ТОП 10:

Билет. Движение декабристов.



«движение декабрис­тов» - революционное движение прогрессивно настроенных дворянских офицеров, направлен­ное на кардинальное изменение политических исоциальных порядков в стране: свержение само­державия, отмена крепостного права .

При­чины его зарождения - патриотический подъем 1812 г., знакомство дворян в ходе заграничных походов 1813—1814гг. с порядками в Западной Европе, где не было крепостного права, фило­софия Просвещения и ее распространение в Рос­сии, специфика международной обстанов­ки — революции в Европе в начале 1820-х. «Союз спасения» (1816—1817) был создан по типу масонского ордена, его деятельность но­сила строго конспиративный характер. Состоял из 1012человек: братья А. Н. и Н. М. Му­равьевы, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин. Це­ли: ликвидация самодержавной формы правле­ния и введение конституции, отмена крепост­ного права. В 1817г. предпринята попытка организовать «Московский заговор»: планы убийства Александра I из националистических побуждений. В целом его деятельность носила чисто про­светительский характер: публикация переводов произведений французских мыслителей в целях воздействия на общественное мнение и т. д. Союз распался из-за разногласий по поводу программы и методов борьбы.

«Союз благоденствия»(18181821)на­считывал уже более 200членов. Его цели были такими же, как у «Союза спасения», но методы изменились: помимо воздействия на обществен­ное мнение осуществлялась политика проникновения в аппарат власти, а также организация школ самообразования для солдат в целях их воспитания в оппозиционном духе (ланкастерские школы). В 1821г. расколол­ся на Южное и Северное общества.

Южное общество Северное общество
«Русская правда» П. И. Пестеля « Конституция » Н. М. Муравьева
Различия: 1) будущая форма правления
республика Конституционная монархия
2) будущее административно-территориальное устройство
унитарное государство федерация
3) решение земельного вопроса
более радикальное: освобождение крестьян с землей, частичная кон-фискация помещичьих земель, образование двух фондов — общественного (земля распределя-ется между всеми желающими и не может быть объектом купли-продажи) и частного (земля предназначается для производства «изобилия») более умеренное: первоначально предполагалось освобождение крестьян без земли, затем — с минимальным наделом в 2 дес.
Общие положения:
1) ликвидация сословий, предоставление населению гражданских свобод; 2) отмена рекрутских наборов и военных поселений, введение всеобщей воинской повинности
     

Ключевые даты

1822—1823 гг.— разработка плана военного переворота: вооруженный захват власти без учас­тия народа по примеру успешного переворота в Испании в 1821 г. О Как вы думаете, могли ли дека­бристы реально рассчитывать на поддержку народа? От­вет обоснуйте.)

19 ноября 1825 г.— неожиданная смерть Александра I. Период междуцарствия. О Чем вы­зван? Ответ: отречением брата Александра I Константи­на от прав на престол.)

14 декабря 1825г. — восстание на Сенатской площади. Необходимо кратко описать планы де­кабристов и причины их нереализованное™.

29 декабря 1825 — 3 января 1826г. — вос­стание Черниговского полка на Украине.

Июль 1826 г.— завершение судебного про­цесса над декабристами.

Причины поражения восстания:

• недостаточная подготовленность;

• нерешительная тактика;

• узость социальной базы (по словам В. И. Ле­нина, «страшно далеки они от народа»).

Значение:

• первое революционное выступление в исто­рии России;

• Николай I воспринял восстание декабрис­тов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что в дальнейшем наложило отпечаток на его внутриполитический курс.

 

 

Славянофилы и западники.

В общественно-политической мысли второй четверти XIX в. существовало три направления:
1) консервативное;
2) либерально-оппозиционное;
3) революционно-демократическое.

При Николае I Павловиче (1825–1855) была выработана идеологическая доктрина «официальной народности».

Автором этой концепции был министр народного просвещения С.С. Уваров. Теория «официальной народности» провозглашала основными ценностями:
1) православие – трактовалось как основа духовной жизни русского народа;
2) самодержавие – в нем сторонники теории видели гарантию, нерушимость Российского государства;
3) народность – под ней понималось единение царя с народом, при котором возможно бесконфликтное существование общества.

У официальной доктрины было очень много сторонников. В числе них были великие русские писатели А.С. Пушкин (в 1830-е гг.), Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев. Славянофильство и западничество Во второй четверти XIX в. заявили о себе либеральные мыслители, недовольные положением вещей в стране:
1) западники – были сторонниками развития России по западно-европейскому пути, конституции, парламентаризма и развития буржуазных отношений. Представители: Н. Грановский, П.В. Анненков, Б.Н.Чичерин и др. Крайним западником считают П.Я. Чаадаева, который в своем «Философическом письме» резко отозвался об историческом прошлом России. Он считал, что на застой и отставание от Европы Россию подтолкнуло православие, которое сформировало особенный образ мыслей. Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин считали, что Россия должна развиваться и идти по такому же историческому пути, что и все другие западноевропейские страны. Они критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России. Западники были уверены, что и в России со временем утвердятся западноевропейские порядки – политические свободы, парламентское устройство, рыночная экономика. Их политическим идеалом являлась конституционная монархия;
2) славянофилы – как и западники, выступали за отмену крепостного права, настаивали на особенном пути России, который связывали со свойственным русскому народу духом коллективизма, особенно ярко проявлявшемся в институте крестьянской общины. Основные представители славянофильства – А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы – выступали за самобытный путь развития России, который не должен являться точной копией западного развития. Они также идеализировали традиционную для страны патриархальность, общинность, православность. Именно эти традиции, по мнению славянофилов, должны спасти Россию от пороков, которые уже проявились к тому времени в западноевропейских странах, двигающихся по пути капитализма. Славянофилы не выступали против монархической формы правления, в то же время критиковали деспотизм, который был свойствен политике самодержавия Николая I. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, за развитие отечественной промышленности и торговли, свободу совести, слова и печати.

Одинаковые позиции либеральных течений:
1) защита западниками и славянофилами политических свобод;
2) выступление против деспотизма и крепостничества;
3) категорическое неприятие революции.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.004 с.)