Теоретические основы аудита системы управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы аудита системы управления



 

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или другие формы контроля, так как включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется Законом об аудиторской деятельности в РФ.

Мощным интегрирующим и консолидирующим фактором на предприятии является разработка рыночной философии управления, которая включает миссию, базовые цели (принципы) и кодекс поведения работников предприятия, в литературе ее также называют организационной культурой.

Важен шаг разработки новой организационной структуры управления.

Организационная структура предприятия не отвечает современным рыночным условиям, требует принципиальной переработки – развития рыночных блоков и повышения гибкости.

Недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых товаров и модернизации существующих.

Предприятие не использует всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы изделий, не уделяет достаточного внимания качеству и технологии производства продукции.

Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению.

Не определена общая цель деятельности предприятия.

Отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников.

Не разработана стратегия развития предприятия и финансовая политика, не проводится учет и контроль финансовых потоков, что ухудшает финансовое состояние предприятия.

Отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия.

Недостаточное использование среднего и низового звеньев управления.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.

Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

В процессе оказания услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с Правилом (Стандартом) «Использование работы эксперта». Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.

Услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок нахождения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

Для выполнения и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:

¾ Лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;

¾ Материально - технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

Оказание услуг требует от аудиторских организаций выполнения следующих положений:

¾ Действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированным в письменном виде;

¾ Планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

¾ Документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

¾ При выполнении задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, следует четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;

¾ Рекомендуется подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг, эти формы рекомендуется применять на постоянной основе;

¾ В крупных аудиторских организациях рекомендуется иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту;

¾ По итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

Администрация разрабатывает политику и процедуры контроля организации. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять. Менеджеры не имеют достаточно времени проверить уровень этого выполнения и своевременно обнаружить недостатки. Помощь внутренних аудиторов состоит в обеспечении защиты от ошибок и злоупотреблений, определении «зон риска» и возможностей устранения будущих недостатков. Другими словами, внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системах управления, а также найти нарушенные принципы управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления организацией, с тем чтобы определить процедуры внутреннего аудита. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции.

Развитие рыночных отношений обусловливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения и порядка формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы не могут самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности. Так как они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, то обычно нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг.

Деятельность предприятия в условиях жесткой конкуренции направлена на завоевание определенного положения на рынке и превосходства над конкурентами. Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием в области контроля, которые выражаются:

¾ В смещении акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

¾ Увеличении скорости реакции на изменения внешней среды, повышении гибкости предприятия;

¾ Непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

¾ Продуманной системе действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций.

Контроль, являясь составной частью управления общественным воспроизводством, способствует решению задач системы управления, поэтому его назначение соответствует целям управления, которые определяются экономическими и политическими закономерностями развития общества.

В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:

¾ Государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

¾ Ведомственные контрольно - ревизионные службы, контролирующие финансово - хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

¾ Внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

¾ Аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль. Его основные субъекты — это прежде всего коммерческие предприятия и организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.

Экономическая реформа привела к изменению доминирующей государственной собственности, которая все в большей степени становится частной собственностью предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Это, соответственно, вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых является независимый аудит. Причем, как это ни парадоксально, органы государственного финансового контроля, в частности Счетная палата РФ, оказываются крайне заинтересованными в прочном становлении, активном развитии и эффективном функционировании института независимого аудита. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может оказывать существенную помощь в работе государственных органов финансового контроля и позитивное влияние на повышение эффективности их деятельности, полноту и качество выполнения функций и поставленных перед ними задач.

Очевидно, что взаимодействия между органами государственного финансового контроля и независимыми государственного финансового контроля и независимыми аудиторами должны быть определенным образом формализованы, хотя бы в целях того же контроля. Для этого есть вполне законные основания.

В соответствии с п. 1 Закона об аудиторской деятельности аудит не подменяет государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, в частности Счетной палатой РФ. Вместе с тем, данный Закон не препятствует сотрудничеству между ними, а в ряде случаев – подразумевает его.

В Законе об аудиторской деятельности четко определен перечень объектов, подлежащих обязательному независимому аудиту: кредитные организации, государственные внебюджетные фонды, государственные унитарные предприятия. Но в соответствии с законодательством эти объекты входят и в область контрольных полномочий Счетной палаты РФ, если они используют государственные средства либо государственную собственность. Таким образом, в данной сфере может и должно осуществляться упомянутое выше сотрудничество.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, однако существуют и принципиальные отличия.

По мнению Е.М.Гутцайт, общей основной целью как ревизии, так и аудита является оценка достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности. Главным отличием является то, что ревизия проводится не независимыми коммерческими организациями (как в случае аудита), а подразделениями государственных структур. Кроме этого, отличия имеют и другие, и именно на них делался акцент в отечественной специальной литературе начала 1990-х гг., что вполне объяснимо: подчеркивание различий было, по существу, одним из аргументов в пользу ускоренного создания и развития аудита. В последние годы такой подход постепенно заменяется взвешенным анализом сходства и различия аудита и ревизии, причем, на наш взгляд, данный анализ требует еще более углубленной проработки.

Наличие общей цели приводит к возможности методического взаимообогащения аудита и ревизии как инструментов решения сходных задач. При этом широко распространенный в аудите выборочный метод вполне может использоваться и в ревизионных проверках, заменяя традиционные для нее сплошные проверки. Разумеется, цели, задачи и программы ревизионных проверок могут быть весьма различными.

Большинство российских экономистов выделяют следующие различия сопоставлении аудита и ревизии:

1. По цели проверки:

¾ Аудит должен выразить мнение по поводу достоверности финансовой отчетности, оказать услуги и помощь клиенту;

¾ Ревизия на выявление недостатков с целью их устранения;

2. По характеру проверки как вида деятельности:

¾ Аудит – это предпринимательская деятельность;

¾ Ревизия – это исполнительская деятельность;

3. По управленческим связям:

¾ Аудит ориентирован на горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом;

¾ Ревизия ориентирована на вертикальные связи и назначение со стороны вышестоящего органа;

4. По оформлению результатов:

¾ Аудит завершается составлением аудиторского соглашения – документа, имеющего юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;

¾ Ревизия завершается актом ревизии, в котором отмечаются все выявленные недостатки, с последующей передачей его вышестоящему и другим органам.

В последние годы к проверке бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий (ГУПов) подключаются и аудиторские организации. Отметим, что теоретически проверки достоверности бухгалтерской отчетности этих структур (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах:

¾ С помощью аудиторских организаций;

¾ Через ревизии;

¾ Комбинированным способом, например на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими (допустим, раз в три года) ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»[10] утверждены Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для проведения обязательного ежегодного аудита организаций, доля государственной собственности субъекта РФ в уставном (складочном) капитале которых составляет не менее 25%.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.55.103 (0.008 с.)