ТОП 10:

Консервативное и либеральное течение.



Политическая и социально– экономическая обстановка, которая сложилась в России в ходе проведения буржуазных реформ Александра II, определила широкое обсуждение вопросов дальнейшего развития страны. Во второй половине XIX в. сложились направления (течения) в общественно-политическом движении.Социальную основу направления консерваторов составили реакционные дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян. Консерватизм II половины ХIХ в. остался верен теории «официальной народности».Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие – основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 – 70-х гг. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они призывали к единению славянских народов вокруг России.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.Консерваторы были хранителями-государственниками и отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок.

Консервативное течение общественно-политического движения:

1) идеологи: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, В.П. Без-образов и др.;

2) наиболее влиятельные печатные органы: «Московские ведомости» и «Русский вестник»;

3) нападая напрямую на проводимые в стране реформы, представители консервативного направления настаивали на важности незыблемой самодержавной власти, единственной, которая способна обеспечить порядок. Они выступали также с требованием пересмотра крестьянской реформы в интересах дворян, против земств и суда присяжных заседателей в судах. После прихода к власти Александра III консерваторы особенно оживились, стали призывать вернуться к русским национальным истокам, самодержавию, общинному строю в деревне и привилегированному положению дворянства.

Социальную основулиберального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ. Политическим идеалом для них была конституционная монархия.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев и др.Особенности российского либерализма: его дворянский характер вследствие политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами.

Либеральное течение общественно-политического движения:

1) идеологи: И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.;

2) наиболее влиятельный печатный орган либералов – «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича;

3) основную поддержку русские либералы получили на местах, главным образом в земствах;

4) основную цель своей деятельности русские либералы видели в установлении в России конституционной формы правления. Они отрицали революционный путь.

 

Культура России в 19 в.

Факторы, которые повлияли на культуру первой половины XIX в.:

1) формирование русской нациив ходе развития капиталистических отношений, складывание национальной культуры;

2) значительное расширение культурных связей

России с культурой других стран и народов способствовали интенсивному развитию русской национальной культуры;

3) демократизация культуры,которая проявлялась прежде всего в изменении тематики произведений литературы, музыки, искусства. Особенно с 30-х гг. XIX в. тема простого народа получает широкое распространение.

Литература

Ведущей областью первой половины XIX в. являлась литература.

Основные идейно-эстетические направлениялитературы этого периода:

1) сентиментализм;

2) романтизм;

3) реализм.

Ярким представителем сентиментализма в России был Карамзин. В произведениях представителей этого направления любовно изображаются (идеализируются) сельская жизнь, быт и нравы простых селян, отношения помещиков и крестьян.

После Отечественной войны 1812 г. широкое распространение получает романтический стиль, для которого в России были характерны:

1) героика;

2) борьба за идеалы свободы;

3) помещение действия в исторические интерьеры и др. В этот период возрастает интерес к народной культуре и отечественной истории. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» до сих пор остается одной из вершин художественной исторической литературы. Н.М. Карамзин пишет «Историю Государства Российского», которая сразу же становится предметом широкого обсуждения.

Фольклор становится основой для создания многих произведений Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко. Русская народная культура вызывала глубокую заинтересованность в литературно-философских салонах и кружках (кружок графа Блудова, славянофилы). Отчасти в пробуждении интереса к истории России и русской культуре сыграла роль и продиктованная свыше теория «официальной народности».

Основателем русского реализма считают А.С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», который часто называют энциклопедией русской жизни, является высшим выражением реализма в творчестве поэта.

Изобразительное искусство

Живопись, скульптура и архитектура данного периода находились под влиянием европейского классицизма. Архитектурные шедевры А.Н. Воронихина, К.И. Росси, О.И. Бове; скульптуры И.П. Мартоса, П.И. Клодта; живописные полотна К.И. Брюллова, Ф.А. Бруни не были его бессмысленной копией. Их пронизывала патриотическая идея, пафос прославления величия Российской империи. Работы архитектора К.А. Тона представляют новое (пришедшее с Запада) архитектурное течение – эклектика, вместе с тем развиваются традиции древнерусской архитектуры, русского деревянного зодчества. В творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина сентиментализм обернулся ранее невообразимым вниманием к жизни и быту простого народа, в частности крепостных крестьян.

Театр и музыка

Сочетание традиций немецкой и итальянской оперы с народной музыкой России представлено в знаменитых операх М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Народные мотивы пронизывают также романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и др.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.005 с.)