов и обкомов, в других местах на одно место было три,четыре и более кандидатов. Позиции кандидатов во многом совпадали. Какконсерваторы, так и демократы, обещали скорейшее повышение жизненного уровня ирешение местных и общегосударственных проблем — одни на основе сохраненияпринципов социализма, другие на основе перехода к рыночным отношениям. Всегонародными депутатами СССР были избраны 2250 человек: из них рабочих и колхозниковменее 24%, интеллигенции более 27%. Представительство профессиональныхпартийных работников и военнослужащих осталось практически без изменений. Наl Съезде народных депутатов (май — июнь 1989 г.) М. С. Горбачев былизбран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем —А. И. Лукьянов.На нем же были выбраны депутаты Верховного Совета (всего 542 человека),постоянно действующего законодательного и контролирующего органагосударственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная идр. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н. И. Рыжков),Председателя Комитета народного контроля (В. Г. Колбин), ПредседателяВерховного Суда СССР (Е. А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А. Я.Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю. Г. Матвеев). Съездрассмотрел вопросы об основных направлениях внешней и внутренней политики СССР,о программе предстоящей деятельности правительства и принял соответствующиепостановления. // Съезд народных депутатов СССР состоялся 12—24 декабря1989 т. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, былсформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссийи комитетов. На II съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических исоциальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год.Были внесены поправки в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда,изменения избирательной системы и Конституционном надзоре. В последующем съездынародных депутатов собирались не реже чем 2 раза в год (в 1990 г. съездов было три). Вмарте 1990 г.на внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председателем ПрезидиумаВерховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов, должность первого заместителябыла упразднена. Основные законодательные акты принимались Верховным СоветомСССР. Согласно регламенту, утвержденному на I Съезде народных депутатов, ВерховныйСовет ежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередныесессии продолжительностью 3—4 месяца. Также собирались внеочередные сессии.Первая сессия Верховного Совета состоялась 7 июня — 4 августа 1989 г. В последующие годыВерховный Совет работал практически непрерывно, за исключением короткихканикул. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС Совета и постоянныекомиссии палат и комитетов. Несколькоиная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, вместных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришлиоппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинствореспублик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремленииприобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процессшел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения иГрузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительномедленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР. После выборов марта — мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии,Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. Всреднеазиатских республиках и Азербайджане — силы, поддерживающие КПСС. НаУкраине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли близкие по численностиблоки коммунистов и “демократов”. ВРСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР (май—июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н.Ельцин, его первым заместителем — Р. И. Хасбулатов, Председателем СоветаМинистров назначен И. С. Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многоманалогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов. На съезде12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете, приняторешение о выработке программы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР,Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии два раза в род, которыетакже продолжались 3—4 месяца. В марте—апреле 1991 г. была созваначрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, на которой было принято решение овведении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н.Ельцин получил дополнительные права и полномочия. Внекоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС.Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришло широкое,но достаточно аморфное движение “Демократическая Россия”. В Москвепредседателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А. А.Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря наширокие обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем. Отличительнойчертой функционирования новой власти стала так называемая “война суверенитетов”как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился статьвысшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих рукахмаксимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность.Функционирование государственных выборных органов в 1990—1991 гг. со всейочевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала,не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной изаконодательной власти. Исполнительнаявласть в СССР не претерпела таких серьезных изменений, как законодательная.Наиболее существенным изменением было введение в СССР института президентства. 14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специальнособранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. Припрезиденте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации иПрезидентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления,которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен поствице-президента СССР. Вице-президентом был выбран Г. И. Янаев. Другое серьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г. он был переименованв Кабинет министров, и за этим изменением названия стояла серьезнаяновация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному Совету СССР, тотеперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственно президенту. Хотяпремьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, нопрактически он находился в подчинении исключительно президента. Первымпремьер-министром Кабинета министров стал министр финансов В. С. Павлов. Кабинет министров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров.Разница заключалась в том, что было сокращено количество министерств ицентральных ведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125при определенном сокращении всего бюрократического персонала. Основные итоги: Переход к рыночной экономике. Попытки реформировать политическую систему. Складывание многопартийной системы. Обострение национального вопроса. Внешняя политика. Август 1991 г. Распад СССР.
