Организационно – правовая характеристика ЗАО «Новосибрат»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно – правовая характеристика ЗАО «Новосибрат»



Предприятие ЗАО «Новосибрат» находится в г. Медногорске Оренбургской области на базе ОАО «Новосибрат».

Предприятие ЗАО «Новосибрат» создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным Законом РФ «Об акционерных обществах» по организационно - правовой форме является закрытым акционерным обществом.

Филиалов и представительств у общества нет. Учредителями данного общества являются:

¾ Юридическое лицо по законодательству России: Открытое акционерное общество «Новосибрат».

¾ Юридическое лицо по законодательству Италии: STM S.p.a.

Целями деятельности общества является извлечение прибыли. Для этого осуществляются следующие виды деятельности:

¾ Производство и реализация электротехнической продукции;

¾ Оказание услуг по производству деталей и услуг по производству электротехнической и машиностроительной продукции;

¾ Оказание услуг по производству электродвигателей промышленного и бытового назначения;

¾ Коммерческая деятельность по производству и реализации электротехнической продукции;

¾ Осуществление информационной и рекламной деятельности.

Органами управления общества являются: общее собрание акционеров, совет директоров, ревизионная комиссия, исполнительный директор.

Управленческие подразделения предприятия делятся на производственные и функциональные. В структуре ЗАО «Новосибрат» можно выделить бюро, цеха, участки, каждые из которых имеют свои органы управления. Организационная структура управления заводом сформирована на основе линейно - функционального принципа и во многом определяется производственной структурой предприятия.

По состоянию на 31 декабря 2011 года среднесписочная численность работающих в ЗАО «УЭ-СТМ» составила 410 человек.

Аудитор Общества – внутренняя аудиторская служба, в состав которой входят 4 аудитора.

Основные экономические показатели ЗАО «Новосибрат».

Состояние финансово - хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изучения финансовых результатов его деятельности, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе.

Финансово - хозяйственную деятельность предприятия характеризует таблица №1 «Основные экономические показатели финансово - хозяйственной деятельности ЗАО «Новосибрат - СТМ» (см. Приложение А).

По результатам произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) с каждым годом увеличивается. В 2011 году по сравнению с 2009 годом выручка увеличилась на 136 052 тыс. рублей, то есть темп роста 2010 г. к 2008 составляет 241,99%.

Соответственно увеличиваются и затраты. В 2011 г. по сравнению с 2009 годом себестоимость увеличилась на 139 052 тыс. руб., то есть темп роста составил 310, 75%. Увеличение выручки от реализации продукции связано, в основном, с увеличением объема продаж, в то время, как цены, по которым продукция реализуется, остаются практически неизменными. В результате чего уменьшается прибыль от продаж с 27 354 тыс. руб. в 2009 г. до 1010 тыс. руб. в 2011 г.

Аудит соответствия положений учетной политики ЗАО «Новосибрат» по нормативным актам РФ.

Одним из основных критериев оценки использования стандартов аудиторами является правильность разработки, и применения ими внутренних правил аудита. Эти документы, принятые и утвержденные аудиторами с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности национальным стандартам аудита, призваны регламентировать требования к его осуществлению и оформлению. Внутренние стандарты могут обеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.

ФПСАД предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФПСАД и их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (Федеральный закон № 164-ФЗ).

В связи с этим представляется, что аудиторам и аудиторским фирмам необходим внутренний пакет стандартов, определяющих подход к проведению проверки. Использование внутренних стандартов способствует повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в ЗАО «Новосибрат», который (в тех или иных вариантах) включает следующие элементы.

Предварительная стадия проверки:

¾ Определение целей соглашения для обоснованного и оптимального планирования;

¾ Обзор бизнеса клиента;

¾ Оценка степени возможного риска мошенничества и обычных ошибок и оценка их значимости;

¾ Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита.

Рабочий этап:

¾ Определение стратегии аудиторской проверки и необходимых процедур;

¾ Расширенная оценка эффективности системы контроля, разработка плана проверки;

¾ Составление плана независимых обследований;

¾ Проведение независимых обследований.

Завершающий этап:

¾ Завершение аудиторской проверки;

¾ Представление заключения.

Внутренние стандарты в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» по своему назначению в ЗАО «Новосибрат» объединены в следующие группы:

¾ Стандарты, содержащие общие положения по аудиту;

¾ Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;

¾ Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;

¾ Специализированные стандарты;

¾ Стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;

¾ Стандарты по образованию и подготовке кадров.

