Внутренний и внешний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренний и внешний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера



Профессия аудитора известна с глубокой древности. Примерно в 200 г. до н. э. квесторы, т. е. должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменатором. Такая практика и дала термин «аудитор», от латинского «слушать».

В России звание аудитора введено Петром I. Аудитор совмещал отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации института аудита в 1889,1912 и 1928 гг. по разным причинам оказывались безуспешными.

В условиях централизованного управления экономикой не возникало потребности в независимом финансовом контроле. Его вполне заменяла система ведомственного контроля, которая была направлена на выявление упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выявление ошибок и наказание виновных.

Сегодня аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению независимых проверок бухгалтерской отчетности, финансовых обязательств и требований на договорной основе.

В настоящее время действует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. 119-ФЗ. До этого применялись Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. №2263.[3]

Сущность аудита.[4]

Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Основа аудиторского контроля - взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой экономики потребность в независимом финансовом контроле в России не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово - хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

В науке управления к началу 90-х г. г. сложился определенный понятийный аппарат, позволяющий описать систему управления предприятием. Тем не менее, в отношении понятий «система управления», «организационная система управления» нет единого мнения.

Определения этих понятий можно классифицировать следующим образом:

¾ Система управления – это состав и номенклатура управленческих органов и должностей. Некоторые авторы под организационной структурой понимают лишь аппарат управления предприятием

¾ Большинство же авторов учитывает взаимосвязи между элементами, и система управления определяется как:

¾ «Конструкция» организационной системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления);

¾ Строение управляющей системы, способ ее внутренней организации, связи элементов субъекта управления между собой (порядок расположения, соподчиненность отдельных звеньев управленческого аппарата – отделов, групп, бюро), позволяющие выполнять необходимые функции управления;

¾ Элементы системы, их связи, ее целостные свойства если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы ;

¾ Состав элементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управления объектом;

¾ Взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий, ответственности, а также функциональной и технологической связей, возникающих в процессах управления;

¾ В ряде работ рассматривается понятие организационной структуры и взаимосвязь организационно-производственной и организационной структур.

Контрольная деятельность в организации всегда существовала, и будет существовать. Часто контроль является основной функцией для ряда руководителей. Однако только профессиональный подход к контрольной деятельности в области управления может принести ощутимые результаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида - организационного аудита.

Виды аудита.[5]

Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита.

1. Операционный аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности.

2. Аудит на соответствие. Его цель – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией), а также (если есть такой заказ от клиента) действующими нормативными актами.

3. Аудит бухгалтерской отчетности – может проводиться независимыми от проверяемого экономического субъекта аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми. Под независимостью аудитора понимается то, что на его мнение не может быть кем-либо оказано влияние.

Аудиторская проверка, осуществленная по любому из трех перечисленных выше видов аудита, требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение может быть предоставлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих аудиторских услуг (видов деятельности).

Таким образом, услуги, оказываемые аудиторами, подразделяются на аттестуемые (требующие предоставления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и на не аттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения).

Помимо трех видов аудита (и прежде всего аудита бухгалтерской отчетности), к аттестуемым услугам аудиторов[6] и аудиторских фирм относятся:

¾ Контроль правильности с объемами проверки меньшими, чем при аудите. Контроль правильности строится на анализе эффективности внутрихозяйственного контроля проверяемого экономического субъекта или – в более редких случаях – на представлении аудитором заключения о прогнозируемых перспективах работы клиента (также основанных на проверке подробных бизнес-планов и других прогнозируемых утверждений администрации);

¾ Обзорная проверка. По сравнению с собственно аудитом, а также с контролем правильности она проводится по сокращенной программе. Например, обзорная проверка применяется для квартальной бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ и других экономических субъектов при аудиторском сопровождении бизнеса клиента, хотя практика показывает, что существует спрос на обзорные проверки и годовой бухгалтерской отчетности;

¾ Согласованные с клиентом процедуры. В соответствии с заказом клиента аудитор может проверить отдельные участки учетно-аналитической работы фирмы-клиента.

В свою очередь, к не аттестуемым (не требующим представления аудиторского заключения) относятся услуги, по которым формальная отчетность аудитора непосредственно в адрес клиента отсутствует.[7] Среди них:

¾ Восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;

¾ Налоговое планирование и оптимизация налогообложения, составление деклараций о доходах и представление интересов клиента в налоговых службах;

¾ Консультационные услуги, оказываемые обычно не только в области бухгалтерского учета и налогов, но и компьютерных систем (в том числе автоматизации бухгалтерского учета и аналитических работ), технологии производства и даже по набору кандидатов на руководящие должности.

Аудит[8] по отношению к аудитируемой организации:

1) Внешний - оценка системы отчетности, проверка и оценка активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля;

2) Внутренний[9] - организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухучета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Виды аудита по решаемым задачам:

Управленческий, или производственный, аудит - задачи управленческого или производственного аудита - проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности.

Аудит хозяйственной деятельности - объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Аудит на соответствие требованиям – анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

Аудит финансовой отчетности - проверка отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухучета.

Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил; ее цель - подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов.

Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления (предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам). Общими функциями внутренних аудиторов являются:

1) Оценка адекватности систем контроля, т. е. осуществление проверок звеньев управления (контроля), представление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

2) Оценка эффективности деятельности, т.е. осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и представление обоснованных предложений по их совершенствованию.

Используются различные понятия для обозначения отдельных направлений внутреннего аудита. Наибольшее распространение получило выделение трех видов внутреннего (а также внешнего) аудита: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности. При этом аудит финансовой отчетности, как правило, проводится внешними аудиторами, тем не менее финансовая отчетность может проверяться и внутренними аудиторами по заказу администрации.

Внешний аудит - осуществляется наряду с иными формами финансового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, специально уполномоченного на то государственными органами.

Цель данного аудита может дополняться по договору с клиентом задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения организации, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

В ходе проведения внутреннего аудита проверяется правильность составления баланса, отчета прибыли и убытков, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

¾ Насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации;

¾ Все ли активы и пассивы отражены в отчете;

¾ Все ли документы использованы в отчете. Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Внешний аудит призван:

¾ Проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;

¾ Проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

¾ Выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов более совершенного использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Внешний аудит может решать также другие задачи:

¾ По организации, восстановлению, постановке и ведению бухгалтерского учета;

¾ По планированию и оптимизации налогооблагаемой базы и расчету налогов;

¾ По анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

¾ По решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов клиентов и т. д.

Кроме основной цели внешнего аудита, состоящей в подготовке официального заключения по качеству подготовки годового бухгалтерского отчета экономического субъекта, аудиторские организации оказывают другие услуги, называемые в нормативном документе услугами, сопутствующими аудиту. Этим вопросам посвящено Правило (Стандарт) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г., протокол № 2.

Задачами данного Стандарта являются:

¾ Классификация услуг;

¾ Особенности оформления оказания услуг и результатов аудиторских услуг;

¾ Изложение общего порядка оказания услуг, сопутствующих аудиту;

¾ Определение требований к аудиторским организациям по оказанию услуг;

¾ Распределение ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Требования данного Правила являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Они носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, не определенных настоящим стандартом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.187.177 (0.009 с.)