Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология, как наука.

Поиск

Тема 1. Социология, как наука.

План:

1. Предпосылки возникновения социологии, как науки.

2. Предмет и объект познания социологии. Основные парадигмы социологии.

3. Структура социологической науки (уровни социологического анализа)

4. Основные категории социологии.

5. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук.

6. Функции социологии.

Предпосылки возникновения социологии, как науки.

С древних времен человека интересовали не только загадки природы и явления окружающей среды, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей.

Действительно, почему людям следует жить среди других людей? Что заставляет их объединяться? Но в тоже время проводить границы между собой, разделяться на отдельные государства? Почему существует неравенство, одним дозволено пользоваться многими благами, другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти, и многие другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляды на человека и на общество.

Подобно тому, как математика началась с геометрии, то и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов древности, например: Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.

Однако социология, как наука возникла только в середине XIX в.

Отцом основателем социологии считается французский философ – позитивист О. Конт (1798 – 1857 г.) В 30е гг 19 века он выступил с претензией на создание новой науки об обществе, которая изначально называлась «социальная физика» (IV том шести томн работы «Курс позитивной философии 1839 г.») Но данный термин уже использовался его соотечественником Адольфом Кеттле для обозначения статистики следовательно появился термин «социология».

Термин «Социология» - производное от двух слов: латинского “societas” – общество и греческого “logos” - слово, понятие учения.

Следовательно этимологически социология – наука об обществе. Однако это определение абстрактно, поверхностно и формально.

Оно ограничено и малоэффективно, так как:

1 Ничего не говорит о предмете данной науки, о ее специфики, по сравнению с другими общественными науками (стоит знак равенства между социологией, историей, философией, правом).

2. Это определение несет на себе отпечаток той исторической эпохи, в которой оно возникает. Оно лишь отражает древние, первоначальное значение этого слова, и указывает на его корневой состав (не учитывается эволюция, которой подвержен термин в процессе развития). В этом смысле оно явно устарело.

Чтобы сделать первый шаг к пониманию предмета социология надо обратиться к анализу той исторической эпохи, и тогда мы поймем почему социология тогда отождествлялась с обществознанием в целом. Но прежде, встает вопрос зачем возникает новая наука об обществе?

Микроподход

Социология – наука о массовых социальных процессах и массовом человеческом поведении, о повседневном поведении людей в ситуациях непосредственного общения.

Ее интересуют в первую очередь…

1. Малые социальные группы (семья, трудовой коллектив)

2. Массовое и групповое сознание и поведение

3. Личности, межгрупповое и групповое общение

4. Мотивы и стимулы человеческого поведения

5. Процесс социализации личности и ее механизм

6. Частные явления и их конкретные ситуации

Здесь человек и массы – в центре внимания.

Слово «микро» здесь означает не только малый, мелкомасштабный, но и внутренний аспект деятельности людей, их поведения, который скрыт от наблюдателя.

Т.о. мы видим два разных подхода к определению предмета социологии, которые существуют параллельно и плохо согласуются друг с другом.

Существует две парадигмы социологического знания. Наряду явная социологическая дихотомия – противоречие между макро и микро пониманием социологии. В этом и заключается одно из главных методологических противоречии социологической науки.

Основа этого объективна. Источник коренится в самой объективной природе социальной реальности (в двойственной природе общества). Социальный мир разнообразен и разнокачественен. Социальная жизнь протекает на двух разных уровнях: на социальном и социетальном. Следовательно, у социологии, отражающей общество, существует два, хотя и взаимосвязанные, но тем не менее разные предметные зоны. Предмет социологии двуедин.

Эти два уровня существенно различаются, но их нельзя разрывать. Они тесно взаимосвязаны.

До середины XX века обе парадигмы развивались параллельно. Их противопоставление привело в 40-е года XX века к глубокому кризису в мировой социологии, к тому, что было поставлено под угрозу само существование социологической науки (в 40-е годы отмечается мощная полемика между теорией и эмпирической социологией). В результате возникла идея, что микро и макро социология – это две разные науки, а не уровни одной и той же. Первую в истории социологии попытку примирения двух тенденции в социологии и соединения двух ее уровней предпринял американский социолог Р. Мертон в 1947. (предотвратил разрыв социологии на две науки) (книга «социологическая теория и социологическая структура»(1949)). В качестве основного средства он предложил идею «Теорий среднего уровня» (ТСУ)

Теория средних рангов (среднего радиуса действия) – выступает в роли своеобразного мостика, соединенного верхнего и нижнего уровня социологической науки (большую теорию и конкретную социологию).