Рассмотрим стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита ЗАО «Новосибрат». В них аудиторы отражают свой подход к планированию аудита, порядку изучения и оценки системы внутреннего контроля, получению аудиторских доказательств, определению уровня существенности, оценке аудиторского риска и т.д.

Основные этапы планирования аудита четко определены в соответствующем ФПСАД № 3 «Планирование аудита». При подготовке внутрифирменного стандарта аудиторы могут более четко представить свои действия на каждом этапе планирования, в том числе и при получении знания о финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут востребованы как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур. ЗАО «Новосибрат» целесообразно в своих внутренних документах заранее подготовить возможный план и программу аудита, предусмотрев возможность корректировки в зависимости от особенностей деятельности проверяемых экономических субъектов. Отразив в плане и программе максимально возможный перечень видов работ и процедур, аудиторы могут оставлять только подходящие процедуры. Для конкретной проверки, дополняя их специальными действиями, характерными только для проверяемого клиента. Отдельные положения общего плана и программы могут согласовываться с руководителем экономического субъекта.

Определяя во внутренних стандартах порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля, аудиторам необходимо установить количество этапов, которое в соответствии с требованиями п. 5.1 ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» не может быть менее трех: общее знакомство с системой, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности оценки (при необходимости аудиторы вправе принимать решение об использовании большего количества этапов).

При создании внутреннего стандарта аудиторам необходимо помнить, что формирование общего впечатления о системе внутреннего контроля требует принимать во внимание ее компоненты, т. е. надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.

Во внутрифирменных правилах также должен найти отражение подход аудиторской фирмы к определению уровня существенности. Возможные варианты его расчета содержатся в ФПСАД № 4 «Существенность в аудите», однако данный внутренний стандарт аудиторских организаций является одним из важных. Прежде всего это связано с необходимостью формирования и представления аудиторами в определенной форме заключения по результатам проверки, содержащего мнение о достоверности данных отчетности клиента. Как известно, обоснованность показателей отчетности не должна быть установлена аудитором с абсолютной точностью (она должна быть достоверной во всех существенных аспектах). При этом возникают трудности в поиске критериев отнесения искажений к существенным. Аудиторские фирмы пытаются решать эту проблему посредством разработки соответствующего внутреннего правила.

Применение апробированных методик позволяет минимизировать аудиторский риск и проводить проверку в более сжатые сроки. Для их разработки в аудиторской фирме может быть создан методологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Внутрифирменные стандарты могут охватывать обширнейший круг вопросов - от методик проверки конкретных вопросов и направлений в области бухгалтерского учета и налогообложения экономических субъектов до общих вопросов организации аудиторской работы в фирме.

Внутренние стандарты ЗАО «Новосибрат» в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п. 5 Федерального закона № 164-ФЗ).

В России наряду с общенациональными ПСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных профобъединений, что вызывает недоумение у иностранных специалистов. Ведь национальные ПСАД должны содержать основные, базовые требования, а профобъединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ПСАД. Именно в стандартах профобъединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовых бланков, примерных расчетов уровня существенности и т. п.

Рабочий документ аудитора сформирован на основе внутрифирменного стандарта позволяет оценит соответствие учетной политики законодательной базе РФ.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.

В результате аудита ЗАО «Новосибрат» выявлено, что учетная политика экономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиям законодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:

¾ Дополнить приказ об утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способов организации бухгалтерского учета отдельных объектов;

¾ Привести в соответствие положения учетной политики применяемым субъектом способам организации бухгалтерского учета отдельных объектов.

По результатам аудита могут быть предложены рекомендации руководству экономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатам проведения аудита, например:

¾ В п.6 аудитируемой учетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, по которым утверждены самостоятельно разработанные формы;

¾ П. 9 учетной политики изложить в редакции: "Переоценка однородных объектов основных средств не производится, за исключением случаев, установленных законом".[11]

При использовании такого документа в процессе проведения аудита ЗАО «Новосибрат» реализуется требование единства подходов к оценке системы бухгалтерского учета. Кроме того, появляется возможность оценить полноту исследуемой учетной политики и ее соответствие применяемым ЗАО «Новосибрат» способов ведения бухгалтерского учета.

 

2.2 Организация службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат»

 

Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Для изложения организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба». Под службой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.

Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат» является финансово - хозяйственная деятельность организации. Целесообразно сохранить в отдельных случаях прежний порядок, сформировавшийся при функционировании контрольно - ревизионной службы, и при необходимости привлекать опытного специалиста, как представителя службы внутреннего аудита.

Однако служба внутреннего аудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно - ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверке финансово - хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т. д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее характеру их деятельности. Целесообразно в составе службы внутреннего аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудиторского риска.

Рассмотрим состав службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат» и свойственные её членам функциональные обязанности:

1. Руководитель службы (аттестованный аудитор) - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главный аудитор имеет познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он знает задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим функции руководителя:

¾ Составляет план - графика проверок;

¾ Определяет состав группы для проверки филиала и документальное оформление результатов аудиторских процедур;

¾ Может взять на себя проведение анализа финансово - хозяйственной деятельности;

¾ Проводит консультации по отдельным вопросам;

¾ Контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово - хозяйственным вопросам;

¾ Составляет общий отчет о проделанной службой внутреннего аудита работе;

¾ Может разрабатывать методический материал по повышению профессионального уровня работников бухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требований налогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принять участие в разработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).

2. Специалист по расчетам с головной организацией:

¾ Проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией;

¾ Консультирует по финансовым вопросам;

¾ Участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита;

¾ Участвует в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов;

¾ Составляет отчет по результатам внутреннего аудита.

3. Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов:

¾ Составляет план - график проверок;

¾ Комплектует выездную группу;

¾ Организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалом;

¾ Составляет общий план и программу внутреннего аудита;

¾ Доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите;

¾ Участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторских процедур;

¾ Составляет отчет по результатам внутреннего аудита;

¾ Организует и контролирует работу участников выездных аудиторов;

¾ Проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово - хозяйственным вопросам.

4. Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.

5. Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико - технологических направлениях (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционирование компьютерных систем и т. д.)

Специалисты по налогообложению, правовым вопросам и финансовому анализу могут не состоять в штате и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.

Применяя отдельные положения аудиторского правила (стандарта) «Использование работы эксперта» служба внутреннего аудита при необходимости должна иметь возможность привлекать к работе экспертов - не состоящих в штате специалистов, имеющих достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования и полномочиях зафиксированы соответствующим распоряжением по головной организации ЗАО «Новосибрат». Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации зафиксированы в должностных инструкциях.

Методология внутреннего аудита представляет собой совокупность методов, определяющих проведение внутреннего аудита начиная от подготовительной работы и заканчивая принятием управленческих решений.

При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй - использование цельных методических приемов внешнего аудита.

Накопленный в течение десятилетий опыт ревизионных проверок использован при разработке методологии внутреннего аудита в части, относящейся к контрольным функциям этой службы.

Методика, разработанная на примере внешнего аудита, включает в себя три раздела:

1. Планирование внутреннего аудита и другая подготовительная работа;

2. Основные направления аудиторской проверки, что составляет непосредственное решение задач по проверке: операций с наличными денежными средствами; операций на счетах в банках; операций внешних расчетов; расчетов по заработной плате; операций с основными средствами; операций с НМА; учета производственных запасов; финансовых вложений; затрат; финансовых результатов, фондов, резервов, кредитов и займов; правильности исчисления и уплаты налогов;

3. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.

Направленную на достижение целей при решении задач внутреннего аудита методику необходимо проанализировать в разных аспектах, которым присущи: вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ отдельных статей баланса, а также расчет и оценку коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, финансовой независимости и определения его влияния на стратегии управления). Необходимая для определения этих коэффициентов информационная база готовится на основе бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского учета. При разработке этой части методики может быть использован аудиторский стандарт: «Аналитические процедуры».

В зависимости от специфики проверяемого сегмента анализ может, проводится по следующим направлениям:

¾ Анализ финансового состояния по данным баланса, при этом производится вертикальный анализ (анализ удельного веса отдельной статьи баланса в его общем итоге), горизонтальный (анализ темпов роста или снижения сумм по статьям баланса в отчетном периоде по сравнению с предыдущим), трендовый (анализ определяется среднегодовым темпом прироста по статьям баланса и рассчитывается его прогнозное значение, хотя при этом и присутствует недостаток основанный на тенденции экстраполяции, переносе данных тенденции на будущее);