№50 события 1991, распад СССР, образование СНГ и выбор Россией
РаспадСССР (1991 - 1992 гг.)
Одним из наиболее отчетливых проявлений общего кризиса встране стал кризис национально-государственных отношений. Будучимногонациональным объединением, Советское государство имело немало проблем вэтой сфере - и доставшихся ему в наследство еще от Российской империи, и тех,что возникли уже после 1917 г.До тех пор, пока власть была сильна, эти проблемы находились в приглушенномсостоянии, лишь изредка выплескиваясь на поверхность. Однако в условияхослабления власти они стали нарастать, постепенно захватывая все новые и новыеобласти: и экономику, и социальные отношения, и политику. Росту межнациональныхпротиворечий способствовала и неразбериха в национально-государственномустройстве: сформировавшись как унитарное государство, СССР в конституциисохранил внешние черты федерации и конфедерации. Если ранее никакие формальныезаконоположения в реальности не имели значения, то теперь они стали той базой,отталкиваясь от которой силы, выступающие против союза, стали требоватьсерьезных изменений в положении различных национальностей. Особенно часто ониссылались на закрепленное в Конституции СССР право наций на самоопределении. Первыйконфликт на национальной почве случился еще в 1986 г. в Алма-Ате, затемразгорелся территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводуНагорного Карабаха (с 1988г.), а с 1989 г. они стали вспыхивать практическиповсюду: на Украине и Кавказе, в Молдавии и Прибалтике, внутри российскихземель. Рост центробежных тенденций в СССР имел вполне серьезные причины,однако советское руководство, как и в других своих политических действиях,показало полную неспособность справиться с ними. Не понимая реальных истоковмежнациональных противоречий, оно видело причины напряженности в этих районах вошибках социально-экономического характера, допущенных местными властями.Естественно, и рецепты разрешения проблем казались на первых порах весьмапростыми: составление программы исправления недостатков, дополнительное финансирование,да смена кадров. Однако отказ рассматривать национальные противоречия каксерьезнейшую проблему на деле лишь еще больше запутывал вопрос и, скорее,способствовал обострению борьбы, чем наоборот. Ктому же характерной чертой СССР являлась неравномерность развития политическогосознания в различных республиках. Если одни проявляли высокую степеньлояльности к центру, то другие старались от них дистанцироваться. Это, в своюочередь, определяло отношение центра к республикам: тогда как республикиПрибалтики, Закавказья и Россия подвергались жесткому давлению со стороныцентра, то Средняя Азия, Украина, напротив, получали от него постояннуюподдержку. Но,пожалуй, самым существенным во взаимоотношениях между центром и местамивопросом был вопрос о темпах и характере реформ. Прибалтика и Россия настаивалина ускорении преобразований, видя в них возможность улучшить положение вреспубликах. Нерешительность же и непоследовательность центральных властейпостепенно формировали стремление ослабить воздействие его политики на места стем, чтобы получить возможность самостоятельного осуществления реформ.Необходимо также добавить, что ослабление власти центра породило соблазн всреде местных руководителей увеличить собственную власть. Таким образом,нарастающее противоборство союзного центра и республик стало не только борьбойза реформы, но и борьбой центральной и местных элит за власть. Тем самым,произошло временное совпадение интересов общественности, активно требовавшейускорения реформ, и республиканской политической элиты, желавшей укрепить своювласть, а при благоприятном развитии событий и перехватить ее у центра. Рольлокомотива в борьбе с союзным центром взяло на себя российской руководство.Сформирование единого фронта республик вызвало сплочение сил консерваторов,которые попытались перейти в наступление при негласной поддержке умеренных,видевших и для себя опасность в усилении республиканских центров. Однакопредпринятые ими силовые действия в Риге и Вильнюсе в январе 1991 г. успеха не принесли.Более того, они вызвали ответное объединение радикалов и умеренных в российскихполитических кругах и переход их в контрнаступление. Упорная политическаяборьба февраля - апреля 1991 г. (общероссийская шахтерская забастовка с политическимитребованиями в поддержку российского руководства, мартовский референдум повопросу о сохранении СССР, сказавший "да" союзу) завершиласьсозданием нового союза, на этот раз, между республиками и умеренными центра воглаве с М.