Предпосылки и причины гражданской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки и причины гражданской войны



ПослеОктябрьской революции сложилась напряжённая социал-политическая ситуация,Приступая к грандиозному преобразованию России, большевики нуждались вспокойствии на внешних границах. 26 октября (8 ноября) был принят Декрет омире.

Внутренняяобстановка в России была не менее напряжённой. Уже 30 октября (12 ноября) былвведен 8-часовой рабочий день, страхование на случай болезни или безработицы,бесплатное здравоохранение и обучение. Была повышена заработная плата,увеличена пенсия по инвалидности. В декабре1917 г. был введен Кодекс законов отруде.
Декретом от 10ноября (22ноября) было ликвидировано сословное деление общества. Вводилосьединое для всего населения России наименование - гражданин Российскойреспублики. Были приняты решения об уравнении в правах мужчин и женщин вобласти семейного права, в политическом отношении.
20 января 1918 г. был издан декрет оботделении школы от церкви, а церкви от государства.
Вместе сДекретом о мире 26 октября (8ноября) принимается Декрет о земле «Помещичьясобственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа».
Сложная палитрасил наблюдалась и среди политических партий России. Партий было много, и каждаяиз них выражала интересы каких-либо слоев населения, вела их за собой, различныбыли формы и методы борьбы. В этих условиях правящей большевистской партииприходилось неоднократно менять свою линию поведения по отношению к ним.
РазгонУчредительного собрания, заключение Брестского мира, экономические исоциально-политические мероприятия Советского правительства восстановили противнего дворян, буржуазию, состоятельную интеллигенцию, духовенство, офицерство.Несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достиженияоттолкнули от большевиков демократическую интеллигенцию, казачество, кулаков исередняков. Таким образом, внутренняя политика большевистского руководстваявилась одной из причин возникновения гражданской войны.
С другойстороны крайнее обострение классовой борьбы между угнетёнными и угнетателями,огромный запас ненависти к помещикам, буржуазии, генералитету, а такжеизнурительная империалистическая война были причинами развязывания гражданскойвойны.
Участникигражданской войны - белые и красные.
Гражданскаявойна - это вооружённое столкновение различныхполитических сил,социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих своитребования.
После Октября1917 в России существовали три крупные силы, разделявшиеся по отношению к новойвласти. Советскую власть активно поддерживали большая часть промышленного исельского пролетариата, городская и сельская беднота (мелкие ремесленники,мелкие торговые служащие и т.д.), некоторая часть офицерства и интеллигенции.
В составе сил,активно ей противостоящих, находились: крупная промышленная и финансоваябуржуазия, помещики, значительная часть офицерства, чины бывшей полиции ижандармерии, часть интеллигенции.
Самаямногочисленная группа - это колеблющаяся часть, а часто и просто пассивнонаблюдавшая за развивающимися событиями. Она искала возможности обойтись безклассовой борьбы, но непрерывно вовлекалась в неё активными действиями первыхдвух сил. Это городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьянство,пролетарские слои, желавшие «гражданского мира», часть офицерства изначительное количество высококвалифицированной интеллигенции.
На фоне всегоэтого выделялись две наиболее организованные и непримиримо враждебные силы,ведущие борьбу на взаимоуничтожение, - белые и красные.
Однакопервоначально военные действия носили локальный характер и имели цельвоспрепятствовать установлению большевистской власти на местах: контрпереворотменьшевиков и правых эсеров 29 октября (10 ноября) в Петрограде, поход 3-гоконного корпуса генерала П.Н.Краснова 27 -30 октября (8-11 ноября) наПетроград, установление советской власти в Москве.
Интервенция- вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другогосуверенного государства.

Цена гражданской войны.

Гражданскаявойна явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшемуухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе.Безудержным грабежом интервенты и белогвардейцы совершенно разориликрестьянство. Только в Иркутской губернии они уничтожили и захватили во времякарательных операций 250 тысяч пудов хлеба,9300 голов крупного рогатого скота,разрушили 730 зданий. Интервенты приложили все усилия к тому, чтобы овладетьрусским золотым запасом, захваченными белогвардейцами в Казани и вывезенным имв Омск. Из этого запаса колчаковцы передали Англии 2883 пуда, Японии - 2672пуда, США - 2118 пудов, Франции-1225 пудов золота. Ущерб, нанесенный толькохозяйству Сибири, составил 542 млн. 360 тыс. золотых рублей. Общий материальныйущерб превысил 50 миллиардов золотых рублей. Промышленное производствосократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система страны.
Многие слоинаселения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, сталиеё невинными жертвами. В боях, от голода, болезней, террора погибло более 13миллионов человек, 2 миллиона человек были вынуждены эмигрировать. Среди них былимногие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этическиепотери имели глубокие социокультурные последствия, долгое время сказывавшиеся вистории советской страны.

Причины победы большевиков.

