Социально – экономические и политические предпосылки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально – экономические и политические предпосылки.



Что это за период в истории Европы? Генезис социологии следует рассматривать в широком историческом и социокультурном контексте.

a) В общем плане – начало XIX века – период окончательного утверждения нового общественного строя - капитализма в странах Европы и мира в целом.

b) Это была переломная эпоха, порожденная Великой французской буржуазной революции, которая, по словам Маркса, больше сделала для Европы, чем для самой Франции. Революция дала мощный толчок развитию капитализма.

c) Это был период быстрого экономического роста (главного, «свободного» развития).

d) Это был период переосмысления старой предыдущей эпохи и итогов и уроков Французской революции.

e) Это очень противоречивая эпоха:

Ведь капитализм привел к неоднозначным последствиям. Следовательно его возникновение было воспринято неоднозначно разными слоями населения и разными социально – экономическими и политическими силами.

 

Последствия капитализма.

o С одной стороны – это более прогрессивный общественный стой по сравнению с феодализмом : **Он означал более высокий уровень развития производства, производительных сил. **Более высокий уровень организации и рационализации производства и общества.

o С другой стороны, рани капитализм породил:

** Обнищание, эксплуатация – массовое обнищание народных масс, резкую социальную дифференциацию населения, резкое усиление эксплуатации трудящихся.

**.Новое неравенство – старые формы сословно – кастового неравенства (феодал.) сменились новыми формами классового, экономического.

**. Крах старых иллюзий – в начале XIX стало окончательно ясно, что лозунги «свобода – равенство – братство», начертанные на знаменах Великих Французских революционеров, так и остались не реализованными, обернулись очередным мифом.

**.Экономический рост происходил на фоне усиления экономического хаоса и анархии, («ранний», свободный, не регулируемый капитализм), на фоне свободной конкуренции субъектов экономики.

Разные реакции на капитализм в разных слоях европейского общества:

1. Реакцией на капитализм со стороны трудящихся классов было резкое усиление классовой борьбы: пролетариат следует из «класса в себе» в «класс для себя», выходит на историческую арену борьбы ( восстание Силезских, Лионских ткачей, чартизм и т.д.) возникает пролетарское сознание. Трудящимся требовалось осмыслении е нового общества, ибо стало ясно, что и оно не совершенно, плоды революции достались другим.

2. Но была и ответная реакция со стороны буржуазии.

а. Ей требовалось точное научное знание вновь появившихся социальных явлениях и процессах в условиях капитализма и их объяснения.

б. Требовалось осмысление новой социальной реальности - капитализма (стало совершено ясно что и новое общество не совершенно).

в. Необходимо было осмыслить кризисные явления в обществе и найти пути их преодоления, пути и средства предотвращения социально-классовых конфликтов, достижение социального мира и гармонии.

г «Рецепты» (научное обоснование) по изменению несовершенного мира, по его переустройству.

д. Необходимо было научное обоснование прогноза социального развития.

е. Нужно было создать, выработать новую систему общественных ценностей, вокруг которых сплотилось все общество (старые были разрушены или поколеблены). Ведь капитализм вызвал массовое крушение надежд на равенство, справедливость, свободу.

Т.о., после буржуазных революций возникли совершенно новые неизвестные ранее проблемы, новые сложные задачи. А умозрительная философия и фактографическая история были не с состоянии их решить и осмыслить. Нужна была совершенна новая наука об обществе.

 

ИТАК, Возникновение социологии явилось:

1. С одной стороны, результатом переосмысления старой эпохи, осмысление итогов и уроков французской буржуазной революции (революции удачными не бывают).

2. С другой – ответом на вызовы нового времени, новой эпохи, требовавшей решения новых сложных общих задач.

3. Социология – это ответ на кризис европейского общества и европейской культуры, последовавший за французской буржуазной революцией, которая «пожрала своих собственных детей».

2.Общецивилизационные предпосылки возникновения социологии (т.е. у неё есть корни не только в политике).

Социология – это не только продукт европейской культуры, но и продукт всей мировой цивилизации, следовательно, и корни её следует искать в европейской политике, но и в общецивилизационных потребностях и процессах.

** К началу 19 в. отчетливо наметилась тенденция к интеграции универсализации мира. Начинает складываться целостный, единый социальный мир:

 

1. Формируется мировой рынок, складывается единая система мирового хозяйства; хозяйственные связи проникают не только в Европу, но и др. части света (Процесс экономической интеграции после Великих географических открытий).

2. Возникают сложные политические системы и институты в разных странах мира.

3. Всё более тесной становится взаимосвязь различных культур.

4. Складывался иной, единый мир с общими чертами и установлениями.

Эпоха географических открытий, когда люди другой расы и с иными социальными порядками, традициями и законами воспринимались как экзотические диковина, давно миновала.

5. Сложился устойчивый интерес к образу жизни и социальному устройству далеких народов.

 

Следовательно, требовалось объяснить мир не просто как сумму разных стран и народов, а как единство многообразного, единство противоречивого.

** Знание и объяснение этого целостного, единого мира потребовало и новой, особой науки, которая изучала бы социально-типическое, универсальные явления. - Социология.

* Не случайно, что О. Конт и Г. Спенсер формируют «закон однолинейной универсальной эволюции», согласно которого все страны «дружно» и «организованно» проходят одни и те же стадии, этапы в развитии, вырабатывая сходные социальные структуры и институты.

3. Общенаучные предпосылки

3. Возникновение социологии было подготовлено и всем предшествующим развитием научного знания и пр. общественных наук, развитием идеи об обществе. К этому времени:

а) Был накоплен огромный фактический материал об обществе другими общественными науками (этнография, демография, история, антропология и др.), который требовал систематизации и обобщения.

б) Наряду с умозрительной философией появились и эмпирические социальные исследования на базе социальной статистики:

1. – проводились хозяйственные, подворные переписи;

2. – общая национальная перепись населения;

3. – начинают проводится массовые статистические обследования населения;

4. – появляются первые массовые опросы, изучается общественное мнение населения.

в) Много было сделано и в теоретическом, концептуальном плане (здесь тоже был целый ряд достижений):

- возникла концепция правового государства (Дж. Локк и Ш. Монтескье);

- разрабатывалась концепция гражданского общества (Гегель);

- было сформировано понятие общественного класса (древняя история Тьерри, Минье, Гизо).

Всё это требовало обобщения и систематизации огромного количества уже накопленными другими науками социальных фактов.

Следовательно, по О. Конту, социология должна быть наукой синтетической, цель которой обобщить все социальные факторы, добытые другими науками (Конт стремился к теоретическому синтезу знаний об обществе).

 

ВЫВОДЫ:

Т.о., социология возникла не потому, что появился новый, свободный объект исследования или новый сегмент в старом объекте, а прежде всего потому, что новые задачи и проблемы, поставленные капитализмом и человеческой цивилизацией в целом, нельзя было решить старыми методами и в лоне старых наук.

Социология возникла как интеллектуальная реакция на беспомощность и несостоятельность господствующих тогда схоластической умозрительной философии, фактографической истории, описательной статистики (как противовес, альтернатива их концепциям).

Субъективно процесс возникновения социологии стимулировался потребностями преодоления кризиса. Умозрительной, спекулятивной философии нужна была новая «позитивная» наука об обществе.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.007 с.)