Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект познания социологии.

Поиск

Итак, в предельно широком понимании социология – наука об обществе, одно общество в его различных аспектах изучают и социальная философия, и демография, и история, и т.д.

Для того чтобы понять особенности социологического подхода к изучению общества, необходимо выделить собственно область её исследования, определить объект и предмет изучения этой науки.

Объектом социального познания является общество.

Но выделение понятия «общество» в качестве исходного понимания предмета социологии недостаточно. Ключ к обоснованию научного статуса социологии лежит в различии её объекта и предмета.

Объект науки – то, на что направлен процесс исследования, то, что противостоит ученому в качестве объективной реальности это новая сфера деятельности. Объект существовал до и независимо от ученого.

Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон, которые являются предметом изучения конкретной науки.

Часто наблюдается смешение или отождествление предмета и объекта науки.

Предмет – это часть объекта, который интересует исследователя.

Предметом науки выступают связи, свойства и стороны, грани и отношения объекта, которые подлежат непосредственному изучению данной и только данной наукой.

Он выступает результатом субъективно-объектного взгляда в науке, т.е. предмет зависит от объекта (т.е. его часть) и от самого исследователя.

Объект социологии – общество как социальная реальность, в отличии от природы как физической реальности.

Предмет социологии выступают все грани, стороны, связи и отношения социальной реальности, которая изучается социологией.

В общем виде предмет социологии можно определить как систему социальных связей, отношений, взаимодействий между людьми, объединенными в различные общности.

Однако не существует единой точки зрения на предмет социологии.

Одни социологи считают общество как структурированную систему, другие дают ему процессуальную трактовку; одни глобализируют его границы, другие – локализируют; одни изучают «факты», другие «символы».

Разнообразные подходы к определению предмета социологии.

а) Социология, «будучи в самом широком смысле слова обширную наукой об обществе м.б. определена как наука социальных элементов и первых принципов» (Франклин, Гидингс, американский социолог 1855-1931 г.г.).

б) «Социология – научное изучение общества и общественных отношений. Социология – научное изучение людей». (Н. Смелзер, американский социолог).

в) «Социология – наука об обществе в целом, социальных структурах и социальных системах», (Энтони Гидденс).

г) «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой стороны», (П. А. Сарокин, русско-американский социолог, 1989-1968 г.г.).

д) «Социология – наука о том, что люди говорят, думают и делают в их повседневной жизни», (Вандер Занден).

е) предмет социологии «заключает в себе множество движений … отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов» (Г.Зиммель.)

ж) «Социология – наука о становлении, развитии, функции социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Эта наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социальных субъектов - общностей; наука о социальных отношениях как механизма взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностью, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения». (В.А.Ядов)

Следовательно, мы видим два основных подхода к определению социологии и ее предмета, которые получили название макро- и микро- социологических.

С точки зрения Макроподхода – социология наука об обществе в целом, об обществе как целостном организме, как системе.

 

Предельно большое общество – предмет социологии (пять предметных зон).

 

1. Глобальные массовые общественные системы (различные типы человеческих обществ).

2. Глобальные общественные мировые процессы:

а) индустриализация, урбанизация, демографические процессы; демографические сдвиги, взрывы, миграция, рост народонаселения.

б) социальные движения (эволюция, революция, терроризм, движение протеста).

в) технологические процессы и их влияние на общество (компьютерная революция и ее последствия).

3. Социальные структуры:

а) большие социальные группы и групповые общности (классы, этносы, категории)

б) процессы социальной интеграции и дифференциации

в) проблемы социального равенства и не равенства, социальной справедливости

г) социальные статусы и роли

д) групповая динамика и социальная мобильность

4. Социальные институты (устойчивые формы организации совместной деятельности) Пример: наука, семья, партия, государство …

5. Различные типы культур (их взаимодействия, взаимное влияния, изменение).

То есть, макросоциологию интересует общество как целостные организм, в его развитии и функционировании.

Человек здесь «в тени», его заслоняют макроструктуры.

Здесь Макро используются в двух значениях:

1. Крупный, большой, глобальный

2. Длительный (о происходящем)

 

Микроподход

Социология – наука о массовых социальных процессах и массовом человеческом поведении, о повседневном поведении людей в ситуациях непосредственного общения.

Ее интересуют в первую очередь…

1. Малые социальные группы (семья, трудовой коллектив)

2. Массовое и групповое сознание и поведение

3. Личности, межгрупповое и групповое общение

4. Мотивы и стимулы человеческого поведения

5. Процесс социализации личности и ее механизм

6. Частные явления и их конкретные ситуации

Здесь человек и массы – в центре внимания.