Структуру социологии он рассматривал (трехуровневую систему знаний):

1-й уровень – всеохватывающих теоретических схем (грант теория)

2-й уровень – теория среднего ранга (социология молодежи, политики…)

3-й уровень – «малые рабочие гипотезы», возникли в эмпирических исследованиях.

Он считал, что только ТСУ заслуживает внимание социологии, так как:

1. Теории высокого уровня

- невозможно применить прямо, непосредственно к изучению частных явлении.

- они слишком широки и масштабны и абстрактны следовательно мертвы и безжизненны

- они слишком оторвались от реальных проблем общества и далеки от них.

2. Частные и рабочие гипотезы напротив слишком мелки.

- оторваны от теории и грешат описательностью и фактологичностью. Полезны лишь для объяснения частных проблем общества, но не для выведения закономерностей.

- они слишком частны, и на их основе строить теорию общества. Наука здесь – груда фактов, без их теории осмысления.

 

«Т.С.У.» обычно образуется двумя путями:

а) Путем конкретизации, детализации общественной теории общества, применимо к группам социологических явлении (сфер общественной жизни)

б) Путем обобщения эмпирических фактов, полученных в ходе микро исследовании

ТСР – это уровень тех же специальных отраслевых социальных дисциплин. Он тоже многослоен.

Т.о. предмет социологии представляется в трех измерениях: большая теория, Т.С.У. и прикладные исследования.

В России дискуссии о предмете социологии велись в течение всего 20 века.

В итоге обозначилось 4 противоположные позиции

1. Сферный подход Иванов Вилен Никол. Социолог, философ, чл.корр РАН по социологии 80е годы)

Социология – наука о социальных отношениях. Это те отношения, которые складываются между людьми в социальной сфере жизнедеятельности общества. Соц.отношения – это те, которые возникают в сфере непосредственных жизненных интересов людей. В итоге, общество – это не совокупность индивидов, а совокупность социальных отношений.

Социология в социальной сфере изучает вопросы здравоохранения, образования, быта, семьи …

2. макроподход. (представители социально-философской школы Мих.Ник Руткевич,, Димов, Боронаев)

социология – наука об обществе в целом. Она изучает наиболее общие вопросы социального бытия, общие законы общественного развития и все то общее, что есть во всех обществах.

Здесь социология ограничивается социаетальным уровнем.

3. микроподход. (Ж.Т. Тощенко, Ю.Ал-р Левада)

предмет социологии – реальное общественное сознание и поведение., а также условия, которые влияют на это сознание и повеление. Социология – наука эмпирическая. Она изучает общественные системы в их функционировании и развитии.

4. Подход на уровне теорий СУ. (В.А.Ядов, В.Я.Фетисов, Т.И.Заславская)

основное понятие – группа.

 

ИТАК, Отсутствие единого подхода в понимании предмета социологии породило множество социологических теорий и парадигм.

Социология - наука многопарадигмальная.

 


Содержательный срез.

 

три уровня: Общая социология (макро), частная социологическая теория (ТСР) и социография (конкретные социологические исследования) – микро социология.

а)Общая социология – абстрактно – обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития.

Здесь фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности.

Данное направление включает в себя проблемы:

1. Социально – философское осмысление наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, личности;

2. Гносеологические проблемные вопросы социологии;

3. Проблемы построения структур социальных ассоциации;

4. Построения людьми общностей и процессов;

5. разработку методов изучения социологических процессов и явлений.

Концепции, выдвигаемые на этом уровне, отличаются высокой степенью абстракции.

б)Частные социологические теории (Т.С. Ранга) – дают описание и анализ социально особенного.

В рамках этого уровня может выделить два класса теории: специальные и отраслевые.

Специальные теории – исследует сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессы, общности, институты) социальной сферы общественной жизни – социология пола, возраста, семьи, образования, класса, города. Она исследует особый класс социальных явлений.