¾ Расчет и оценка коэффициентов ликвидности, таких как общий показатель ликвидности, коэффициентами абсолютной и текущей ликвидности, коэффициентом обеспечения собственными средствами, коэффициентом восстановления или утраты платежеспособности (стоит заметить, что в России это основной коэффициент характеризующий жизнедеятельность предприятия);

¾ Расчет и оценка финансовой устойчивости: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное состояние;

¾ Оценка деловой активности, расчет и анализ финансового цикла;

¾ Факторный анализ прибыли от реализации;

¾ Анализ рентабельности организации, расчет коэффициента финансовой независимости, его влияние на выбор стратегии управления;

¾ Анализ движения собственного капитала, расчет чистых активов;

¾ Анализ движения денежных средств, оценка достаточности денежных средств;

¾ Анализ движения заемных средств;

¾ Анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

¾ Анализ амортизируемого имущества (объем, динамика, структура, эффективность);

¾ Анализ движения средств финансирования долгосрочных финансовых вложений.

Стоит отметить, что при оценке и расчете финансовой устойчивости важно рассматривать не отдельно взятые показатели, а их различные комбинации и зависимости.

Задачи, стоящие перед внутренним аудитором, можно сформулировать следующим образом:

1. Периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головной организации и ее филиалов.

2. Анализ финансовой и хозяйственной деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля головной организации и ее филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита.

3. Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала головной организации и ее филиалов.

4. Научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву, информационное обслуживание головной организации и ее филиалов.

5. Консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может потребоваться профессиональная помощь при необычных или редко встречающихся экономических ситуациях, а также при существенных изменениях законодательства.

6. Компьютеризация бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.

7. Взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых органов и других контролирующих органов.

Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений.

При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано, по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй - использование цельных методических приемов внешнего аудита.

Стандарты аудита.

Требования и рекомендации для внешних аудиторов при анализе работы внутреннего аудита установлены МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», согласно которому внешний аудитор должен рассмотреть работу внутреннего аудита и ее влияние на процедуры внешнего аудита, если такое влияние имеет место.

Аудитор должен получить достаточное понимание деятельности внутреннего аудита, что поможет при планировании аудита и разработке эффективного аудиторского подхода. Оценивая функции внутреннего аудита, необходимо обратить внимание на его способность быть объективным, характер и объем заданий, наличие адекватных технических навыков и профессионализма, качество планирования, контроля, наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов. В конечном счете, предварительная оценка функций внутреннего аудита, данная внешним аудитором, влияет на мнение последнего относительно того, каким образом использование внутреннего аудита может изменить характер, сроки и объем внешних аудиторских процедур.

Внешний аудитор, если он намерен испробовать конкретную работу внутреннего аудита, должен оценить и тестировать эту работу, для того чтобы убедиться в ее адекватности для целей внешнего аудита. Оценка конкретной работы внутреннего аудита подразумевает установление адекватности объема работы и соответствующих программ, а также того, остается ли в силе предварительная оценка внутреннего аудита. Такая оценка конкретной работы может включать в себя рассмотрение следующих вопросов:

¾ Выполняется ли работа лицами, имеющими адекватное образование и профессиональные навыки для работы в качестве внутренних аудиторов;

¾ Надлежащим ли образом контролируется, проверяется и документально оформляется работа ассистентов;

¾ Получены ли достаточные и уместные аудиторские доказательства, обеспечивающие надлежащую основу для сделанных выводов;

¾ Являются ли сделанные выводы уместными в данных обстоятельствах и соответствуют ли подготовленные отчеты результатам выполненной работы;

¾ Соответствующим ли образом рассмотрены любые исключения или необычные вопросы, выявленные при внутреннем аудите.

На основе МСА610 разработано федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», включающее разделы «Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита» и «Оценка эффективности внутреннего аудита». Согласно данным правилам внешний аудитор получает достаточное понимание деятельности службы внутреннего аудита для того, чтобы установить и оценить риски существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработать и выполнить аудиторские процедуры. Оценка конкретной работы службы внутреннего аудита включает рассмотрение адекватности объема работы и соответствующих программ, а также того, остается ли в силе предварительная оценка эффективности функций службы внутреннего аудита, основываясь на следующих вопросах:

¾ Выполняется ли работа лицами, имеющими соответствующее образование и опыт работы в качестве внутренних аудиторов, надлежащим ли образом контролируется и документально оформляется работа ассистентов внутреннего аудитора;

¾ Получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие разумные выводы;

¾ Являются ли сделанные выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах и соответствуют ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы;

¾ Соответствующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях или необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите.