Слово «микро» здесь означает не только малый, мелкомасштабный, но и внутренний аспект деятельности людей, их поведения, который скрыт от наблюдателя.

Т.о. мы видим два разных подхода к определению предмета социологии, которые существуют параллельно и плохо согласуются друг с другом.

Существует две парадигмы социологического знания. Наряду явная социологическая дихотомия – противоречие между макро и микро пониманием социологии. В этом и заключается одно из главных методологических противоречии социологической науки.

Основа этого объективна. Источник коренится в самой объективной природе социальной реальности (в двойственной природе общества). Социальный мир разнообразен и разнокачественен. Социальная жизнь протекает на двух разных уровнях: на социальном и социетальном. Следовательно, у социологии, отражающей общество, существует два, хотя и взаимосвязанные, но тем не менее разные предметные зоны. Предмет социологии двуедин.

Эти два уровня существенно различаются, но их нельзя разрывать. Они тесно взаимосвязаны.

До середины XX века обе парадигмы развивались параллельно. Их противопоставление привело в 40-е года XX века к глубокому кризису в мировой социологии, к тому, что было поставлено под угрозу само существование социологической науки (в 40-е годы отмечается мощная полемика между теорией и эмпирической социологией). В результате возникла идея, что микро и макро социология – это две разные науки, а не уровни одной и той же. Первую в истории социологии попытку примирения двух тенденции в социологии и соединения двух ее уровней предпринял американский социолог Р. Мертон в 1947. (предотвратил разрыв социологии на две науки) (книга «социологическая теория и социологическая структура»(1949)). В качестве основного средства он предложил идею «Теорий среднего уровня» (ТСУ)

Теория средних рангов (среднего радиуса действия) – выступает в роли своеобразного мостика, соединенного верхнего и нижнего уровня социологической науки (большую теорию и конкретную социологию).

Структуру социологии он рассматривал (трехуровневую систему знаний):

1-й уровень – всеохватывающих теоретических схем (грант теория)

2-й уровень – теория среднего ранга (социология молодежи, политики…)

3-й уровень – «малые рабочие гипотезы», возникли в эмпирических исследованиях.

Он считал, что только ТСУ заслуживает внимание социологии, так как:

1. Теории высокого уровня

- невозможно применить прямо, непосредственно к изучению частных явлении.

- они слишком широки и масштабны и абстрактны следовательно мертвы и безжизненны

- они слишком оторвались от реальных проблем общества и далеки от них.

2. Частные и рабочие гипотезы напротив слишком мелки.

- оторваны от теории и грешат описательностью и фактологичностью. Полезны лишь для объяснения частных проблем общества, но не для выведения закономерностей.

- они слишком частны, и на их основе строить теорию общества. Наука здесь – груда фактов, без их теории осмысления.

 

«Т.С.У.» обычно образуется двумя путями:

а) Путем конкретизации, детализации общественной теории общества, применимо к группам социологических явлении (сфер общественной жизни)

б) Путем обобщения эмпирических фактов, полученных в ходе микро исследовании

ТСР – это уровень тех же специальных отраслевых социальных дисциплин. Он тоже многослоен.

Т.о. предмет социологии представляется в трех измерениях: большая теория, Т.С.У. и прикладные исследования.

В России дискуссии о предмете социологии велись в течение всего 20 века.

В итоге обозначилось 4 противоположные позиции

1. Сферный подход Иванов Вилен Никол. Социолог, философ, чл.корр РАН по социологии 80е годы)

Социология – наука о социальных отношениях. Это те отношения, которые складываются между людьми в социальной сфере жизнедеятельности общества. Соц.отношения – это те, которые возникают в сфере непосредственных жизненных интересов людей. В итоге, общество – это не совокупность индивидов, а совокупность социальных отношений.

Социология в социальной сфере изучает вопросы здравоохранения, образования, быта, семьи …

2. макроподход. (представители социально-философской школы Мих.Ник Руткевич,, Димов, Боронаев)

социология – наука об обществе в целом. Она изучает наиболее общие вопросы социального бытия, общие законы общественного развития и все то общее, что есть во всех обществах.

Здесь социология ограничивается социаетальным уровнем.

3. микроподход. (Ж.Т. Тощенко, Ю.Ал-р Левада)

предмет социологии – реальное общественное сознание и поведение., а также условия, которые влияют на это сознание и повеление. Социология – наука эмпирическая. Она изучает общественные системы в их функционировании и развитии.

4. Подход на уровне теорий СУ. (В.А.Ядов, В.Я.Фетисов, Т.И.Заславская)

основное понятие – группа.

 

ИТАК, Отсутствие единого подхода в понимании предмета социологии породило множество социологических теорий и парадигм.

Социология - наука многопарадигмальная.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.49 (0.008 с.)