Отраслевые теории – исследует социальные аспекты классовых явлении, принадлежащим к другим сферам общественной жизни (экономической, политической, духовной) ** примеры: социология труда, социология политики, социология культуры, социология организации, социология управления.

 

В отличии от специальных теории они не являются общими теориями данных классовых явлении, так как исследуют лишь один из аспектов их проявления, а именно социальный. Для отраслевых теорий характерен «стыковочный» характер.

 

Можно провести другую классификацию частных теорий:

· изучают социальные институты: социология семьи, образования, науки, религии, искусства, армии, труда, политики.

· изучают социальные общности: социология малых групп, организации, страт, слоев, классов, профессиональных категорий, социология толпы.

· изучают специализированные социальные процессы: социологию преступности, конфликтов, мобильности и миграции, урбанизации, общественных движении.

в) Социография – конкретные социологические исследования. Цель описания и анализ социально – единичного во всей конкретности его существования.

г).Мета социология.

 

Но есть и четвертый (высший) уровень социологического знания «Мета социология»

(Мета – означает «после», «за пределами»)

Это весьма специфический уровень и стоит особняком, над социологической наукой.

Специфика в том, что объект изучения сама социология.

Мета социология – знание о знании, равно «Социология социологии» (Ввел Р. Фридрихс) равно «Рефлексивная социология» (А. Гоулднер), то есть социология, размышляющая над собой.

Особый статус Мета социологии заключается в том, что она обладает относительной самостоятельностью по отношению к социологии. Она одновременно и ее часть и не ее часть.

Это внешняя парадоксальность объясняется тем, что необходимо различать две группы наук:

1. Субстантивные (их объект – некие субстанции, часть материального мира). материальные миры

2. Не субстантивные (изучает не субстанцию, ее структуры и законы, а системы идей, теорий, различной науки и процесс научного исследования). идеальные миры

Мета социология – не субъективная социологическая дисциплина, самостоятельный раздел социологии. Ее не интересует общество - социальная реальность.

 

Она занимается (предметные зоны):

1. Выделением предмета и предметных зон социологии.

2. Изучением структуры и свойств социальной науки.

3. Изучением специфики места социологии в системе других наук, ее связи с другими науками, осмысление научного статуса.

4. Обоснованием ее роли и функций в обществе.

5. Выделением и анализом теории и концепций, школ и направлений

6. Исследованием процесса исторической эволюции социологии

7. Разработкой процессов и методов социологического исследования конкретных фактов.

Мета социология анализирует социологию извне и изнутри.

С внешней точки зрения социология – это специфическое социологическое явление, которое подобно другим явлениям доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологической теории, ее функции по отношению к определенной политической системе, ее влияние в обществе за пределами узкопрофессиональной среды.

С внутренней стороны социология исследуется - особая научная дисциплина, совокупность конкретных проблем, понятий, теорий, методов, отвлеченного от их социального контекста.

Мета социология связана с разработкой принципов анализа того, что уже создано социологией.

Понятие «социальное»

Впервые в истории социальной мысли, понятие «социального», как характеристики одной из сторон общественной жизни было введено К.Марксом. При анализе общества, его процессов и отношений он использует 2 понятия общественный (gesellschaftich) и социальный (sozial).

Понятие «общественный» используется тогда, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон (экономической, политической, идеологической). Говоря о природе отношении людей друг с другом, о их отношениях к факторам и условиям жизнедеятельности, к собственному положению и роли в обществе – используется понятие «социальное».

В странах Западной Европы и США понятие «социальное» использовалось в узком (эмпирическом) значении, так как здесь доминирующие развитие получила эмпирическая социология. Это вызвало трудности при обозначении явлении и процессов, относящихся к обществу в целом. В результате введено понятие «социетального», используемое для характеристики всей системы социальной относительности.

В советской науке четкое разграничение между понятием «социальное» и «общественное» отсутствовало, что было обусловлено языковыми традициями. Обычно в русском языке используется понятие: «общественное» и «гражданское». При этом общественное рассматривалось, как синоним «социальному», а понятие «гражданское» относилось к юридической науки.