Поражениеантисоветских сил и победа большевиков обусловлено рядом причин:
- попыткареставрации помещичьего землевладения оттолкнула крестьян от белого движения;
- населениенациональных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах нацийна самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;
- большевикисумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинскойповинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военныйлагерь;
- белоедвижение было разобщено, противники большевиков действовали несогласованно,несмотря на координирующие усилия Антанты. Лидеры белого движения не желалисотрудничать с либералами и социалистами;
- большевикиполучили международную поддержку со стороны коммунистических партий и групп,рабочих организаций, профсоюзов многих стран. Международная рабочаясолидарность с русской революцией ослабила силу военного натиска Антанты.

 

 

№37Теория и практика нац. политики большевиков. Образование ссср

1.Предпосылки образования СССР

1.2. Национальнаяполитика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия кцентральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций инародностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации правнародов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемогонарода (январь 1918 г.).Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные икультурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа иЗакавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороныинородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии.Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.На всей остальной территории бывшей Российской империи национальныеправительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальнуюсамостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусскаясоциалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахскаяАлаш и др.).
1.2. Политические. Неустойчивостьмеждународного положения молодых советских республик в условияхкапиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.
1.3. Экономические икультурные. Потребностьк объединению диктовалась также исторической общностью судеб народовмногонационального государства, наличием многолетних экономических и культурныхсвязей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическоеразделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера,получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основнымипоставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этогоразделения возрослопосле окончания Гражданской войны, когда всталазадача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономическойотсталости советских республик.

2.Этапы образованияСССР

2.1. Военно-политическийсоюз. Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимостьсоздания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союзсоветских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советскихреспублик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировымимпериализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялисьсовнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в техусловиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы,точно также, как национальные воинские образования были полностью подчиненыГлавному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советскихреспублик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.
2.2. Организационно-экономическийсоюз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджанзаключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИКРСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началосьобъединение некоторых наркоматов. В феврале 1921 г. был создан ГоспланРСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнениемединого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитетпо земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производстваи землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указаниеВ.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началосьсоздание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).
2.3. Дипломатическийсоюз подписан между теми же государствами

Формы объединения республик

3.1. Создание автономий. Практика федерированияпервых лет Советской власти заключалась в создании автономий в РоссийскойФедерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако встремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийныхработников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на путик единству. Создание независимых национальных республик они считали решениемчисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистическихтенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальныхобъединений.
3.2 Формы автономий. В 1918 - 1922 гг.народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусскихземель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую -11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская,Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономиюполучили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская,Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономнаяреспублика).
3.3. Договорныеотношения между республиками. Теоретически независимые советские республикивступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком призналнезависимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии,Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики,Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., послепоражения национальных правительств и завершения процесса советизациинациональных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическомсоюзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе междуРоссией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией иГрузией. Два последних объединительных договора не включали объединениедеятельности наркоматов иностранных дел.
3. 4. Дискуссия вРКП(б) по вопросам государственного объединения. Федерациярассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировойреволюции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальныхразличий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как планавтономизации, предусматривал вхождение независимых республик в РоссийскуюФедерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковскийотрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отверглипредставители Компартии Грузии. В.И. Ленин также осудил поспешные действияСталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укреплениясуверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательногоусловия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольногои равноправного объединения самостоятельных советских республик.

Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

4.1. Подготовительнаяработа к I съезду Советов СССР. Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК.Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советскихреспублик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора междуУкраиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединенииих в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из нихправа свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б)разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы вкомпартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б)обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съездСоветов СССР.
4.2. ПервыйВсесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем принялиучастие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялсяпропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной былароссийская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступилИ.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССРв составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР.Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства:добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарскогоинтернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам.Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, правосвободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съездизбрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный органвласти в период между съездами.
4.3. Конституция СССР1924 г. В январе 1924 г. была принята перваяКонституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся СъездСоветов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР,который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и СоветаНациональностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три видакомиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли,путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне);республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались такжеполномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности,планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройствагосударства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку,например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР,поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.
4. 5.Национально-государственное строительство. Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесснационально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующимнаправлениям: образование новых союзных республик; изменениегосударственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей;усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результатенационально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы несовпадали с этническими границами расселения народов, были образованыТуркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовалисьКиргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется ЗакавказскаяФедерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят всостав Союза ССР. В 1939 г.,после подписания советско-германского пакта о ненападении, к СССР былиприсоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в составСССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабияи Северная Буковина).

5.Значение образования СССР

5.1. Выравниваниеуровней отсталых народов. Образование СССР объединило усилия народов повосстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторыхреспублик. В ходе национально-государственного строительства проводиласьполитика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактическогоравенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскуюреспублику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частьюквалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию,строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республикделались большие налоговые отчисления.
5.2.Социально-культурное значение. Имелись определенные позитивные результатынациональной политики Советского правительства в области культуры, образования,системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальныешколы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР.Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решалисьвопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц итолько 32 врача, то к 1939 г.только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителямикоренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победынад фашизмом в 1941-1945 гг.
Вывод. Образованиемногонационального союзного государства отвечало многим культурным иисторическим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российскойимперии. Создание СССР способствовало также укреплению геополитическогоположения нового государства в рамках мирового сообщества. Однакопервоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательносказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже врамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошелокончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.224 (0.011 с.)