 

2.3 Особенности аудита системы управления предприятием

 

В наиболее общем виде аудит - это процесс получения и оценки (контроля) объективных данных (имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам.[12]Применительно к организационной системе, аудит дает преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность.

Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремя путями:

1. По авторской методике, исходя из профессиональной подготовки руководителя или консультанта. При этом они сами формируют механизм проведения соответствующей функции;

2. По результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций в целом. Руководитель заранее выбирает для себя пример организации, показатели которой являются для него ориентирами в работе. Этот путь позволяет без большого риска поддерживать приемлемый уровень выполнения функции. Однако аналог не может быть точным идеалом какой-то организационной системы, поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлять анализируемые объекты своей организации и аналога;

3. По утвержденным нормам или стандартам на ключевые элементы организационной системы. При этом формируется преемственность при анализе и совершенствовании элементов организационной системы в течение значительного времени. Данный путь представляет суть аудита организации.

Общая схема осуществления аудита приведена в приложении Б.

Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Он разделяется по отраслям, под отраслям, направлениям и в зависимости от полноты его проведения (см. Приложение В).

Отрасли аудита: аудит имущества (АИ), аудит профессионализма персонала (АПП), аудит интеллектуальной собственности (АИС) аудит методологии и процесса управления (АМПУ), аудит механизма управления (АМУ), аудит технологии и процесса производства (АТПП), аудит организации производства (АОП), операционный аудит (ОА), управленческий аудит (УА), аудит бухгалтерского учета (АБУ).[13] Среди них:

¾ Полностью разработанные отрасли: ОА, АБУ;

¾ Отрасли разрабатываются: АПП, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, УА;

¾ Отрасли еще не разрабатываются: АИС.

Под отрасли аудита имущества:

¾ Аудит основных и оборотных управленческих средств;

¾ Аудит основных и оборотных производственных средств;

¾ Аудит основных и оборотных технологических средств.

Под отрасли аудита профессионализма персонала:

¾ Аудит профессионализма руководителей;

¾ Аудит профессионализма специалистов;

¾ Аудит профессионализма рабочих и служащих;

¾ Аудит повышения квалификации персоналом.

Под отрасли аудита интеллектуальной собственности:

¾ Аудит интеллектуальной собственности руководителей;

¾ Аудит интеллектуальной собственности специалистов;

¾ Аудит интеллектуальной собственности рабочих и служащих.

Под отрасли аудита методологии и процесса управления:

¾ Аудит целей и задач;

¾ Аудит принципов функционирования организации;

¾ Аудит функций;

¾ Аудит стратегий;

¾ Аудит технологий управления;

¾ Аудит коммуникаций;

¾ Аудит свойств и схем процесса управления;

¾ Аудит управленческих решений;

¾ Аудит информационных технологий.

Под отрасли аудита механизма управления:

¾ Аудит функциональных структур;

¾ Аудит организационных структур;

¾ Аудит оргтехники;

¾ Аудит офисной мебели;

¾ Аудит сетей связи;

¾ Аудит схем и свойств документооборота.

Под отрасли аудита технологии и процесса производства:

¾ Аудит техники и технологии производства;

¾ Аудит процесса производства;

¾ Экологический аудит.

Под отрасли аудита организации производства:

¾ Аудит схем и свойств документооборота;

¾ Аудит укомплектованности производства;

¾ Аудит эргономики и техники безопасности;

¾ Аудит должностных инструкций и положений.

Под отрасли операционного аудита:

¾ Технологический контроль изделий;

¾ Ведомственная приемка изделий;

¾ Аудит самоконтроля изделий.

Под отрасли управленческого аудита:

¾ Аудит деловых операций;

¾ Аудит затрат ресурсов;

¾ Аудит экономичности и эффективности производства.

Уровни полноты аудита: функциональный, комплексный и системный.

Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы, персонал, делопроизводство, экология и др.

Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации, например, аудит управленческих технологий, целей и функций одновременно. Он осуществляется на базе функциональных аудитов либо самостоятельно по принятому перечню проверок. Выделяют комплексный аудит производства и управления.

Системный аудит - это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации за счет учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой. Системный аудит может использоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:

¾ Экономической, организационной и социальной эффективности работы организации;

¾ Прогнозированию рисков;

¾ Определению стоимости организации для продажи или страхования;



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.035 с.)