Итак «Социальное» - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношении данного общества, интегрированное в процессе совместной деятельности индивидами (или группами индивидов) в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу,. к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Личность в такой же мере социальна как группа, общность и общество (поскольку ей присуща установка к объединению с другими людьми)

«Социальное» - качество имманентно присущее как личности, так и общности. Но его проявления у личности (в отличие от общности) имеют конкретно наблюдаемые эмпирические индикаторы. Такими индикаторами может быть нормы ролевого поведения человека.

При объединение людей в общность социальные качества личностей создают новый, более высокий (групповой или социетальный) уровень социального, в котором индивидуальная социальность представляет как выражение социальных интересов, норм поведения, идеологии и так далее, группы, общности, общества.

В этом процессе утрачиваются личностные проявления «социального», но возникают новые социальные черты, которые помогают идентификации и самоидентификации людей, принадлежащих именно к данной социальной группе или обществу. Любая система общественных отношений (экономические, политические) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем имеет свой четко выраженный социальный аспект.

 

Следовательно можно сделать следующий вывод:

1. «Социальное» - это свойство внутренне присущее индивидам и общностям, формирующиеся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

2. «Социальное» отражает содержание и характер воздействий между субъектами (индивидами, группами, общностями), как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности.

3. «Социальное» - если результат воздействий и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, образе жизни и так далее.

4. «Социальное» явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого индивида (или групп) независимо от того, присутствует ли физически этот индивид (или группа).

«Социальный закон»

Нет человека полностью свободного в своем поведении. Живя в обществе, он подвергается воздействию со стороны:

а) окружающих его отдельных личностей, общностей, групп.

б) результатов его прошлой деятельности: система ценностей, норм, правил

в) окружающей среды: климатические условия, предметы материальной культуры, природные явления.

г) индивидуальные характерные черты самой личности

 

Следовательно, существует множество барьеров и ограничений, изменяющих поведение личности. В результате этого деятельность социальных институтов и социальных групп становится в значительной степени однонаправленной, а поведение людей контролируемым, влиянием группы более стандартизированным.

Это обеспечивает повторяемость образцов поведения человека и предсказуемость его стремлений.

Т.о., Деятельность и поведение людей в обществе подвержены воздействию объективных, то есть не зависящих от сознания людей, социальных законов.

 

Социальные законы – это существующие независимо от сознания людей объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу, и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы, стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других в самовыражении.

Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности, но могут различаться по сферам своего распространения: например существуют законы для групп, страт, общества в целом.

А. Социология и философия.

Социальная философия раскрывает субъектно-объектные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобщения, рассматривает ее как родовую.

Социология, опирается на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной системы деятельности, поведения и отношении в том или ином обществе.

Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.

Различия: Они различаются, хотя у них и много общего.

Социология наиболее близка к социальной философии (1.исторически, то есть генетически она вышла из социологической философии; 2. содержательно – по проблемному полю)

1. По предмету изучения.

Сам предмет различается: а) по содержанию

б) по масштабам

 

а) По содержанию: (ракурс изучения общества)

Социальная Философия изучает общество – как общечеловеческую цивилизацию в целом, как человечество, то есть общество вне пространственно – временных границ, в глобальных пространственно – временных границах, общество вообще, то есть во всех типах человеческого общества.

Социология – изучает общество в конкретных пространственно – временных рамках и, как правило, в границах государства.

б) По масштабам:

Социальная Философия изучает общество и цивилизации в масштабах всемирно-исторического процесса (от зарождения до наших дней).Изучает глобальные, общечеловеческие, общецивилизационные, формационные процессы развития человечества.

Ее предмет – человечество – как глобальный исторически процесс.

- качество своеобразного общества по сравнению с природой

- цели и идеалы общества

- генезис и развитие

- место и роли человека в обществе

- судеб и исторических перспектив.

Социология изучает конкретные социальные явления и процессы, происходящие «здесь и сейчас, там и тогда» (Ядов), а не в рамках всемирно – исторического процесса

Изучает общество в конкретных социальных формах.

2. По своему основному вопросу:

Философия: что есть общество, какова его природа и наиболее общие законы развития?

Социология – что есть общество, как оно возможно? (что делает существующих индивидов обществом?)