С. Горбачевым. Это соглашение стало началом нового этапавзаимодействий центра и республик, суть которого заключалась в поисках формулыновой системы отношений между ними, выразившихся в выработке проекта новогосоюзного договора. После длительных переговоров к августу предполагаемоеобъединение приобрело ярко выраженные конфедеративные черты. Такое решение вызвало активное недовольство со стороны консерваторов, в средекоторых возникла идея организации заговора как против новой модели Союза, так ипротив реформ вообще. Попыткой осуществления замыслов сталпутч 19 - 22 августа 1991 г.Быстрый крах консервативной попытки сохранения СССР, свидетельствовавший ослабости центра, не только сорвал создание нового объединения, но и привел кнеконтролируемому распаду СССР, завершившемуся известным "беловежскимсоглашением" президентов России, Украины и Белоруссии о ликвидации СССР исоздании особого межгосударственного альянса - Содружества НезависимыхГосударств. Нередко причины распада СССР рассматриваются как явление случайное,объяснимое "происками империализма" или злой волей республиканскихлидеров. С другой стороны, сами участники соглашения видят в этом актеединственно возможный выход из тупика. Видимо, все же, при всей закономерностипроцесса, сами формы перехода на новый уровень взаимоотношений между центром иместами могли быть в значительно большей степени постепенными и намного менееразрушительными. Однако августовский путч оставил мало шансов для подобногоразвития событий. Такимобразом, в 1991 г.закончилась история советской государственности. Однако это не стало концомгосударственности российской. Напротив, она вступила в совершенно новый этап.Фактически, поражение путчистов означало неудачу консервативного вариантареформ, расчистив, одновременно, дорогу радикальной модели преобразований.Попытки возобновить Ноогоревский процесс - 8 республик решились подписать новыйсоюзный договор республик. Процесс затягивается4) 8 декабря - Беловежскоесоглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): СССР прекращает существование, Россия,Украина и Белоруссия объединяются в СНГ. 5) 21 декабря Алма-Атинская встречалидеров 9 республик - Декларация о прекращении существования СССР и о принципахдеятельности СНГ. До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан,всего в СНГ 11 государств (15 минут 3 прибалтийские республики)6) Горбачевсложил свои полномочия.7) 26 декабря Совет республик и Верховный Совет (однойиз палат) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.З. СНГ:перспективы развития1) За период существования СНГ подписано несколько сотдокументов. Вначале они касались единого рублевого пространства, открытостиграниц, обороны, космоса, информационного обмена и так далее. Затем былподписан Договор о коллективной безопасности стран челнов СНГ (подписали только6 из 11 стран). Руководители страны проводят регулярные встречи. Ноинтеграционный процесс сталкивается с определенными трудностями. 2) Основныепроблемы СНГ.а) проблема экономического собза: в 1993 распалась единая рублеваязона. Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России 9млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи.б)Проблема новых границв) Проблема соотечественников за рубежомг) проблемавоенно-политической нестабильности в некоторых странах (Таджикистан, Молдова)д)гуманитарные проблемы (языковые и другие)е) российско-украинские отношения:проблема ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя,долгов и т д)3) Перспективы СНГ: " Тенденция к существенной углублению интеграциигосударств-членов СНГ при полном уважении суверенитета, принциповдоброворльности и взаимной выгоды, уверенно преобладает теперь над тенденцией к"разбеганию" (Послание президента РФ к Федеральному собранию, РГ,27.09.96)4) Последние шаги по укреплению СНГ- Договор между Белоруссией,Казахстаном, Киргизии и РФ об углублении интеграции в экономической игуманитраной областях (29 марта 199-?)(глава межгосударственного совета"четверки" - Лукашенко) - Договор между Белоруссий и Россией от 2апреля 1996(об образовании сообщества суверенных республик)...