3. Разная фактуальная основа

Социология – источник знания «социальные факты», добытые из реальной жизни в процессе социологических исследовании

Философия – источник знания – теоретические выводы и обобщения, добытые другими науками об обществе (этнография, история, социология, политика)

Здесь теория рождает теорию, мысль вырабатывается из мысли.

Следовательно Философ – мыслитель (который в тиши кабинета на основе 100 книг пишет свою).

Социолог – исследователь «полевого типа».

4. Разные системны категорий

Философия оперирует – категориями высокой степени абстракции, высшие уровни общности «Общественное бытие», «общественное сознание», «человек», базисная надстройка.

Социология оперируется конкретными категориями, которые имеют прямые эмпирические индикаторы.

- не бытие и сознание, а социальная структура, институты, культура

- не отношения, а взаимодействие, действие, социальные группы

- не человек, но личность как социальный тип.

5. Различные методы исследования социальных явлений и процессов:

Социальная Философия – «дискурсивные методы» (философская дискурсия - логически выстроенная цель рассуждения)

v логика, размышление, понятийные доказательства, рассудочные доводы и аргументы.

Социологии – из этого мало. Надо:

- эмпирические доказательства (полученные на опыте)

- сторогие математические доказательства

- количественные аргументы

- рассудочный довод – это лишь гипотеза, которая должна быть обязательно проверена опытным путем.

Б) Социология и История.

1) История реконструирует прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности.

Социология же делает акцент на всем социально типическом, на процессе превращения единичного в особенное, и всеобщее.

2) История обладает преимуществом в отношении процесса возникновения новых социальных систем.

Социология способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Задача, социологии заключается в том, чтобы схватить, зафиксировать это на уровне социально - типическом.

История изучает общество конкретно и хронологически. Собирает конкретный материал о социальных явлениях. Социология использует данные, которые дает ей история, отмечает общие свойства отдельных видов социальных явлений и дает их типологическую картину (например, революции).

В) Социология и частные науки (экономика, политология, юридические)

Частные науки – исследуют различные виды деятельности и отношения личности и социальных общностей.

Они рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, поведения, отношений. Здесь они включаются в новые связи и отношения, приобретают характер элементов общества как системы, ориентированной на воспроизводство определенных типов личности.

Например,. Раскрыть закономерности политической жизни на основе этого оптимизировать ее структуры, органы власти… можно лишь учитывая особенности общества в целом, исследуя социологические системы

Вместе с тем, общество нельзя понять и реформировать без этого воздействия, которое оказывает на него политическая – структура и различные режимы.

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ. Социология занимает особое (центральное) место в системе – социальных и гуманитарных наук, т.к.

1. Социология включает в себя общую социологическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других наук.

2. Все социальные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества, всегда включают в себя социальные аспекты, то есть законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуется посредством деятельности людей.

3. Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения, разработки социологий часто используются другими науками.

4. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название в социальной науке – социальных исследовании (социально экономические, социально политические, социально психологические, социально демографические).

Вывод:

Итак, 1) значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно – обоснованную теорию об обществе и его структуре, понимание законов и закономерностей взаимодействия. его различных структур.

2. Раскрывая законы социальной деятельности, отношений, поведения личности и различных общностей, она способствует формированию адекватных социальной реальности, ценностей и социальных установок, норм и принципов жизни.

Функции социологии.

1. Познавательная: Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития

2. Прикладная – проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач.

а) функция социального контроля: социологические исследования дают информацию для осуществления социального контроля, показывают пути снятия социальной напряженности, разрешения социальных кризисов.

б) прогностическая функция – социология способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социологических процессов.

в) функция социального и планирование: социологические исследование используются для планирования разнообразных сфер общественной жизни (медиаисследования)

3. Идеологическая: результаты исследовании могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, средством формирования определенных стереотипов, создавая систему ценностей и социальных предпочтений. (электоральные исследования.)

4. Гуманистическая: Социология служит улучшению взаимодействий. между людьми, способствует совершению общественных связей и отношений.

 

Тема 1. Социология, как наука.

План:

1. Предпосылки возникновения социологии, как науки.

2. Предмет и объект познания социологии. Основные парадигмы социологии.

3. Структура социологической науки (уровни социологического анализа)

4. Основные категории социологии.

5. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук.

6. Функции социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.01 с.)