№51 – Россия на пути соц-эк модернизации. Октябр события 1993
ОКТЯБРЬСКИЕСОБЫТИЯ 1993 (21 сент. - 4 окт.), явились следствием противостояниязаконодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации. Вусловиях, когда "брежневская", подправленная Съездом народныхдепутатов российская конституция стала объективным тормозом в проведенииреформ, а работа над новой велась слишком медленно и неэффективно, президент Б.Н. Ельцин издал указ "О поэтапной конституционной реформе в РоссийскойФедерации", в соответствии с которым Верховный Совет и Съезд народныхдепутатов прекращали свою деятельность. Конституционный суд РФ пришел к заключениюо несоответствии данного указа российской Конституции, однако Ельцин его неотменил. Верховный Совет, находившийся в Белом доме, отказался подчинитьсяуказу президента, квалифицировав его действия как государственный переворот.Оборону Белогодома возглавили вице-президент А. В. Руцкой и председательВерховного Совета Р. И. Хасбулатов. Попытки преодолеть кризис путем переговоровоказались безуспешными. Затянувшийся конфликт привел к блокаде Белого домамилицией. Защитники Белого дома предприняли штурм мэрии, пытались с помощьюоружия овладеть Центральным телевидением в Останкине и штабом объединенныхВооруженных сил СНГ. 4 октября в результате осады и танкового обстрела Белыйдом пал. В ходе событий погибло (по неполным данным) около 150 человек. В итогесобытий система советов перестала существовать. В 1994 арестованные участникиэтих драматических событий были амнистированы Государственной думой РоссийскойФедерации.
Контрреволюционныйпереворот 1991 года привёл к власти силы, реставрирующие капитализм. Вслед заэтим был предательски развален Советский Союз. Второй государственный переворот1993 года завершил ликвидацию Советской власти, установилавторитарный президентский режим, ускорилнасильственную капитализацию России. Врезультате страна была ввергнута в жесточайший кризис, отбросивший её назад нанесколько десятилетий. Нарастает деградация производительных сил, и преждевсего интелектуального потенциала. Ликвидированы главные достижения социализма- гарантированные права на труд, жилище, бесплатное образование и лечение, личнуюбезопасность. Большинство народа оказалось за чертой бедности. Одновременноактивно формируется класс буржуазии, интересы которой отстаивает правительствои коррумпированная часть государственного аппарата. Разрушаются нравственныеценности, людей вынуждают жить по волчьим законам. Искусственно разжигаютсямежнациональные конфликты, на окраинах России возникли очаги гражданской войны.Под угрозу поставлены целостность, безопасность и независимость страны. Нопобеда реакции временна. Провал капиталистического эксперимента, силой иобманом навязанного народам России, становится всё более очевидным даже людямдалёким от политики. Нарастание социальных, классовых противоречий ведёт кбыстрому восстановлению влияния коммунистов и идей социализма.
№ 52 – Принятие конституции РФ 1993г. Качественные изменения соци
Необходимость принятия новойКонституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятияДекларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990г.
На 1 Съезде народных депутатовбыла образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н.Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей,национальных автономий (102 человека). Поначалу работа комиссии проходиладовольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был нетолько подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиесяобщественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты иразличные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался напятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова былопубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепциюконституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии былопоручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезданародных депутатов.
Однако двапоследующих Съезда оказались не в состоянии принять Конституцию вследствиеострых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти.Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституциина всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение. Возникшиеразногласия практически не затрагивали положений о правах и свободах человека игражданина, но приобрели острый характер по ключевым вопросам разделенияполномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда иВерховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позициюнедопущения сильной исполнительной власти. Обстановку развившегося глубокогоэкономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуяреформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательнойвласти за всеми действиями Президента. Со своей стороны Президент всерешительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти,подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. РаботаКонституционной комиссии постепенно заходила в тупик. В мае 1993 г. проект Конституции,одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многиепороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах исвободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственнойвласти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался всторону уменьшения полномочий Президента и сохранялась все та же советскаяформа правления. Выдвигая пополитическим соображениям идею парламентаризма, но игнорируя отсутствие длянего условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущуюроль парламента в системе высших органов государственной власти. Явно внарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольнымиполномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениямвнутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право не толькопринимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членовПравительства, которые могли назначаться только президентом исключительно ссогласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, нотакже министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны,безопасности. Проектставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлятьВерховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешнейполитики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительствотакже обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряддругих положений существенно ограничивали права Президента и исполнительнойвласти, закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей. Решившисьна принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинствоВерховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов иначало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенноподнимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалосьосуществить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидныйповорот к отказу от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановилодаже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинствоизбирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.
|